Архив : №30. 29.07.2011
Только ли вступительный взнос?
Не так давно в «Литературной России» прозвучала информация о возмутившей многих ситуации в Московской писательской организации, установившей якобы «непомерно большой» вступительный взнос для получения гордого звания «ПИСАТЕЛЬ», аж в ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ рублей. А мне кажется, что руководство Московской писательской организации – это просто честные и откровенные люди с ясным и чётким представлением о ценностях и законах рыночного времени.
– Хотите стать членом писательского союза? Пожалуйте в кассу!
И вот членский билет уже в кармане у счастливого обладателя пера, а возможно, и таланта. Это в доброе (или недоброе, смотря как глядеть) советское время Союз писателей, равно как и другие творческие организации, пользовался государственной поддержкой: собственные дома писателей, дома творчества, оказывал писателям финансовую поддержку, элитарные по тем временам поликлиники и т.п. А сейчас Союз писателей – это ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, учреждённая, как правило, несколькими частными лицами, не имеющая постоянного бюджетного финансирования и предоставляющая минимальные льготы минимальному числу своих членов, как правило, приближённых к особе «императора», т.е. председателя. Причём не зиц-председателя Фунта, а настоящего, наделённого полномочиями, с печатью и подписью, правда, без большой казны. Если верить председателю Санкт-Петербургского отделения СПР экс-каперангу Борису Орлову, то он даже зарплату уборщице платит из своей военной пенсии. Так что в наше время получение членского билета Союза писателей (которых, кстати, развелось неисчислимое множество) – это, так сказать, акт чисто моральный – потешить своё тщеславие и самолюбие. А вот цена этого акта – она может быть различной.
Допустим, ваше ALTER EGO требует материального подтверждения в виде членского билета Союза писателей России в кармане. Зайдите к секретарю СПб-ского отделения СПР и попросите ознакомить Вас с положением о том, как стать членом этой общественной организации. С изумлением услышите в ответ, что положения нет, нужны рекомендации трёх членов Союза, а детали вопроса нужно узнать у самого председателя.
С тремя рекомендациями в кармане от заслуженных членов писательской организации приходите к председателю: дескать, вот, хочу приобщиться, рекомендации есть.
– Нужна книжка, – безапелляционно заявляет председатель. – И рекомендация секции.
– А положение можно посмотреть?
– Какие вам ещё положения?! Я же всё сказал!
Но позже вдруг выяснится, что не всё он сказал: потребуется не одна, а уже две книжки, а потом вдруг появятся ещё и дополнительные требования – отзыв на ваше произведение в центральной печати... Но и наличие всего этого комплекта ещё не гарантирует достижения цели. Одним словом, хозяин барин: как хочу, так и ворочу. Не будем вспоминать о Николае Рубцове, которого приняли в Союз писателей по рукописи. Возможно, при большом желании председателя можно принять в члены союза человека и без изданной книги. Такой чести удостоился военный историк, неоднократный автор «Литературной России» (кстати, весьма достойный, знающий и интересный журналист) Борис Подопригора: ни книги, ни обсуждения на секции, зато тоже полковник, хотя и другого рода войск!
Но вернёмся к финансовой стороне дела. Допустим, что рекомендации есть, обсуждение рукописи на секции состоялось, рекомендация секции дана. Остаётся вопрос с книгой. Для того чтобы выпустить книгу, необходимо иметь редактора. Предполагается, что редактор должен быть председателем или, на худой конец, одним из членов секции, а ещё лучше – членом правления. Не будем обращать внимание на то, есть ли у члена правления специальное филологическое образование, или он самородок, окончивший, например, семилетку или ПТУ. Труд редактора, естественно, должен быть оплачен на договорных началах, чётких тарифов нет – это пережиток «проклятого» советского времени. Хочешь получить членский билет – плати! Желательно также, чтобы книга издавалась не где-нибудь там, а в своей «придворной» типографии, но за счёт претендента, естественно. Слава богу, что не требуется твёрдый переплёт, на нём можно сэкономить. Но всё равно, чтобы издать книжечку объёмом страниц 200 тиражом 200 экземпляров небольшого формата, даже в мягкой обложке, нужно затратить, не считая редактуры, как минимум тысяч тридцать. В лучшем случае, если повезёт.
А что касается так называемого вступительного взноса, то его величина меркнет по сравнению со стоимостью редакционных и полиграфических услуг.
Не знаю, стоит ли тратить усилия на мониторинг всех писательских организаций России: что, где, сколько? Может быть, Союзу писателей России следовало бы унифицировать процедуру приёма и установить единый тариф на членские и вступительные взносы. Например, принимать в Союз при наличии рукописи, трёх рекомендаций только по заявлению, аналогично приёму, например, в партию «Единая Россия», тоже по существу являющуюся «общественной организацией», правда, не культуры.
Татьяна ЛЕСТЕВА