Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 29.07.2011

В тени

За мою бо­лее чем двух­лет­нюю друж­бу с «Ли­те­ра­тур­ной Рос­си­ей» я убе­дил­ся в прав­ди­во­с­ти, от­кры­то­с­ти и нуж­но­с­ти га­зе­ты для всех пи­шу­щих. Она все­гда да­ёт пря­мой и точ­ный ма­те­ри­ал о ли­те­ра­тур­ной жиз­ни в стра­не, не­взи­рая на ли­ца, ру­га­ет и кри­ти­ку­ет не­да­лё­ких чи­нов­ни­ков, от­ста­и­вая ин­те­ре­сы хо­ро­ших ав­то­ров, и пре­до­став­ля­ет свои стра­ни­цы как для ма­с­ти­тых ли­те­ра­то­ров, так и без­ве­ст­ных ав­то­ров из глу­бин­ки. Всё это ра­ду­ет. Од­на­ко на­ря­ду с по­ло­жи­тель­ным на­прав­ле­ни­ем из­да­ния есть в нём и ка­пель­ка от­ри­ца­тель­но­го. Чур ме­ня, чур. Сра­зу вно­шу яс­ность. Это от­ри­ца­тель­ное лишь в мо­ём лич­ном ви­де­нии и ни­ко­им об­ра­зом не за­тра­ги­ва­ет ува­жа­е­мую ре­дак­цию и, ис­хо­дя из из­ве­ст­ной по­го­вор­ки, не пор­тит боч­ку мё­да. Га­зе­та не уде­ля­ет вни­ма­ния и поч­ти не пе­ча­та­ет ма­те­ри­а­лов, по­свя­щён­ных жа­н­ру фан­та­с­ти­ки. Ред­ко бы­ва­ет, что про­мельк­нут там кро­хот­ные за­ме­точ­ки на эту те­му. Ко­неч­но, я по­ни­маю, что ни­ка­кой пи­са­тель-фан­таст не ста­нет пред­ла­гать га­зе­те свои фан­та­с­ти­че­с­кие про­из­ве­де­ния. Всё же про­филь «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» не­сколь­ко не тот. Но вот пуб­ли­ци­с­ти­ка, ста­тьи о фан­та­с­ти­ке, счи­таю, в га­зе­те бы­ли бы уме­ст­ны.

Я счи­таю се­бя пи­са­те­лем-фан­та­с­том, хо­тя да­вать са­мо­му се­бе оп­ре­де­ле­ние вро­де и не­хо­ро­шо, но пусть. Боль­шин­ст­во мо­их ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний на­пи­са­но в этом жа­н­ре.

 

На­пи­сать эту ста­тью о фан­та­с­ти­ке ме­ня под­толк­нул ма­те­ри­ал, опуб­ли­ко­ван­ный в «Лит.Рос­сии» № 10 от 11.03.2011 го­да. «На­уч­ная фан­та­с­ти­ка: ту­пик или кри­зис». Ав­тор Алек­сандр Лап­тев.

Уви­дев ста­тью, я да­же вздрог­нул от не­о­жи­дан­но­с­ти. Впер­вые встре­чаю на стра­ни­цах из­да­ния та­кой об­шир­ный ма­те­ри­ал на близ­кую мне по ду­ху те­му. «Не лёд ли тро­нул­ся?» «А не по­про­бо­вать ли и мне?» Я ведь во­шёл в чис­ло ав­то­ров «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» не­боль­ши­ми за­мет­ка­ми, ста­ть­я­ми о на­ших ме­ст­ных про­бле­мах, а так­же ви­ти­е­ва­тым за­оч­ным раз­го­во­ром с мо­и­ми в ка­кой-то сте­пе­ни и оп­по­нен­та­ми, и кол­ле­га­ми по пе­ру Ар­ту­ром Ак­мин­ла­у­сом и Ва­си­ли­ем Ши­ря­е­вым.

Худ. Б. КОСУЛЬНИКОВ
Худ. Б. КОСУЛЬНИКОВ

Гос­по­дин Лап­тев в сво­ей ста­тье пи­шет, что «на­уч­ная фан­та­с­ти­ка уве­рен­но идёт ко дну» – и да­лее – «мы, мол, не при­ни­ма­ем на­уч­ную фан­та­с­ти­ку, по­то­му что пред­взя­то от­но­сим­ся к на­уке». «Мы» в его объ­яс­не­нии – это так на­зы­ва­е­мая ху­до­же­ст­вен­ная ин­тел­ли­ген­ция, или гу­ма­ни­та­рии, в гла­зах ко­то­рых вся­кий на­уч­ный фан­таст чуть ли не пре­да­тель, то есть ог­ра­ни­чен­ный ту­пой тех­но­крат, а бо­лее мяг­ко – тех­нарь, со все­ми при­су­щи­ми ему на­клон­но­с­тя­ми и стрем­ле­ни­я­ми. Ко­неч­но, по­нят­но, что гу­ма­ни­та­рии – это тон­ко на­ст­ро­ен­ные фи­ло­соф­ско-ли­ри­че­с­кие лич­но­с­ти, в пи­ку су­хим, од­но­сто­рон­ним тех­на­рям. Но ес­ли уж по боль­шо­му счё­ту, то на­до при­знать, что ми­ром пра­вит имен­но тех­нарь, а не гу­ма­ни­та­рий, и за тех­на­рём бу­ду­щее ми­ра. И вся на­уч­ная фан­та­с­ти­ка – есть сплав на­уч­ных идей и тех­ни­че­с­ких ре­ше­ний.

Алек­сандр Лап­тев, ха­рак­те­ри­зуя бед­ст­вен­ное по­ло­же­ние на­уч­ной фан­та­с­ти­ки, го­во­рит, что «се­рь­ёз­ные пи­са­те­ли не же­ла­ют тра­тить си­лы на этот «низ­кий жанр», и, мол, «ра­бо­та­ют в нём пре­иму­ще­ст­вен­но мо­ло­дые и зе­лё­ные». Но вот тут он не­сколь­ко не­прав. По­то­му как сей­час во­об­ще нет на­сто­я­щей на­уч­ной фан­та­с­ти­ки. Вме­с­то неё есть не­что дру­гое – по­хо­жее, в ко­то­ром и ра­бо­та­ют эти мо­ло­дые и зе­лё­ные. Но об этом по­сле. По­ка же от­ме­чу, что ес­ли в фан­та­с­ти­ке нет (по сло­вам гос­по­ди­на Лап­те­ва) Ас­та­фь­е­вых, Шо­ло­хо­вых, Со­лже­ни­цы­ных – то это не зна­чит, что она не ху­до­же­ст­вен­на по су­ти сво­ей. В на­уч­ной фан­та­с­ти­ке про­шло­го бы­ли дру­гие, не ме­нее зна­чи­мые име­на. О них и по­го­во­рим, а нач­ну я из­да­ле­ка.

Сло­во­со­че­та­ние «на­уч­ная фан­та­с­ти­ка» по­яви­лось дав­но, в се­ре­ди­не по­за­про­ш­ло­го ве­ка. Пред­те­чей её стал аме­ри­кан­ский пи­са­тель Эд­гар По, но про­фес­си­о­наль­ным пи­са­те­лем на­уч­но-фан­та­с­ти­че­с­ких про­из­ве­де­ний по пра­ву счи­та­ет­ся фран­цуз Жюль Верн. Он пер­вым со­еди­нил ху­до­же­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру с на­укой и раз­вил этот ги­б­рид си­лой сво­е­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го во­об­ра­же­ния. Ко­неч­но, иные про­из­ве­де­ния ве­ли­ко­го фан­та­с­та се­го­дня ка­жут­ся до про­сто­ты ба­наль­ны­ми и не­сколь­ко на­ив­ны­ми, но в своё вре­мя эти про­из­ве­де­ния сы­г­ра­ли важ­ную, су­ще­ст­вен­ную роль, под­стег­нув на­уч­ную и тех­ни­че­с­кую мысль.

Ста­нов­ле­ние на­шей оте­че­ст­вен­ной на­уч­ной фан­та­с­ти­ки шло труд­ным пу­тём. В 20–30-е го­ды про­шло­го ве­ка она счи­та­лась лёг­ким, не­се­рь­ёз­ным жа­н­ром и бы­ла не в по­чё­те.

Но всё рав­но она по­лу­чи­ла не­о­жи­дан­ный тол­чок к раз­ви­тию имен­но в то вре­мя. А по­во­дом к не­му ста­ла спер­ва на­уч­но-фан­та­с­ти­че­с­кая по­весть Алек­сея Тол­сто­го «Аэ­ли­та», а не­мно­го спу­с­тя и на­уч­но-фан­та­с­ти­че­с­кий ро­ман «Ги­пер­бо­ло­ид ин­же­не­ра Га­ри­на». Осо­бен­ность этих про­из­ве­де­ний в том, что в от­ли­чие от бур­жу­аз­ной фан­та­с­ти­ки, где цен­т­раль­ной фи­гу­рой все­гда вы­став­ля­лась оди­но­кая силь­ная лич­ность, здесь на пер­вое ме­с­то вы­дви­га­ет­ся дру­гой ге­рой – че­ло­век но­во­го об­ще­ст­ва, не­от­де­ли­мый от сво­е­го на­ро­да. Впос­лед­ст­вии пи­са­тель ото­шёл от это­го жа­н­ра, став ре­а­ли­с­том, как и дру­гие: М.Ша­ги­нян, И.Эрен­бург, В.Ка­та­ев, про­бо­вав­шие се­бя в фан­та­с­ти­ке, но бро­сив­шие это де­ло, не ос­та­вив там за­мет­но­го сле­да.

Один лишь Алек­сандр Бе­ля­ев, пи­сав­ший на­уч­ную фан­та­с­ти­ку в то же вре­мя, ос­тал­ся ве­рен ей до кон­ца. Но судь­ба его сло­жи­лась не столь бла­го­по­луч­но, как у Алек­сея Тол­сто­го. Бе­ля­ев был боль­шим пи­са­те­лем-фан­та­с­том. Но все пер­со­на­жи пи­са­те­ля, ге­рои книг – учё­ные, про­фес­со­ра, док­то­ра – это вы­ход­цы из чуж­до­го для со­вет­ских лю­дей об­ще­ст­ва. Они жи­ли и дей­ст­во­ва­ли в стра­нах ка­пи­та­ла, стре­мясь лишь к лич­ной вы­го­де и бла­го­по­лу­чию, и не ду­ма­ли о судь­бах че­ло­ве­че­ст­ва. Лишь в ро­ма­не «Че­ло­век-ам­фи­бия» док­тор Саль­ва­тор ми­мо­хо­дом меч­та­ет о под­вод­ных го­ро­дах сво­бод­ных лю­дей. Ну раз­ве мог­ло та­кое по­нра­вить­ся си­с­те­ме? Ко­неч­но, нет. На боль­но­го пи­са­те­ля об­ру­шил­ся гнев не­со­глас­ных. Его про­из­ве­де­ния под­вер­га­лись оже­с­то­чён­ной кри­ти­ке со всех сто­рон. И от со­бра­ть­ев-пи­са­те­лей, и от прес­сы. Но он вы­сто­ял и не сло­мал­ся. Прав­да, ему по­мог­ли ле­нин­град­ские учё­ные, взяв под за­щи­ту.

Не­смо­т­ря на при­тес­не­ния и не­лю­бовь к на­уч­ной фан­та­с­ти­ке оп­ре­де­лён­ной ка­те­го­рии об­ще­ст­ва, она, взяв старт от А.Тол­сто­го и А.Бе­ля­е­ва, всё же жи­ла. Са­мые из­ве­ст­ные и зна­чи­тель­ные про­из­ве­де­ния то­го вре­ме­ни, кро­ме упо­мя­ну­тых – это ро­ма­ны «Плу­то­ния» и «Зем­ля Сан­ни­ко­ва» ге­о­ло­га, учё­но­го, ака­де­ми­ка и пи­са­те­ля Вла­ди­ми­ра Об­ру­че­ва. А так­же ро­ман «Пы­ла­ю­щий ос­т­ров» ко­ри­фея фан­та­с­ти­ки Алек­сан­д­ра Ка­зан­це­ва. Од­на­ко в кон­це 40-х – на­ча­ле 50-х го­дов, ког­да стра­на ещё за­ле­чи­ва­ла ра­ны вой­ны, столь от­да­лён­ные и от­вле­чён­ные те­мы в на­уч­ной фан­та­с­ти­ке, ве­ро­ят­но, ста­ли ка­зать­ся не­уме­ст­ны­ми.

Тог­да и бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на груп­пой кри­ти­ков и пи­са­те­лей кон­цеп­ция так на­зы­ва­е­мой «ре­аль­ной фан­та­с­ти­ки», или фан­та­с­ти­ки «ближ­не­го при­це­ла». Впе­рёд вы­сту­пи­ли со­вет­ские тру­же­ни­ки: ин­же­не­ры, кон­ст­рук­то­ры, изо­б­ре­та­те­ли. Глав­ной за­да­чей это­го но­во­го жа­н­ра бы­ла по­пу­ля­ри­за­ция со­вет­ской на­уки и тех­ни­ки и раз­ви­тие их в бли­жай­шем бу­ду­щем. Осо­бен­но ярым сто­рон­ни­ком «ре­аль­ной фан­та­с­ти­ки» был В.Нем­цов. Все его ро­ма­ны и по­ве­с­ти бы­ли на­пич­ка­ны по­дроб­ней­ши­ми тех­ни­че­с­ки­ми де­та­ля­ми и тер­ми­на­ми, опи­са­ни­я­ми ус­т­ройств, при­бо­ров, ме­ха­низ­мов, за ко­то­ры­ми не чув­ст­во­вал­ся ге­рой – че­ло­век. В це­лом это бы­ли до­воль­но нуд­ные про­из­ве­де­ния о борь­бе с са­ран­чой, о спо­со­бах ис­поль­зо­ва­ния сол­неч­ной энер­гии, о вы­во­де под­зем­ных рек на по­верх­ность и ещё о мно­гом дру­гом. И хо­тя сам ав­тор на­зы­вал свои тво­ре­ния на­уч­но-фан­та­с­ти­че­с­ки­ми, но вер­нее их бы сто­и­ло на­звать тех­ни­че­с­ко-фан­та­с­ти­че­с­ки­ми.

И вдруг сре­ди этой ску­ко­ти­щи вы­ска­ки­ва­ет, буд­то дья­вол из пре­ис­под­ней, со­вер­шен­но дру­гая ин­те­рес­ная – ко­с­ми­че­с­кая те­ма. В 1955 го­ду по­яв­ля­ет­ся по­весть Ге­ор­гия Мар­ты­но­ва «220 дней на звез­до­лё­те». Про­из­ве­де­ние но­ва­тор­ское, пе­ре­до­вое о по­лё­тах к пла­не­там Сол­неч­ной си­с­те­мы. Оно в кор­не от­ли­ча­лось от тол­сто­вской «Аэ­ли­ты» фа­бу­лой и бы­ло по­ст­ро­е­но на про­ти­во­по­с­тав­ле­нии сво­их и чу­жих. Свои – это со­вет­ские кон­ст­рук­то­ры и учё­ные, ле­тя­щие на ко­с­ми­че­с­ком ко­раб­ле «СССР-КС2» к Ве­не­ре и Мар­су. А чу­жие – это аме­ри­кан­цы, ко­то­рые то­же стре­мят­ся ту­да же и пы­та­ют­ся опе­ре­дить рус­ских. Но им это не уда­ёт­ся. Цен­т­раль­ная цель про­из­ве­де­ния – это пре­вос­ход­ст­во со­вет­ской тех­ни­ки над аме­ри­кан­ской.

На­сто­я­щий рас­цвет на­уч­ной фан­та­с­ти­ки при­шёл­ся на вре­ме­на «хру­щёв­ской от­те­пе­ли». Этот по­ли­тик не толь­ко за­се­ял ку­ку­ру­зой Край­ний Се­вер, по­ка­зал все­му ми­ру кузь­ки­ну мать и пуб­лич­но от­ру­гал всех со­вет­ских ху­дож­ни­ков в Ма­не­же, но ещё дал бо­лее сво­бод­но вздох­нуть на­ро­ду. Имен­но в «цар­ст­во­ва­ние» Ни­ки­ты Сер­ге­е­ви­ча в на­уч­ной фан­та­с­ти­ке про­ис­хо­дит на­сто­я­щий бум. В 1957 го­ду вы­хо­дит в свет зна­ме­ни­тая «Ту­ман­ность Ан­д­ро­ме­ды» Ива­на Еф­ре­мо­ва. Это про­из­ве­де­ние о свет­лом ком­му­ни­с­ти­че­с­ком об­ще­ст­ве, о бес­ст­раш­ных звез­до­про­ход­цах, по­ко­ря­ю­щих ко­с­ми­че­с­кие про­ст­ран­ст­ва. В то вре­мя нуж­но бы­ло быть сме­лым про­вид­цем, что­бы от­прав­лять пу­те­ше­ст­вен­ни­ков в та­кие да­ли. Ро­ман и сей­час яв­ля­ет­ся луч­шим про­из­ве­де­ни­ем на дан­ную те­му и чи­та­ет­ся вза­хлёб в лю­бом воз­ра­с­те.

Вслед Ива­ну Еф­ре­мо­ву поль­ский пи­са­тель-фан­таст Ста­ни­слав Лем вы­да­ёт своё про­из­ве­де­ние «Ма­гел­ла­но­во об­ла­ко». Этот ро­ман боль­ше со­ци­аль­ный, в нём от­ве­де­но мно­го ме­с­та пре­крас­но­му бу­ду­ще­му че­ло­ве­че­ст­ва. А вку­пе с ним ро­ман рас­ска­зы­ва­ет и о по­лё­те пер­вой экс­пе­ди­ции зем­лян к бли­жай­шей звез­де Аль­фе Цен­та­в­ра.

Оба эти про­из­ве­де­ния «Ту­ман­ность Ан­д­ро­ме­ды» и «Ма­гел­ла­но­во об­ла­ко» о звё­зд­ных пе­ре­лё­тах, на­вер­ное, на­пу­га­ли фан­та­с­тов, ох­ла­ди­ли их пыл. Ведь толь­ко что взле­тел пер­вый ис­кус­ст­вен­ный спут­ник. На­ука сде­ла­ла роб­кий шаг за пре­де­лы зем­ной ат­мо­сфе­ры. А там – сра­зу звёз­ды. Ку­да ещё до них. И пи­са­те­ли-фан­та­с­ты рез­ко со­кра­ща­ют рас­сто­я­ния для сво­их пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. Их ко­с­ми­че­с­кие мар­ш­ру­ты ку­да скром­ней. И по­че­му-то мно­гим при­гля­ну­лась пла­не­та Ве­не­ра. В 1959 го­ду по­яв­ля­ют­ся «Стра­на ба­г­ро­вых туч» А. и Б. Стру­гац­ких, а так­же «Пла­не­та бурь» А.Ка­зан­це­ва.

Кон­цеп­ция ближ­не­го ко­с­мо­са, ви­ди­мо, ус­т­ро­и­ла не всех. В том же 1959 го­ду на фан­та­с­ти­че­с­ком го­ри­зон­те взо­шёл но­вый фан­таст Алек­сандр Кол­па­ков. В сво­ём ро­ма­не «Гри­а­да» он ре­шил пе­ре­плю­нуть вcex и от­пра­вил сво­их ге­ро­ев не толь­ко за пре­де­лы Сол­неч­ной си­с­те­мы или на­шей Га­лак­ти­ки, но и к дру­гой Все­лен­ной. Во как! И это в 1959 го­ду, ког­да ещё и че­ло­век в ко­с­мос не вы­шел. Но ни­что не удер­жа­ло бес­пре­дель­ный по­лёт его мыс­ли. Ро­ман «Гри­а­да» слыл жут­ко скан­даль­ным. Его ру­га­ли на все ла­ды, кри­ти­ко­ва­ли, раз­но­си­ли в пух и прах. Од­на­ко кни­га име­ла ус­пех. По­это­му нель­зя не от­ме­тить, что «Гри­а­да», не­смо­т­ря на все её сверх­фан­та­с­ти­че­с­кие вы­кру­та­сы (для сво­е­го вре­ме­ни), всё же оказалась пе­ре­до­вой.

Те­мы про­из­ве­де­ний бы­ли не толь­ко ко­с­ми­че­с­кие. По­яв­ля­ет­ся мно­го рас­ска­зов, по­ве­с­тей о пе­ре­ме­ще­ни­ях во вре­ме­ни. Ко­неч­но, иде­о­ло­гия в та­ких про­из­ве­де­ни­ях бы­ла чи­с­то ус­лов­ная. Ни один пи­са­тель-фан­таст не ре­шил­ся бы не­сти идеи со­ци­а­лиз­ма в Древ­ний Рим или в Сред­не­ве­ко­вье. Пу­те­ше­ст­вен­ни­ки, ухо­дя­щие в про­шлое, лишь дей­ст­во­ва­ли там ра­ди со­вет­ской на­уки. Та­ков Берг в рас­ска­зе Дми­т­рия Би­лен­ки­на «Прин­цип не­о­пре­де­лён­но­с­ти» или Ко­лин в по­ве­с­ти Вла­ди­ми­ра Ми­хай­ло­ва «Глу­бо­кий ми­нус».

Зво­но­чек про­зве­нел как раз в кон­це 70-х. По­явил­ся ро­ман-три­ло­гия Сер­гея Сне­го­ва «Лю­ди как бо­ги». Это бы­ла но­вая по­пыт­ка ув­лечь идей­но­го со­вет­ско­го чи­та­те­ля фан­та­с­ти­че­с­ким бо­е­ви­ком. Но и она не име­ла боль­шо­го ус­пе­ха, хо­тя всё же рас­ша­та­ла ус­тои со­вет­ской фан­та­с­ти­ки, и та на­ча­ла да­вать крен. От на­уч­ной к со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кой. И на­ча­ло это­му по­ло­жи­ли бра­тья Стру­гац­кие. Их зна­чи­мые про­из­ве­де­ния той по­ры – «Жук в му­ра­вей­ни­ке», «Пик­ник на обо­чи­не», «По­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту» и дру­гие. В этих про­из­ве­де­ни­ях уже чув­ст­во­вал­ся яв­ный от­рыв от со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Они зва­ли чи­та­те­ля в иные ми­ры, с дру­ги­ми цен­но­с­тя­ми, по­ня­ти­я­ми и прин­ци­па­ми. И, ка­жет­ся, на­прав­ле­ние ко­с­ми­че­с­кой опе­ры или фан­та­с­ти­че­с­ко­го бо­е­ви­ка, на­ча­тое и Кол­па­ко­вым, и Сне­го­вым, об­ре­ло своё про­дол­же­ние. К за­ка­ту со­ци­а­лиз­ма по­яв­ля­ет­ся мно­го про­из­ве­де­ний, пре­тен­ду­ю­щих на жанр ко­с­ми­че­с­кой опе­ры. «Ча­к­ра Кен­та­в­ра» Оль­ги Ла­ри­о­но­вой. «Прин­цес­са сто­ит смер­ти» Сер­гея Лукь­я­нен­ко. «За­в­т­ра вой­на», «Без по­ща­ды» Алек­сан­д­ра Зо­ри­ча и дру­гие. И вот ес­ли бы кол­па­ков­ская «Гри­а­да» по­яви­лась здесь, а не тог­да, она бы­ла бы вос­при­ня­та бо­лее бла­го­с­клон­но.

Меж­ду тем на­уч­ная фан­та­с­ти­ка, стро­ну­тая со сво­ей оси, про­дол­жа­ла де­гра­ди­ро­вать даль­ше. Пи­са­те­ли-фан­та­с­ты, слов­но сго­во­рив­шись, ухо­ди­ли всё даль­ше и даль­ше от вся­ких на­уч­ных идей, от тех­ни­че­с­ких но­ви­нок и от­кры­тии, с го­ло­вой по­гру­зив­шись в вол­шеб­ный мир фэн­те­зи, а иные ещё даль­ше – в ми­с­ти­ку. Фэн­те­зи тем и от­ли­ча­ет­ся от на­уч­ной фан­та­с­ти­ки, что ис­поль­зу­ет ми­фо­ло­ги­че­с­кие и ска­зоч­ные мо­ти­вы и не стре­мит­ся объ­яс­нять мир, где про­ис­хо­дят со­бы­тия. Вид фэн­те­зи по­явил­ся в ли­те­ра­ту­ре ещё в се­ре­ди­не про­шло­го ве­ка – и спер­ва, ко­неч­но, в за­ру­беж­ной фан­та­с­ти­ке. Яр­ким и силь­ным пред­ста­ви­те­лем это­го ви­да мож­но на­звать три­ло­гию Тол­ки­е­на «Вла­с­те­лин ко­лец». Сю­да же мож­но от­не­с­ти и ро­ман Дж. Ро­у­линг о Гар­ри Пот­те­ре.

На­ши оте­че­ст­вен­ные фэн­те­зи­с­ты, мо­жет, по­это­му то­же очень ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись, раз­вив бур­ную де­я­тель­ность. Тот же С.Лукь­я­нен­ко, В.Па­нов, М.Се­мё­но­ва. Из сов­сем мо­ло­дых мож­но на­звать Е.Бе­ло­ву, Е.Ма­ли­нов­скую, И.Жи­ве­ть­е­ву и не­ко­то­рых дру­гих. Их мно­го, и всех не пе­ре­чис­лишь. Ко­неч­но, гре­зить в ска­зоч­ном ми­ре – это, мо­жет, и при­вле­ка­тель­но. Там и вол­шеб­ни­ки, и феи, и дра­ко­ны, и от­важ­ные ры­ца­ри. Од­на­ко иным ны­неш­ним фэн­те­зи­с­там и это­го по­ка­за­лось ма­ло, и они по­ш­ли ещё даль­ше: при­влек­ли в свои про­из­ве­де­ния тём­ные, по­ту­с­то­рон­ние си­лы. Это опять же В.Па­нов, А.Ад­жа­лов, С.Ло­ги­нов. Свя­то­слав Ло­ги­нов, к при­ме­ру, в сво­ём ро­ма­не «Свет в окош­ке» во­об­ще уда­рил­ся в опи­са­ние за­гроб­но­го ми­ра… Жуть!

Та­ким об­ра­зом, на­до ска­зать, что на­ша ста­рая, до­б­рая и точ­ная на­уч­ная фан­та­с­ти­ка сде­ла­ла кру­той зиг­заг, уш­ла в тень фэн­те­зи и ми­с­ти­ки. Ко­неч­но, это­му спо­соб­ст­во­ва­ли и со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие в стра­не на сты­ке ве­ков. Раз­вал Со­ю­за, сме­на иде­о­ло­гии, упа­док в умах – всё это ска­за­лось на на­уч­ной фан­та­с­ти­ке. Пи­са­те­ли-фан­та­с­ты про­сто рас­те­ря­лись, ут­ра­тив при­выч­ные ори­ен­ти­ры. Столь­ко вре­ме­ни они ви­де­ли, зна­ли, как пи­сать, о чём пи­сать, ка­ких идей дер­жать­ся. И вдруг, бах!!!.. ни­че­го это­го нет. На­до ис­кать что-то но­вое и не­ве­до­мое. Да тут ещё Ин­тер­нет внёс свою леп­ту и ком­пью­тер­ные иг­ры. По­сле тех стра­с­тей, тво­ря­щих­ся на эк­ра­нах, мо­ло­дое по­ко­ле­ние уже бы­ло не за­ма­нить ба­наль­ны­ми Мар­сом или Ве­не­рой. Им по­да­вай по­го­ря­чее. Мо­ло­дёжь хо­чет иг­рать по-но­во­му.

А на­уч­ная фан­та­с­ти­ка не ис­сяк­ла, не за­кон­чи­лась окон­ча­тель­но. Она лишь вре­мен­но уш­ла в тень. Вот и гос­по­дин Лап­тев пред­по­ла­га­ет, что «ра­но или по­зд­но си­ту­а­ция всё рав­но вы­пра­вит­ся, тем или иным пу­тём». Зна­чит, бу­дем на­де­ять­ся, что она вый­дет из те­ни и вер­нёт­ся к нам. Как воз­вра­ща­ет­ся ста­рая мо­да, как на­хо­дят­ся уте­рян­ные цен­но­с­ти. Ведь на­уч­ная фан­та­с­ти­ка и бы­ла на­шей цен­но­с­тью ког­да-то. И мы об­ре­тём её опять без преж­ней иде­о­ло­гии, а с по­ня­ти­я­ми и тре­бо­ва­ни­я­ми ны­неш­не­го дня.

 

Кир ШУ­РОВ, 

п. ПО­НА­ЗЫ­РЕ­ВО,

Ко­ст­ром­ская обл.


 

От ре­дак­ции: Кир Шу­ров, по на­ше­му мне­нию, не сов­сем прав, ут­верж­дая, что «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» не уде­ля­ет вни­ма­ния жа­н­ру фан­та­с­ти­ки. До­ста­точ­но по­ли­стать но­ме­ра га­зе­ты за по­след­ние го­ды, что­бы убе­дить­ся, что это не так. Дру­гое де­ло, что со­вре­мен­ная фан­та­с­ти­ка да­ёт не очень мно­го по­во­дов для раз­го­во­ра.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования