Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 29.07.2011

ЧТО НОВОГО В РУЛЕТЕНБУРГЕ?

В от­ли­чие от ме­га­по­ли­сов, на въез­де за­хва­ты­ва­ю­щих вни­ма­ние, Ба­ден-Ба­ден рас­кры­ва­ет­ся не сра­зу. Во вся­ком слу­чае, не с вок­заль­чи­ка, ку­да экс­прес­сом или дву­хэ­таж­ны­ми ре­ги­о­наль­ны­ми по­ез­да­ми по­па­да­ет в го­род боль­шин­ст­во при­ез­жих.

В.ЖУКОВСКИЙ
В.ЖУКОВСКИЙ

Пя­ти­звёз­доч­ный «Штай­ген­бер­гер Ев­ро­пей­ский двор», где мы за­ре­зер­ви­ро­ва­ли но­мер, рас­по­ло­жен в ис­то­ри­че­с­ком цен­т­ре, в са­мом на­ча­ле Кай­зе­рал­ле. Он не толь­ко ар­хи­тек­тур­ная до­сто­при­ме­ча­тель­ность, но и па­мят­ник ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры – в нём ос­та­нав­ли­ва­лись Го­голь и Гон­ча­ров, здесь про­ис­хо­дят со­бы­тия тур­ге­нев­ско­го ро­ма­на «Дым». Сра­зу за оте­лем – толь­ко пе­рей­ти иг­ру­шеч­ный мос­тик че­рез не­глу­бо­кую реч­ку Оос, дно ко­то­рой вы­мо­ще­но крас­но­ва­тым бу­лыж­ни­ком – Лих­тен­таль­ский парк, а в нём Тринк­хал­ле с ко­ринф­ской ко­лон­на­дой вдоль фа­са­да, в про­шлом зна­ме­ни­тый бю­вет, а те­перь ещё – ин­фор­ма­ци­он­ный центр для ту­ри­с­тов, и ме­с­то про­да­жи су­ве­ни­ров «под ан­тик­ва­ри­ат». Даль­ше – Го­су­дар­ст­вен­ная га­ле­рея с кол­лек­ци­ей кар­тин, по­да­рен­ных Фри­де­ром Бур­да и с ме­ня­ю­щи­ми­ся вер­ни­са­жа­ми (в те дни – с жи­во­пи­сью Ху­а­на Ми­ро). За га­ле­ре­ей – Штадт­му­зе­ум, где вы­став­ле­ны экс­по­на­ты, ил­лю­с­т­ри­ру­ю­щие ис­то­рию по­се­ле­ния Ак­ва Ау­ре­лия с ан­тич­ных вре­мён (ста­рей­шие ар­хе­о­ло­ги­че­с­кие на­ход­ки от­но­сят­ся к I ве­ку но­вой эры). В на­ши дни, уже по­сле мил­ле­ни­у­ма в пар­ке ус­та­нов­ле­ны мра­мор­ный бюст Ва­си­лию Жу­ков­ско­му и брон­зо­вый – Ива­ну Тур­ге­не­ву; оба вла­де­ли до­ма­ми и по­дол­гу жи­ли в го­ро­де.

Ба­ден-Ба­ден – го­род мил­ли­о­не­ров, их кон­цен­т­ра­ция здесь вы­ше, чем в дру­гих не­мец­ких го­ро­дах. По­сто­ян­ное на­се­ле­ние не пре­вы­ша­ет 60 ты­сяч че­ло­век. Боль­шин­ст­во жи­те­лей за­ня­ты в сфе­ре об­слу­жи­ва­ния.

Рус­ско­го­во­ря­щее на­се­ле­ние го­ро­да по не­ко­то­рым оцен­кам со­став­ля­ет по­ряд­ка трёх ты­сяч, то есть за­мет­ные пять про­цен­тов. В ос­нов­ном, это «со­вет­ские» нем­цы и ев­реи и чле­ны их се­мей, мас­со­вая их эми­г­ра­ция в Гер­ма­нию на­ча­лись в 1987 и в 1991 го­дах со­от­вет­ст­вен­но.

Пра­во­слав­ный храм Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, ос­вя­щён­ный в ок­тя­б­ре 1882 го­да, на­хо­дит­ся не слиш­ком да­ле­ко от цен­т­ра, в на­ча­ле Лих­тен­тал­лер­ш­трас­се. Ког­да мы во­шли, про­ис­хо­ди­ло та­ин­ст­во кре­ще­ния. На­сто­я­тель Ми­о­д­раг Гли­сич в ба­г­ро­вом, рас­ши­том зо­ло­том об­ла­че­нии по­верх чёр­ной ря­сы уже ок­ро­пил го­до­ва­ло­го маль­чи­ка во­дой из ку­пель­ной ча­ши и те­перь, про­из­но­ся мо­лит­ву, но­сил во­круг ал­та­ря. Крё­ст­ная мать и ма­ма ре­бён­ка, по­вя­зав го­ло­вы ко­сын­ка­ми, сто­я­ли пе­ред ал­та­рём, по­одаль мо­ло­дая жен­щи­на в бе­ре­те сни­ма­ла про­ис­хо­дя­щее на ви­део­ка­ме­ру. Ос­таль­ные род­ст­вен­ни­ки и дру­зья жа­лись вдоль стен сле­ва и спра­ва от вхо­да. Ре­бён­ка ок­ре­с­ти­ли Алек­сан­д­ром. Су­дя по цер­ков­ной жиз­ни, рус­ская об­щи­на в Ба­ден-Ба­де­не рас­тёт. Это един­ст­вен­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в го­ро­де, сре­ди при­хо­жан не толь­ко на­ши со­оте­че­ст­вен­ни­ки, но и вы­ход­цы из Гре­ции, Сер­бии и дру­гих стран Вос­точ­ной и За­пад­ной Ев­ро­пы.

 

И.ТУРГЕНЕВ
И.ТУРГЕНЕВ

Рас­по­ло­жен­ный в двух ша­гах от уют­ной Ле­о­польд­платц Му­зей Кар­ла Фа­бер­же – ещё один за­мет­ный фак­тор рус­ско­го при­сут­ст­вия в го­ро­де. Пре­ды­с­то­рия его воз­ник­но­ве­ния та­ко­ва. В 1993 го­ду не­кто Алек­сандр Ива­нов, вы­пу­ск­ник юри­ди­че­с­ко­го фа­куль­те­та МГУ (1984–1989), быв­ший мор­ской спец­на­зо­вец, быв­ший со­труд­ник ор­га­нов гос­бе­зо­пас­но­с­ти, объ­я­вил о со­зда­нии пер­во­го в Рос­сии «ча­ст­но­го» му­зея, а вер­нее, АОЗТ «Рус­ский на­ци­о­наль­ный му­зей», од­на из за­дач ко­то­ро­го – воз­вра­ще­ние на ро­ди­ну вы­да­ю­щих­ся об­раз­цов оте­че­ст­вен­но­го ис­кус­ст­ва. Дол­гое вре­мя у му­зея не бы­ло по­ме­ще­ния для пуб­лич­ной экс­по­зи­ции, и уви­деть кол­лек­цию мож­но бы­ло лишь на его сай­те.

По­сто­ян­ную экс­по­зи­цию воз­вра­щён­ных со­кро­вищ пред­по­ла­га­лось от­крыть в Моск­ве, где про­шёл ряд вы­ста­вок. Но пер­вые ста­ци­о­нар­ные му­зеи всё же бы­ли со­зда­ны в Ба­ден-Ба­де­не и от­кры­ты в мае 2009 го­да: му­зей «олд­тай­ме­ров» на Бан­хоф­штас­се, 50 и уже упо­ми­нав­ший­ся Фа­бер­же­му­зе­ум. Ре­ше­ние объ­яс­ни­мо: вло­жен­ные день­ги долж­ны при­но­сить до­ход. Ба­ден-Ба­ден – это бо­лее чем пре­стиж­но, за год его по­се­ща­ют мил­ли­о­ны бо­га­тых ту­ри­с­тов, в го­ро­де не бы­ло му­зе­ев та­ко­го уров­ня, то есть, они не «по­те­ря­ют­ся» на об­щем фо­не, ну а це­ну на би­лет здесь мож­но ус­та­но­вить го­раз­до вы­ше, чем в Моск­ве или Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Би­ле­ты в му­зей Фа­бер­же обо­шлись нам по 12 ев­ро. Рус­ско­го­во­ря­щие ги­ды здесь – рос­сий­ские граж­да­не, так что экс­кур­сия на род­ном язы­ке с по­дроб­ным рас­ска­зом о за­ин­те­ре­со­вав­ших экс­по­на­тах вам обес­пе­че­на.

Ка­зи­но Ба­ден-Ба­де­на от­кры­то с двух ча­сов по­по­луд­ни до двух но­чи. Для по­хо­да в не­го муж­чи­нам обя­за­тель­ны пи­д­жак и гал­стук. Про­бле­ма с гал­сту­ком ре­ша­ет­ся про­сто: ес­ли за­бы­ли взять на­про­кат в оте­ле, его вам по­вя­жут на по­ро­ге в игор­ные за­лы, по­сле то­го, как за­пла­ти­те 3 ев­ро за вход. Ещё од­на стро­гость: по­се­ти­тель дол­жен быть не мо­ло­же 21 го­да, при по­куп­ке вход­но­го би­ле­та про­сят меж­ду­на­род­ный па­с­порт, вно­сят в ком­пью­тер да­ту рож­де­ния, спра­ши­ва­ют ме­с­то про­пи­с­ки. Пе­ред вхо­дом нуж­но под­пи­сать бу­ма­гу, что в слу­чае бан­крот­ст­ва вы не бу­де­те иметь пре­тен­зий к за­ве­де­нию. Жен­щин при­гла­ша­ют при­хо­дить в ве­чер­них пла­ть­ях, но это не­о­бя­за­тель­ное ус­ло­вие, бы­ли по­се­ти­тель­ни­цы и в брю­ках.

Пе­ре­до мной по­ку­пал би­лет вы­со­кий се­до­ва­тый гос­по­дин лет пя­ти­де­ся­ти в вель­ве­то­вом ти­па «casual» пи­д­жа­ке, объ­яс­няв­ший­ся с кас­си­ром по-не­мец­ки. Я не при­нял бы его за со­оте­че­ст­вен­ни­ка, ес­ли б не рос­сий­ский па­с­порт без об­лож­ки, про­тя­ну­тый че­рез стой­ку. Фи­шек он при­об­рёл на 150 ев­ро и уве­рен­ным ша­гом на­пра­вил­ся к игор­ным сто­лам.

Гос­по­дин в вель­ве­то­вом пи­д­жа­ке на­пра­вил­ся к груп­пе из ше­с­ти сто­лов, ус­та­нов­лен­ных ка­ре в цен­т­ре за­ла. Дви­га­ясь про­тив ча­со­вой стрел­ки, он обо­шёл их все и ос­та­вил не­сколь­ко фи­шек на каж­дом. У сто­ла, где я ос­та­но­вил­ся, он по­ста­вил «дву­шки» на «21», на «крас­ное» и на «не­чёт­ное», а так­же на все чис­ло­вые со­че­та­ния, вклю­ча­ю­щие «21». Я по­сту­пил на­обо­рот: по­ста­вил «дву­шку» на «чёр­ное» и столь­ко же на «чёт­ное». Не знаю, как по­вез­ло ему у дру­гих, но у «мо­е­го» сто­ла вы­па­ло «оч­ко», вы­иг­ра­ли все его фиш­ки, и ес­ли на не­чёт­ном и крас­ном вы­иг­рыш все­го лишь уд­во­ил­ся, то за «21» он по­лу­чил из рас­чё­та 35 к 1-му.

По­пы­тать­ся его раз­го­во­рить, а вдруг он зна­ет се­к­рет…

– Про­сти­те, вы го­во­ри­те по-рус­ски? – спро­сил я, ког­да он за­би­рал вы­иг­рыш.

Он кив­нул, я за­дал во­прос о пра­ви­лах иг­ры и он от­ве­тил.

– Го­во­рят, по­сле пер­во­го вы­иг­ры­ша на­до ухо­дить и боль­ше в этот день не иг­рать.

– Че­пу­ха и су­е­ве­рие! Я ма­те­ма­тик, спе­ци­а­лист по те­о­рии ве­ро­ят­но­с­тей, у ме­ня дру­гой под­ход… Я иг­раю по сво­ей си­с­те­ме.

По­сколь­ку он хо­дил от сто­ла к сто­лу, я стал сле­до­вать за ним и вре­мя от вре­ме­ни об­ме­ни­вать­ся реп­ли­ка­ми. По­сте­пен­но вы­яс­ни­лось, что он при­был из Пе­тер­бур­га и жи­вёт в Ба­ден-Ба­де­не уже два ме­ся­ца. На во­прос об оте­ле не­о­хот­но от­ве­тил, что ча­с­то ме­ня­ет ме­с­то дис­ло­ка­ции, боль­ше я об этом не спра­ши­вал. Си­с­те­ма его, на­сколь­ко я мог по­нять, со­сто­я­ла в том, что­бы ста­вить на груп­пы но­ме­ров так, что­бы пе­ре­крыть боль­шую часть по­ля, на един­ст­вен­ный но­мер он ста­вил лишь на од­ном из сто­лов и ни ра­зу боль­ше не уга­дал. Вез­ло ему «по сво­ей си­с­те­ме» с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом, дей­ст­во­вал он очень ос­то­рож­но, ча­ще ока­зы­вал­ся в не­боль­шом ми­ну­се, но это его не обес­ку­ра­жи­ва­ло.

Ф.ДОСТОЕВСКИЙ
Ф.ДОСТОЕВСКИЙ

В де­ся­том ча­су ве­че­ра, в раз­гар иг­ры, к сто­лу по­до­шёл… Фё­дор Ми­хай­ло­вич До­сто­ев­ский в тём­но-се­ром на все пу­го­ви­цы за­стёг­ну­том сюр­ту­ке. При­сут­ст­ву­ю­щие рас­сту­пи­лись. Фё­дор Ми­хай­ло­вич был чрез­вы­чай­но мра­чен и взвин­чен: ре­де­ю­щие во­ло­сы встрё­па­ны, гла­за ли­хо­ра­доч­но бле­с­те­ли. Он про­тя­нул кру­пье фиш­ку в 50 ев­ро и ска­зал: «Зе­ро». Кру­пье по­ста­вил, бро­сил ша­рик, обя­вил своё «нихт мер!». «Зе­ро» не вы­пал. Кру­пье рав­но­душ­но из­рёк «ша­дэ» (жаль – нем.) и смёл про­иг­рав­шие фиш­ки в лу­зу. «Merde! Parbleu!» – гром­ко ска­зал Фё­дор Ми­хай­ло­вич, мах­нул ру­кой и бы­с­т­ро по­шёл прочь. Иг­рать даль­ше ему бы­ло не на что.

– Это по­вто­ря­ет­ся каж­дый ве­чер, – по­яс­нил «ма­те­ма­тик» из Пе­тер­бур­га, – он ри­с­ку­ет круп­ной сум­мой, бы­с­т­ро про­иг­ры­ва­ет, ру­га­ет­ся по-фран­цуз­ски и ухо­дит.

– А по-рус­ски сла­бо? – спро­сил я.

– Нет, по-рус­ски он се­бе не поз­во­ля­ет. Са­мо­дис­цип­ли­на! – ува­жи­тель­но про­из­нёс мой но­вый зна­ко­мый.

– У вас ос­та­лись ещё фиш­ки? – спро­сил он.

– Ос­та­лись.

– Я не по­ни­маю, что вы здесь де­ла­е­те. Вы прак­ти­че­с­ки не иг­ра­е­те.

– Я от­ме­чаю здесь день рож­де­ния.

– Мои по­з­д­рав­ле­ния! Пред­ла­гаю вам вы­год­ное вло­же­ние ка­пи­та­ла. Вы от­да­ё­те мне свои фиш­ки, я вер­ну вам в три раз боль­ше, чем они сто­ят. Это бу­дет хо­ро­шим по­дар­ком.

Я со­гла­сил­ся, он де­ло­ви­то пе­ре­счи­тал по­лу­чен­ные фиш­ки и ушёл.

…По­ра бы­ло уже воз­вра­щать­ся в отель, в час но­чи объ­я­ви­ли, что че­рез час иг­ра за­кон­чит­ся. «Ма­те­ма­ти­ка» ни­где не бы­ло вид­но. Бог с ни­ми, с по­да­рен­ны­ми ему фиш­ка­ми, в лю­бом слу­чае, я на них сы­г­рал... Пе­ред сном нуж­но бы­ло не­мно­го прой­тись. На од­ной из уло­чек све­ти­лась не­о­ном над­пись «Volkebank» над стек­лян­ны­ми ав­то­ма­ти­че­с­ки­ми дверь­ми. За ни­ми бы­ло не­яр­ко ос­ве­щён­ное по­ме­ще­ние, от­кры­тое круг­лые сут­ки: бан­ко­ма­ты и низ­кие крес­ла вдоль стен. В од­ном из них, за­вер­нув­шись в плащ, вы­тя­нув но­ги в по­но­шен­ных ту­ф­лях, сдви­нув на гла­за шля­пу, дре­мал «ма­те­ма­тик». В эту ночь ему яв­но не по­вез­ло.

К по­лу­дню нуж­но бы­ло сдать но­мер и уез­жать. Но мы ещё не всё сде­ла­ли: не на­шли па­мят­ник До­сто­ев­ско­му. Ос­та­вив ба­гаж в оте­ле, от­пра­ви­лись на по­ис­ки и оты­с­ка­ли его в жи­во­пис­ном ле­со­пар­ке за «Тер­ма­ми Ка­ра­кал­лы». Па­мят­ник «све­жий», ус­та­нов­лен в 2004 го­ду, ав­тор – рос­сий­ский скульп­тор Ле­о­нид Ба­ра­нов. Брон­зо­вый Фё­дор Ми­хай­ло­вич в тес­ном сюр­ту­ке (точ­но в та­ком он яв­лял­ся иг­рать), сто­ит бо­сой, не без уси­лий со­хра­няя рав­но­ве­сие, на при­мя­том ша­ре. От­но­си­тель­но по­ста­мен­та мне­ния раз­де­ли­лись: од­ни счи­та­ют его ша­ри­ком на ко­ле­се ру­лет­ки, дру­гие – сим­во­лом пла­не­ты Зем­ля. Од­но, кста­ти, не ис­клю­ча­ет дру­го­го. По­за, фи­гу­ра и вы­ра­же­ние ли­ца До­сто­ев­ско­го ука­зы­ва­ют на то, что в Ба­ден-Ба­де­не он по­тер­пел крах. Ещё бы, про­иг­рать всё, вклю­чая об­ру­чаль­ное коль­цо же­ны! Хо­тя как по­смо­т­реть, по­том за­то «Иг­рока» на­пи­сал. В гру­ст­ных осен­них кра­с­ках па­мят­ник вы­гля­дел уме­ст­но. А по вес­не – кли­мат тут поч­ти сре­ди­зем­но­мор­ский – на­вер­ня­ка кон­тра­с­ти­ру­ет с ок­ру­жа­ю­щим ра­до­ст­ным цве­те­ни­ем.

На­до бу­дет про­ве­рить эту до­гад­ку, при­ехать в Ба­ден-Ба­ден вес­ной.


Алекс РАПОПОРТ
Фото автора




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования