Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 19.08.2011

Экстериорный «харрасмент» Василия Ширяева

 или Снова об эпатажном «камчадале с бензопилой»

 

Од­но­об­ра­зие мыс­лей в кри­ти­ке по­доб­но шаб­ло­ну. Вот та­кой-то ро­ман, вот столь­ко пре­мий ав­тор за­ра­бо­тал или столь­ко раз про­ле­тел, здесь нуж­но обя­за­тель­но по­зло­рад­ст­во­вать, по­том не­мно­го на­пи­сать о струк­ту­ре про­из­ве­де­ния, со­от­вет­ст­ву­ет она ли­те­ра­тур­ным ле­ка­лам или нет, по­том ми­мо­хо­дом за­це­пить глав­но­го ге­роя, не­мно­го тан­ком про­ехать­ся по не­му, и за­клю­че­ние – чи­тай­те, по­то­му что это про­чи­тал кри­тик. Зря, что ли, он своё вре­мя тра­тил на чте­ние, хо­тя ча­с­то это чте­ние обо­ра­чи­ва­ет­ся «га­ло­пом по Ев­ро­пе» или «слы­шал звон, да не знаю, где он». В по­след­нее вре­мя по­че­му-то та­кая кри­ти­че­с­кая так­ти­ка пре­ва­ли­ру­ет. Бог с ней, мо­гу очень да­же по­ве­рить, что кри­ти­кам ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не хва­та­ет вре­ме­ни на чте­ние, осо­бен­но тол­стых тру­дов, да и про­из­ве­де­ний, ко­то­рые бы за­це­пи­ли, не так уж и мно­го, а пи­сать о чём-то на­до.

Алиса ГАНИЕВА
Алиса ГАНИЕВА

Что ещё? Обя­за­тель­но каж­дый кри­тик вы­да­ёт ка­кие-то свои очень ча­с­то за­кру­чен­ные, на­уч­ные, ви­ти­е­ва­тые рас­суж­де­ния, не име­ю­щие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ре­цен­зи­ру­е­мой кни­ге, но имен­но эти «мыс­ли» яко­бы и яв­ля­ют­ся «со­лью» его кри­ти­че­с­ких умо­за­клю­че­ний.

Так бы­ло все­гда, в той или иной по­сле­до­ва­тель­но­с­ти, всё пред­ска­зу­е­мо и ожи­да­е­мо. «В гре­че­с­ком за­ле, в гре­че­с­ком за­ле» – и так до ос­ко­ми­ны во рту. Нет, ес­те­ст­вен­но, бы­ли кри­ти­ки, не бу­дем на­зы­вать их име­на, как го­во­рит­ся, ум­ный сам до­га­да­ет­ся, ко­то­рые вы­де­ля­лись из об­щей кри­ти­че­с­кой мас­сы. Их ос­нов­ное ору­жие бы­ла яз­ви­тель­ность, ли­хая са­мо­уве­рен­ность, мол, на та­кое суж­де­ние имею пра­во толь­ко я один и боль­ше ни­кто. Их ино­гда да­же при­чис­ля­ли к бун­та­рям толь­ко лишь по­то­му, что та­кой кри­тик на­зы­вал бе­лое – бе­лым, а чёр­ное – чёр­ным, а в кри­ти­ке так, в прин­ци­пе, не при­ня­то.

Али­са Га­ни­е­ва как раз об этом пи­шет в сво­ей ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Ок­тябрь» за но­ме­ром 6. Тьфу, в го­ло­ву сра­зу по­лез­ла ана­ло­гия с «Па­ла­той № 6».

«Ана­ли­ти­че­с­кая кри­ти­ка пе­ре­жи­ва­ет кри­зис, съё­жи­ва­ясь в га­зет­ный об­зор, га­зет­ный об­зор ком­плек­су­ет и тя­нет­ся к вы­со­ким ка­но­нам ана­ли­ти­че­с­кой кри­ти­ки, а чи­та­тель (чи­тай – по­тре­би­тель) смо­т­рит в рот со­чи­ни­те­лям рек­лам­ных бан­не­ров. Тол­стый жур­нал при этом ощу­ща­ет ос­т­рую не­об­хо­ди­мость пе­ре­мен, но жмёт­ся и ро­бе­ет, в то вре­мя как гля­нец шиб­ко под­ме­ня­ет лит­про­цесс ме­дий­ным сур­ро­га­том. Кри­тик на­чи­на­ет ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки от­да­лять­ся от сво­ей ау­ди­то­рии…»

Не в глаз, а в бровь. Ни уба­вить, ни при­ба­вить.

И вот на кри­ти­че­с­ком не­бо­с­кло­не по­явил­ся «сто­рож в оч­ках на ре­зин­ке», ко­то­рый «разъ­яс­ня­ет на кры­леч­ке то­ва­ри­щам, в чём не пра­ва Ал­ла Ла­ты­ни­на». Ва­си­лия Ши­ря­е­ва Али­са на­зы­ва­ет са­ни­та­ром ле­са, но мы-то зна­ем, что все са­ни­та­ры – это те же вре­ди­те­ли, по­еда­ю­щие бо­лее сла­бых вре­ди­те­лей, и ста­но­вит­ся ли бла­го­да­ря им лес чи­ще, во­прос очень спор­ный и фи­ло­соф­ский. Не бу­дем впа­дать в би­о­ло­ги­че­с­кий кон­текст дан­но­го оп­ре­де­ле­ния.

Итак, для Али­сы – Ва­си­лий Ши­ря­ев «са­ни­тар ле­са». Я бы очень и очень с этим бы по­спо­рил. Для ме­ня лич­но Ва­си­лий – пер­вый и по­ка един­ст­вен­ный хип­пи в боль­шом кри­ти­че­с­ком мо­ре. С не­скры­ва­е­мым вос­тор­гом, где-то с иро­ни­че­с­ким сар­каз­мом, пе­ре­ме­шан­ным с на­уч­ным экс­ги­би­ци­о­низ­мом, Али­са об­жё­вы­ва­ет, а точ­нее по-ши­ра­ев­ски «ко­вы­ря­ет» его ли­те­ра­тур­ные ко­с­точ­ки, так и не в си­лах прий­ти к еди­но­му мне­нию, что за та­кое яв­ле­ние в кри­ти­ке Ва­си­лий Ши­ря­ев. Па­яц, Ар­ле­кин, но оп­ре­де­лён­но толь­ко не ли­те­ра­тур­ный кри­тик. Это вы­со­кое пред­наз­на­че­ние и пред­на­чер­та­ние толь­ко для осо­бо по­свя­щён­ных, ко­то­рые про­кла­ды­ва­ли се­бе до­рож­ку на кри­ти­че­с­кий олимп го­да­ми не­ус­тан­но­го ли­те­ра­тур­но­го тру­да и про­чая, про­чая... И я пре­крас­но по­ни­маю оби­ду мно­гих ма­с­ти­тых кри­ти­ков, что «вдруг от­ку­да ни возь­мись – по­явил­ся... и пря­мо в яб­лоч­ко...» Его чи­та­ют, его ци­ти­ру­ют, его ху­лят... Его лю­бят и им вос­тор­га­ют­ся... В кон­це кон­цов, о нём пи­шут мно­го и не­ус­тан­но.

Сма­хи­ва­ет на ба­наль­ную за­висть, но я уве­рен, что Али­са до та­кой га­до­с­ти не опу­с­ка­ет­ся. Ей дей­ст­ви­тель­но ин­те­рес­но, как та­кое чу­до, как Ва­си­лий Ши­ря­ев, смог­ло по­явить­ся в ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке, где все ме­с­та уже дав­но за­ня­ты в со­от­вет­ст­вии с куп­лен­ны­ми би­ле­та­ми. Есть «акы­ны», о ко­то­рых про­сто нель­зя ху­до­го сло­ва на­пи­сать, по­то­му что имя уже при жиз­ни, как над­гроб­ный по­ста­мент, и этот «па­мят­ник» (ав­то­ри­тет) ко­лос­саль­но да­вит на тех, кто ран­гом по­ни­же.

Лар­чик под на­зва­ни­ем «Ва­си­лий Ши­ря­ев» от­кры­ва­ет­ся до­ста­точ­но про­сто – глав­ное, эпа­ти­ро­вать не толь­ко чи­та­те­ля, важ­нее по­верг­нуть с нок­да­ун при по­мо­щи сло­вес­но­го эпа­та­жа кри­ти­ка. От­сю­да и на­прав­ле­ние – кри­ти­ка кри­ти­че­с­кой мыс­ли.

Василий ШИРЯЕВ
Василий ШИРЯЕВ

Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но, вся­кое по­ви­да­ла и пе­ре­жи­ла, но до Ва­си­лия Ши­ря­е­ва ни­кто её так не эпа­ти­ро­вал, по­это­му я с удо­воль­ст­ви­ем бы на­звал Ва­си­лия ли­те­ра­тур­ной Ле­ди Га­га, и мой ог­ром­ный ре­с­пект жур­на­лу «Урал» и Сер­гею Бе­ля­ко­ву, что они пер­вы­ми оце­ни­ли имен­но ос­т­ро­умие, вот че­го так силь­но не хва­та­ет со­вре­мен­ной кри­ти­ке, «кам­чат­ско­го кам­ча­да­ла» – Ва­си­лия Ши­ря­е­ва. «Урал» и С.Бе­ля­ков мо­гут с гор­до­с­тью се­бя на­зы­вать пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми этой «див­ной сне­жин­ки». При этом я не со­гла­сен с Али­сой Га­ни­е­вой в том, что «жур­нал про­рвал­ся в «тол­стый» экс­пе­ри­мен­та­тор­ский аван­гард» бла­го­да­ря по­яв­ле­нию на стра­ни­цах «Ура­ла» «сто­ро­жа в оч­ках». У ме­ня во­об­ще воз­ник во­прос, а где ува­жа­е­мая Али­са об­на­ру­жи­ла «тол­стый» экс­пе­ри­мен­та­тор­ский аван­гард»? С удо­воль­ст­ви­ем бы его по­чи­тал... Но я не об этом.

Эго «кам­ча­да­ла с бен­зо­пи­лой» долж­но быть поль­ще­но на все 300%. Уве­рен, что «са­мый ан­ти­гла­мур­ный про­ект», со­от­вет­ст­вен­но, все до это­го бы­ли «гла­мур­ные про­ек­ты», не ос­та­нет­ся в дол­гу и раз­ро­дит­ся сво­им бла­го­дар­ным «ко­вы­ря­ни­ем» в твор­че­ст­ве Али­сы Га­ни­е­вой, а там для Ва­си­лия про­сто раз­до­лье. И рань­ше про­скаль­зы­ва­ли по­пыт­ки «кам­чат­ско­го са­мо­род­ка» за­мах­нуть­ся на жем­чу­жи­ну «Ex-librisa», но они бы­ли очень ос­то­рож­ны­ми.

Ну, а даль­ше всё тра­ди­ци­он­но, и это так, к со­жа­ле­нию, бро­са­ет­ся в гла­за. Али­са в сво­ей ста­тье «Кам­ча­дал с бен­зо­пи­лой» пе­ре­чис­ля­ет, как ей ка­жет­ся, все плю­сы и ми­ну­сы «пись­мен­ных транс­крип­ций» Ва­си­лия. Как все­гда при­сут­ст­ву­ет на­уч­ность: «та­кое ме­та­фо­ри­че­с­кое дей­ст­во но­сит лёг­кий от­те­нок хар­ра­с­мен­та». Вот про имен­но хар­ра­с­мет Ва­си­лия ни­че­го не по­нял. За­лез да­же в сло­варь. Это ока­зы­ва­ет­ся «пре­ступ­ле­ние, на­ру­ша­ю­щее не­при­кос­но­вен­ность ча­ст­ной жиз­ни ли­ца пре­сле­до­ва­ни­ем (те­ле­фон­ны­ми звон­ка­ми, пись­ма­ми, слеж­кой и пр.), на­зой­ли­вым при­ста­ва­ни­ем, до­мо­га­тель­ст­вом. Со­вер­ша­ет­ся обыч­но с сек­су­аль­ны­ми мо­ти­ва­ми». Вот в хар­ра­с­мен­те Ва­си­лия я как раз ни­как не мо­гу об­на­ру­жить на­зой­ли­вых сек­су­аль­ных мо­ти­вов, хо­тя умом по­ни­маю, что та­ко­му бру­таль­но­му муж­чи­не, как Ва­си­лию, край­не не­об­хо­ди­мо про­яв­лять этот са­мый пре­сло­ву­тый «хар­ра­с­мент», но то ли ещё бу­дет...

По­доб­но зву­чит и фра­за «в об­щем, не­смо­т­ря на то, что фор­маль­но, так ска­зать экс­те­ри­ор­но», т.е. «пер­вич­но по от­но­ше­нию к Ва­си­лию как цен­но­с­ти («то­таль­но­с­ти»)». По­ни­маю, этой фра­зой Али­са хо­те­ла под­черк­нуть ак­си­о­ло­ги­че­с­кий ас­пект по­ня­тия твор­че­ст­ва «кам­ча­да­ла с бен­зо­пи­лой», но имен­но бла­го­да­ря та­ким фра­зам кри­ти­ки и пред­став­ля­ют Ва­си­лию не­па­ха­ное по­ле де­я­тель­но­с­ти для «ко­вы­ря­ния» и рож­де­ния но­во­го опу­са «кам­чат­ской кри­ти­че­с­кой кри­ти­ки».

Али­са счи­та­ет, что Ва­си­лий, «кри­ти­куя кри­ти­ков, на­ме­рен­но про­ти­во­ре­чив, про­во­ка­тив­но без­гра­мо­тен, на­и­вен, па­ра­док­са­лен, ме­ло­чен. Это, ра­зу­ме­ет­ся, ма­с­ка, и очень свое­вре­мен­но рож­дён­ная». Всё пра­виль­но, по­яв­ле­ние Ва­си­лия дей­ст­ви­тель­но свое­вре­мен­но, ибо в затх­лой и скуч­ной ат­мо­сфе­ре ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки он до­ба­вил столь­ко пер­цу, ад­ре­на­ли­на, что кри­ти­ка не­о­жи­дан­но ста­ла чи­та­бель­ной. Это­го бы ни­ког­да не мог­ла сде­лать ма­с­ка.

Од­ним сло­вом, мы все под­став­ля­ем­ся и пре­до­став­ля­ем Ва­си­лию вдо­воль не толь­ко по­иро­ни­зи­ро­вать, но и по­сме­ять­ся над на­шим кри­ти­че­с­ким экс­те­ри­ор­ным «хар­ра­с­мен­том». А де­ла­ет это Ва­си­лий дей­ст­ви­тель­но эф­фект­но, за что ему моя боль­шая ува­жу­ха.

 

АР­ТУР АК­МИН­ЛА­УС,

яв­ля­ю­щий­ся по сло­вам Али­сы «ма­с­кой». Уж как ме­ня толь­ко не об­зы­ва­ли, так что в сло­вах оча­ро­ва­тель­ной Али­сы – это зву­чит поч­ти что ком­пли­мен­тар­но, во вся­ком слу­чае луч­ше, чем ка­кой-то «А-ус».





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования