Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Альтернатива столичности

На прошлой неделе в Москве, Челябинске и Екатеринбурге состоялись презентации очередного (третьего) выпуска масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП). На этот раз убедительный том с прекрасной полиграфией и дизайном (2-й выпуск антологии вошёл в тройку лучших поэтических книг 2004 года по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки) составили стихотворения уральских поэтов (поэтов, когда-то живших и творивших на Урале) за самые последние – 2004–2011 годы. Нынешний выпуск в отличие от двух предыдущих содержит интересное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом.

Не знаю, как остальные мероприятия, но московская презентация (в «Даче на Покровке») была отмечена оглашением и представлением целого ряда идей, которые, кажется, чрезвычайно полезны и универсально применимы для развития современного литературного процесса в России вообще.

 

От­крыл ве­чер по­эт Ев­ге­ний Ту­рен­ко, ко­то­рый из­ве­с­тен тем, что па­рал­лель­но соб­ст­вен­ным ли­те­ра­тур­ным за­ня­ти­ям ак­тив­но по­ра­бо­тал и про­дол­жа­ет дей­ст­во­вать в ка­че­ст­ве ли­те­ра­тур­но­го пе­да­го­га (в 90-е ру­ко­во­дил сту­ди­ей «Сту­пе­ни», в 00-е – ли­тобъ­е­ди­не­ни­ем для школь­ни­ков и сту­ден­тов «Миръ»). Ту­рен­ко, как уча­ст­ник всех вы­пу­с­ков ан­то­ло­гии СУП, вспом­нил о ран­них ста­ди­ях про­ек­та:

«Я, че­ст­но го­во­ря, в пер­вую ан­то­ло­гию по­пал со­вер­шен­но слу­чай­но. И до сих пор ме­ня удив­ля­ет си­ту­а­ция воз­ник­но­ве­ния это­го по-сво­е­му фе­но­ме­наль­но­го (во вся­ком слу­чае, для Ура­ла) про­ек­та. У ме­ня тог­да вы­шла де­бют­ная ма­лень­кая кни­жеч­ка, ко­то­рая ка­ким-то об­ра­зом по­па­ла к Каль­пи­ди. И вдруг я по­лу­чаю пись­мо с пред­ло­же­ни­ем уча­ст­во­вать в ан­то­ло­гии. Я та­кой гор­дый хо­дил: «По­ду­ма­ешь, ан­то­ло­гия ка­кая-то, у ме­ня книж­ка вы­шла…» Но сти­хи от­пра­вил. А ког­да по­том на пер­вой пре­зен­та­ции взял в ру­ки вот эту пер­вую ан­то­ло­гию и стал её чи­тать, у ме­ня ко­лен­ки за­дро­жа­ли! Мне ста­ло жут­ко­ва­то от­то­го, что я мог в неё не по­пасть.

Мно­гих из ав­то­ров уже нет, иные про­сто не пи­шут. Мне по­вез­ло: я всё ещё как-то дер­жусь на пла­ву. Но си­ту­а­ция с той пер­вой ан­то­ло­ги­ей… Она, кста­ти, вы­шла с ком­пакт-дис­ком и в двух ипо­с­та­сях: «Ан­то­ло­гия со­вре­мен­ной ураль­ской по­эзии» и «Ан­то­ло­гия со­вре­мен­ной ураль­ской про­зы». И это был не про­сто ка­кой-то срез или, как Каль­пи­ди сам го­во­рил, по­гост, на ко­то­ром рас­став­ле­ны вме­с­то фо­то­гра­фий чёр­ные мо­гиль­ные пря­мо­уголь­ни­ки. Это бы­ло дей­ст­ви­тель­но от­кры­тие че­го-то но­во­го. Всё, что ос­та­лось в па­мя­ти от пер­вой и, в осо­бен­но­с­ти, вто­рой ан­то­ло­гии – это со­вер­шен­но су­мас­шед­шие пре­зен­та­ции: пре­зен­та­ция в Ека­те­рин­бур­ге, пре­зен­та­ции в Пер­ми и Че­ля­бин­ске, ког­да лю­ди под­хо­ди­ли и го­во­ри­ли: «Мож­но до вас до­тро­нуть­ся?» Си­ту­а­ция про­сто не­ве­ро­ят­ная, фан­та­с­ти­че­с­кая ка­кая-то! Чем это ста­ло в ито­ге, я не знаю, не мне су­дить. Я там, вну­т­ри. Сла­ва бо­гу, ещё жив, ещё пы­та­юсь ид­ти, полз­ти, ка­раб­кать­ся, ца­ра­пать­ся и т.д. Для дру­гих это толь­ко на­ча­ло. Ка­кое оно бу­дет и бу­дет ли вот эта ан­то­ло­гия не по­след­ней… Я её, че­ст­но го­во­ря, всю ещё не чи­тал, не знаю, есть ли здесь пред­ло­же­ния для бу­ду­ще­го, как это бы­ло в пер­вых двух ан­то­ло­ги­ях. Или их уже нет, и это уже дей­ст­ви­тель­но за­вер­ше­ние… Во вся­ком слу­чае, ко­ли­че­ст­во мо­ло­дых ав­то­ров здесь, на­сколь­ко я знаю, боль­ше, чем во всех ос­таль­ных то­мах. Од­на­ко воз­раст – это не са­мое глав­ное. Всё оп­ре­де­ля­ют бук­вы…»

По­сле Ту­рен­ко об от­ли­чи­тель­ных осо­бен­но­с­тях имен­но дан­ной ураль­ской ре­ги­о­наль­ной ан­то­ло­гии вы­ска­зал­ся по­эт, кри­тик, фи­ло­лог Да­ни­ла Да­вы­дов, ко­то­рый был од­ним из экс­пер­тов пре­зен­ту­е­мо­го тре­ть­е­го то­ма. По его мне­нию, Ви­та­лий Каль­пи­ди «в дан­ном слу­чае вы­сту­пил как не­кий куль­тур­ный ге­рой, по­ро­див­ший миф, и в то же вре­мя ре­пре­зен­ти­ро­вав­ший не­кую объ­ек­тив­ную кар­ти­ну». «На мо­их гла­зах, – про­дол­жа­ет Д.Да­вы­дов, – бы­ло до­воль­но мно­го по­пы­ток и го­род­ских, и ре­ги­о­наль­ных ан­то­ло­гий. Не го­во­ря уже о кни­гах сов­сем ком­мер­че­с­ких, вро­де «По­этов Сер­ги­е­ва По­са­да», где под­бор­ка от­кры­ва­ет­ся о. Пав­лом Фло­рен­ским, а по­том сле­ду­ют вся­кие со­вет­ские чу­до­ви­ща. Но бы­ли и ре­аль­ные по­пыт­ки. На­при­мер, при­мор­ские про­ек­ты, ко­то­рые бы­ли по­тен­ци­аль­но очень силь­ны, но в ка­кой-то мо­мент про­изо­шёл про­ст­ран­ст­вен­ный рас­кол: про­ти­во­ре­чие ав­тор­ских и со­ста­ви­тель­ских ин­тен­ций у лю­дей, уже жи­ву­щих в Моск­ве и смо­т­ря­щих от­сю­да на при­мор­скую си­ту­а­цию, и лю­дей, ко­то­рые ос­та­ва­лись там и не же­ла­ли ви­деть это­го за­зо­ра. Каль­пи­ди все­гда по­до­зре­ва­ет и учи­ты­ва­ет взгляд из­вне. Это яв­ля­ет­ся од­ним из важ­ней­ших свойств дан­ной ан­то­ло­гии».

Но на­и­бо­лее чёт­ко и яс­но те уни­вер­саль­ные, по­тен­ци­аль­но по­лез­ные (о чём го­во­ри­лось вы­ше) для все­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са Рос­сии в це­лом вы­во­ды из про­ек­та Каль­пи­ди оз­ву­чил скан­даль­но из­ве­ст­ный по­эт, ли­те­ра­ту­ро­вед и об­ще­ст­вен­ный де­я­тель Дми­т­рий Кузь­мин, при­шед­ший на пре­зен­та­цию в сво­их мас­сив­ных гла­мур­но-бру­таль­ных са­по­гах:

«Во-пер­вых, этот про­ект на всём его про­тя­же­нии – сво­е­го ро­да ис­то­рия про вме­не­ние куль­ту­ре быть куль­ту­рой. Ко­неч­но, ни­ка­кой ураль­ской по­эзии не бы­ло, че­го уж там лу­ка­вить. Бы­ли ка­кие-то смут­ные ин­ту­и­ции до­воль­но раз­но­на­прав­лен­но­го свой­ст­ва. Но при­ро­да куль­ту­ры как natura naturata со­сто­ит в том, что ес­ли по­ста­вить пост и при­бить к две­рям сло­ва «здесь стою», то че­рез не­ко­то­рое вре­мя про­ст­ран­ст­во на­чи­на­ет сгу­щать­ся. Вот то, что мы на­блю­да­ем на Ура­ле во­об­ще, в Ниж­нем Та­ги­ле име­ни Ев­ге­ния Ту­рен­ко, в ча­ст­но­с­ти, и, в об­щем, в лю­бой си­ту­а­ции, в ко­то­рой на­хо­дит­ся кто-то, кто го­тов на­ста­и­вать на сво­ём. Это ис­клю­чи­тель­ной по­учи­тель­но­с­ти зре­ли­ще. По­то­му что это ров­но то, че­го не де­ла­ет боль­шин­ст­во аген­тов рус­ской куль­ту­ры. Они на сво­ём не сто­ят. Им сла­бо. Это пер­вая вещь, ко­то­рая при­ме­ни­тель­но к дан­но­му слу­чаю, мне ка­жет­ся судь­бо­нос­но важ­ной. То есть её зна­че­ние вы­хо­дит да­ле­ко за пре­де­лы этих трёх кон­крет­ных книг.

Вто­рая вещь, ко­то­рая мне ка­жет­ся чрез­вы­чай­но важ­ной, – миф. Ураль­ская по­эзия – это миф, в том чис­ле и в вы­со­ком смыс­ле сло­ва. Од­на­ко этот про­ект – не толь­ко со­зда­ние ми­фа, но и од­но­вре­мен­но его раз­ру­ше­ние и раз­вен­ча­ние. По­то­му что ка­кой-ни­будь, ус­лов­но го­во­ря, оп­по­зи­ци­он­ный пер­со­наж (ска­жем, Юрий Бе­ли­ков), ко­то­рый хо­чет со­здать миф и хо­чет, что­бы этот миф даль­ше ра­бо­тал сам со­бой, жил сво­ей жиз­нью, жиз­нью зом­би, а на нём уже мож­но бы­ло бы дер­жать­ся на вол­нах оке­а­на. Так вот, вся ра­бо­та Каль­пи­ди (и эта ан­то­ло­гия СУП) – со­вер­шен­но ино­го по­ряд­ка. По­то­му что, толь­ко ска­зав­ши, что вот она, ураль­ская по­эзия, как не­кое еди­ное це­лое, уко­ре­нён­ное ту­да и сю­да, он не­мед­лен­но – са­мим со­ста­вом этих книг – дез­аву­и­ру­ет лю­бое за­яв­ле­ние по­доб­но­го ро­да. Этот на­бор ав­то­ров с их лич­ны­ми ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми твор­че­с­ки­ми осо­бен­но­с­тя­ми не вме­ща­ет­ся, ес­те­ст­вен­но, в дан­ную кон­цеп­ту­аль­ную рам­ку. Эти ав­то­ры мо­гут нам нра­вить­ся или не нра­вить­ся, мы мо­жем счи­тать, что там че­го-то не хва­та­ет (хо­тя это вряд ли) или что-то лиш­нее (это точ­но). Но это со­вер­шен­но вто­ро­сте­пен­ные об­сто­я­тель­ст­ва, по­то­му что, преж­де все­го, нам здесь по­ка­за­но, что лю­ди, ко­то­рые ра­бо­та­ют в этом про­ек­те, ши­ре соб­ст­вен­ных кон­цеп­тов, ши­ре соб­ст­вен­ной ап­ри­ор­ной рам­ки, ко­то­рая у них, ве­ро­ят­но, бы­ла или есть. Они го­то­вы нам рас­ска­зать, как на са­мом де­ле об­сто­ят де­ла. И мы по­ни­ма­ем, что вто­рое не­ко­то­рым об­ра­зом про­ти­во­ре­чит пер­во­му. Од­на­ко в этом про­ти­во­ре­чии и со­сто­ит жи­вое ос­но­ва­ние всей дан­ной ис­то­рии. В этом на­пря­же­нии меж­ду су­щим и долж­ным и су­ще­ст­ву­ет лю­бой дей­ст­ви­тель­но круп­но­мас­штаб­ный куль­тур­ный про­ект. Что, по-мо­е­му, со­вер­шен­но за­ме­ча­тель­но.

Даль­ше на­чи­на­ют­ся ча­ст­но­с­ти. На­при­мер, на­счёт дей­ст­ви­тель­но впол­не уни­каль­но­го опы­та, пред­при­ня­то­го в тре­ть­ем то­ме с ком­мен­та­ри­я­ми, о ко­то­ром на­до бы­ло бы го­во­рить от­дель­но. Опять-та­ки это очень важ­но. В ус­ло­ви­ях фак­ти­че­с­ко­го кра­ха оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки кон­ст­рук­ция, ко­то­рая там пред­ло­же­на, – соб­ст­вен­но го­во­ря, не­кое пря­мое вы­ска­зы­ва­ние по­эта о по­эте (мо­даль­ность эту раз­ные ав­то­ры вы­дер­жи­ва­ют по-раз­но­му и в раз­ной сте­пе­ни) – это, по-ви­ди­мо­му, то, что мо­жет за­ме­нить нам, хо­тя бы от­ча­с­ти, от­сут­ст­ву­ю­щее об­щее ре­флек­сив­ное по­ле, без ко­то­ро­го нам до­воль­но тя­же­ло жить».

О по­след­нем нов­ше­ст­ве – ин­ди­ви­ду­аль­ных кри­ти­че­с­ких от­зы­вах об ав­то­рах ан­то­ло­гии – го­во­ри­ла и Ев­ге­ния Сус­ло­ва, ко­то­рая бы­ла од­ним из при­гла­шён­ных экс­пер­тов:

«Мне ка­жет­ся, очень важ­ным это на­пря­же­ние меж­ду по­эти­че­с­ким сло­вом и сло­вом кри­ти­че­с­ким. Да, мы мо­жем взять ка­кой-то ме­тод и вне за­ви­си­мо­с­ти от тек­с­та при­ла­гать его. Но эта ан­то­ло­гия да­ёт воз­мож­ность уви­деть, как сам текст фор­ми­ру­ет спо­соб вы­ска­зы­ва­ния, и имен­но в этом на­пря­же­нии воз­ни­ка­ет что-то очень важ­ное для по­ни­ма­ния тек­с­тов».

К пред­ло­жен­ным вы­ше иде­ям, ко­то­рые бы­ло бы весь­ма по­лез­но взять на во­ору­же­ние, по вы­ра­же­нию Кузь­ми­на, «аген­там рус­ской куль­ту­ры», на­до при­ба­вить и со­зда­ние ви­део­кли­пов на сти­хи по­этов. По­каз по­эти­че­с­ких ви­део­кли­пов, сня­тых ураль­ски­ми ре­жис­сё­ра­ми на сти­хи ураль­ских по­этов, это то, что лич­но ме­ня при­влек­ло на дан­ное ме­ро­при­я­тие. Не­смо­т­ря на не­ко­то­рые тех­ни­че­с­кие труд­но­с­ти, воз­ник­шие в дан­ном кон­крет­ном слу­чае в «Да­че на По­кров­ке», са­ма идея, по-мо­е­му, очень и очень ин­те­рес­на и пер­спек­тив­на. Это пре­крас­ная воз­мож­ность для по­вы­ше­ния ин­те­ре­са к по­эзии и по­эти­че­с­ким ме­ро­при­я­ти­ям, для уси­ле­ния вли­я­ния сти­хов на лю­дей, да­же не все­гда го­то­вых к их вос­при­я­тию.

В це­лом же, воз­вра­ща­ясь к са­мой ан­то­ло­гии Со­вре­мен­ной Ураль­ской По­эзии, не­смо­т­ря на яс­ность и про­ду­ман­ность её кон­цеп­ции, на бо­га­тую кре­а­тив­ность, со­про­вож­да­ю­щую этот про­ект и вы­хо­дя­щую за его рам­ки, вряд ли по ней мож­но со­ста­вить до­сто­вер­ное и бес­спор­ное пред­став­ле­ние о дей­ст­ви­тель­но луч­ших или хо­тя бы на­и­бо­лее за­мет­ных по­этах Ура­ла. На­при­мер, поч­вен­ная, тра­ди­ци­он­ная по­эзия, ка­жет­ся, в ан­то­ло­гии от­сут­ст­ву­ет во­все. Мож­но, ко­неч­но, ссы­лать­ся на то, что, как ска­за­но в пре­дис­ло­вии, речь идёт лишь об «ак­ту­аль­ной по­эзии». Но сов­сем уж от­лу­чать от ак­ту­аль­но­с­ти, то есть те­ку­щей дей­ст­вен­но­с­ти, про­стые и яс­ные, не ухи­щ­рён­ные осо­бым но­ва­тор­ст­вом сти­хи, вряд ли спра­вед­ли­во. Так что я бы усом­нил­ся в те­зи­се Кузь­ми­на про то, что со­ста­ви­те­ли «ши­ре соб­ст­вен­ных кон­цеп­тов» и что ан­то­ло­гия ско­рее из­бы­точ­на, не­же­ли не­до­ста­точ­на. Суп, при­го­тов­лен­ный для чи­та­те­ля Ва­ле­ри­ем Каль­пи­ди, име­ет всё-та­ки весь­ма спе­ци­фи­че­с­кий вкус. В нём не­ко­то­рых спе­ций в из­быт­ке, за­то дру­гих про­дук­тов не хва­та­ет. И ка­кой-то род­ной ду­ше и серд­цу со­став­ля­ю­щей рус­ской по­эзии в ан­то­ло­гии лич­но мне ос­т­ро не хва­ти­ло. А она, я точ­но знаю, на Ура­ле есть.


Материал подготовил Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования