Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 24.02.2012

ВИКТОР ЦОЙ ПРОТИВ АДСКОГО БАЛАГАНА

Ша­пи­то Шоу. Дра­ма, Рос­сия, 2011.

Ре­жис­сёр: Сер­гей Ло­бан

В ро­лях: Ве­ра Стро­ко­ва, Алек­сей По­доль­ский, Пётр Ма­мо­нов, Алек­сей Зна­мен­ский.

 

Не знаю, ста­нет ли «Ша­пи­то Шоу» зна­ко­вым, куль­то­вым со­бы­ти­ем по при­ме­ру со­ло­вь­ёв­ской «Ас­сы», вы­шед­шей в 1987 го­ду, но па­рал­ле­ли с этим филь­мом, став­шим ве­хой пе­ре­ло­ма в ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры, яв­ст­вен­но про­сле­жи­ва­ют­ся. Толь­ко ес­ли «Ас­са» бы­ла дви­же­ни­ем «со зна­ком плюс», то «Ша­пи­то Шоу» – дви­же­ние «со зна­ком ми­нус». «Ас­са» – вы­ход на боль­шую аре­ну звез­ды Вик­то­ра Цоя, тор­же­ст­во Звез­ды по име­ни Солн­це, путь вверх. «Ша­пи­то Шоу» – по­пыт­ка со­здать эр­зац-звез­ду, рас­ти­ра­жи­ро­вать ми­ро­воз­зре­ние, где фаль­ши­вость и ложь ста­но­вят­ся нор­мой, где слу­же­ние вы­со­кой идее за­ме­ня­ет­ся слу­же­ни­ем зо­ло­то­му тель­цу. «Ша­пи­то Шоу» – ба­ла­ган, где свер­га­ют­ся идо­лы, где вы­сме­и­ва­ет­ся са­мое дра­го­цен­ное, и нет уже боль­ше ни­че­го свя­то­го – всё про­да­ёт­ся и по­ку­па­ет­ся.

За­ко­но­мер­ной кон­цов­кой «Шоу» ста­но­вит­ся по­жар, в ко­то­ром ис­че­за­ют все эти жут­ко­ва­тые и урод­ли­вые об­ра­зы… но толь­ко вот что это за по­жар?

По­жар-очи­ще­ние или ге­е­на, веч­ное пла­мя гре­хо­па­де­ния, не ос­тав­ля­ю­щее ни­ка­ких на­дежд на воз­рож­де­ние?

Пра­во от­ве­тить на этот во­прос ре­жис­сёр, ви­ди­мо, пре­до­став­ля­ет зри­те­лю.

А сам фильм со­сто­ит из че­ты­рёх ис­то­рий. Сю­же­ты раз­во­ра­чи­ва­ют­ся не­за­ви­си­мо друг от дру­га, но бла­го­да­ря уди­ви­тель­но­му сте­че­нию об­сто­я­тельств пу­ти ге­ро­ев ока­зы­ва­ют­ся стя­ну­ты­ми в од­ну точ­ку. В од­ном ме­с­те и в од­но вре­мя (в лет­нем Кры­му, сре­ди от­ды­ха­ю­щих) ока­зы­ва­ют­ся: мо­ло­дой че­ло­век и де­вуш­ка, по­зна­ко­мив­ши­е­ся по Ин­тер­не­ту, глу­хо­не­мой па­рень, бро­сив­ший вы­зов на­до­ев­шей ему сре­де сво­их со­бра­ть­ев, сто­лич­ная те­а­т­раль­ная звез­да (Пётр Ма­мо­нов – в ро­ли се­бя) со сво­им сы­ном в по­ис­ках вдох­но­ве­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ния, и юный ам­би­ци­оз­ный про­дю­сер, ре­шив­ший под­нять лёг­кие день­ги с про­ек­том «эр­зац-звез­да» (со­зда­вать ку­ми­ра пред­по­ла­га­ет­ся из об­ра­за Вик­то­ра Цоя). Ге­рои не зна­ко­мы меж­ду со­бой, но по хо­ду со­бы­тия они слу­чай­но стал­ки­ва­ют­ся друг с дру­гом, спле­тая ни­ти са­мых раз­ных су­деб в од­но це­лое (как это ча­с­то бы­ва­ет в жиз­ни).

В пред­став­лен­ной кар­ти­не мы уз­на­ём все со­вре­мен­ные чер­ты об­ще­ст­ва, дан­ные мет­ки­ми и яр­ки­ми штри­ха­ми, по­рой до­ве­дён­ны­ми до гро­те­с­ка. Сто­лич­ные ту­ри­с­ты, ус­тав­шие от се­рых буд­ней го­ро­да и же­ла­ю­щие «ото­рвать­ся на пол­ную ка­туш­ку» (на­чи­с­то рас­те­ряв при этом по­след­ние ос­тат­ки вну­т­рен­ней куль­ту­ры), ме­ст­ное на­се­ле­ние, от­ча­ян­но пы­та­ю­ще­е­ся на этих ту­ри­с­тах за­ра­бо­тать... и яр­ко, гро­те­ск­но и без­жа­ло­ст­но по­ка­зан­ная «бо­ге­ма», по­та­ка­ю­щая низ­шим при­ст­ра­с­ти­ям лю­дей, ло­вя­щая их на удоч­ку «хле­ба и зре­лищ» и са­ма на­хо­дя­ща­я­ся в со­сто­я­нии сво­бод­но­го нрав­ст­вен­но­го па­де­ния. И нет пре­пят­ст­вия это­му дви­же­нию вниз – всё, что мог­ло бы удер­жать на гра­ни, дав­но пре­да­но на­смеш­ке, а чи­с­то­та и че­ст­ность встре­ча­ют­ся аг­рес­си­ей.

Ша­тёр Ша­пи­то – уз­ло­вая точ­ка, где пе­ре­се­ка­ют­ся ли­нии дви­же­ния всех ге­ро­ев, где они, каж­дый сам для се­бя, пе­ре­жи­ва­ют не­кий «мо­мент ис­ти­ны» – за­ве­де­ние, про­ис­хо­дя­щая в ко­то­ром фан­та­с­ма­го­рия на­по­ми­на­ет кош­мар­ный сон, ин­фер­наль­ное ме­с­то, где как буд­то об­на­жа­ет­ся про­ис­хо­дя­щее в их ду­шах. Хо­зя­ин за­ве­де­ния – клас­си­че­с­кий «но­вый рус­ский», тип не­во­об­ра­зи­мых раз­ме­ров с тол­стым ко­шель­ком и с со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми ма­не­ра­ми и вку­са­ми.

Са­мое без­на­дёж­ное в этом ки­но – то, что мы уз­на­ем в нём са­мих се­бя, это без­жа­ло­ст­ный и мет­кий пор­т­рет по­ко­ле­ния, его вну­т­рен­них ус­та­но­вок и смыс­лов; са­мое об­на­дё­жи­ва­ю­щее – что, уви­дев се­бя та­ки­ми, мы по­лу­ча­ем шанс пе­ре­ос­мыс­лить се­бя. Фильм-зер­ка­ло, фильм – уве­ли­чи­тель­ное стек­ло.

В филь­ме мож­но об­на­ру­жить очень мно­го па­рал­ле­лей в ма­не­ре по­да­чи с Пе­ле­ви­ным, и ощу­ще­ния в ре­зуль­та­те фор­ми­ру­ют­ся при­мер­но те же, что от его книг. И смех – там, где яз­ви­тель­но и бес­по­щад­но по­ка­за­ны не­до­стат­ки об­ще­ст­ва, и мрач­ная то­с­ка – по­то­му что не ви­дит­ся пре­де­лов вну­т­рен­не­му па­де­нию. Там, где ни­че­го не стро­ит­ся, а толь­ко по­пи­ра­ют­ся ус­тои, по­хо­же, един­ст­вен­ный ра­бо­та­ю­щий ли­те­ра­тур­ный при­ём – это на­смеш­ка, са­ти­ра и ци­низм, без­жа­ло­ст­ное под­пи­са­ние при­го­во­ра. То, что ру­шит­ся, долж­но быть раз­ру­ше­но до­тла; ле­тя­щий вниз дол­жен на­ко­нец до­стиг­нуть дна – иным об­ра­зом не вы­тя­нешь его на­верх. И имен­но по­это­му одо­ле­ва­ет ужас.

По­то­му что (не знаю, ко­му как, а лич­но мне) хо­чет­ся стро­ить, пре­одо­ле­вать, стре­мить­ся к пе­ре­рож­де­нию из ку­кол­ки в ба­боч­ку – это­го тре­бу­ет ду­ша. Со­зда­вать Цар­ст­во, дви­га­ясь вверх (по Сент-Эк­зю­пе­ри). А фильм, точ­нее, тот срез на­сто­я­ще­го мо­мен­та, мар­кер со­сто­я­ния со­вре­мен­ной куль­ту­ры, эли­ты, ко­то­рый он пред­став­ля­ет, не ос­тав­ля­ет шан­сов для это­го. Здесь нет ме­с­та для се­рь­ёз­ных ге­ро­ев, нет ме­с­та для глу­бо­ких во­про­сов, здесь да­же Пётр Ма­мо­нов (че­ло­ве­чи­ще!) ста­но­вит­ся па­ро­ди­ей на са­мо­го се­бя, тще­слав­ной звез­дой, бес­силь­ной пе­ред соб­ст­вен­ным вну­т­рен­ним кри­зи­сом.

Как най­ти в се­бе си­лы для со­про­тив­ле­ния вну­т­рен­не­му раз­ру­ше­нию? Та­кие, как Цой, эту си­лу име­ли. Но их эпо­ха про­шла, ка­ну­ла в про­шлое. А вре­ме­на для по­яв­ле­ния но­вых ге­ро­ев, ве­ро­ят­но, не ско­ро на­ста­нут. По­че­му?.. Бо­юсь, имен­но по­то­му, что мы не бу­дем го­то­вы их вос­при­нять. На­ши ду­ши съе­да­ют­ся поп­кор­ном мас­со­вой куль­ту­ры, и чем даль­ше – тем боль­ше. Един­ст­вен­ный вы­ход – бе­речь в се­бе из­на­чаль­ный огонь. И объ­е­ди­нять во­круг се­бя тех, кто дви­жим та­ким же же­ла­ни­ем сбе­речь этот огонь.

На­до ска­зать, что фильм дей­ст­ви­тель­но та­лант­ли­во снят. И до­ка­за­тель­ст­вом то­му мо­жет слу­жить хо­тя бы то, что он силь­но «цеп­ля­ет», за­став­ля­ет ду­мать. Лич­но ме­ня боль­ше все­го тро­ну­ла ис­то­рия с Цо­ем. Это дей­ст­ви­тель­но жут­ко. И да­же как-то ми­с­тич­но, что имен­но в тот раз, ког­да я бы­ла на се­ан­се в ки­но­те­а­т­ре, тех­ни­че­с­кие не­по­лад­ки не поз­во­ли­ли до­смо­т­реть фильм до кон­ца – про­ек­тор по­гас в тот са­мый мо­мент, ког­да эр­зац-ге­рой спел под фо­но­грам­му «Эй, а кто бу­дет петь, ког­да все бу­дут спать». Зри­те­ли не­до­воль­но за­шу­ме­ли, а ме­ня как буд­то то­ком уда­ри­ло: «Ведь это и есть на­сто­я­щая точ­ка филь­ма!» Это вы­зов, бро­шен­ный Ве­ли­ким, ко­то­рый до­ле­та­ет до нас сквозь де­ся­ти­ле­тия. Всё ос­таль­ное – страш­ный сон, хо­ро­вод этих жут­ких су­ществ, ко­то­рые кру­тят­ся во­круг на­шей жиз­ни – на­нос­ное. А тут – как вы­ст­рел в серд­це. Как буд­то ключ по­вер­нул­ся в две­ри, и по­дул не­здеш­ний ве­тер. Тот, ко­то­рый от­кры­ва­ет две­ри в ге­ро­и­че­с­кие вре­ме­на. И ты вдруг ух­ва­тил гло­ток воз­ду­ха, ко­то­рым ды­ша­ли ОНИ, внял их зо­ву, на миг стал од­но­го с ни­ми рос­та. Осо­бен­но яр­ко это ощу­ща­ет­ся на фо­не от­вра­ще­ния к то­му, что сде­ла­ли с па­мя­тью Цоя. Не то что­бы над­ру­га­лись, но очень так ак­ку­рат­но и не­за­мет­но, до­го­во­рив­шись с со­ве­с­тью, со­вер­ши­ли под­ме­ну. «А что? Мы же вот па­мять звез­ды чтим!» И мне показалось, что дух Цоя не вы­нес это­го из­де­ва­тель­ст­ва и вы­ру­бил нам про­ек­тор. Шу­чу, ко­неч­но. Но кро­ме шу­ток бы­ло ощу­ще­ние, что не­что свя­тое вну­т­ри те­бя бы­ло сверг­ну­то, а ког­да про­изо­ш­ло за­мы­ка­ние – вста­ло на своё ме­с­то. И в го­ло­ве то­же про­изо­ш­ло за­мы­ка­ние – но уже в ви­де вспыш­ки осо­зна­ния, вдох­но­ве­ния: ока­зы­ва­ет­ся, Цой ещё не всё ска­зал на­ше­му по­ко­ле­нию, и я как буд­то от­кры­ла его за­но­во.


Мария ЦВЕТКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования