Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 16.03.2012

Кружева против дьявола

Сре­ди со­вре­мен­ных рос­сий­ских пи­са­те­лей ос­та­лось не так мно­го тех, кто ин­те­ре­су­ет­ся ли­те­ра­ту­рой. Для де­вя­но­с­та де­вя­ти про­цен­тов ав­то­ров ли­те­ра­ту­ра пре­вра­ти­лась в хоб­би, стран­ное ув­ле­че­ние, от­вле­ка­ю­щее че­ло­ве­ка от ос­нов­ной, при­но­ся­щей хоть ка­кой-то за­ра­бо­ток, де­я­тель­но­с­ти. Для од­но­го про­цен­та «ком­мер­че­с­ких» пи­са­те­лей ли­те­ра­ту­ра – «бри­гад­ный под­ряд», в ко­то­ром ав­тор – да­ле­ко не глав­ная фи­гу­ра. Не суть важ­но, хо­ро­шее или пло­хое про­из­ве­де­ние он (или те, кто ему «по­мо­га­ют») на­пи­сал(и). Важ­но – ка­кая бу­дет рек­ла­ма, в ка­ких из­да­ни­ях по­явят­ся оп­ла­чен­ные вос­тор­жен­ные ре­цен­зии, в ка­ких объ­ё­мах бу­дут брать кни­жеч­ку оп­то­ви­ки.

Ли­те­ра­тур­ный про­цесс как та­ко­вой в стра­не от­сут­ст­ву­ет. Как и се­рь­ёз­ная ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка. Эн­ту­зи­а­с­тов, ко­то­рые ею за­ни­ма­ют­ся, в ос­нов­ном, в про­вин­ции, мож­но по паль­цам пе­ре­счи­тать. Все они – на стра­ни­цах «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». По­пыт­ки су­дить о ка­че­ст­ве со­вре­мен­ной рос­сий­ской про­зы по про­из­ве­де­ни­ям, удо­с­то­ен­ным раз­ных «пре­стиж­ных» пре­мий, смеш­ны. Не­ко­то­рое ав­то­ры, не по­те­ряв­шие ве­ры в здра­вый смысл чле­нов жю­ри и ко­мис­сий, уже ко­то­рый год пре­бы­ва­ют в со­сто­я­нии пер­ма­нент­но­го пси­хи­че­с­ко­го рас­ст­рой­ст­ва от их ре­ше­ний. Впол­не воз­мож­но, что ско­ро нач­нёт­ся мас­со­вое объ­яв­ле­ние бой­ко­та пре­ми­ям со сто­ро­ны пи­са­те­лей. По­лу­чить «пре­стиж­ную» ли­те­ра­тур­ную пре­мию в со­вре­мен­ной Рос­сии – оз­на­ча­ет по­крыть се­бя по­зо­ром, рас­пи­сать­ся в соб­ст­вен­ном ни­что­же­ст­ве.

Ещё мень­ше ос­та­лось тех, ко­го мож­но на­звать ор­га­ни­за­то­ра­ми ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са – лю­дей, пы­та­ю­щих­ся вер­нуть твор­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти пер­во­на­чаль­ный граж­дан­ский смысл. В тра­ди­ци­ях оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры – го­во­рить о том, что вол­ну­ет лю­дей; за­щи­щать «уни­жен­ных и ос­кор­б­лён­ных»; по­мо­гать «бед­ным лю­дям»; про­ти­во­сто­ять вла­с­ти, ког­да она тво­рит бес­пре­дел. Но се­го­дня те­о­рия «по­всед­нев­ных ма­лых дел» не в че­с­ти.

Жи­ву­щий в Пи­те­ре Дми­т­рий Ка­ра­лис – не толь­ко хо­ро­ший пи­са­тель (он ав­тор мно­гих книг про­зы, сбор­ник его рас­ска­зов «Чи­каг­ский блюз» был опуб­ли­ко­ван не­сколь­ко лет на­зад в «Ро­ман-га­зе­те»), но и «ли­те­ра­тур­ный по­движ­ник», тя­ну­щий «лям­ку» не­подъ­ём­ной бар­жи под на­зва­ни­ем «пи­са­тель и граж­дан­ское об­ще­ст­во». Он воз­глав­ля­ет в Санкт-Пе­тер­бур­ге Центр со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры – ед­ва ли не един­ст­вен­ное ме­с­то в го­ро­де, где мо­гут со­брать­ся и по­го­во­рить о ли­те­ра­ту­ре не­рав­но­душ­ные лю­ди.

В кон­це про­шло­го го­да в се­вер­ной сто­ли­це бы­ла из­да­на кни­га его пуб­ли­ци­с­ти­ки «Оче­ви­дец, или Кто ос­тал­ся в ду­ра­ках». Это сбор­ник фе­ль­е­то­нов, ста­тей, эс­се о ред­ких ра­до­с­тях и ча­с­тых ра­зо­ча­ро­ва­ни­ях на­шей жиз­ни. Пуб­ли­ци­с­ти­ка Ка­ра­ли­са в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва «че­ло­веч­на». Каж­дое об­ще­ст­вен­но зна­чи­мое со­бы­тие, о ко­то­ром пи­шет ав­тор, он «про­пу­с­ка­ет» че­рез соб­ст­вен­ный жиз­нен­ный опыт, со­вер­шен­но не стре­мясь при этом вы­став­лять се­бя про­вид­цем, ин­тел­ли­гент­но из­бе­гая ес­те­ст­вен­но­го для пуб­ли­ци­с­та же­ла­ния «бить в на­бат», «гла­го­лом жечь серд­ца лю­дей». Ав­тор от­но­сит­ся к са­мо­му се­бе с юмо­ром, и это де­ла­ет его кни­гу по-на­сто­я­ще­му лёг­кой и при­ят­ной для чте­ния.

Вос­по­ми­на­ния о Вик­то­ре Ко­нец­ком, Вла­ди­ми­ре Вы­соц­ком и дру­гих из­ве­ст­ных лю­дях на­пи­са­ны без ма­лей­ше­го па­фо­са, с пре­дель­ным ува­же­ни­ем к пер­со­на­жам и, что очень важ­но, в кон­тек­с­те вре­ме­ни, ког­да про­ис­хо­ди­ли встре­чи ав­то­ра с эти­ми людь­ми. Вре­мя – глав­ный ге­рой кни­ги Ка­ра­ли­са. Он пе­ре­да­ёт ат­мо­сфе­ру со­вет­ских, «пе­ре­ст­ро­еч­ных», со­вре­мен­ных ре­а­лий с уди­ви­тель­ной пси­хо­ло­ги­че­с­кой точ­но­с­тью. По­доб­ная точ­ность за­став­ля­ет по-но­во­му ос­мыс­лить со­бы­тия, нрав­ст­вен­ные и про­чие оцен­ки ко­то­рым, ка­за­лось бы, уже дав­но да­ны и пе­ре­смо­т­ру не под­ле­жат.

Кни­га Дми­т­рия Ка­ра­ли­са – ред­кий слу­чай в со­вре­мен­ной пуб­ли­ци­с­ти­ке, ког­да по­зи­ция ав­то­ра опи­ра­ет­ся на ло­ги­ку жиз­ни, на ес­те­ст­вен­ные (в нор­маль­ном по­ни­ма­нии это­го сло­ва) об­ще­че­ло­ве­че­с­кие ду­хов­ные цен­но­с­ти. Не слу­чай­но Ка­ра­лис про­ци­ти­ро­вал в сво­ём сбор­ни­ке Ле­с­ко­ва: «Мы что, кру­же­ва пле­тём или про­тив дья­во­ла сто­им?»

Изящ­ную, пол­ную юмо­ра ма­не­ру пись­ма Дми­т­рия Ка­ра­ли­са, в прин­ци­пе, мож­но срав­нить с кру­же­ва­ми. Но эти «кру­же­ва» – про­тив «дья­во­ла». По мне­нию Дми­т­рия Ка­ра­ли­са, че­ст­ный, по­ря­доч­ный, но в граж­дан­ском смыс­ле пас­сив­ный, не го­то­вый бо­роть­ся с «ца­рю­ю­щим», как пи­са­ли кри­ти­ки де­вят­над­ца­то­го ве­ка, злом, че­ло­век об­ре­чён «ос­та­вать­ся в ду­ра­ках». Пер­вый шаг к «вы­хо­ду» из «ду­ра­ков» – на­звать ве­щи сво­и­ми име­на­ми. Вто­рой – объ­е­ди­нить­ся с еди­но­мы­ш­лен­ни­ка­ми. Тре­тий – вый­ти про­тив «дья­во­ла». Лю­ди в си­лу сво­ей при­ро­ды стре­мят­ся к прав­де. Дья­вол же, как из­ве­ст­но – «отец лжи». По­это­му у че­ст­ных по­ря­доч­ных лю­дей есть шанс вый­ти из «ду­ра­ков». Глав­ное – не оши­бить­ся в тех, кто воз­гла­вит этот про­цесс, по­то­му что очень ча­с­то его воз­глав­ля­ет… сам дья­вол.


Юрий КОЗЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования