Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 23.03.2012

Люди из захолустья

Мар­тин Мак­до­нах. Ка­ле­ка с Иниш­ма­на. Те­атр дра­мы и ко­ме­дии на Та­ган­ке. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Сер­гей Фе­до­тов.

 

Спек­такль по­став­лен глав­ным ре­жис­сё­ром перм­ско­го те­а­т­ра «У мос­та» Сер­ге­ем Фе­до­то­вым. Он был пи­о­не­ром по­ста­но­вок пьес Мар­ти­на Мак­до­на­ха в на­шей стра­не. Прав­да, его перм­ские спек­так­ли не до кон­ца ре­а­ли­зо­вы­ва­ли по­эти­че­с­кий ас­пект со­дер­жа­ния пьес ир­ланд­ца, ак­цен­ти­руя вни­ма­ние боль­ше на бы­то­вых де­та­лях, что бы­ло не сов­сем пра­виль­но хо­тя бы по­то­му, что упо­ра на бы­то­вой до­сто­вер­но­с­ти не мо­жет быть в пье­сах Мак­до­на­ха: во-пер­вых, по­то­му что он лон­до­нец, и во-вто­рых, по­то­му что сей­час Ир­лан­дия – од­на из бо­га­тей­ших стран ми­ра, а не бед­ное за­хо­лу­с­тье, как в этих пье­сах. Бо­лее то­го, де­ко­ра­ции в спек­так­лях С.Фе­до­то­ва не вы­гля­дят до­сто­вер­ны­ми, а лишь ими­ти­ру­ют быт и по­рой вы­гля­дят не­сколь­ко фаль­ши­вы­ми, как на­клад­ные бо­ро­ды.

В спек­так­ле те­а­т­ра на Та­ган­ке де­ко­ра­ции при­мер­но та­кие же, что и в перм­ских спек­так­лях, лишь до­бав­ле­на ба­шен­ка спра­ва с окош­ком на вто­ром эта­же – эле­мент сце­но­гра­фии спек­так­лей Юрия Лю­би­мо­ва, так ска­зать.

Как из­ве­ст­но, М.Мак­до­нах – по­сле­до­ва­тель вы­да­ю­ще­го­ся ир­ланд­ско­го дра­ма­тур­га Джо­на Мил­линг­то­на Син­га, от ко­то­ро­го от­ли­ча­ет­ся тя­го­те­ни­ем к при­ёмам со­вре­мен­но­го ки­но – боль­ше ци­низ­ма, чёр­но­го юмо­ра, ме­ло­дра­мы, да­же сен­ти­мен­та­лиз­ма. В рас­сма­т­ри­ва­е­мом спек­так­ле ужас­ные сна­ру­жи (сплет­ник Джон­ни-Пу­с­то­звон и Хе­лен) ока­зы­ва­ют­ся «до­б­ры­ми вну­т­ри», что мо­жет до­ве­с­ти до слёз зри­те­ля.

В по­ста­нов­ке ис­поль­зо­ва­ны фраг­мен­ты до­ку­мен­таль­но­го филь­ма Ро­бер­та Фла­эр­ти (ав­то­ра «На­нук с Се­ве­ра») «Муж­чи­на с Ара­на». Имен­но этот до­ку­мен­таль­ный фильм вдох­но­вил М.Мак­до­на­ха на на­пи­са­ние пье­сы, а в ос­но­ве сю­же­та ле­жат эпи­зо­ды съё­мок филь­ма. Си­ро­та и ка­ле­ка, боль­ной то ли по­лио­ми­е­ли­том, то ли це­ре­б­раль­ным па­ра­ли­чом Бил­ли (Дми­т­рий Вы­соц­кий) хи­т­ро­с­тью про­ни­ка­ет на съём­ки филь­ма и по­лу­ча­ет шанс по­пасть в со­став ис­пол­ни­те­лей. Од­на­ко не­сча­ст­ная лю­бовь к ис­те­рич­ной Хе­лен Мак­кор­мик (Алек­сан­д­ра Ба­со­ва) и стрем­ле­ние раз­га­дать за­гад­ку ги­бе­ли сво­их ро­ди­те­лей го­нят его на бед­ную ро­ди­ну…

К со­жа­ле­нию, кро­ме ме­ло­дра­ма­ти­че­с­ких мо­мен­тов, все ди­а­ло­ги и длин­ные, на пер­вый взгляд не­су­раз­ные, мо­но­ло­ги, при­су­щие сти­лю М.Мак­до­на­ха, про­из­но­сят­ся ак­тё­ра­ми в еди­ном кос­но­языч­ном то­не и од­но­об­раз­но. Все дей­ст­ву­ю­щие ли­ца го­во­рят так же, как с тру­дом во­ро­ча­ю­щий язы­ком ка­ле­ка Бил­ли. Воз­мож­но, так и го­во­рят в ир­ланд­ской глу­бин­ке (в оте­че­ст­вен­ной глу­бин­ке при­хо­ди­лось слы­шать та­кую ма­не­ру ре­чи), но на­ту­ра­лизм, по­жа­луй, уме­с­тен лишь в ог­ра­ни­чен­ной сте­пе­ни в мак­до­на­хов­ских спек­так­лях.

Из ак­тё­ров за­пом­ни­лись Вик­тор Се­мё­нов (сплет­ник Джон­ни-Пу­с­то­звон) и Ма­ри­на По­ли­цей­ма­ко (ма­ма­ша О’До­угал) – убе­ди­тель­но во­пло­ти­ли сво­их пер­со­на­жей, раз­гля­де­ли в них двой­ное дно. Ор­га­ни­чен и Вик­тор Кар­пе­ко в ро­ли Барт­ли Мак­кор­ми­ка. Глав­ные ге­рои – ка­ле­ка Бил­ли и Хе­лен, на наш взгляд, сы­г­ра­ны в уз­ком ди­а­па­зо­не, при­бли­зи­тель­но и схе­ма­тич­но, им не­до­ста­ёт мно­го­мер­но­с­ти.

По­жа­луй, один из пер­вых спек­так­лей те­а­т­ра на Та­ган­ке в «по­сле­лю­би­мов­скую эпо­ху» всё же «вы­шел ко­мом». Бу­дем на­де­ять­ся, что те­атр на­щу­па­ет но­вый те­а­т­раль­ный язык и най­дёт энер­гию и твор­че­с­кие ре­сур­сы для ху­до­же­ст­вен­но­го раз­ви­тия.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования