Архив : №08. 24.02.2012
Юрия Кузнецова продолжают изучать
В Литературном институте имени А.М. Горького прошла очередная (уже шестая) конференция, посвящённая творческому наследию поэта Юрия Кузнецова. На этот раз впервые было принято решение целый день конференции посвятить круглому столу. Этот второй день, посвящённый свободному обсуждению, был открыт показом документальных видеосюжетов (в том числе весьма редких) с участием самого поэта (фильм «Поэт и война», интервью частному корреспонденту и выступления на телевидении), а закрыт небольшой, камерной презентацией первых трёх томов комментированного собрания сочинений Кузнецова, вышедших у нас в «Литературной России».
Последнее оказалось особенно уместным, так как данное издание (с этим согласились почти все участники круглого стола) по самой сути своей (не академичное, но максимально полное и подробное) чрезвычайно полезно, необходимо и даже, по сути, специально обращено не столько к простым читателям, как именно к нынешним и будущим исследователям творчества поэта, основной контингент которых и собирается ежегодно уже на протяжении шести лет на московских Кузнецовских чтениях. Именно здесь – на научно-практических конференциях, – мы надеемся, будут сделаны необходимые уточнения и дополнения, которые и позволят на основе данного собрания сочинений создать в будущем уже полное, научное, академическое.
Сложилась интересная традиция каждую конференцию снабжать всякий раз новым подзаголовком. Нынешняя сессия 2012 года была названа «Юрий Кузнецов и христианский мир». На эту тему прозвучало немало интересных докладов. Так, критик из Воронежа Вячеслав Лютый предложил интересную метафору («рождественская ель»), передающую особенности соотношения христианских и народных дохристианских начал в творческом мировоззрении Кузнецова. Сергей Казначеев порассуждал об эсхатологических мотивах в поэзии Юрия Поликарповича. Анна Ретеюм показала его органическую причастность «апофатическому пути русской поэзии» в целом. А Андрей Воронцов показал связь христианских мотивов в творчестве Юрия Кузнецова с мироощущением первых христиан…
Особенно хочется поблагодарить ректора Литинститута Бориса Тарасова. Он не ограничился официальными словами на открытии, но высказал важные мысли, задавшие тон мероприятию:
«Как мы помним, прошлая конференция, прошедшая в нашем институте, называлась «Юрий Кузнецов и Россия». Русский мир и мир христианский, православный, собственно говоря, – это одна глубокая линия, и таким образом мы последовательно идём к основам русского космоса. Я хотел бы процитировать ключевые, на мой взгляд, строки, помогающие понять важность и необходимость сделанного Кузнецовым для нашего будущего, для судеб России:
Я знаю землю, где впотьмах
Горит свеча закона,
За кругом света бродит страх
И слышен рёв дракона.
Но есть светлейшая страна
Иной красы и стати.
Свеча закона там бледна
Пред солнцем благодати. |
Речь здесь идёт о первоосновах, заложенных в «Слове о Законе и Благодати» Илариона. К этому произведению обращался, как мы знаем, Юрий Кузнецов, когда он перелагал его на современный русский язык и позднее писал свои собственные поэмы о Христе. В таком подходе (изложенном в стихотворении) содержится выход из противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках ни мифологических, ни простых исторических схем. Все те исторические катаклизмы, в которых участвовала Россия и в которых она, казалось бы, по всем законам истории, психологии, физики, должна была исчезнуть с лица земли, если бы находилась только «впотьмах закона», она преодолевала благодаря тому, что ощущала себя «пред солнцем благодати». С помощью благодати Россия из самых невероятных испытаний выходила с честью, достоинством и развивалась, несмотря ни на что, дальше. Надо понимать, что пока грех эгоизма не преодолён, не будет ответа на все главные вопросы, потому что закон, работающий на тёмной основе нашей природы, рано или поздно разрушается. Истинная сила возможна, если человек действует на основе добра и света, но без Бога человек таких сил не имеет. То, что Кузнецов работал уже именно в этом «благодатном» ключе, чрезвычайно важно для понимания его творчества в целом и понимания его значения для нашего будущего».
Как уже повелось, помимо профессиональных филологических исследований почти каждая конференция пополняет наш багаж ценнейшими воспоминаниями о Юрии Кузнецове, о его поступках и высказываниях (среди выступающих всегда немало людей, лично знавших поэта, его учеников и коллег по работе в Литературном институте или журнале «Наш современник»). Так, Андрей Воронцов пополнил нашу коллекцию высказываний Кузнецова его словами о древнерусских святых Борисе и Глебе, легенда о которых, оказывается, была не очень близка Юрию Поликарповичу. По воспоминаниям Воронцова, поэт считал её пережитком католического культа Иисуса Сладчайшего. «Они какие-то не свойственные русскому человеку. Плаксивость какая-то там есть...» – привёл он слова Кузнецова.
К сожалению, конференцию, несмотря на её живость, неординарность, свободу от псевдонаучной засушенности, мягко говоря, нельзя назвать массовой. Вообще, посмертное шествие Юрия Кузнецова к читателям и учёным-литературоведам пока что вряд ли можно считать триумфальным (а его поэзия – яркая, мощная, ставящая острые и глубокие проблемы – того, безусловно, заслуживает). Однако и провала, пресечения заветного ручейка нет. Хорошо, что всё-таки конференции неизменно проходят, что этот очаг поддерживается, а значит, остаётся возможность выйти на новый уровень.
Кстати, в этот раз на упомянутом круглом столе было заведомо, не откладывая в долгий ящик, определено, что следующая конференция, которая состоится в 2013 году в Институте мировой литературы (ИМЛИ РАН принимает её у себя раз в два года), будет носить заглавие «Юрий Кузнецов: Русский мир и Европа». Так что желающие принять участие могут уже сейчас адресовать заявки и вопросы на электронную почту оргкомитета: russkijmiph@yandex.ru.
Евгений БОГАЧКОВ