Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 Раз­ло­же­ние Ис­то­рии.

По ящич­кам

 

Эта кни­га – «Те­о­рия войн» Гри­го­рия Ква­ши (из­да­тель­ст­во «Центр­по­ли­граф») – вы­дви­ну­та на со­ис­ка­ние Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии Рос­сии. Так пря­мо боль­ши­ми бук­ва­ми на об­лож­ке и на­чер­та­но. Зву­чит са­мо по се­бе со­лид­но. Прав­да, ни­где не уточ­ня­ет­ся – кем имен­но вы­дви­ну­та? На­сколь­ко я знаю, сде­лать это мо­жет лишь кто-ли­бо из пре­ды­ду­щих ла­у­ре­а­тов, а по­сколь­ку их ос­та­лись счи­тан­ные еди­ни­цы (пре­мия по ли­те­ра­ту­ре не вру­ча­лась ни­ко­му с 2004 го­да), то про­цесс этот прак­ти­че­с­ки не­о­су­ще­ст­вим. Ну да лад­но, не бу­дем ко­пать­ся в этой че­пу­хе, по­го­во­рим о са­мой кни­ге.

Что та­кое «те­о­рия войн», или «те­о­ре­ти­че­с­кая ис­то­рия», или «но­вая на­уч­ная дис­цип­ли­на», как оп­ре­де­ля­ет её сам ав­тор? В ан­но­та­ции ска­за­но: «Но­вая кни­га Гри­го­рия Ква­ши бес­пре­це­дент­на и не име­ет ана­ло­гов. Жал­кие по­пыт­ки со­зда­ния те­о­ре­ти­че­с­кой ис­то­рии дру­ги­ми ав­то­ра­ми – это, как пра­ви­ло, пу­с­тые рас­суж­де­ния о том, что всё ка­тит­ся в тар­та­ра­ры. Глав­ное до­сто­ин­ст­во кни­ги – это пре­вра­ще­ние ис­то­рии в та­кую же точ­ную на­уку, как фи­зи­ка или ме­ха­ни­ка». И да­лее, на чет­вёр­той сто­ро­не об­лож­ки: «Те­перь, ког­да те­о­рия войн со­зда­на и по­лу­чи­ла бле­с­тя­щее под­тверж­де­ние в тол­ко­ва­нии всех глав­ных войн че­ло­ве­че­ст­ва, мож­но го­во­рить, что те­о­ре­ти­че­с­кая ис­то­рия со­сто­я­лась как су­пер­со­в­ре­мен­ная и очень точ­ная на­ука». Я на­ме­рен­но под­чёр­ки­ваю эти от­нюдь не толь­ко рек­лам­ные ут­верж­де­ния, по­сколь­ку дей­ст­ви­тель­но хо­чу ра­зо­брать­ся в тру­де ав­то­ра, ка­ко­го та­ко­го «ко­та в меш­ке» нам пред­ла­га­ют и что за зву­ки он из­да­ёт из-за хол­що­вой тка­ни?

Да­дим сло­во са­мо­му Г.Ква­ше, по­сколь­ку мой ум ох­ва­тить его те­о­рию не в со­сто­я­нии. Бо­юсь пе­ре­гре­ва. Вот вы­держ­ки из тек­с­та: «Пе­ри­о­дич­ность для че­ло­ве­че­ст­ва те­ма не но­вая. Нам хо­ро­шо из­ве­ст­на су­точ­ная пе­ри­о­дич­ность (вра­ще­ние Зем­ли во­круг сво­ей оси) и го­до­вая пе­ри­о­дич­ность (вра­ще­ние Зем­ли во­круг Солн­ца). У этих ви­дов пе­ри­о­дич­но­с­ти есть чёт­кое и оче­вид­ное тол­ко­ва­ние. Ме­нее по­нят­на на­вя­зан­ная че­ло­ве­че­ст­ву не­дель­ная пе­ри­о­ди­за­ция, а так­же пе­ри­о­ди­за­ция ве­ков, под ко­то­ры­ми, че­ст­но го­во­ря, нет ни­ка­ко­го ра­зум­но­го обос­но­ва­ния… Мак­си­маль­ной убе­ди­тель­но­с­ти и яр­ко­с­ти уда­лось до­стичь ав­то­ру при по­ис­ке 12-днев­ной пе­ри­о­дич­но­с­ти. И всё-та­ки, при всей важ­но­с­ти ме­сяч­ной, 400-лет­ней или 12-днев­ной пе­ри­о­дич­но­с­ти, для по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­с­ких за­ко­но­мер­но­с­тей на­и­бо­лее важ­ную роль сы­г­ра­ли по­ис­ки 4-лет­ней пе­ри­о­дич­но­с­ти, а так­же вы­те­ка­ю­щих из неё 12-, 36-, 72- и 144-лет­ней пе­ри­о­дич­но­с­ти. (Гос­подь улы­ба­ет­ся. – А.Т.) Имен­но в этих по­ис­ках сфор­ми­ро­ва­лось пред­став­ле­ние о ре­ша­ю­щей ро­ли ре­во­лю­ци­он­ных пе­ре­во­ро­тов (го­ды По­ли­ти­че­с­ких, Эко­но­ми­че­с­ких и Иде­о­ло­ги­че­с­ких ре­ше­ний), о трёх ми­рах (За­пад, Вос­ток, Им­пе­рия), о трёх ти­пах 12-лет­них пе­ри­о­дов, не­пре­рыв­но­с­ти Вос­точ­но­го и За­пад­но­го рит­ма и изо­ли­ро­ван­ных Им­пер­ских цик­лах».

Вы что-ни­будь по­ня­ли? Ес­ли ещё не яс­но, то про­дол­жим. «Ис­то­ри­че­с­кое про­ст­ран­ст­во не од­но­род­но, не рав­но­мер­но и не пря­мо­ли­ней­но. В двух сло­вах его мож­но на­звать три­е­ди­ным и че­ты­рёх­ста­дий­ным. Три­е­дин­ст­во ис­то­ри­че­с­ко­го про­ст­ран­ст­ва пред­став­ле­но в че­ре­до­ва­нии Эко­но­ми­че­с­ких, Иде­о­ло­ги­че­с­ких и По­ли­ти­че­с­ких пе­ри­о­дов (12-ле­тий) и в су­ще­ст­во­ва­нии трёх ми­ров… Че­ты­рёх­ста­дий­ность – это, соб­ст­вен­но, че­ре­до­ва­ние че­ты­рёх 36-ле­тий (фаз), в ко­то­рых каж­дый цикл по­сле­до­ва­тель­но про­хо­дит все эта­пы сво­е­го раз­ви­тия, от смут­но­го за­рож­де­ния пла­нов до их пол­но­вес­ной ре­а­ли­за­ции. Ес­ли го­во­рить о фа­зах пер­со­наль­но, то в пер­вых фа­зах (36-ле­ти­ях) лю­бо­го цик­ла (За­пад, Вос­ток, Им­пе­рия) власть и на­род син­хрон­но на­би­ра­ют энер­гию, син­хрон­но и еди­но­душ­но меч­та­ют о бу­ду­щем… При со­зда­нии ис­то­ри­че­с­кой шка­лы не­об­хо­ди­мо ос­но­вы­вать­ся на 4-лет­нем рит­ме, еди­ном для всех го­су­дарств и на­ро­дов. 4-лет­ний ритм – это сво­е­об­раз­ный бу­ль­он (рас­твор), из ко­то­ро­го при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях вы­кри­с­тал­ли­зо­ва­лись не­пре­рыв­ные по фа­зам (1, 2, 3, 4 и сно­ва 1, 2, 3, 4…) лен­ты За­пад­но­го и Вос­точ­но­го рит­мов, а так­же изо­ли­ро­ван­ные Им­пер­ские 144-ле­тия».

Ну, по­жа­луй, хва­тит. Те­перь, в об­щем-то, по­нят­но, ка­ким об­ра­зом ав­тор пре­вра­ща­ет ис­то­рию в «но­вую на­уч­ную дис­цип­ли­ну», по­месь ме­ха­ни­ки с ма­те­ма­ти­кой. С по­мо­щью пе­ри­о­ди­за­ции. И, на­до от­ме­тить, ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­ва­ет это. В ис­то­ри­че­с­ких зна­ни­ях ему не от­ка­жешь. Всё, что ка­са­ет­ся имен­но че­ло­ве­че­с­кой, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной ис­то­рии, я чи­тал с глу­бо­ким ин­те­ре­сом. И пред­ла­га­е­мые ав­то­ром но­вые тер­ми­ны вы­зва­ли вни­ма­ние. На­при­мер, «На­род-иде­о­лог» («речь идёт об Им­пе­рии, в ко­то­рой эли­та – это по­ли­ти­ки, из­гои – ком­мер­сан­ты, а на­род­ное те­ло пред­став­ле­но иде­о­ло­га­ми, то есть людь­ми, не име­ю­щи­ми вла­ст­ных пол­но­мо­чий или ком­мер­че­с­кой вы­го­ды»). Или «Веч­ный на­род» («это на­ция, ко­то­рая в че­ре­де сме­ня­ю­щих­ся го­су­дар­ст­вен­ных форм про­шла мак­си­маль­ное чис­ло Им­пер­ских цик­лов, а имен­но че­ты­ре; та­ких на­ций все­го три – ев­реи, ан­г­ли­ча­не и рус­ские»). Ну и сов­сем уж хо­ро­шо обо­зна­че­на, слов­но баль­зам на ду­шу, «Ев­рей­ская при­вив­ка Чет­вёр­той Рос­сии» – «вход ев­ре­ев в по­ли­ти­че­с­кую и куль­тур­ную эли­ту Рос­сии. В пер­вой фа­зе – это в ос­нов­ном ре­во­лю­ци­о­не­ры, во вто­рой фа­зе – уже власть. В тре­ть­ей фа­зе в ос­нов­ном речь о ки­не­ма­то­гра­фе, ли­те­ра­ту­ре. В чет­вёр­той фа­зе на­чи­на­ет­ся ис­ход и дроб­ле­ние, в эли­ту вхо­дят в ос­нов­ном «по­ло­вин­ки» и «чет­вер­туш­ки».

Пост­скрип­тум. Итак, с пе­ри­о­ди­за­ци­ей всё бо­лее-ме­нее яс­но. Но вот бе­да. А вдруг най­дёт­ся ка­кой-ни­будь дру­гой «Ква­ша», ко­то­рый возь­мёт да и раз­ра­бо­та­ет иную цик­лич­ность фаз. И так же ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­жет «сверх­но­вую на­уч­ную дис­цип­ли­ну». И что тог­да? Ему то­же Го­су­дар­ст­вен­ную пре­мию да­вать? А я бы, по до­б­ро­те ду­ши, всем им дал. Да кто ж мне поз­во­лит? Сло­вом, «хо­ро­ша Ква­ша, жаль, что не на­ша».


 

Две­над­цать рус­ских ви­тя­зей

 

Из­да­тель­ст­во «Но­вый ключ» пред­став­ля­ет сбор­ник сти­хов две­над­ца­ти по­этов по­ко­ле­ния 1950–1960 го­дов рож­де­ния из раз­лич­ных ре­ги­о­нов Рос­сии, на­и­бо­лее яр­ко, та­лант­ли­во и по­сле­до­ва­тель­но про­дол­жа­ю­щих есе­нин­ско-руб­цов­ские тра­ди­ции ли­ри­че­с­кой по­эзии (со­ста­ви­тель – Па­вел Ко­ся­ков). Ко­неч­но, эта кни­га – «В пя­ти­де­ся­тых рож­де­ны…» – не бу­дет за­ме­че­на и по до­сто­ин­ст­ву оце­не­на ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­с­кой кри­ти­кой, ей чуж­до всё про­яв­ле­ние на­ци­о­наль­ной рус­ско­с­ти, тра­ди­ций, люб­ви к Рос­сии. Она бы и ми­мо Пуш­ки­на, Лер­мон­то­ва, Тют­че­ва про­шла, кри­во ус­мех­нув­шись. А я вот «за­ме­чу» и «оце­ню».

Эпи­гра­фом к кни­ге по­слу­жи­ла строч­ка из сти­хо­тво­ре­ния ра­но ушед­ше­го от нас Ни­ко­лая Дми­т­ри­е­ва:

 

В пя­ти­де­ся­тых рож­де­ны,

Вой­ны не зна­ли мы, и всё же

Мы все, в ка­кой-то ме­ре, то­же

Вер­нув­ши­е­ся с той вой­ны.

Ле­те­ла пу­ля, зна­ла де­ло,

Ле­те­ла трид­цать лет на­зад

Вот в этот день, вот в это ле­то,

Вот в это солн­це, в этот сад…

 

В пре­дис­ло­вии к сбор­ни­ку ре­дак­тор-со­ста­ви­тель пи­шет: «Умол­ча­ние кри­ти­ки, от­сут­ст­вие про­фес­си­о­наль­но­го ре­дак­тор­ско­го си­та по­ро­ди­ло вал гра­фо­ман­ской кни­го­про­дук­ции и са­миз­да­та. В этом слив­ном, дур­но пах­ну­щем по­то­ке по­то­ну­ло то ис­тин­но цен­ное и не­пре­хо­дя­щее, на чём зиж­дет­ся по­эти­че­с­кое сло­во. Не­смо­т­ря на изо­би­лие пи­шу­щих, уро­вень по­эти­че­с­ко­го ма­с­тер­ст­ва не­у­клон­но сни­жа­ет­ся, от­тор­гая не­мно­го­чис­лен­ную, всё ещё нуж­да­ю­щу­ю­ся в по­эзии чи­та­тель­скую ау­ди­то­рию. Ес­ли до­ба­вить ко все­му пе­ре­чис­лен­но­му изо­щ­рён­но-не­на­ви­ст­ни­че­с­кую, ду­хов­но-без­нрав­ст­вен­ную иде­о­ло­гию пра­вя­щей эли­ты го­су­дар­ст­ва, ста­но­вит­ся по­нят­ным, сколь дра­ма­тич­но ны­неш­нее ли­те­ра­тур­ное вре­мя… За­да­ча ав­то­ра это­го ис­сле­до­ва­ния в том, что­бы по­пы­тать­ся встро­ить вы­би­тое зве­но в еди­ную струк­ту­ру по­эти­че­с­кой мыс­ли, вы­све­тить те не­мно­гие име­на по­этов-ли­ри­ков, ко­то­рые уда­лось об­на­ру­жить в ны­неш­нем оке­а­не обез­ли­чи­ва­ния, на их при­ме­ре дать ори­ен­ти­ры ма­с­тер­ст­ва и ми­ро­воз­зрен­че­с­кой зре­ло­с­ти их ро­вес­ни­кам и тем, кто идёт сле­дом».

И да­лее идут сло­ва, под ко­то­ры­ми я с чи­с­той ду­шой го­тов под­пи­сать­ся: «Ме­ня всё вре­мя не по­ки­да­ет ощу­ще­ние, что в мо­ём пе­реч­не по­этов не хва­та­ет ко­го-то, кто про­сто обя­зан там на­хо­дить­ся. Я каж­до­днев­но слы­шу его по­зыв­ные, чув­ст­вую би­е­ние его строк. Но они, до­ле­тая до ме­ня, не ос­тав­ля­ют сво­их ко­ор­ди­нат. И по­то­му «без ви­ны ви­но­ва­тый», из мос­ков­ских пе­ре­ул­ков, я го­во­рю те­бе, мой да­лё­кий же­лан­ный по­эт, с на­деж­дой, что ты ме­ня слы­шишь: «Ни­что под­лин­ное, на­род­ное, вдох­но­вен­ное не ухо­дит в ни­ку­да. Ра­но или по­зд­но, во­пре­ки все­му, твой го­лос бу­дет ус­лы­шан и оз­ву­чен бла­го­дар­ны­ми це­ни­те­ля­ми рус­ско­го по­эти­че­с­ко­го сло­ва».

Пост­скрип­тум. Вот стро­ки из пред­став­лен­но­го в этом сбор­ни­ке Вла­ди­сла­ва Ар­тё­мо­ва:

 

Ду­ша вне­зап­ным све­том оза­рит­ся,

Но день осен­ний ми­гом до­го­рит.

Что не ус­пел – о том до­сви­щет пти­ца,

Лес до­шу­мит, ру­чей до­го­во­рит…

…Я рав­но­ве­сья в ми­ре не на­ру­шу,

Что да­ром взял, то да­ром от­даю,

Я на три ча­с­ти раз­ры­ваю ду­шу –

Вот пти­це, вот бе­рё­зе, вот ру­чью…

 

Хо­чет­ся пе­ре­чис­лить всех две­над­цать ви­тя­зей рус­ской по­эзии. Это Ми­ха­ил Ани­щен­ко и Ва­ле­рий Са­ма­рин, Ев­ге­ний Се­ми­чев и Ген­на­дий Ос­т­ро­вский, Вик­тор Ки­рю­шин и Па­вел Ко­ся­ков, Вла­ди­слав Ар­тё­мов и Ев­ге­ний Юшин, Ни­ко­лай Дми­т­ри­ев и Ев­ге­ний Ар­тю­хов, Юрий За­фе­сов и Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев.


 

Клей­стер – это клей

 

Ино­ст­ран­ное сло­во «флёр» име­ет два зна­че­ния. Это тон­кая, про­зрач­ная (обыч­но шёл­ко­вая) ткань; и скры­ва­ю­щая пе­ле­на, ко­то­рая ме­ша­ет яс­но ви­деть что-ли­бо. Имен­но так – «Флёр» (с под­за­го­лов­ком «ро­ман-файл») – на­зы­ва­ет­ся кни­га Гле­ба На­гор­но­го, из­дан­ная в «Ок­си­Пресс». Ав­тор пред­ва­ря­ет своё про­из­ве­де­ние ци­та­той из Яро­сла­ва Га­ше­ка: «Кни­га, гос­по­да, – это боль­шое ко­ли­че­ст­во на­ре­зан­ных в чет­вёр­ку ли­с­тов бу­ма­ги раз­но­го фор­ма­та, на­пе­ча­тан­ных и со­бран­ных вме­с­те, пе­ре­пле­тён­ных и скле­ен­ных клей­сте­ром. Да-с. Зна­е­те ли вы, гос­по­да, что та­кое клей­стер? Клей­стер – это клей».

И эпи­граф, и са­мо по­ня­тие «флёр» пре­крас­но от­ра­жа­ют то, что по­па­ло мне в ру­ки. Пе­ре­ска­зать со­дер­жа­ние ро­ма­на труд­но, ес­ли не не­воз­мож­но. Пе­ле­на – она и есть пе­ле­на. Уви­деть за ней суть и глав­ную идею ав­то­ра, ко­то­рую он хо­тел до­не­с­ти до чи­та­те­ля, свой мес­седж, – это на­до по­ста­рать­ся, про­те­реть гла­за с оч­ка­ми и при­ло­жить не­ма­лые ду­хов­ные уси­лия. Ста­рать­ся мне не хо­те­лось, но при по­верх­но­ст­ном чте­нии я кое-что уло­вил. «Файл» – то­же зна­ко­вое слов­цо, при­ме­ни­мое к сю­жет­ным кол­ли­зи­ям ро­ма­на. Глеб На­гор­ный пред­ла­га­ет нам свою мо­дель ми­ро­зда­ния. Вну­т­ри­ком­пь­ю­тер­но­го, ес­ли угод­но. За­мыс­ло­ва­тые ге­рои, не­три­ви­аль­ные си­ту­а­ции, ос­т­ро­ум­ные пе­ри­пе­тии – всё здесь вир­ту­аль­но. Но впол­не воз­мож­но. По­сколь­ку всё слу­ча­ю­ще­е­ся в его фан­та­с­ти­че­с­ком фай­ло­вом ми­ре од­но­го от­дель­но взя­то­го про­цес­со­ра ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки по­хо­же на то, что про­ис­хо­дит в на­шем, че­ло­ве­че­с­ком об­ще­ст­ве. И хо­тя ча­с­то – дей­ст­ви­тель­но очень смеш­но, но ино­гда и весь­ма гру­ст­но. Но еще Мар­сель Пруст спра­вед­ли­во уве­рял, что ра­дость по­лез­на те­лу, пе­чаль же вос­пи­ты­ва­ет ду­шу.

Не­сколь­ко слов о са­мом ав­то­ре. Это то­же лю­бо­пыт­но чи­та­те­лям. Его под­лин­ная фа­ми­лия – Ко­б­рин, ро­дил­ся в 1973 го­ду в Виль­ню­се. Отец – из­ве­ст­ный рус­ский по­эт, ка­ва­лер Ры­цар­ско­го Кре­с­та ор­де­на Ве­ли­ко­го кня­зя Ли­тов­ско­го Ге­ди­ми­на­са, мать – ли­те­ра­тур­ный ре­дак­тор. Глеб Юрь­е­вич име­ет три выс­ших об­ра­зо­ва­ния. В 1995 г. окон­чил юри­ди­че­с­кий фа­куль­тет Виль­нюс­ско­го уни­вер­си­те­та. В 2005 г. – эко­но­ми­че­с­кий фа­куль­тет Бал­тий­ско­го рус­ско­го ин­сти­ту­та и тог­да же пси­хо­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет (с от­ли­чи­ем) Мос­ков­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Да ещё в 2011 г. Выс­шие кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ад­во­ка­тов РФ при Рос­сий­ской Ака­де­мии ад­во­ка­ту­ры и но­та­ри­а­та. Член Меж­ду­на­род­ной Фе­де­ра­ции рус­ско­языч­ных пи­са­те­лей, Со­ю­за пи­са­те­лей Моск­вы и Со­ю­за те­а­т­раль­ных де­я­те­лей РФ. Пи­шет, в ос­нов­ном, пье­сы. В 2006 г. окон­чил Шко­лу ак­тёр­ско­го ма­с­тер­ст­ва при Те­а­т­ре-сту­дии «Арт-Ма­с­тер», а в 2011 г. – фа­куль­тет ки­но­ре­жис­су­ры Все­рос­сий­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та ки­не­ма­то­гра­фии име­ни С.А. Ге­ра­си­мо­ва (ма­с­тер­ская М.М. Ху­ци­е­ва). В ка­че­ст­ве сце­на­ри­с­та и ре­жис­сё­ра-по­ста­нов­щи­ка снял ко­рот­ко­ме­т­раж­ный иг­ро­вой фильм «Три­умф бо­ли». Всту­пил в Гиль­дию ки­но­ре­жис­сё­ров Рос­сии. Его про­из­ве­де­ния пе­ча­та­лись в Рос­сии, Из­ра­и­ле, Лит­ве; на­граж­дён ор­де­ном ООН «За твор­че­с­кие свер­ше­ния». Как ви­ди­те – бо­га­тая и раз­но­пла­но­вая твор­че­с­кая би­о­гра­фия. Ког­да толь­ко всё ус­пе­ва­ет. Но ес­ли че­ло­век вну­т­рен­не ор­га­ни­зо­ван, не тра­тит вре­мя на пу­с­тя­ки, то и до­би­ва­ет­ся мно­го­го.

А вот что он сам го­во­рит о се­бе: «Жизнь по от­но­ше­нию к Ис­кус­ст­ву пер­вич­на. И я со­вер­шен­но не уве­рен, что Ис­кус­ст­во так уж силь­но вли­я­ет на Жизнь. Да, не­ко­то­рые кни­ги за­став­ля­ют за­ду­мать­ся, да, есть по­тря­са­ю­щие кар­ти­ны… Но даль­ше ведь опять – гон­ка, за­ра­ба­ты­ва­ние де­нег, тер­ро­ри­с­ты, «ла­с­ко­вый» ме­т­ро­по­ли­тен… Ины­ми сло­ва­ми, в Ис­кус­ст­ве мы от­тал­ки­ва­ем­ся от то­го, что дик­ту­ет нам Жизнь… От­но­си­тель­но рос­сий­ско­го пра­ва мож­но ска­зать лишь од­но – это по­зор. При­ме­ром то­му мо­жет слу­жить то, что на­ши чи­нов­ни­ки по­лу­ча­ют ми­зер­ную зар­пла­ту, а в ито­ге ока­зы­ва­ют­ся са­мы­ми бо­га­ты­ми людь­ми. Ка­кие ещё мо­гут быть ком­мен­та­рии?.. Не­смо­т­ря на то, что вы­гля­жу ак­тив­ным че­ло­ве­ком – я ужас­но, про­сто па­то­ло­ги­че­с­ки ле­нив. Это пер­вое. Вто­рое – ино­гда не к ме­с­ту пря­мо­ли­не­ен и из­лиш­не яз­ви­те­лен. Тре­тье… А вот тре­тье, на­вер­ное, бо­лее сим­па­тич­но – я до­ста­точ­но са­мо­кри­ти­чен. И моя иро­ния, преж­де все­го, на­прав­ле­на на ме­ня са­мо­го».

Но бо­лее все­го из ин­тер­вью с ним в жур­на­ле «На­шли» мне по­нра­ви­лась фра­за: «Из ал­ко­голь­ных на­пит­ков пред­по­чи­таю «чи­с­тые». Вод­ка. Пи­во. Впро­чем, не прин­ци­пи­аль­но. Глав­ное – с кем и где». Зо­ло­тые сло­ва. Сто­ят мно­гих тонн «сло­вес­ной ру­ды».

Пост­скрип­тум. Ну а что же сам ро­ман «Флёр»? Это, в об­щем-то, чи­с­той во­ды пост­мо­дер­низм. А я к не­му как-то не очень…


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования