Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 24.02.2012

История не принадлежит режиссёру

Мы – рус­ские/рос­си­я­не, – стран­ная на­ция. Вот взя­ли и ус­т­ро­и­ли из да­ты убий­ст­ва на­ци­о­наль­но­го ге­ния Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на об­ще­ми­ро­вой пра­зд­ник, и ни­че­го – весь мир под­хва­тил. Хоть и стрём­но не­мно­го (сра­зу вспо­ми­на­ет­ся «бо­ро­да­тый» анек­дот про Во­ро­ши­лов­ско­го стрел­ка – «Стре­лял Дан­тес, а па­мят­ник Пуш­ки­ну». – Авт.), – но, на­вер­ное, это пра­виль­но – имен­но в день убий­ст­ва «солн­це рус­ской по­эзии» пе­ре­шло в бес­смер­тие...

Ре­жис­сёр филь­ма «Бо­рис Го­ду­нов» Вла­ди­мир Мир­зо­ев сам при­зна­ёт­ся в том, что он со­зна­тель­но очи­с­тил в тра­ге­дии Пуш­ки­на текст и ви­део­ряд от ис­то­ри­че­с­ко­го флё­ра ис­клю­чи­тель­но с од­ной це­лью – для об­на­же­ния (по его оп­ре­де­ле­нию. – Авт.) – «ви­б­ри­ру­ю­ще­го смыс­ла» пуш­кин­ских строк...

Я ду­маю, ре­жис­сёр не­мно­го лу­ка­вит – со­вре­мен­ная рос­сий­ская со­ци­аль­ная ат­ри­бу­ти­ка в филь­ме до­воль­но мощ­но при­сут­ст­ву­ет и, на мой не­про­фи­вз­гляд, – лишь ино­гда «ви­б­ри­ру­ет» (сце­ны с убий­ст­вом де­тей Го­ду­но­ва, по­езд­ки во­ен­ных на тан­ках), ино­гда да­же ре­зо­ни­ру­ет (сце­ны с Коза­ко­вым–Пи­ме­ном), – но, в об­щем, – не­мно­го от­вле­ка­ет от соб­ст­вен­но пуш­кин­ско­го «Бо­ри­са Го­ду­но­ва»...

Соб­ст­вен­но, Мир­зо­ев в этом пла­не не но­ва­тор. К при­ме­ру, шек­с­пи­ров­ско­го Гам­ле­та в ка­кие толь­ко ин­те­рь­е­ры и эпо­хи не по­ме­ща­ли?

...Кро­ме ко­с­мо­са и глу­бин ми­ро­во­го оке­а­на, «принц дат­ский», ка­жет­ся, от­ме­тил­ся уже прак­ти­че­с­ки вез­де...

Ес­те­ст­вен­но, ре­жис­сёр име­ет пол­ное пра­во на этот ход и от­но­си­тель­но об­ра­зов «Бо­ри­са Го­ду­но­ва», но те­а­т­раль­ность, на­ро­чи­тость ме­ня лич­но «вы­би­ва­ли» из про­смо­т­ра, и это, на мой взгляд, сра­бо­та­ло ско­рее «в ми­нус», чем «в плюс» все­го филь­ма в це­лом.

В этом пла­не не спа­са­ет да­же на­ли­чие «та­лант­ли­во­го сце­на­ри­с­та» (ци­ти­рую шут­ку Мир­зо­е­ва. – Авт.)...

В филь­ме очень хо­ро­ша опе­ра­тор­ская ра­бо­та Пав­ла Ко­с­то­ма­ро­ва. В пред­ла­га­е­мых ре­жис­сё­ром Мир­зо­е­вым об­сто­я­тель­ст­вах он опять на вы­со­те, и это со­вер­шен­но дру­гой (по срав­не­нию с «Как я про­вёл этим ле­том». – Авт.) опе­ра­тор­ский труд. Ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во круп­ных пла­нов ак­тё­ров (что ино­гда не всем на поль­зу. – Авт.), «аль­мо­до­вар­ское» рос­ко­ше­ст­во цве­та и объ­ё­ма ин­те­рь­е­ров. Да­же на­бив­шие ос­ко­ми­ну обя­за­тель­но­с­тью по­ка­за в филь­мах по­след­них лет пла­ны Мос­коу-Си­ти, – смо­т­рят­ся со­вер­шен­но све­жо и очень не­о­жи­дан­но. Это и удив­ля­ет, и вы­зы­ва­ет ува­же­ние, по­сколь­ку со сце­ны Боль­шо­го за­ла До­ма ки­но про­дю­сер филь­ма Ека­те­ри­на Мир­зо­е­ва (по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву же­на ре­жис­сё­ра) ска­за­ла, что бю­д­жет был бо­лее чем скром­ным...

Ре­жис­сёр Мир­зо­ев, как мне ка­жет­ся, не­мно­го пе­ре­иг­рал с ус­лов­ной те­а­т­раль­но­с­тью ки­но­дей­ст­ва – и это очень силь­но ска­за­лось на иг­ре ак­тё­ров – бо­лее то­го, на­ру­ши­ло ве­ка­ми ус­то­яв­шу­ю­ся ли­те­ра­тур­ную ак­си­о­му о пси­хо­ло­ги­че­с­кой рав­но­цен­но­с­ти/рав­но­зна­чи­мо­с­ти во­ле­вой и ис­то­ри­че­с­кой мо­щи тан­де­ма Го­ду­нов-От­ре­пь­ев. Ес­ли Мак­сим Су­ха­нов (Го­ду­нов) пре­дель­но жиз­не­нен и убе­ди­те­лен в пред­ла­га­е­мых Мир­зо­е­вым об­сто­я­тель­ст­вах, то Ан­д­рей Мерз­ли­кин – все­го лишь – убе­ди­тель­но те­а­т­ра­лен... Ис­клю­че­ние со­ста­ви­ли, на мой взгляд, сце­ны на тан­ке, – но там, как го­во­рит­ся, – ан­ту­раж вы­та­с­ки­ва­ет.

Шуй­ский – не­со­мнен­ная уда­ча ак­тё­ра Ле­о­ни­да Гро­мо­ва. Очень уж убе­ди­тель­но им пе­ре­да­но вне­вре­мен­ное кре­до рос­сий­ско­го ВИП-чи­нов­ни­ка, – удер­жать­ся на пла­ву, ус­петь во­вре­мя пре­дать, не ос­ту­пить­ся, идя по ка­рь­ер­но­му «ка­на­ту» над про­па­с­тью, не от­ве­с­ти гла­за, или от­ве­с­ти во­вре­мя. На­вер­ное, это очень тя­же­ло быть ца­ре­двор­цем – ино­гда Шуй­ско­го жаль да­же...

Убе­ди­тель­ны, но не по­тря­са­ют и ос­таль­ные ис­пол­ни­те­ли – Пётр Фё­до­ров (Ба­с­ма­нов), Аг­ния Дит­ков­ски­те (Ма­ри­на Мни­шек), Дми­т­рий Пев­цов (Во­ро­тын­ский), Ра­миль Са­би­тов (Афа­на­сий Пуш­кин), За­хар Хун­гу­ре­ев (ца­ре­вич Фё­дор).

Очень не­о­жи­дан­но и све­жо смо­т­рят­ся Еле­на Ко­ре­не­ва в ро­ли хо­зяй­ки при­лич­но­го се­мей­ст­ва из на­ро­да и те­ле­де­я­тель Ле­о­нид Пар­фё­нов в ро­ли дум­ско­го дья­ка Щел­ка­ло­ва.

Есть ещё од­на роль, на ко­то­рой хо­чет­ся ос­та­но­вить­ся от­дель­но. На­вер­ное, так бы­ло угод­но Гос­по­ду, что­бы имен­но в ро­ли му­д­ро­го от­ца Пи­ме­на ушёл в бес­смер­тие Ве­ли­кий рос­сий­ский ак­тёр Ми­ха­ил Ко­за­ков. Ког­да смо­т­ришь в гла­за Ма­с­те­ра, зна­ешь, ка­ких уси­лий ему, смер­тель­но боль­но­му, сто­и­ла эта роль, – ком сто­ит у гор­ла...

Вла­ди­мир Мир­зо­ев, чле­ны съё­моч­ной груп­пы, зри­те­ли на по­сле­пре­мь­ер­ном «раз­бо­ре по­лё­тов» в Боль­шом за­ле До­ма ки­но очень мно­го тёп­лых слов ска­за­ли о ра­бо­те Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча. Ци­ти­рую Мир­зо­е­ва – «Ми­ха­ил Ко­за­ков – не­за­ви­си­мый ин­тел­лек­ту­ал, ни­ког­да не му­ти­ро­вав­ший» под дав­ле­ни­ем об­сто­я­тельств...

Веч­ная ему па­мять...

Я так и не смог по­нять по­сыл ре­жис­сё­ра Вла­ди­ми­ра Мир­зо­е­ва. По­сыл или пер­вич­ную мо­ти­ва­цию от­но­си­тель­но то­го, что же он всё-та­ки пы­тал­ся сде­лать – спек­такль на плён­ке или ки­но для те­а­т­раль­ных под­мо­ст­ков? Не сов­ме­с­ти­лось, не про­изо­ш­ло син­те­за, НЕ СЛО­ЖИЛ­СЯ ПАЗЗЛ...

Мне ка­жет­ся, Мир­зо­ев – преж­де все­го те­а­т­раль­ный ре­жис­сёр, и в ки­но «Бо­рис Го­ду­нов» он при­шёл преж­де все­го с те­а­т­раль­ны­ми ле­ка­ла­ми, но...

Вспом­ним Ста­ни­слав­ско­го – тот (су­жу по вос­по­ми­на­ни­ям и «Те­а­т­раль­но­му ро­ма­ну» Бул­га­ко­ва. – Авт.) ме­ся­ца­ми за­ни­мал­ся (пар­дон за жар­го­низм. – Авт.) «пси­хо­фа­кин­гом» труп­пы, – ус­т­ра­и­вая мно­го­ча­со­вые чит­ки, раз­би­рая ис­то­рию каж­дой ро­ли...

Да­же ус­лов­ный «вось­мой ле­бедь из пя­то­го ря­да» у не­го был с анам­не­зом; – ти­па – в ме­сяц от ро­ду его клю­ну­ла хро­мая ут­ка, в два ме­ся­ца – чуть не пе­ре­еха­ла хо­зяй­ская брич­ка, в пять – при­ле­тал яс­треб, унес­ший луч­ше­го дру­га, а в семь из-за гу­се­ни­цы рух­ну­ла лю­бовь. Эти де­ла про­ис­хо­ди­ли в при­сут­ст­вии всех ак­тё­ров, и они на­чи­на­ли ре­зо­ни­ро­вать друг с дру­гом – ды­шать и ду­мать в уни­сон. И тог­да воз­ни­ка­ло чу­до под на­зва­ни­ем спек­такль, ког­да вме­с­те с ни­ми в уни­сон на­чи­нал ды­шать и зри­тель­ный зал...

Оче­вид­но, это­го в под­го­то­ви­тель­ный пе­ри­од ки­но «Бо­рис Го­ду­нов» не бы­ло; – стро­ил­ся гра­фик съё­мок под воз­мож­но­с­ти ак­тё­ров и де­ко­ра­ций. Это очень за­мет­но на эк­ра­не, – за­мет­но не­ров­но­с­тью пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го на­ка­ла – ну не­сты­ков­ка ме­жак­тёр­ская. Су­ха­нов, Ко­за­ков, Ко­с­то­ма­ров – ре­жис­сё­ры и по кро­ви, и по мы­ш­ле­нию, и они «сде­ла­ли это».

Ос­таль­ные – про­сто ста­ра­лись и в луч­шем слу­чае вы­да­ли на-го­ра ви­б­ра­ции, а мыс­лил­ся, как я по­ни­маю, – ре­зо­нанс...

В пре­дис­ло­вии к «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» Н.М. Ка­рам­зин ут­верж­дал: «Ис­то­рия на­ро­да при­над­ле­жит ца­рю».

Ра­бо­тая над дра­мой «Бо­рис Го­ду­нов», по­свя­щён­ной его па­мя­ти, А.С. Пуш­кин тем не ме­нее рез­ко воз­ра­зил ис­то­ри­ку, пе­ре­де­лал его афо­ризм:

«Ис­то­рия на­ро­да при­над­ле­жит по­эту» (Н.И. Гне­ди­чу, 23 фе­в­ра­ля 1825 го­да).

Гё­те как-то на­пи­сал в «Фа­у­с­те» (за точ­ность ци­та­ты не ру­ча­юсь. – Авт.):

 

Жи­вой пред­мет же­лая изу­чить,

Учё­ный преж­де ду­шу вы­ни­ма­ет,

За­тем пред­мет на ча­с­ти раз­ре­за­ет...

 

Лич­но я про­тив раз­ре­за­ния/пре­па­ри­ро­ва­ния пуш­кин­ской тра­ге­дии «Бо­рис Го­ду­нов»....

Ис­то­рия не при­над­ле­жит ре­жис­сё­ру....

Мне­ние это моё – су­гу­бо лич­ное, субъ­ек­тив­ное.

 

P.S. Ис­то­рия в на­шей стра­не име­ет страш­ную при­выч­ку по­вто­рять­ся – в этом я с ре­жис­сё­ром Вла­ди­ми­ром Мир­зо­е­вым со­гла­сен аб­со­лют­но...


Олег ТАТКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования