Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 06.04.2012

На съёмках «Андрея Рублёва»

Участник съёмки фильма «Андрей Рублёв» Владимир Бараев рассказывает о том, как 1 октября 1965 года снимался штурм города Владимира, и как он, выполняя задание режиссёра, повлиял на конечный результат – эпизод был изъят.

 

Осенью 1965 го­да я ока­зал­ся в ко­ман­ди­ров­ке во Вла­ди­ми­ре. Ве­че­ром 30 сен­тя­б­ря в гос­ти­ни­це ме­ня ос­та­но­ви­ла жен­щи­на сред­них лет: «Мог­ли бы вы при­нять уча­с­тие в съём­ках?» Это бы­ла Алек­сан­д­ра Ма­че­рет, по­мощ­ник ре­жис­сё­ра Ан­д­рея Тар­ков­ско­го. «За­в­т­ра сни­ма­ет­ся на­ше­ст­вие на Вла­ди­мир, а нам не хва­та­ет лю­дей вос­точ­ной внеш­но­с­ти». Хо­ро­шо по­мня фильм Тар­ков­ско­го «Ива­но­во дет­ст­во», я сра­зу со­гла­сил­ся, Ма­че­рет по­про­си­ла прий­ти ут­ром к Ус­пен­ско­му со­бо­ру.

На рас­све­те в гу­с­том ту­ма­не с тру­дом на­шёл до­ро­гу к хра­му. В гри­мёр­ной мне на­кле­и­ли мон­голь­ские уси­ки, бо­род­ку и от­пра­ви­ли в па­ви­ль­он с мон­голь­ской одеж­дой. Там за­мин­ка – с тру­дом на­шли боль­шие са­по­ги и длин­ный дэ­гэл (плащ). Гля­жу в зер­ка­ло – на­сто­я­щий мон­гол. Из гри­мёр­ной я иду че­рез по­ле к ко­нюш­не, что­бы по­лу­чить ко­ня. Ку­по­ла со­бо­ра еле вид­ны сквозь ту­ман. Тра­ва в ро­се. Тре­вож­ная ти­ши­на, как пе­ред бо­ем. Про­ва­лив­шись в тол­щу вре­ме­ни, я по­чув­ст­во­вал се­бя од­ним из мо­их пред­ков. Они ведь – хал­ха-мон­го­лы, и точ­но уча­ст­во­ва­ли в на­ше­ст­вии.

Под­хо­жу к са­раю с рек­ви­зи­том рус­ских во­и­нов. Ви­жу, па­рень, си­дя на зем­ле, за­ма­ты­ва­ет ону­чи над лап­тя­ми. Длин­ные ру­ка­ва ме­ша­ют ему. Я ос­та­но­вил­ся, опёр­ся но­гой о пе­нёк, а он под­ни­ма­ет го­ло­ву, ви­дит мой при­щур, я ведь бли­зо­рук, и без оч­ков мой взгляд – хищ­ный. И па­рень вдруг хрип­ло спра­ши­ва­ет: «А как с Ру­си гна­ли, по­мнишь?» Ни­чуть не оби­дев­шись, я по­шёл к ко­нюш­не. Он ведь то­же про­ва­лил­ся в тол­щу вре­ме­ни. По­то­му у не­го и под­ня­лась шерсть на за­грив­ке. Как и я, он вхо­дил в роль.

На ко­нюш­не по­мощ­ник ре­жис­сё­ра гля­нул на ме­ня и хмык­нул: «У вас, двух­ме­т­ро­во­го, но­ги бу­дут сви­сать с ко­ня, как у Дон Ки­хо­та». Уз­нав, что я с ко­ня­ми «на ты», он спро­сил, смо­гу ли я ос­та­но­вить ска­чу­ще­го ко­ня? Ус­лы­шав «да», он вздох­нул «Сла­ва бо­гу!» и со­об­щил ко­му-то по те­ле­фо­ну: «На­шёл!» А мне по­яс­нил: «На­до сы­г­рать мон­го­ла, под ко­то­рым уби­та ло­шадь, и он сроч­но ищет но­вую».

Тем вре­ме­нем яр­кое солн­це раз­ве­я­ло ту­ман. И вот на ме­ня мчит­ся по­воз­ка, я ос­та­нав­ли­ваю ко­ня, вска­ки­ваю в те­ле­гу, се­док пры­га­ет с неё, ска­чу­щий ря­дом мон­гол ру­бит его саб­лей, а я ле­зу в те­ле­гу, ро­юсь в кор­зи­не, при­ме­ри­вая на се­бя ве­щи. Так мне ве­лел вто­рой ре­жис­сёр Игорь Пе­т­ров. И ме­ня сни­мал осо­бый опе­ра­тор. А ря­дом мча­лись ко­ни. Мон­го­лы, за­брав­шись на ку­пол со­бо­ра, сры­ва­ют зо­ло­чё­ные кре­с­ты. По­сле мно­гих дуб­лей Пе­т­ров объ­я­вил: «Не рас­хо­дить­ся, че­рез час – съём­ка при дру­гом солн­це!»

В пе­ре­ры­ве я сфо­то­гра­фи­ро­вал­ся со сту­ден­том-кир­ги­зом, при­ехав­шим на съём­ки из Моск­вы. Тут по­до­шёл с из­ви­не­ни­ем па­рень, спро­сив­ший, не по­мню ли я, как с Ру­си гна­ли? Он сту­дент ме­ст­но­го ин­сти­ту­та. Мы по­жа­ли друг дру­гу ру­ки. Хо­тел ска­зать ему, что и я пред­ста­вил се­бя древ­ним мон­го­лом, но не стал. Я уди­вил­ся, как лег­ко вспых­ну­ли в нас ис­кры про­шло­го. Как мно­го за­блуж­де­ний тле­ет с тех пор. Вот глав­ные из них.

Чин­ги­с­хан ни­ког­да не был на Ру­си. По те­ле­ви­де­нию в поль­ском филь­ме «Мон­го­лы» го­во­рит­ся: «За­в­т­ра в Вар­ша­ву вой­дёт Чин­ги­с­хан». Не бы­ло трёх­ве­ко­во­го ига, как пи­шут мно­гие. Да­же ес­ли на­чать с бит­вы на Кал­ке в 1223 го­ду, до Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 го­да по­лу­ча­ет­ся 157 лет. Но Кал­ка не на­ча­ло ига. Бо­лее то­го, ту бит­ву спро­во­ци­ро­ва­ли га­лиц­кий и ки­ев­ский кня­зья, убив де­сять мон­голь­ских по­слов, про­сив­ших вы­да­чи по­ло­вец­ко­го ха­на Ко­тя­на. Тот сра­жал­ся про­тив мон­го­лов на сто­ро­не Хо­резмша­ха и по­сле раз­гро­ма бе­жал в Ки­ев. Убий­ст­во по­слов ини­ци­и­ро­вал Ко­тян. А тог­да не толь­ко мон­го­лы, но и дру­гие на­ро­ды Азии и Ев­ро­пы счи­та­ли убий­ст­во по­слов гре­хом.

На­сто­я­щее на­ше­ст­вие на Русь на­ча­лось зи­мой 1238–39 го­да. Его воз­гла­вил внук Чин­ги­с­ха­на Ба­тый. Он по­шёл на Русь, что­бы ото­мстить за убий­ст­во по­слов в 1223 го­ду. О нём то­же мно­го не­су­раз­но­с­тей. На­при­мер, «По­весть об уби­е­нии Ба­тыя» в рус­ских ле­то­пи­сях. На са­мом де­ле он умер сво­ей смер­тью в 1255 го­ду. Ба­тый ла­дил с рус­ски­ми кня­зь­я­ми, ко­то­рые не ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ния, на­при­мер, с Алек­сан­д­ром Нев­ским. А тот со­здал в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, пра­во­слав­ную епар­хию. Её епи­с­коп ру­ко­во­дил все­ми церк­вя­ми Ру­си, чем фак­ти­че­с­ки объ­е­ди­нял её.

Вы­да­ю­щи­е­ся учё­ные Ге­ор­гий Вла­ди­ми­ро­вич Вер­над­ский и Лев Ни­ко­ла­е­вич Гу­ми­лёв на­нес­ли со­кру­ши­тель­ный удар по ле­ген­де о мон­голь­ском иге и ут­верж­да­ли, что меж­ду Ру­сью и Ор­дой был сим­би­оз. Не­слу­чай­но Алек­сандр Нев­ский раз­бил не­мец­ких псов-ры­ца­рей на Чуд­ском озе­ре с по­мо­щью мон­го­лов…

Ус­тав от бе­гот­ни и нерв­но­го на­пря­же­ния на съём­ках, я при­лёг, за­дре­мал. Вдруг слы­шу ти­хий стук ко­пыт, от­кры­ваю гла­за, ви­жу Ан­д­рея Тар­ков­ско­го на ко­не. Он спо­кой­но едет ми­мо уча­ст­ни­ков мас­сов­ки. Ни­ка­ко­го ве­ли­чия в по­зе, но вни­ма­тель­ные гла­за. Я встаю, фо­то­гра­фи­рую его и го­во­рю, что иг­раю во­и­на, но Чин­ги­с­хан не ве­лел хва­тать до­бы­чу до кон­ца сра­же­ния, сни­мать кре­с­ты с церк­вей, так как ува­жал чу­жую ве­ру. Тар­ков­ский удив­лён­но хмык­нул и ска­зал: «Это ин­те­рес­но. Я по­ду­маю и уточ­ню. Спа­си­бо вам».

В по­след­них дуб­лях конь, оша­лев от скач­ки, шу­ма, вста­вал на ды­бы ещё до то­го, как я ло­вил его уз­ду. По­нял, кто пре­граж­да­ет путь, и хо­тел сбить ко­пы­та­ми. Ук­ло­ня­ясь от них, я пры­гал сбо­ку и, ло­вя уз­ду, оса­жи­вал ло­шадь, ис­поль­зуя свои си­лы и вес.

Ме­ня уди­ви­ло, что по ре­про­дук­то­ру зву­чал толь­ко го­лос Пе­т­ро­ва, а Тар­ков­ский на­блю­дал, как по­сто­рон­ний. А на съём­ках его филь­мов «Но­с­таль­гия» и «Зер­ка­ло» Ан­д­рей лез бук­валь­но в каж­дый эпи­зод, разъ­яс­няя, что и как сни­мать. Мо­жет, от­то­го, что съём­ки про­хо­ди­ли за гра­ни­цей, без та­ко­го на­дёж­но­го по­мощ­ни­ка, как Игорь Пе­т­ров?

По­лу­чая день­ги в кас­се, уви­дел объ­яв­ле­ние: «Мас­сов­ка» – 2.50. «Круп­ный план» – 5 р. «За­да­ние ре­жис­сё­ра» – 7.50. У ме­ня – выс­шая так­са! Тог­да это бы­ли не­пло­хие день­ги.

Кар­ти­ну, го­то­вую че­рез год, по­ло­жи­ли на пол­ку. Она вы­шла лишь че­рез пять лет, в де­ка­б­ре 1971 го­да. Сле­дя за па­но­ра­мой на­ше­ст­вия на Вла­ди­мир, ожи­дал эпи­зод, где я ос­та­нав­ли­ваю ко­ня, но… Я сам вы­ре­зал се­бя, ска­зав, что мон­го­лы не хва­та­ли до­бы­чу во вре­мя бит­вы. Од­на­ко я бла­го­да­рен судь­бе, что по­пал на съём­ку «Ан­д­рея Руб­лё­ва» и хоть и крат­ко, но по­го­во­рил с Ан­д­ре­ем Тар­ков­ским! И это не­дол­гое об­ще­ние за­пом­нил на всю жизнь.


Вл. БАРАЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования