Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 16.03.2012

Киноиндустриальные войны

В XX ве­ке (ве­ке двух ми­ро­вых войн) воз­ник­ло по­ня­тие ин­ду­с­т­ри­аль­ной вой­ны, ког­да ог­ра­ни­чен­ная вой­на пе­ре­хо­дит в то­таль­ную, со­зда­вая под се­бя це­лую ин­ду­с­т­рию. Для вто­рой по­ло­ви­ны XX – на­ча­ла XXI ве­ка осо­бую ак­ту­аль­ность при­об­ре­ло по­ня­тие ин­фор­ма­ци­он­ных войн, кое-кто да­же счи­та­ет, что Тре­тья ми­ро­вая имен­но та­кой (ин­фор­ма­ци­он­ный) ха­рак­тер и бу­дет иметь. По­след­ние же со­бы­тия (но­во­сти) на­во­дят на мысль о сво­е­го ро­да ки­но­ин­ду­с­т­ри­аль­ной вой­не, ко­то­рая со­че­та­ет в се­бе эко­но­ми­че­с­кую со­став­ля­ю­щую (соб­ст­вен­но ин­ду­с­т­рию ки­но­про­из­вод­ст­ва, тре­бу­ю­щую се­рь­ёз­ной ма­те­ри­аль­ной ба­зы) и ин­фор­ма­ци­он­ную (во­ору­жён­ную и од­но­вре­мен­но за­ву­а­ли­ро­ван­ную ху­до­же­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми). Под по­след­ни­ми но­во­стя­ми я ра­зу­мею, в ча­ст­но­с­ти, не­дав­ний фак­ти­че­с­ки за­прет, на­ло­жен­ный на по­каз оте­че­ст­вен­но­го филь­ма «Ав­густ. Вось­мо­го» в Ук­ра­и­не, а ещё ра­нее в Мол­да­вии и Азер­бай­д­жа­не (не го­во­ря уже о Гру­зии), хо­тя и сам факт воз­ник­но­ве­ния это­го филь­ма так­же от­но­сит­ся к ки­но­ин­ду­с­т­ри­аль­ной (ин­фор­ма­ци­он­ной и, как ви­дим, юри­ди­че­с­кой и эко­но­ми­че­с­кой) вой­не. Та­кие вой­ны, оче­вид­но, дав­но и по­сто­ян­но ве­дёт мощ­ней­шая из по­доб­ных ин­ду­с­т­рий – Гол­ли­вуд. Са­мые при­ми­тив­ные при­ме­ры – все эти су­пер­ге­рои Силь­ве­с­т­ра Стал­ло­не (Рэм­бо, Рок­ки), Ча­ка Нор­ри­са (Брэд­док), А.Швар­це­нег­ге­ра, ча­с­тень­ко по сце­на­рию про­ти­во­сто­яв­шие рус­ским (со­вет­ским) зло­де­ям. (По­след­ние два ки­но­ак­тё­ра, оли­це­тво­ря­ю­щие об­раз аме­ри­кан­ско­го ге­роя-оди­ноч­ки, меж­ду про­чим, не­спро­с­та под­дер­жа­ли на вы­бо­рах в США 2008 го­да по­том­ст­вен­но­го мор­ско­го пе­хо­тин­ца Джо­на Мак­кей­на, по­сле­до­ва­те­ля «бу­шев­ской» по­ли­ти­ки.)

 

Воз­вра­ща­ясь к «Ав­гу­с­ту. Вось­мо­го», на­до за­ме­тить, что это уже тре­тий ху­до­же­ст­вен­ный фильм на до сих пор ещё ос­т­рую те­му гру­зи­но-осе­тин­ско­го (а, по су­ти, рос­сий­ско-гру­зин­ско­го) во­ен­но­го кон­флик­та, про­изо­шед­ше­го в ав­гу­с­те 2008 го­да в Юж­ной Осе­тии. Пре­ды­ду­щие два – «Олим­пус ин­фер­но» (то­же рос­сий­ский фильм; вы­шел уже спу­с­тя пол­го­да по­сле опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий) и «5 дней в ав­гу­с­те» (аме­ри­ка­но-гру­зин­ский фильм, пред­став­ля­ю­щий взгляд на со­бы­тия уже гру­зин­ской сто­ро­ны) – впол­не мож­но рас­сма­т­ри­вать как со­от­вет­ст­вен­но ата­ку­ю­щую и кон­тра­та­ку­ю­щую во­ен­ные опе­ра­ции рос­сий­ской и гру­зин­ской (при под­держ­ке США) ки­но­ин­ду­с­т­рий. Кста­ти, «5 дней в ав­гу­с­те» (уж не знаю, по ка­кой при­чи­не) в свою оче­редь в Рос­сии офи­ци­аль­но не вы­хо­дил и в про­ка­те не был. Не­ма­ло­важ­но и то, что фильм «Ав­густ. Вось­мо­го» был при­знан в Рос­сии со­ци­аль­но зна­чи­мым про­ек­том и в этом ка­че­ст­ве по­лу­чил фи­нан­си­ро­ва­ние че­рез Фонд под­держ­ки ки­но, то есть это имен­но го­су­дар­ст­вен­ная ме­дий­ная ак­ция, а не ча­ст­ная. До­ста­точ­но хо­ро­шо из­ве­ст­но и про под­держ­ку про­гру­зин­ско­го ки­но­про­дук­та «5 дней в ав­гу­с­те» (ва­ри­ант на­зва­ния «Пять дней вой­ны») ру­ко­вод­ст­вом (вклю­чая, ес­те­ст­вен­но, пре­зи­ден­та Са­а­каш­ви­ли, ко­то­ро­го в этом филь­ме сы­г­рал гол­ли­вуд­ский ак­тёр  Эн­ди Гар­сиа) и биз­нес-эли­той Гру­зии.

Сто­ит ли удив­лять­ся, что в Ук­ра­и­не, с со­чув­ст­ви­ем от­нёс­шей­ся к гру­зи­нам (есть све­де­ния даже об уча­с­тии на сто­ро­не Гру­зии ук­ра­ин­ских на­ём­ни­ков) в ав­гу­с­тов­ском кон­флик­те 2008 го­да, за­пре­ти­ли к по­ка­зу рос­сий­ский фильм на эту те­му.

По дан­ным СМИ, опуб­ли­ко­ван­ным 11 мар­та, Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры Ук­ра­и­ны при­ня­ло ре­ше­ние ото­звать про­кат­ную ли­цен­зию (точ­нее – рас­смо­т­реть во­прос об её от­зы­ве) на фильм «Ав­густ. Вось­мо­го» по­сле об­ра­ще­ния пред­ста­ви­те­лей гру­зин­ской ди­а­спо­ры и на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кой ор­га­ни­за­ции «Сво­бо­да», ко­то­рые ут­верж­да­ли, что кар­ти­на стре­мит­ся «обе­лить рос­сий­ский им­пе­ри­а­лизм» и «раз­жи­га­ет не­на­висть к гру­зин­ско­му на­ро­ду».

Вот как от­ре­а­ги­ро­вал на это ре­жис­сёр филь­ма Джа­ник Фай­зи­ев: «Я, ко­неч­но, очень огор­чён, по­то­му что ду­мал, что вре­ме­на «Па­с­тер­на­ка не чи­тал, но осуж­даю» уже дав­но про­шли. Лю­ди, ко­то­рые го­во­рят об ан­ти­гру­зин­ских на­ст­ро­е­ни­ях в этой кар­ти­не, про­сто ли­бо не ви­де­ли филь­ма, ли­бо на­шли по­вод по­го­во­рить на эту те­му. По­то­му что фильм сде­лан как ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, при­чём ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, рас­ска­зы­ва­ю­щее о том, что вой­на яв­ля­ет­ся сти­хий­ным бед­ст­ви­ем для лю­бо­го че­ло­ве­ка, не­за­ви­си­мо от его ве­ры, на­ци­о­наль­но­с­ти, по­ла и че­го бы то ни бы­ло ещё».

Дей­ст­ви­тель­но, са­мо­лич­но по­смо­т­рев­шие фильм «Ав­густ. Вось­мо­го» ед­ва ли най­дут в нём раз­жи­га­ние ме­жэт­ни­че­с­кой роз­ни, не­на­ви­с­ти к гру­зин­ско­му на­ро­ду. Это, ко­неч­но, пол­ная чушь. В филь­ме по­ка­за­но про­ти­во­сто­я­ние че­ло­ве­че­с­ко­го му­же­ст­ва и сме­кал­ки во­ен­ной ма­ши­не без ка­ко­го-ли­бо яв­но­го ак­цен­та на её гру­зин­ском про­ис­хож­де­нии. Бо­лее то­го, един­ст­вен­ный по­ка­зан­ный круп­ным пла­ном гру­зин (ко­то­ро­му зри­тель мо­жет за­гля­нуть в гла­за; ос­таль­ные ли­бо мель­ка­ют, ли­бо, ча­ще все­го, обез­ли­че­ны ма­с­ка­ми), про­яв­ля­ет се­бя как раз очень че­ло­веч­но – не­смо­т­ря на ре­ко­мен­да­ции со­слу­жив­ца, он не уби­ва­ет ге­ро­и­ню и да­же, ри­с­куя соб­ст­вен­ной жиз­нью, по­мо­га­ет ей бе­жать.

Дру­гое де­ло, что, ког­да Фай­зи­ев го­во­рит о чи­с­то ху­до­же­ст­вен­ных за­да­чах ки­но­кар­ти­ны, он то­же не­сколь­ко лу­ка­вит. За­чем тог­да нуж­но бы­ло так на­стой­чи­во встав­лять в фильм мно­го­чис­лен­ные по­ли­ти­че­с­кие фраг­мен­ты о со­ве­ща­нии пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­ро­го сыг­рал ак­тёр Вла­ди­мир Вдо­ви­чен­ков, со сво­ей ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ей по по­во­ду даль­ней­ших дей­ст­вий. Стрем­ле­ние пред­ста­вить в вы­год­ном све­те  и да­же не­сколь­ко ге­ро­изи­ро­вать пер­со­на­жа, про­то­ти­пом ко­то­ро­го был Дми­т­рий Мед­ве­дев, всё-та­ки впол­не оче­вид­но. От­ри­цать этот «во­ен­ный» до­ве­сок, ко­то­рый, как не­кие ин­фор­ма­ци­он­ные сна­ря­ды, на вся­кий слу­чай со­дер­жит в се­бе рас­сма­т­ри­ва­е­мый фильм, нет смыс­ла. Так ха­рак­те­рен, например, эпи­зод с гру­зин­ским тан­ком, стре­ля­ю­щим в упор в сда­ю­ще­го­ся ми­ро­твор­ца (быв­ше­го му­жа глав­ной ге­ро­и­ни и от­ца её ре­бён­ка, ко­то­ро­го сы­г­рал Егор Бе­ро­ев). Од­на­ко на­до при­знать, что это имен­но до­ве­сок, и со­гла­сить­ся с ре­жис­сё­ром в том, что об­щее зри­тель­ское впе­чат­ле­ние от «Ав­гу­с­та. Вось­мо­го» оп­ре­де­ля­ет­ся во­все не им. По­это­му спра­вед­ли­во бу­дет чуть по­дроб­нее рас­ска­зать о че­ло­ве­ко­вед­че­с­ких, нрав­ст­вен­но-ху­до­же­ст­вен­ных со­став­ля­ю­щих кар­ти­ны.

По сю­же­ту мо­ло­дая жен­щи­на Ксе­ния (Свет­ла­на Ива­но­ва, про­сла­вив­ша­я­ся в «До­ме солн­ца»), ста­ра­ясь ус­т­ро­ить свою лич­ную жизнь (встре­ча­ет­ся с мо­ло­дым слу­жи­те­лем бан­ка), от­прав­ля­ет сво­е­го ре­бён­ка (Ар­тё­ма) к от­цу (быв­ше­му му­жу) в Юж­ную Осе­тию. Од­на­ко, уз­нав, что там на­чи­на­ют­ся бо­е­вые дей­ст­вия, едет вы­ру­чать сына.

Ос­нов­ной мо­тив, идея филь­ма за­клю­ча­ет­ся имен­но в свя­зи меж­ду ма­те­рью и сы­ном. Она про­яв­ля­ет­ся по­ми­мо ли­нии Ксе­ния–Ар­тём в том, как глав­ный муж­ской ге­рой филь­ма (соб­ст­вен­но, имен­но ге­рой по су­ти) – ко­ман­дир раз­ве­д­ро­ты рос­сий­ских войск Лё­ха (Мак­сим Мат­ве­ев) пе­ре­зва­ни­ва­ет­ся с по­жи­лой ма­те­рью, за­бо­тясь о её здо­ро­вье, ус­по­ка­и­вая её, что с ним всё хо­ро­шо и спо­кой­но, а по­пут­но ре­шая слож­ней­шие и опас­ней­шие бо­е­вые за­да­чи, спа­сая лю­дей, со­вер­ша­ет на­сто­я­щий по­двиг (в том чис­ле по­мо­га­ет Ксе­нии). В ка­кой-то мо­мент Ксе­ния го­во­рит Лё­хе, что его мать сча­ст­ли­ва, по­то­му что ей «есть, кем гор­дить­ся». В свою оче­редь де­сант­ник-раз­вед­чик в кон­це филь­ма го­во­рит па­ца­ну (Ар­тё­му), что тот мо­жет гор­дить­ся сво­ей ма­те­рью, ко­то­рая, прой­дя огонь и во­ду, пре­одо­лев все стра­хи и труд­но­с­ти, спас­ла его. Имен­но это чув­ст­во ма­те­рин­ской и сы­нов­ней люб­ви, стрем­ле­ние быть до­стой­ным сы­ном сво­ей ма­те­ри и хо­ро­шей ма­те­рью сво­е­му сы­ну – этот прин­цип бла­го­род­ст­ва и по­ло­жен в ос­но­ву филь­ма. Он под­чёрк­нут эпи­зо­дом с со­ба­кой, за­щи­ща­ю­щей ла­ем сво­их но­во­рож­дён­ных ще­нят сре­ди во­ен­ной вак­ха­на­лии, но всё-та­ки про­пу­с­ка­ю­щей Ксе­нию, спеша­щую к Ар­тё­му. И, ко­неч­но, по­свя­ще­ние уже пе­ред са­мы­ми за­клю­чи­тель­ны­ми ти­т­ра­ми: «Мо­ей ма­те­ри, ко­то­рая вос­пи­та­ла ме­ня».

Ещё один важ­ный, сквоз­ной мо­тив – уже упо­мя­ну­тое про­ти­во­сто­я­ние че­ло­ве­ка, че­ло­веч­но­с­ти и во­ен­ной ма­ши­ны. По сю­же­ту ма­лень­кий сын Ксе­нии ув­ле­ка­ет­ся ро­бо­та­ми-транс­фор­ме­ра­ми, по­всю­ду фан­та­зи­руя их (что весь­ма эф­фект­но по­ка­за­но в ка­д­ре при по­мо­щи до­ро­гой ком­пью­тер­ной гра­фи­ки), и ре­а­ги­ру­ет толь­ко на те прось­бы и раз­го­во­ры, ко­то­рые про­из­но­сят­ся как бы от ли­ца его лю­би­мо­го во­об­ра­жа­е­мо­го дру­га-ро­бо­та. Ксе­ния ис­поль­зу­ет та­кую хи­т­рость (го­во­рит с ним от ли­ца ро­бо­та), спа­сая его. Но в ко­неч­ном ито­ге, ког­да они, уже спа­сён­ные, ле­жат в боль­ни­це, Ар­тём про­сит её: «Ма­ма, не на­до боль­ше про ро­бо­тов! Рас­ска­жи о па­пе…». В этом ощу­тим и жи­вой ан­ти­ма­шин­ный, и яв­но ан­ти­во­ен­ный по­сыл.

Что ка­са­ет­ся раз­жи­га­ния роз­ни, как я уже упо­ми­нал, в филь­ме нет ни од­но­го дур­но­го об­ра­за гру­зи­на. В ос­нов­ном вся во­ен­ная гру­зин­ская ма­ши­на по­ка­за­на обез­ли­чен­но. На­до за­ме­тить, что в про­гру­зин­ском ки­но «Пять дней вой­ны» же­с­то­кие об­ра­зы рус­ских вра­гов как раз есть. Во­об­ще, «Ав­густ. Вось­мо­го» го­раз­до чи­ще и це­ло­му­д­рен­ней сво­е­го гру­зи­но-аме­ри­кан­ско­го ки­но­со­пер­ни­ка (ко­то­рый в не­ко­то­рых стра­нах был от­не­сён к ка­те­го­рии не­цен­зур­ных). В ан­но­та­ции да­же ска­за­но, что его мож­но смо­т­реть де­тям с 12-ти лет. Там поч­ти нет гру­бых раз­го­во­ров и кро­ва­вые сце­ны по­ка­за­ны очень де­ли­кат­но. Лич­но мне это по ду­ше. Я вслед за Львом Тол­стым при­дер­жи­ва­юсь мне­ния, что про­из­ве­де­ния для де­тей долж­ны быть та­ки­ми же, как и для взрос­лых, толь­ко ещё луч­ше. А сле­до­ва­тель­но, луч­шие филь­мы для взрос­лых – это филь­мы, по­лез­ные и при­ем­ле­мые для де­тей. Та­ков, кста­ти, ещё один не­дав­ний ре­а­ли­с­ти­че­с­кий во­ен­ный фильм (уди­ви­тель­но – от ре­жис­сё­ра-ти­та­на Сти­ве­на Спил­бер­га!) «Бо­е­вой конь», где рас­ска­за­на ис­то­рия друж­бы мо­ло­до­го пар­ня с чу­до-ум­ным ко­нём, ко­то­рая про­хо­дит сквозь Пер­вую ми­ро­вую вой­ну со все­ми её же­с­то­ко­с­тя­ми. Жаль, об этом за­ме­ча­тель­ном филь­ме не так мно­го пи­шут, как хо­те­лось бы. Там не так мно­го спец­эф­фек­тов и трю­ков, ни­ка­кой фан­та­с­ти­ки, за­то мно­го бла­го­род­но­го, эпи­че­с­ки-ли­ри­че­с­ко­го. И глав­ное – этот фильм о по­ни­ма­нии меж­ду людь­ми, о пре­одо­ле­нии эго­из­ма, спо­соб­но­с­ти про­явить со­чув­ст­вие. В этом филь­ме обе во­ю­ю­щие сто­ро­ны – ан­г­ли­ча­не и нем­цы (а кро­ме то­го, мир­ные ита­ль­ян­цы) – по­ка­за­ны из­ну­т­ри и по­ка­за­ны спо­соб­ны­ми по­ни­мать друг дру­га (осо­бен­но яр­ко это про­яви­лось в об­щем для тех и дру­гих со­чув­ст­вии и жа­ло­с­ти к пре­крас­но­му ко­ню, по­пав­ше­му в ло­вуш­ку). Это фильм о вой­не, где нет ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­кой вой­ны в её ге­о­по­ли­ти­че­с­ких и эко­но­ми­че­с­ких ас­пек­тах.

К ска­зан­но­му мож­но до­ба­вить кое-ка­кой вы­вод. Я от­нюдь не про­тив граж­дан­ст­вен­но­с­ти в ис­кус­ст­ве во­об­ще и в ки­не­ма­то­гра­фе в ча­ст­но­с­ти, но, ка­жет­ся, на­дёж­нее все­го для ис­кус­ст­ва, ес­ли вой­на ве­дёт­ся преж­де все­го не за ка­кие-то ин­те­ре­сы, а, как дав­но за­ме­че­но про­ни­ца­тель­ны­ми и бла­го­род­ны­ми людь­ми, за ду­ши и серд­ца че­ло­ве­че­с­кие. Ну, и в ка­кой-то ме­ре за ин­тел­лект.


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования