Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 14.10.2011

Губитель внутреннего мира

 Нам со­чув­ст­вие да­ёт­ся,

как нам да­ёт­ся бла­го­дать…

Ф.Тют­чев, 1869 год

 

Острая тема социальной ответственности бизнес-групп и каждого гражданина в отдельности – важнейший элемент любого политического строя в двадцать первом веке. В изменчивом мире не всё так, как поёт лидер рок-группы «Машина времени», состоявшийся автор книг, Андрей Макаревич. «Пусть лучше он прогнётся под нас» – так пелось в прошлом, а в настоящее время и автору тех строк приходится перерождаться для каждой дороги жизненного перекрёстка, где не только семь, а поболее дорог случается изведать, прежде чем найдёшь свой путь. А самый трудный путь – путь к себе, в свой неустроенный мир внутри тебя самого. Это, по сути – ты сам: начальный и конечный пункт назначения. Ты выходишь из себя и возвращаешься к себе в течение всей земной жизни. А дальше – то, с чем ты пришёл, принесёт тебе надежду или крах всех мысленных желаний жить ближе к Богу.

Путь к Богу неминуем для мыслящих существ, а значит, будем следовать за Словом.

И, доверяясь живому руслу русской речи, займёмся чтением журналов.

Я верю, в душах читающих людей благородные порывы неизбывны, в них теплится огонь участия и доблесть добровольцев, как и на страницах различнейших журналов.

 

Не мог про­пу­с­тить та­кую зна­чи­мую те­му, вклю­ча­ю­щую в се­бя и бла­го­ду­шие, и до­б­рую во­лю, пра­во­слав­ный жур­нал для со­мне­ва­ю­щих­ся «Фо­ма» № 8 в про­шлом, за­мы­ка­ю­щем пер­вое де­ся­ти­ле­тие го­ду. В ре­дак­ции жур­на­ла со­сто­я­лась бе­се­да под об­щим за­го­лов­ком «Рав­но­ду­шие – са­мо­обо­ро­на или са­мо­об­ман», ко­то­рая объ­е­ди­ни­ла двух не­рав­но­душ­ных лю­дей.

Ар­се­ний Ру­сак (зам. глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла «Фо­ма»): «А кто та­кие эти до­б­ро­воль­цы – это не ка­кие-то там спе­ци­аль­ные, осо­бые лю­ди. Они та­кие же, как мы; про­сто им не всё рав­но. До­б­ро­воль­цем – так или ина­че – мо­жет стать каж­дый, но ста­но­вят­ся еди­ни­цы, по­то­му что спря­тать не­же­ла­ние по­мочь ко­му-то в своё рав­но­ду­шие ку­да про­ще, чем со­вер­шить не­рав­но­душ­ный по­сту­пок».

Ма­ри­на Жу­рин­ская (ре­дак­тор жур­на­ла «Аль­фа и Оме­га»): «Эти слу­чаи на то и не­о­рди­нар­ные, что­бы лю­ди к ним стре­ми­лись, что­бы они на них ори­ен­ти­ро­ва­лись. Не­о­бя­за­тель­но каж­дый день вме­с­то ко­го-то уми­рать, но вот ес­ли по­мнить, что есть лю­ди, ко­то­рые мо­гут пой­ти на смерть ра­ди то­го, что­бы ко­го-то спа­с­ти, то жизнь бу­дет дру­гая. Это, ес­ли хо­ти­те, при­вив­ка от рав­но­ду­шия: знать, что не все ужас­ны, ко­ры­ст­ны, же­с­то­ки и ту­пы. А там – кто зна­ет, что по­ш­лёт Гос­подь?»

И Ма­ри­на Жу­рин­ская пред­ста­ви­ла до­ста­точ­ное убеж­де­ние: «…лю­бить не за­ста­вишь, но вот про­яв­лять вни­ма­ние мож­но. Вот, к при­ме­ру, пя­тая за­по­ведь: не ска­за­но – лю­би ро­ди­те­лей, ска­за­но – чти. Лю­бить не за­ста­вишь, но по­чте­ние ро­ди­те­лям нуж­но вы­ка­зы­вать. Так же как не за­ста­вишь лю­бить всех, кто при­хо­дит в храм. Но быть вни­ма­тель­ным и как ми­ни­мум не ха­мить – это мож­но».

Стра­на в ушед­шем де­ся­ти­ле­тии лишь сде­ла­ла за­вер­ша­ю­щий ви­ток оче­ред­но­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го кру­га: как в по­ли­ти­ке, так и в куль­тур­ном пла­не – от на­дежд до вновь вы­пав­ше­го кри­зи­са. В об­щем, стра­ну мы не по­ме­ня­ли, и ве­ко­веч­ных ат­ри­бу­тов сво­их не сбро­си­ли с се­бя. И по­эты, и пи­са­те­ли-ре­а­ли­с­ты ни­че­го не по­те­ря­ли, да­же поч­вен­ни­ки и кон­сер­ва­то­ры не ос­та­ва­лись не у дел на про­тя­же­нии все­го это­го вре­ме­ни, сколь­ко бы ни со­про­вож­да­ли их вя­лы­ми на­ско­ка­ми ярые кри­ти­ки все­го, что зо­вёт­ся па­т­ри­о­ти­че­с­ким, что не­от­рыв­но от рус­ской тра­ди­ции, иду­щей от мо­раль­но-ду­хов­но­го вос­пи­та­ния каж­до­го и не­рав­но­ду­шия к судь­бе сво­е­го оте­че­ст­ва.

И вот, в седь­мом но­ме­ре жур­на­ла рус­ской куль­ту­ры «Моск­ва» за этот год в про­из­ве­де­нии яв­но не­рав­но­душ­но­го на­блю­да­те­ля Вла­ди­ми­ра Паль­чи­ко­ва впи­та­на суть но­во­ис­пе­чён­ной, но по ста­ро­му «ре­цеп­ту», но­вей­шей по­ры:

 

Обы­чай са­мый вер­ный в сем луч­шем из ми­ров:

Ты – лох, а я – ба­ры­га. Пла­ти – и будь здо­ров.

Те­перь у нас в ге­ро­ях – гро­ми­ла, рвач, тор­гаш.

С об­ма­ном да на­хра­пом – всё ку­пишь, всё про­дашь.

 

Шны­ря­ет по до­ро­гам скре­бу­щая ко­рысть,

Го­то­ва за пол­ти­ну хреб­ти­ну пе­ре­грызть.

Уг­рю­мое стя­жа­нье уг­ну­лось за пле­чом,

Вце­пи­лось дню в во­ло­сья, ши­пя: по­чём? По­чём?

 

По­чём пень­ка и ко­жа, по­чём до­с­ка и жесть,

От­зыв­чи­вость и ла­с­ка, до­сто­ин­ст­во и честь?

 

А Ми­ха­ил Жу­ти­ков всё в том же седь­мом но­ме­ре «Моск­вы» в рас­ска­зе «ФЫ­ВА и ОЛДЖ» раз­ви­ва­ет мысль мо­раль­но­го па­де­ния об­ще­ст­ва в ис­то­ри­че­с­ком кон­тек­с­те: «…мир на­учи­лись «брать ча­с­тя­ми». А це­ли­ком взять мир, по­нят­но, нель­зя. А меж­ду тем вот он, це­лый, весь пе­ред на­ши­ми гла­за­ми, лю­бо­му до­сту­пен. И всё боль­ше одо­ле­ва­ет не сми­ре­ние пе­ред ним, а алч­ность. И от­то­го по­гиб­нем. Взять мы его не возь­мём ни­ког­да, а толь­ко га­дим в не­го, и в се­бя ещё боль­ше…».

Имен­но как в зер­ка­ле ото­б­ра­жа­ет­ся мир ду­ши на внеш­нюю сто­ро­ну ми­ро­во­го про­ст­ран­ст­ва, что­бы не­пре­рыв­но воз­вра­щать­ся в на­ше вну­т­рен­нее и ухо­дить вновь во внеш­ний мир, и так – до бес­ко­неч­но­с­ти, по­ка мы жи­вы.

И жи­во­т­ре­пе­щу­щую те­му, бес­спор­но, под­дер­жал мо­ло­дёж­ный ли­те­ра­тур­ный жур­нал «Стран­ник», вы­хо­дя­щий в Са­ран­ске. Во вто­ром но­ме­ре (март-ап­рель 2011) Юлия Ар­та­мо­но­ва в сво­ей ста­тье «Кто лю­дям по­мо­га­ет – тот жизнь жи­вёт не зря!» за­яв­ля­ет то, что счи­та­ет­ся дан­но­с­тью и яв­ля­ет ли­цо на­ше­го об­ще­ст­ва: «Лю­ди не спе­шат по­пол­нять ря­ды до­б­ро­воль­цев по раз­ным при­чи­нам: кто-то не зна­ет, с че­го на­чать и к ко­му об­ра­тить­ся, ко­му-то лень ме­нять при­выч­ный об­раз жиз­ни, тра­тить своё вре­мя, си­лы и день­ги за «спа­си­бо», кто-то про­сто вну­шил се­бе, что ни­че­го не уме­ет, ни­че­го не мо­жет, по­мо­гать не­чем…».

Но Юлия за­тра­ги­ва­ет важ­ное, что не­при­ми­ри­мо с рав­но­ду­ши­ем, а имен­но – «при­ни­мать уча­с­тие в бла­го­тво­ри­тель­ных ак­ци­ях не так уж и слож­но, ку­да слож­нее – сде­лать пер­вый шаг».

Бы­ло бы слож­но про­ник­нуть­ся по­ни­ма­ни­ем без жи­вых при­ме­ров, а у ав­то­ра ста­тьи они есть, и они, в том чис­ле, и на ме­ст­ном уров­не: «Два ра­за в го­ду, вес­ной и осе­нью, до­б­ро­воль­цы про­во­дят ак­цию «Чи­с­тые ок­на». Ор­га­ни­зо­вав­шись в бри­га­ды по 2–3 че­ло­ве­ка, они мо­ют ок­на в квар­ти­рах и до­мах ре­прес­си­ро­ван­ных по их за­яв­кам.

Кста­ти, от­ме­чу, что по­доб­ную ак­цию про­во­дят и у нас в Са­ран­ске – еже­год­но, в ме­сяч­ник по­жи­лых лю­дей, во­лон­тё­ры из го­род­ской мо­ло­дёж­ной ас­со­ци­а­ции «Ми­ло­сер­дие» на­ве­ща­ют оди­но­ких ста­ри­ков и мо­ют-утеп­ля­ют ок­на в до­мах на зи­му».

И не мог­ла она скрыть не­при­ят­ную сто­ро­ну: «Един­ст­вен­ным не­до­стат­ком боль­шей ча­с­ти пе­ре­чис­лен­ных про­ек­тов яв­ля­ет­ся раз­ве что их су­гу­бая ори­ен­ти­ро­ван­ность на мо­ло­дёжь. Стар­ше­класс­ни­ки, сту­ден­ты со свой­ст­вен­ным их воз­ра­с­ту мак­си­ма­лиз­мом охот­но и ак­тив­но при­ни­ма­ют уча­с­тие в до­б­ро­воль­че­с­ких ак­ци­ях, а вот сред­нее и стар­шее по­ко­ле­ние, да­же ес­ли и чув­ст­ву­ют в се­бе по­треб­ность сде­лать что-то хо­ро­шее на бла­го об­ще­ст­ва, ос­та­ют­ся в сто­ро­не». И ещё под­чёр­ки­ва­ет та­кую воз­ник­шую не­об­хо­ди­мость в де­ле бла­го­тво­ри­тель­но­с­ти, как то, что «всё ча­ще в ка­че­ст­ве во­лон­тё­ров тре­бу­ют­ся спе­ци­а­ли­с­ты, лю­ди со сло­жив­ши­ми­ся цен­но­ст­ны­ми ус­та­нов­ка­ми, с оп­ре­де­лён­ным опы­том и про­фес­си­о­наль­ной ком­пе­тент­но­с­тью – то есть та ка­те­го­рия, ко­то­рую сту­ден­ты в си­лу сво­ей не­о­пыт­но­с­ти по­про­с­ту «не по­тя­нут».

Но­вым ша­гом в ре­ше­нии этой про­бле­мы мож­но счи­тать кор­по­ра­тив­ное до­б­ро­воль­че­ст­во: идеи со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти биз­не­са по­лу­чи­ли до­ста­точ­но ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние, и всё боль­ше ком­па­ний ста­ло ак­тив­но во­вле­кать сво­их со­труд­ни­ков в де­я­тель­ность по­доб­но­го ро­да».

И на­гляд­но обо­зна­чи­ла фор­мы ре­а­ли­за­ции та­ко­го кор­по­ра­тив­но­го до­б­ро­воль­че­ст­ва, в чис­ле ко­то­рых «и бла­го­тво­ри­тель­ные по­жерт­во­ва­ния ком­па­нии в де­неж­ной фор­ме, и пе­ре­да­ча пред­при­я­ти­ем сво­ей про­дук­ции и обо­ру­до­ва­ния (на­при­мер, фир­ма мо­жет обес­пе­чить вос­пи­тан­ни­ков дет­ско­го до­ма спор­тив­ной обу­вью, ко­то­рую про­из­во­дит), или пре­до­став­ле­ние ком­па­ни­ей про­фес­си­о­наль­ных ус­луг, опы­та и зна­ний со­труд­ни­ков».

Но не обо­шла Юлия Ар­та­мо­но­ва вни­ма­ни­ем ещё од­ну горь­кую прав­ду: «И всё же по­ка в ре­а­ли­ях гро­мад­но­го про­ст­ран­ст­ва на­шей стра­ны гра­мот­но от­ла­жен­ная ра­бо­та в сфе­ре кор­по­ра­тив­но­го до­б­ро­воль­че­ст­ва за­ни­ма­ет слиш­ком ма­лень­кую ве­со­вую ка­те­го­рию. Боль­шин­ст­во ор­га­ни­за­ций пред­по­чи­та­ет ни­как не ре­а­ги­ро­вать на при­зы­вы к бла­го­тво­ри­тель­но­с­ти, не же­лая пе­ре­кра­и­вать бю­д­жет и ус­тав ком­па­нии в поль­зу ка­ких-то там «до­б­рых» дел».

А са­мое глав­ное, что не мог­ла не под­ме­тить Ар­та­мо­но­ва, – это об­ще­че­ло­ве­че­с­кое: «За­ча­с­тую лю­ди ку­да боль­ше ра­ды эле­мен­тар­но­му вни­ма­нию, за­бо­те, тёп­ло­му че­ло­ве­че­с­ко­му уча­с­тию. Де­ти-да­у­ня­та, уми­ра­ю­щие в хо­с­пи­се ста­ри­ки, ни­ко­му не нуж­ные оби­та­те­ли до­мов пре­ста­ре­лых – вот те, ко­му нуж­ны не столь­ко на­ши де­неж­ные по­жерт­во­ва­ния, сколь­ко жерт­ва на­шей люб­ви, на­ше­го вре­ме­ни».

И му­д­рые сло­ва этой жен­щи­ны за­став­ля­ют сжи­мать­ся и без то­го бес­по­кой­ное серд­це: «…жизнь – все­го лишь пу­с­тыш­ка, хоть и рас­кра­шен­ная в яр­кие цве­та.

К то­му же, «тво­ря бла­го», за­ни­ма­ясь до­б­ро­де­ла­нь­ем, мы мак­си­маль­но близ­ко со­при­ка­са­ем­ся с тем, с чем, воз­мож­но, ког­да-то при­дёт­ся столк­нуть­ся са­мим – оди­но­че­ст­вом, бо­лез­ня­ми, стра­хом смер­ти. Мно­гие во­лон­тё­ры го­во­рят, что это од­на из при­чин, по ко­то­рой они не ос­тав­ля­ют сво­е­го тя­жё­ло­го тру­да. Им не хо­чет­ся, что­бы они са­ми или их род­ня ког­да-ни­будь ока­за­лись на ме­с­те бро­шен­ных ста­ри­ков, уми­ра­ю­щих в пу­с­тых квар­ти­рах или на боль­нич­ной кой­ке, ког­да ря­дом нет ни од­но­го не­рав­но­душ­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый хо­тя бы про­сто дер­жал те­бя за ру­ку».

Зав­сег­да сам ещё со школь­ной по­ры по­ни­мал для се­бя: рав­но­ду­шие – от бес­си­лия во­ли. Ведь сколь­ко и че­го на­до че­ло­ве­ку, что­бы за­хо­теть по­мочь не­зна­ко­мо­му ли­цу? Не­из­мен­ный во­прос, не ре­ша­е­мый раз и на­всег­да, что­бы он стал на­ко­нец прин­ци­пи­аль­ным в тво­ей жиз­ни. Всё вре­мя вме­ши­ва­ют­ся об­сто­я­тель­ст­ва. А на са­мом де­ле – мы са­ми по­ды­с­ки­ва­ем при­чи­ны.

А что ска­зать на при­ме­ре биз­нес-ком­па­ний? Ког­да своя каз­на пол­на, и бла­гое де­ло свер­шить ду­ша про­сит­ся. Вер­но? Как буд­то так. И что это: трез­вый рас­чёт? Не­что вро­де – обе­рег от Бо­жь­ей ка­ры за из­ли­ше­ст­ва и чре­во­уго­дие, или ещё че­го по­ху­же? И так, и эдак вер­но.

Но для каж­до­го еди­но чув­ст­во стра­ха: от­дав своё, при­бли­зить ра­зо­ре­ние. Вот ещё од­на при­чи­на для от­ка­за в до­б­рой во­ле.

А с дру­гой сто­ро­ны, ко­неч­но, труд­но не воз­гор­дить­ся, ког­да сла­бых и нуж­да­ю­щих­ся об­ре­ка­ешь на бо­лее ува­жи­тель­ное к се­бе от­но­ше­ние, по­вы­шая их за­ви­си­мость от те­бя: не будь тво­ей во­ли, буд­то ты Гос­подь Бог, и не смочь им, не спра­вить­ся са­мим.

Мы при­вык­ли вру­чать по­дар­ки толь­ко близ­ким лю­дям, на­де­ясь на от­да­чу в зри­мом бу­ду­щем, лишь бы эти близ­кие не за­бы­ва­ли да­ты  тво­е­го рож­де­ния, а ос­таль­ное, как го­во­рит­ся, – при­ло­жит­ся. Про­стая при­чин­но-след­ст­вен­ная вза­и­мо­за­ви­си­мость, я бы да­же ска­зал, вза­и­мо­по­треб­ность. Как мы оби­жа­ем­ся, ког­да нам за­бы­ва­ют вру­чать по­дар­ки. Как буд­то без это­го нам не про­жить. За­кон са­мо­со­хра­не­ния при­быт­ка (до­быть и со­хра­нить, а по воз­мож­но­с­ти и при­ум­но­жить) про­ти­во­ре­чит идее жерт­вен­но­с­ти, при­не­се­нию да­ров. Дар – ещё од­на при­ви­ле­гия че­ло­ве­ка. Дар за теп­ло чьих-то глаз, за до­б­рое сло­во, за про­стое вни­ма­ние, ко­то­рое лег­ко об­рат­но кон­вер­ти­ро­вать в ма­те­ри­аль­ное или в эмо­ци­о­наль­ное про­яв­ле­ние.

А чтоб сво­бод­но по­лу­чить от жиз­ни бла­го­дать, сво­бод­но на­до от­да­вать, де­лить­ся с не­зна­ко­мы­ми людь­ми так, слов­но бы они род­ные вам. По си­ле во­ли воз­да­ёт­ся. По­ку­да ме­лоч­на ду­ша в по­ры­вах – по ме­ло­чи и уне­сё­те в за­кро­ма. И вы­па­дет сла­бо ося­за­е­мый ос­та­ток вся­ко­му в за­гроб­ной жиз­ни. Жизнь с лёг­кой и не­об­хо­ди­мой прав­дой о бла­го­род­ст­ве ку­да важ­нее и спо­кой­ней, ког­да не ду­ма­ешь о не­ми­ну­е­мой от­да­че.

Бог с каж­ды­ми де­лил­ся, но то­же по­ст­ра­дал за всех. Так не­за­чем стре­мить­ся к ма­те­ри­аль­но­му из­быт­ку, об­ре­тя к кон­цов­ке жиз­ни лишь на­хлеб­ни­ков сре­ди род­ных и близ­ких, на­учен­ных стя­жать од­но бо­гат­ст­во, что не име­ет имен­ной при­вяз­ки в па­мя­ти по­том­ков, а толь­ко вос­при­ни­ма­ет­ся как ис­точ­ник де­нег и ино­го ро­да цен­но­с­тей в ма­те­ри­аль­ном пла­не. Ты бу­дешь ис­точ­ни­ком до­стат­ка в близ­ком кру­ге, и боль­ше ни­че­го на па­мять не ос­та­вишь о се­бе. Но чем сво­бод­нее от бре­ме­ни до­воль­ст­ва ухо­дит че­ло­век, тем боль­ше он за­слу­жи­ва­ет с лёг­кою ду­шой по­ки­нуть мир в иное под­про­ст­ран­ст­во.


Алексей ЗЫРЯНОВ,
г. ТЮМЕНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования