Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 07.10.2011

Таинственные исчезновения

Почему нет публикаций о загадочном, не раскрытом до сих пор исчезновении черепа и других останков Марии Фёдоровны Достоевской – матери великого писателя? Набираем запрос в Интернете: «Где череп Марии Фёдоровны Достоевской?». Ответа нет. Нет его и в других СМИ. Нигде! Отсутствуют материалы и о его розыске.

А публикаций о пропаже черепа Н.В. Гоголя из монастырской могилы очень много. Запоминаются названия отдельных статей: «Коллекционер Бахрушин похитил череп Гоголя», «Череп Гоголя – под Ла-Маншем». Читаем в них, как писатели – члены комиссии по переносу останков Гоголя прилюдно взяли себе из гроба «сувениры»: кто кусок материи сюртука покойного, а кто даже берцовую кость из скелета. Что-то не верится! Сталин был давним поклонником творчества Гоголя. За подобный и открытый вандализм на радость врагам советской власти «инженеры человеческих душ» могли получить и высшую меру наказания.

В 2005 году выходит кинофильм на эту тему в жанре детектива с названием «Голова классика». Напомню один эпизод. 1931 год, на допросе следователь ОГПУ, катаясь на роликах вокруг стола, избивает старого монаха, требуя сказать, где череп Николая Васильевича… В официальной справке комиссии по вскрытию могилы писателя в 1931 году для переноса его останков сведений о пропаже черепа нет!

А вот останки матери писателя Ф.М. Достоевского таинственно исчезают на самом деле! Имеются лишь сведения, что знаменитый антрополог М.М. Герасимов изготовил пластическую реконструкцию головы матери писателя по её черепу. Эта реконструкция долгое время находилась в музейных коллекциях вместе с бюстами Ивана Грозного, Ярослава Мудрого, Тамерлана и других. Ныне она хранится у дочери покойного антрополога.

 

Мария ДОСТОЕВСКАЯ
Мария ДОСТОЕВСКАЯ

Ав­тор этой ста­тьи пи­сал о мо­ги­лах близ­ких род­ст­вен­ни­ков Ф.М. До­сто­ев­ско­го, ут­ра­чен­ных в со­вет­ские го­ды. Это мо­ги­лы его ро­ди­те­лей, обо­их сы­но­вей, двух бра­ть­ев, пер­вой же­ны, всех че­ты­рёх се­с­тёр, вну­ка, тё­ти... А в Ев­ро­пе за­хо­ро­не­ния обе­их до­че­рей пи­са­те­ля и вто­рой же­ны его сы­на со­хра­ни­лись. Они под па­тро­на­том ме­ст­ных вла­с­тей.

До­сто­ев­ско­го в оп­ре­де­лён­ное вре­мя офи­ци­аль­но счи­та­ли в СССР ре­ак­ци­он­ным, ми­с­ти­че­с­ким пи­са­те­лем и да­же жерт­вой па­ду­чей бо­лез­ни. Но нель­зя ви­нить во всех этих ко­щун­ст­вен­ных де­я­ни­ях лишь иде­о­ло­ги­че­с­кие и вла­ст­ные струк­ту­ры СССР. Свою до­лю ви­ны, осо­бен­но в ме­нее же­с­то­кие то­та­ли­тар­ные го­ды, не­сут так­же му­зей­ные ра­бот­ни­ки, из­ве­ст­ные пи­са­те­ли и мно­гие вы­да­ю­щи­е­ся де­я­те­ли на­уки и куль­ту­ры. До­ста­точ­но мно­го фак­тов для это­го об­ви­не­ния!

Ос­тан­ки ма­те­ри пи­са­те­ля бы­ли из­вле­че­ны из мо­ги­лы при лик­ви­да­ции в 1937 го­ду Ла­за­рев­ско­го клад­би­ща в Моск­ве. Их до­ста­ви­ли в Му­зей ан­т­ро­по­ло­гии МГУ. По­том че­реп М.Ф. До­сто­ев­ской от­пра­ви­ли ан­т­ро­по­ло­гу Ми­ха­и­лу Ге­ра­си­мо­ву. По­сле это­го ос­тан­ки До­сто­ев­ской бес­след­но ис­че­за­ют. Они не на­шли упо­ко­е­ния на дру­гом клад­би­ще. А па­мят­ник с мо­ги­лы ма­те­ри пи­са­те­ля хра­нит­ся в под­ва­ле Мос­ков­ско­го му­зея Ф.М. До­сто­ев­ско­го.

Кто ви­но­ват в про­па­же ос­тан­ков? По­про­бу­ем ра­зо­брать­ся объ­ек­тив­но. Но преж­де воз­ни­ка­ет ес­те­ст­вен­ный во­прос. За­чем нуж­но бы­ло де­лать скульп­тур­ную ре­кон­ст­рук­цию, ес­ли со­хра­нил­ся при­жиз­нен­ный пор­т­рет ма­те­ри пи­са­те­ля? Она умер­ла сто лет на­зад. Это од­но из об­ви­не­ний в ад­рес ру­ко­вод­ст­ва Мос­ков­ско­го му­зея Ф.М. До­сто­ев­ско­го, ко­то­рый был от­крыт в 1928 го­ду.

Че­реп ока­зал­ся сре­ди кон­троль­ных че­ре­пов для под­тверж­де­ния да­ро­ва­ния Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча Ге­ра­си­мо­ва. Ан­т­ро­по­ло­гу ста­ли ре­гу­ляр­но при­сы­лать из Моск­вы (он про­жи­вал в то вре­мя в Ле­нин­гра­де) по­сыл­ки с че­ре­па­ми лю­дей, в ос­нов­ном фи­гу­ран­тов уго­лов­ных дел. Их кон­троль­ные при­жиз­нен­ные фо­то­гра­фии хра­ни­лись в след­ст­вен­ных ор­га­нах. По­том учё­но­му пе­ре­да­ли че­реп па­пу­а­са из Кун­ст­ка­ме­ры. На­ста­ла оче­редь и че­ре­па ма­те­ри ве­ли­ко­го пи­са­те­ля.

Уче­ни­ки М.М. Ге­ра­си­мо­ва с вос­тор­гом вспо­ми­на­ют об этой ра­бо­те. По их оцен­ке, «при­жиз­нен­ный и жи­во­пис­ный пор­т­рет Ма­рии До­сто­ев­ской был ма­нер­ным и ча­с­тич­но от­хо­дил от на­ту­ры». А у ху­дож­ни­ков иная оцен­ка. На­пи­сан­ный с жи­вой на­ту­ры, пор­т­рет во­пло­щал, по их мне­нию, бо­лее точ­но её внеш­ний об­лик. Ведь не­воз­мож­но пра­виль­но изо­б­ра­зить на пор­т­ре­те или бю­с­те, на­при­мер, уши или кон­чик но­са при ра­бо­те с че­ре­пом? За­чем же ста­вить под со­мне­ние ум­ст­вен­ные спо­соб­но­с­ти чи­та­те­лей по­доб­ной оцен­кой?

Ка­кие же ар­гу­мен­ты у уче­ни­ков Ге­ра­си­мо­ва? Чи­та­ем. «Ког­да же срав­ни­ли ра­бо­ту Ге­ра­си­мо­ва с пор­т­ре­том до­че­ри М.Ф. До­сто­ев­ской, на­ри­со­ван­ным в се­ре­ди­не про­шло­го ве­ка в бо­лее ре­а­ли­с­ти­че­с­кой ма­не­ре, то об­на­ру­жи­ли его не­со­мнен­ное сход­ст­во со скульп­тур­ным пор­т­ре­том ма­те­ри. Вот как пор­т­рет, на­пи­сан­ный с на­ту­ры, ока­зал­ся ме­нее по­хо­жим на ори­ги­нал, чем скульп­тур­ный пор­т­рет, сде­лан­ный толь­ко по че­ре­пу спу­с­тя сто лет по­сле смер­ти».

И раз­ве мож­но спо­кой­но чи­тать вот это: «Че­реп был фраг­мен­ти­ро­ван, от­сут­ст­во­ва­ла за­ты­лоч­ная часть, раз­ру­ше­но ос­но­ва­ние че­ре­па (ве­ро­ят­но, при не­о­сто­рож­ном изъ­я­тии из мо­ги­лы. – С.Т.). На сво­де со­хра­ни­лись во­ло­сы, рас­чё­сан­ные на пря­мой про­бор. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что че­реп при­над­ле­жал жен­щи­не, умер­шей в 36–37 лет». По окон­ча­нии ра­бо­ты М.М. Ге­ра­си­мов уз­нал, что вос­ста­нав­ли­вал внеш­ний об­лик ма­те­ри Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го. Сла­ва Бо­гу, что чи­та­те­ли не уз­на­ют, как Ге­ра­си­мов по­ло­со­вал за­коп­чён­ной иг­лой ос­тат­ки мяг­ких тка­ней и «пря­мо­го про­бо­ра» на со­хра­нив­ших­ся во­ло­сах. Он мог и под­пи­ли­вать че­реп для точ­ной ре­кон­ст­рук­ции. Не ве­рит­ся, что Ге­ра­си­мов мог бы от­ка­зать­ся от этой ра­бо­ты, зная за­ра­нее, что это че­реп ма­те­ри пи­са­те­ля. Ате­и­с­ту Ми­ха­и­лу Ге­ра­си­мо­ву бы­ли чуж­ды не­ко­то­рые нрав­ст­вен­ные чув­ст­ва и бла­го­род­ные по­ступ­ки. На­пом­ним об ин­тер­вью до­че­ри Ми­ха­и­ла Ге­ра­си­мо­ва жур­на­лу «Сме­на» от 18.10.2007. «Отец, к при­ме­ру, был уве­рен, что Пуш­кин вы­гля­дел сов­сем не так, как ри­со­ва­ли его ху­дож­ни­ки XIX ве­ка. Он меч­тал вскрыть мо­ги­лу Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча, до­стать его че­реп и по соб­ст­вен­ной ме­то­ди­ке вос­соз­дать об­лик ве­ли­ко­го по­эта. Но про­ве­де­нию рас­ко­пок в Пуш­кин­ских Го­рах по­ме­ша­ла его вне­зап­ная смерть».

И сно­ва ес­те­ст­вен­ный во­прос. За­чем бы­ло меч­тать и об этом ко­щун­ст­вен­ном де­я­нии, ес­ли име­лись при­жиз­нен­ные пор­т­ре­ты Пуш­ки­на? Из­ве­ст­ны и вос­тор­жен­ные от­зы­вы со­вре­мен­ни­ков по­эта о его пор­т­ре­тах. Пор­т­ре­ты на­пи­са­ны та­лант­ли­вы­ми жи­во­пис­ца­ми!

Пор­т­рет­ную ре­кон­ст­рук­цию го­ло­вы ма­те­ри До­сто­ев­ско­го по её че­ре­пу в на­ши дни уже не по­ка­зы­ва­ют в му­зе­ях и на вы­став­ках вме­с­те с дру­ги­ми ра­бо­та­ми М.М. Ге­ра­си­мо­ва. Сла­ва Бо­гу, что уб­ра­ли это зло­ве­щее и пуб­лич­ное на­по­ми­на­ние о фак­ти­че­с­ком над­ру­га­тель­ст­ве над ос­тан­ка­ми М.Ф. До­сто­ев­ской и об их та­ин­ст­вен­ном ис­чез­но­ве­нии!

При лик­ви­да­ции Мос­ков­ско­го Ла­за­рев­ско­го клад­би­ща ан­т­ро­по­лог и би­о­лог Ми­ха­ил Ва­си­ль­е­вич Во­лоц­кой ор­га­ни­зу­ет вскры­тие мо­ги­лы ма­те­ри пи­са­те­ля и вы­во­зит её ос­тан­ки, а так­же над­гроб­ный па­мят­ник. На па­мят­ни­ке бы­ла вы­би­та над­пись-эпи­та­фия из Н.М. Ка­рам­зи­на: «По­кой­ся, ми­лый прах, до ра­до­ст­но­го ут­ра».

Кро­ме ра­бо­ты по ос­нов­ной спе­ци­аль­но­с­ти, Ми­ха­ил Во­лоц­кой до кон­ца жиз­ни за­ни­мал­ся ха­рак­те­ро­ло­ги­че­с­ким ана­ли­зом лич­но­с­ти Ф.М. До­сто­ев­ско­го и его ро­да. В 1933 го­ду опуб­ли­ко­вал очень цен­ную на­уч­ную ра­бо­ту – «Хро­ни­ка ро­да До­сто­ев­ско­го 1506–1933». Он умер 4 ок­тя­б­ря 1944 го­да в Моск­ве по­сле не­удач­ной по­пыт­ки са­мо­убий­ст­ва. Его мо­ги­ла так­же ут­ра­че­на на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще. Это он до­ста­вит ос­тан­ки ма­те­ри пи­са­те­ля в Му­зей и НИИ ан­т­ро­по­ло­гии МГУ, а па­мят­ник – в Му­зей Ф.М. До­сто­ев­ско­го.

По­сле пре­бы­ва­ния че­ре­па До­сто­ев­ской у М.М. Ге­ра­си­мо­ва он ис­че­за­ет. Я от­пра­вил за­прос от Фон­да Ф.М. До­сто­ев­ско­го в Му­зей ан­т­ро­по­ло­гии МГУ. Уз­нал, что «че­реп им не вер­ну­ли, а по­том на­ча­лась вой­на, он где-то за­те­рял­ся». По мо­ей прось­бе по­зво­ни­ли до­че­ри по­кой­но­го М.М. Ге­ра­си­мо­ва. Она за­яви­ла, что «не зна­ет, ког­да её отец «тру­дил­ся с этим че­ре­пом и где сам че­реп». По­лу­чил но­мер те­ле­фо­на ла­бо­ра­то­рии НИИ эт­но­гра­фии, где до сво­ей кон­чи­ны (1970 г.) ра­бо­тал Ге­ра­си­мов. И там ни­че­го не зна­ют. Прав­да, уточ­ни­ли, что ра­бо­та с че­ре­пом До­сто­ев­ской вы­пол­не­на в 1937 го­ду, а не в 1940-м, как пи­шут от­дель­ные ав­то­ры. Со­об­щи­ли и о том, что пе­ре­воз­кой ос­тан­ков М.Ф. До­сто­ев­ской за­ни­ма­лись ча­ст­ные ли­ца. Уз­нал я так­же, что дочь М.В. Во­лоц­ко­го дол­гие го­ды бы­ла при­хо­жан­кой хра­ма, где на­сто­я­те­лем слу­жил из­ве­ст­ный про­то­и­е­рей о. Алек­сандр Мень. По­мчал­ся на ве­чер па­мя­ти уби­ен­но­го свя­щен­ни­ка. Обе­ща­ли в кон­це ве­че­ра ог­ла­сить мою за­пи­с­ку. Я про­сил от­клик­нуть­ся всех, кто лич­но знал Зою Ми­хай­лов­ну Во­лоц­кую или её де­тей. Она умер­ла не­сколь­ко лет на­зад. Од­на­ко мою прось­бу не вы­пол­ни­ли. При­чи­на: яко­бы от­клю­чи­ли ми­к­ро­фон без пре­ду­преж­де­ния – не уло­жи­лись в раз­ре­шён­ное вре­мя. По­ла­гаю, что моя ин­фор­ма­ция о за­хо­ро­не­ни­ях род­ст­вен­ни­ков пи­са­те­ля До­сто­ев­ско­го не вы­зы­ва­ла ис­крен­не­го ин­те­ре­са у ор­га­ни­за­то­ров ве­че­ра!

В от­ли­чие от про­шлых лет, в на­ши дни уже не­воз­мож­но сво­бод­но по­лу­чить све­де­ния об ад­ре­сах жи­те­лей и но­ме­ре их те­ле­фо­на. И тем бо­лее ве­с­ти ро­зыск род­ст­вен­ни­ков умер­ших лю­дей…

На Ва­гань­ков­ском клад­би­ще в Моск­ве по­хо­ро­не­на Ле­о­ка­дия Сте­фа­нов­на Ми­ха­э­лис (1896–1948) – граж­дан­ская же­на Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча До­сто­ев­ско­го – сы­на пи­са­те­ля. По­сле смер­ти Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча ей уда­лось со­хра­нить от по­слан­ни­ков нар­ко­ма Ана­то­лия Лу­на­чар­ско­го Еван­ге­лие – по­да­рок ка­тор­жа­ни­ну Фё­до­ру До­сто­ев­ско­му от жён де­ка­б­ри­с­тов. На его стра­ни­цах со­хра­ни­лись от­мет­ки пи­са­те­ля, в том чис­ле сде­лан­ные его ног­тем. Лишь цер­ков­ные кни­ги раз­ре­ша­ли чи­тать на ка­тор­ге. Ми­ха­э­лис по­зд­нее пе­ре­да­ла в Ис­то­ри­че­с­кий му­зей не толь­ко это Еван­ге­лие, но и пись­мо ве­ли­ко­го пи­са­те­ля сво­е­му стар­ше­му бра­ту из Пе­т­ро­пав­лов­ской кре­по­с­ти. А в это вре­мя часть ар­хи­ва Ф.М. До­сто­ев­ско­го по ре­ше­нию Сов­нар­ко­ма СССР бы­ла про­да­на не­мец­ко­му из­да­тель­ст­ву в Мюн­хе­не.

Мно­го лет мо­ги­ла се­с­тёр Ле­о­ка­дии и Ан­ны Ми­ха­э­лис бы­ла в за­пу­щен­ном со­сто­я­нии. Я встре­тил­ся с их вну­ча­той дво­ю­род­ной пле­мян­ни­цей. Она в ме­ру сил сле­дит за мо­ги­лой. За­хо­ро­не­ние ока­за­лось на уз­ком про­хо­де меж­ду дру­ги­ми мо­ги­ла­ми. По не­му ша­га­ют по­се­ти­те­ли клад­би­ща. Крест ржа­вый, мо­ги­ла без ог­ра­ды. Средств на бла­го­ус­т­рой­ст­во даль­няя род­ст­вен­ни­ца не име­ет. Рас­по­ря­ди­те­лем этой мо­ги­лы по до­ку­мен­там про­дол­жа­ет быть со­сед­ка се­с­тёр Ми­ха­э­лис по их ком­му­наль­ной квар­ти­ре в Моск­ве. Она умер­ла ещё в 1964 го­ду. Со­сед­ка ста­ла и вла­де­ли­цей все­го иму­ще­ст­ва се­с­тёр, по за­ве­ща­нию без­за­щит­ной Ан­ны Сте­фа­нов­ны. Сё­с­т­ры не име­ли де­тей; они фак­ти­че­с­ки жи­ли в Под­мо­с­ко­вье в край­ней бед­но­с­ти, все­ми за­бы­тые.

По­сле смер­ти Ан­ны Сте­фа­нов­ны в 1961 го­ду дом в Под­мо­с­ко­вье был про­дан, ста­рин­ная ме­бель вы­ве­зе­на, а се­мей­ные фо­то­гра­фии, пись­ма и дру­гие, ве­ро­ят­но, цен­ные до­ку­мен­ты – вы­бро­ше­ны на по­мой­ку. Это про­ис­хо­ди­ло в год и да­же в ме­сяц 140-лет­ней го­дов­щи­ны со дня рож­де­ния Ф.М. До­сто­ев­ско­го (1961 г.). Не­смо­т­ря на прось­бу не хо­ро­нить её в ур­не – те­ло от­вез­ли в кре­ма­то­рий. По­сле это­го о су­ще­ст­во­ва­нии мо­ги­лы Ми­ха­э­лис на­всег­да за­бы­ва­ют в се­мей­ст­ве их со­сед­ки-на­след­ни­цы!

Фё­дор Фё­до­ро­вич До­сто­ев­ский по вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков «был хо­ро­шо ода­рён спо­соб­но­с­тя­ми к ли­те­ра­ту­ре, и толь­ко яр­лык «сын пи­са­те­ля До­сто­ев­ско­го», ко­то­рым он все­гда тя­го­тил­ся, ме­шал про­яв­лять сво­бод­но свои да­ро­ва­ния, и до­во­дил его до пол­ной сдер­жан­но­с­ти и за­мк­ну­то­с­ти». Его сти­хи и про­за, на­пи­сан­ные «для се­бя», не со­хра­ни­лись. Бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны лишь не­сколь­ко сти­хо­тво­ре­ний, по­свя­щён­ных Ле­о­ка­дии Ми­ха­э­лис. Ве­ро­ят­но, у Ми­ха­э­лис хра­ни­лись и пись­ма Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча, ко­то­рые в ито­ге ока­за­лись ут­ра­чен­ны­ми. Име­ет­ся те­т­радь с вос­по­ми­на­ни­я­ми её дво­ю­род­ной се­с­т­ры. Воз­мож­но, ког­да-ни­будь мы про­чи­та­ем эти за­пи­си.

Тру­ды Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го из­да­ва­лись и из­да­ют­ся и в на­шей стра­не, и за ру­бе­жом. Они при­но­сят не­ма­лые до­хо­ды из­да­те­лям и го­су­дар­ст­ву. Од­на­ко пря­мые по­том­ки ве­ли­ко­го пи­са­те­ля ис­пы­ты­ва­ли в сво­ей жиз­ни не один год нуж­ду и ли­ше­ния. Ф.Ф. До­сто­ев­ско­го по­хо­ро­ни­ли из-за бед­но­с­ти за счёт Ис­то­ри­че­с­ко­го му­зея. Тя­же­ло боль­ная прав­нуч­ка пи­са­те­ля Та­ть­я­на Ан­д­ре­ев­на Вы­со­ко­го­рец-До­сто­ев­ская (1937–2003) про­си­ла ми­ло­с­ты­ню на ули­це. И лишь по­сле рез­ких ста­тей и те­ле­пе­ре­дач Пе­тер­бург­ская мэ­рия ус­та­но­ви­ла ей над­бав­ку к пен­сии за два го­да до её смер­ти. Один из по­том­ков пи­са­те­ля на свои день­ги не имел воз­мож­но­с­ти без оче­ре­ди под­пи­сать­ся на со­бра­ние со­чи­не­ний сво­е­го ге­ни­аль­но­го пред­ка!

Од­наж­ды Та­ть­я­на Вла­ди­ми­ров­на об­ра­ти­лась в Фонд куль­ту­ры. Про­си­ла по­мочь в по­езд­ке за гра­ни­цу на юг Фран­ции, что­бы пе­ред смер­тью по­бы­вать на мо­ги­ле сво­ей ба­буш­ки Ека­те­ри­ны Пе­т­ров­ны До­сто­ев­ской. От­ка­за­ли – нет при­гла­ше­ния. И горь­ко оби­де­ли: «Вы что, счи­та­е­те это боль­шой за­слу­гой – быть прав­нуч­кой ве­ли­ко­го пи­са­те­ля?!» А в это же вре­мя «от­цы го­ро­да», за­хлё­бы­ва­ясь от вос­тор­га, ус­т­ра­и­ва­ли ши­кар­ные при­ёмы с бан­ке­та­ми в честь за­ру­беж­ных по­том­ков рус­ских дво­рян­ских ро­дов. Мно­гие гос­ти бы­ли со­сто­я­тель­ны­ми гос­по­да­ми и да­же мил­ли­о­не­ра­ми. А по­том чи­нов­ни­ки «се­вер­ной сто­ли­цы» де­ла­ли от­вет­ные ви­зи­ты, ес­те­ст­вен­но, за го­су­дар­ст­вен­ный счёт!

О но­вых све­де­ни­ях по ус­та­нов­лен­но­му ме­с­ту по­гре­бе­ния Ф.Ф. До­сто­ев­ско­го (1871–1922) на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще по­лу­чен от­вет из Ко­мис­сии по куль­ту­ре Мос­ков­ской го­род­ской ду­мы за под­пи­сью её пред­се­да­те­ля, де­пу­та­та и ки­но­ак­тё­ра Е.В. Ге­ра­си­мо­ва. Со­об­ща­ет­ся, что по ин­фор­ма­ции Де­пар­та­мен­та тор­гов­ли и ус­луг го­ро­да Моск­вы дочь пре­ста­ре­ло­го рас­по­ря­ди­те­ля но­вой мо­ги­лы ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив ус­та­нов­ки па­мят­но­го зна­ка Ф.Ф. До­сто­ев­ско­му. По­это­му пред­ло­же­но не­по­сред­ст­вен­но ре­шать этот во­прос с рас­по­ря­ди­те­лем мо­ги­лы. Об­ра­ще­ния к ней ос­та­ют­ся без от­ве­та. Стран­но, но ус­та­нов­лен­ный в но­я­б­ре 2010 го­да крас­ный тра­фа­рет про­дол­жа­ет «свер­кать» на кре­с­те этой всё ещё бе­зы­мян­ной мо­ги­лы!

На этом клад­би­ще ус­та­но­ви­ли ке­но­таф од­но­му де­ка­б­ри­с­ту, его мо­ги­лу не мог­ли най­ти. По­ста­ви­ли его ря­дом с мо­ги­ла­ми дру­гих де­ка­б­ри­с­тов. Я спра­ши­вал за­ве­ду­ю­ще­го клад­би­щем о воз­мож­но­с­ти ус­та­нов­ки ке­но­та­фа сы­ну пи­са­те­ля ря­дом с ме­с­том его фак­ти­че­с­ко­го по­гре­бе­ния. Ус­лы­шал в от­вет: «Мы это­го не де­ла­ем, а ке­но­таф де­ка­б­ри­с­ту – еди­нич­ное ис­клю­че­ние».

На­ста­ло вре­мя ре­шить про­бле­му с за­хо­ро­не­ни­я­ми сы­на пи­са­те­ля До­сто­ев­ско­го и его граж­дан­ской же­ны. Это обя­за­ны де­лать, преж­де все­го, ру­ко­во­ди­те­ли му­зе­ев, а так­же чле­ны прав­ле­ний раз­лич­ных фон­дов куль­ту­ры!


Сергей ТЮЛЯКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования