Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 29.07.2011

Дистопия с историей

Стран­ная кни­га… Вступ­ле­ние Фоль­ке­ра Клот­ца я про­чёл – по дав­ней при­выч­ке – уже по­сле чте­ния ро­ма­на, и пол­но­стью со­гла­сил­ся с тем, что там на­пи­са­но в са­мом на­ча­ле: «Ро­ман этот – чу­до­ви­ще… Он тру­ден для вос­при­я­тия»! Но с дру­гой сто­ро­ны: «Труд­но пред­ста­вить, что­бы ро­ман этот ос­та­вил рав­но­душ­ным… Он за­ма­ни­ва­ет и от­тал­ки­ва­ет, за­хва­ты­ва­ет и из­ну­ря­ет, ок­ры­ля­ет и вну­ша­ет от­вра­ще­ние…»

В гер­ма­но­языч­ном ми­ре ро­ман клас­си­ка не­мец­кой ли­те­ра­ту­ры, уви­дев­ший свет бо­лее вось­ми­де­ся­ти пя­ти лет на­зад, ши­ро­ко из­ве­с­тен, что под­чёр­ки­ва­ют пре­дис­ло­вие, по­сле­сло­вие и об­шир­ные ком­мен­та­рии. Но и в Рос­сии у не­го есть своя не­ве­сё­лая ис­то­рия… Сра­зу по­сле пер­во­пуб­ли­ка­ции его ре­цен­зи­ру­ют в жур­на­ле «Со­вре­мен­ный За­пад», ле­нин­град­ское из­да­тель­ст­во «Се­я­тель» Е.В. Вы­соц­ко­го анон­си­ру­ет пе­ре­вод, ко­то­рый вы­хо­дит лишь в 1936 го­ду в от­де­ле­нии Го­сиз­да­та, но… весь ти­раж унич­то­жа­ют, так как «под при­кры­ти­ем на­уч­ной фан­та­с­ти­ки в ро­ма­не про­та­с­ки­ва­лись враж­деб­ные идей­ки»!

С пер­вых стра­ниц ро­ма­на за­мет­на не­при­выч­ность пись­ма: «ог­нит­ся в ог­не: язы­ка­с­тый-го­ря­чий-го­лу­бой-бе­лый-крас­ный», или вот: «тра­ва пе­сок сол­неч­ные лу­чи об­ла­ка». Не­при­выч­ный син­так­сис, за­пя­тые не раз­де­ля­ют од­но­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, об­ра­зуя осо­бую рит­ми­че­с­кую струк­ту­ру. Сре­ди мно­го­ст­ра­нич­ных не­то­роп­ли­вых опи­са­ний уже в на­ча­ле кни­ги встре­ча­ют­ся ан­ти­ци­па­ции-пред­во­с­хи­ще­ния: рож­да­е­мость в Ев­ро­пе рез­ко со­кра­ти­лась, пло­до­ви­тые цвет­ные алч­но ус­т­рем­ля­ют­ся в цен­т­ры ци­ви­ли­за­ции, пра­ви­тель­ст­ва ус­ту­па­ют власть кор­по­ра­ци­ям, «все за­пад­ные на­ро­ды под­па­ли под власть им­пе­рии Лон­дон-Не­ой­орк», жен­щи­ны ста­ли са­мым ак­тив­ным об­ще­ст­вен­ным эле­мен­том…

 

На­уч­ная сто­ро­на «изо­б­ре­те­ний» Дёб­ли­на сла­бо­ва­та, но вот ведь – он упо­ми­на­ет ле­та­ю­щие во­круг Зем­ли «ап­па­ра­ты свя­зи»! На­се­ле­ние со­сре­до­то­че­но в «град­шаф­тах» (го­ро­дах-го­су­дар­ст­вах), за­щи­щён­ных «убий­ст­вен­ным ви­х­ре­о­б­раз­ным из­лу­че­ни­ем». ХХIII и ХХIV сто­ле­тия ста­но­вят­ся пе­ри­о­дом пре­об­ра­зо­ва­ния Аф­ри­ки – со­зда­ёт­ся Са­хар­ское мо­ре.

 

Уже в пер­вой кни­ге про­яв­ля­ет­ся спе­ци­фи­ка ро­ма­на – по­пыт­ки сов­ме­ще­ния «су­хо­го от­чё­та» о гран­ди­оз­ных со­бы­ти­ях с кон­крет­ны­ми ис­то­ри­я­ми жиз­ни лю­дей раз­ных сто­ле­тий. И сра­зу на­до от­ме­тить, что мас­штаб­ные кар­ти­ны впе­чат­ля­ют, а вот «со­бы­тий­ные эпи­зо­ды» – нет…

Кни­га вто­рая но­сит на­зва­ние «Ураль­ская вой­на». Вот из-за неё со­вет­ская цен­зу­ра и унич­то­жи­ла пе­ре­вод, её не ус­т­ро­и­ли ни те­о­рия «рас­ка­чи­ва­ния ис­то­рии» от три­ум­фов к кру­ше­ни­ям, ни упо­ми­на­ния об «ази­ат­ской уг­ро­зе», ни опи­са­ния вой­ны на ли­нии Яро­славль – Вла­ди­мир – Во­ро­неж – Харь­ков, в ко­то­рых Со­вет­ский Со­юз да­же не упо­ми­нал­ся! По Дёб­ли­ну: в ХХV ве­ке поч­ти по­все­ме­ст­но вне­д­ря­ет­ся ис­кус­ст­вен­ный син­тез про­дук­тов пи­та­ния – на «фа­б­ри­ках Ме­ки», ХХVII сто­ле­тие ста­но­вит­ся «ро­ко­вым для За­пад­но­го Кру­га на­ро­дов», ведь мир так и не был за­клю­чён – «вой­на про­сто сдох­ла»…

 Кни­гу тре­тью мож­но не чи­тать. Раз­ве для то­го толь­ко, что­бы уз­нать о «во­ен­ном не­вро­зе» – ведь кон­сул Бер­ли­на Мар­ке и узур­па­тор Мар­дук от­рав­ле­ны «ядом вой­ны»… Ис­то­рия Мар­ду­ка-Ио­на­та­на-Эли­ны рас­пи­са­на тща­тель­но, толь­ко вот за­чем? Ав­тор объ­яс­нял так: хо­тел при­дать кни­ге «лич­но­ст­ное на­ча­ло». С од­ной сто­ро­ны – он тща­тель­но ра­бо­тал над пла­ном, да­же гра­фи­че­с­ки изо­б­ра­зил стро­е­ние сво­ей эпо­пеи, с дру­гой – «кон­крет­ное воз­ни­ка­ло не­о­жи­дан­но». По­то­му кни­га чет­вёр­тая «Обо­рот­ни» – об учё­ных, от­ст­ра­нён­ных от вла­с­ти, же­ла­ю­щих вер­нуть си­с­те­му син­те­ти­че­с­ко­го пи­та­ния – она толь­ко для ав­то­ра на сво­ём ме­с­те… Хо­тя и без неё не обой­тись, имен­но тут по­яв­ля­ют­ся ап­па­ра­ты даль­не­го боя – «ту­че­го­ны, ту­ма­но­ге­не­ра­то­ры, ис­пе­пе­ли­те­ли»…

По­сле мя­те­жей в Аме­ри­ке пра­ви­те­ли, по­чув­ст­во­вав уг­ро­зу, ре­ши­ли вспом­нить дав­нюю ус­по­ка­и­ва­ю­щую ко­ло­ни­за­тор­скую прак­ти­ку ос­во­е­ния за­мор­ских тер­ри­то­рий – нуж­но ос­во­ить Грен­лан­дию, «но­вый кон­ти­нент, ко­то­рый под­ни­мут из льда»! В кни­ге ше­с­той об этом и по­ве­ст­ву­ет­ся. Сна­ча­ла пред­по­ла­га­лось рас­ши­рить рус­ло Гольф­стри­ма, чтоб из­ме­нить кли­мат во всём Се­вер­ном по­лу­ша­рии. Ро­ман вновь чи­тать ста­ло ин­те­рес­но! Од­но толь­ко опи­са­ние сол­неч­ной де­я­тель­но­с­ти че­го сто­ит: «Слов­но ви­х­ри, вы­швы­ри­ва­ют­ся они ог­нен­ным мо­рем, вон­за­ют­ся в ви­б­ри­ру­ю­щий эфир: фа­ке­лы из рас­ка­лён­но­го во­до­ро­да». Воз­ни­ка­ет идея взры­ва вул­ка­нов Ис­лан­дии и пе­ре­но­са их «ог­ня» в Грен­лан­дию! Не ос­та­нав­ли­ва­ясь пе­ред жерт­ва­ми – че­ло­ве­че­с­кая жизнь в ми­ре, изо­б­ра­жён­ном ав­то­ром, не сто­ит ни­че­го… С по­мо­щью «тур­ма­ли­но­вых по­лот­нищ», впи­ты­ва­ю­щих «в се­бя яр­кое пла­мя вул­ка­нов, пре­вра­ща­ю­щих его жар в по­ток эле­к­т­ри­че­с­кой энер­гии, ко­то­рая поз­же, в Грен­лан­дии, сно­ва бу­дет вы­ды­хать жар», так и про­ис­хо­дит. Ко­неч­но, в эле­к­т­ро­энер­ге­ти­ке Дёб­лин не си­лён («из боль­шо­го ка­бе­ля пу­с­ти­ли ток»), но он ведь пи­сал не фу­ту­ро­ло­ги­че­с­кую кни­гу, не про­гно­с­ти­че­с­кую!

Кни­га седь­мая – «Раз­мо­ра­жи­ва­ние Грен­лан­дии» – по­ра­жа­ет мас­шта­бом изо­б­ра­жён­ных ра­бот. Что­бы ра­ци­о­наль­нее ис­поль­зо­вать тур­ма­ли­но­вые по­лот­ни­ща, при­ме­ня­ют «мас­ля­ни­с­тые об­ла­ка», по ко­то­рым да­же хо­дить мож­но! Опи­са­ния гран­ди­оз­ных при­род­ных и ру­ко­твор­ных про­цес­сов у Дёб­ли­на впе­чат­ля­ют! Но по­сле «ре­ше­ния грен­ланд­ской про­бле­мы» тво­рит­ся стран­ное, по­яв­ля­ют­ся не­кие чу­ди­ща-яще­ры. Бла­го­да­ря не­ис­сле­до­ван­ным из­лу­че­ни­ям тур­ма­ли­на ру­и­ны ме­ло­во­го пе­ри­о­да об­ре­та­ют но­вую жизнь, «грен­ланд­ские тва­ри» (как месть Зем­ли) об­ру­ши­ва­ют­ся на Ев­ро­пу, «чу­до­ви­ща опу­с­то­ша­ют ре­ги­о­ны»! Учё­ный Дел­вил изо­б­ре­та­ет но­вое ору­жие: ис­поль­зуя тур­ма­ли­но­вое из­лу­че­ние, стро­ит рас­ти­тель­но-жи­вот­ные баш­ни, увен­чи­ва­е­мые че­ло­ве­че­с­кой осо­бью… За­тем вы­рос­шие до ги­гант­ских раз­ме­ров «ба­шен­ные лю­ди», врос­шие в поч­ву, об­ра­зу­ют обо­ро­ни­тель­ную ли­нию за­щи­ты от яще­ров. Но тут всту­па­ет в де­ло ста­рое пра­ви­ло зна­ти: «У ко­го воз­ни­ка­ют бе­зум­ные идеи, тот дол­жен по­лу­чать от них удо­воль­ст­вие»! Вы­со­ко­мер­ная эли­та с дет­ской не­по­сред­ст­вен­но­с­тью так­же на­чи­на­ет на­ра­щи­вать плоть, пре­вра­щать­ся во что угод­но – ста­но­вясь «ги­ган­та­ми», на­слаж­дать­ся все­мо­гу­ще­ст­вом.

Ге­ро­и­ня кни­ги де­вя­той «Ве­на­с­ка» – «строй­ная жен­щи­на с зо­ло­ти­с­то-ко­рич­не­вой ко­жей», об­ла­да­ю­щая да­ром оча­ро­вы­вать лю­дей и чу­дищ – ведь она то­же «из ро­да яще­ров и ги­ган­тов». Всех она уго­во­ри­ла до­б­ро­воль­но «уй­ти»… Да­же Дел­вил, на чьей спи­не раз­ме­с­тил­ся Дарт­мур­ский лес, все­го-на­все­го ле­сом и стал… Всё-та­ки стран­ные ха­рак­те­ры ри­су­ет Дёб­лин, и го­мо­сек­су­аль­ные от­но­ше­ния – это ещё са­мое по­нят­ное из «стран­но­го»… Лю­ди «те­перь пред­по­чи­та­ли жить в де­рев­нях-го­су­дар­ст­вах», ос­тав­ши­е­ся в жи­вых счи­та­ют: «Мы на­сто­я­щие ги­ган­ты. Те, кто про­шёл че­рез Ураль­скую вой­ну и грен­ланд­скую экс­пе­ди­цию»! Сим­во­лич­но…

 

«За­мет­ки» ав­то­ра и ком­мен­та­рии про­яс­ня­ют не­ко­то­рые ню­ан­сы со­зда­ния ро­ма­на. Пи­са­тель, за­ду­мы­вая «что-ни­будь эпи­че­с­кое», о ко­с­ми­че­с­ких пу­те­ше­ст­ви­ях пи­сать сов­сем не хо­тел, по­то­му и со­здал «тел­лу­ри­че­с­кую аван­тю­ру», глав­ной те­мой ко­то­рой дол­жен был стать кон­фликт при­ро­ды и тех­ни­ки.

 

Уни­каль­на кни­га с точ­ки зре­ния сти­ли­с­ти­ки: «Я не мог про­ти­во­сто­ять им­пуль­сам чи­с­то язы­ко­во­го свой­ст­ва» – пи­сал Дёб­лин поз­же. Кни­га «ко­лос­саль­но­го фор­ма­та», ри­су­ю­щая с раз­ной сте­пе­нью де­та­ли­ров­ки семь сто­ле­тий «ис­то­рии бу­ду­ще­го», дей­ст­ви­тель­но «об­ла­да­ет вну­т­рен­ней связ­но­с­тью», но обес­пе­чи­ва­ет­ся та не сю­же­том, а те­мой: Че­ло­век и При­ро­да.

Пе­ред чте­ни­ем этой «экс­тра­ва­гант­ной кни­ги» – как на­звал её Гюн­тер Грасс – же­ла­тель­но оп­ре­де­лить адек­ват­ный спо­соб её про­чте­ния. Трез­вый про­гноз? Экс­та­ти­че­с­кое про­ро­че­ст­во? Ду­рац­кая иг­ра?.. Не­мец­кие ли­те­ра­ту­ро­ве­ды ре­ко­мен­ду­ют сле­ду­ю­щие: не­на­ив­ная ги­пер-сказ­ка и на­уч­ная фан­та­с­ти­ка. Но не раз­вле­ка­тель­ная фан­та­с­ти­ка, а «про­за вы­со­ко­го на­пря­же­ния»! Тог­да сам про­цесс чте­ния «од­но­го из са­мых ди­ко­вин­ных ро­ма­нов ХХ ве­ка» мо­жет стать ув­ле­ка­тель­ной «аван­тю­рой», про­зре­ния Дёб­ли­на от­нюдь не ус­та­ре­ли и се­го­дня.


 Аль­ф­ред Дёб­лин. Го­ры мо­ря и ги­ган­ты: Ро­ман. / Пер. с нем. Т.Ба­с­ка­ко­вой. – СПб.: Из­да­тель­ст­во Ива­на Лим­ба­ха, 2011.



Валерий ОКУЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования