Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 06.04.2012

История будущего и её автор

Роман Евгения Замятина «Мы», написанный в 1920–1921 гг., впервые напечатан в России по авторской рукописи и впервые опубликован с обширным комментарием и разнообразными материалами к творческой истории романа, позволяющими увидеть его место на оси литературной эволюции, в контексте мировой философской мысли. Издание подготовили Марина Любимова и Джулия Куртис (Оксфорд), выпустил издательский дом «Мiръ». Получилась почти энциклопедия романа «Мы».

Хотя роману почти 90 лет, в политическом контексте первого десятилетия XXI века он воспринимается как злободневный комментарий.

 

ГЕ­НЕ­ТИ­КА РО­МА­НА

 

Вме­с­те с «Див­ным но­вым ми­ром» (1932) Ол­до­са Хак­с­ли и «1984» (1948) Джор­д­жа Ору­эл­ла ро­ман За­мя­ти­на со­ста­вил ан­ти­уто­пи­че­с­кий ка­нон ху­до­же­ст­вен­но­го опи­са­ния ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма. Од­на­ко За­мя­тин был пер­вым, он сде­лал вы­во­ды ещё по пер­вым при­зна­кам, ко­то­рые, впро­чем, ис­клю­чи­тель­но пол­но и си­с­тем­но про­яви­лись в пе­ри­од так на­зы­ва­е­мо­го «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» (ког­да по­явил­ся и пер­вый эс­киз бу­ду­ще­го ГУ­ЛА­Га, и пол­но­стью бы­ли лик­ви­ди­ро­ва­ны сво­бо­да мыс­ли и пе­ча­ти), и в этом его, За­мя­ти­на, ис­то­ри­че­с­кая роль. Имен­но это имел в ви­ду Ю.Ты­ня­нов, ког­да в 1924 г. пи­сал, что не За­мя­тин шёл к фан­та­с­ти­ке, а она к не­му. А он к ней – со сво­им сти­лем, ко­то­рый Ты­ня­нов име­но­вал «эко­ном­ным».

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ
Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Ес­ли по­пы­тать­ся ещё точ­нее оп­ре­де­лить ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ную роль За­мя­ти­на, то не­об­хо­ди­мо на­пом­нить о том, что в не-сра­зу-за­кры­тых до­ре­во­лю­ци­он­ных («бур­жу­аз­ных») га­зе­тах по­явил­ся осо­бый жанр – ан­ти­уто­пи­че­с­кий ан­ти­боль­ше­вист­ский, ан­ти­со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий фе­ль­е­тон. Та­ков, на­при­мер, «От­ры­вок бу­ду­ще­го ро­ма­на» (1919) А.Авер­чен­ко, дей­ст­вие ко­то­ро­го пе­ре­не­се­но в 1950 г., ког­да лю­ди оди­ча­ли («Ино­гда ста­до ди­ких сви­ней сме­ло пе­ре­бе­га­ло за­бро­шен­ный, за­по­ро­шен­ный мно­го­лет­ней пы­лью, за­рос­ший ма­ка­ми и каш­кой, ржа­вый рель­со­вый путь…»), а Со­вде­пи­ей пра­вил Ми­ша I, сын по­кой­но­го не­о­гра­ни­чен­но­го пра­ви­те­ля Льва I из ро­да Троц­ких: «Мо­нар­хи­че­с­кий прин­цип вво­дил­ся по­сте­пен­но и так не­за­мет­но, что ни­кто да­же не по­чу­хал­ся, ког­да Льва I по­хо­ро­ни­ли в усы­паль­ни­це мос­ков­ских го­су­да­рей».

Дру­гой при­мер – фе­ль­е­тон А.Каль­ниц­ко­го «В «Уто­пии» То­ма­са Мо­ра» (Эпо­ха. 1918. 21 мар­та). «Пре­зи­дент шта­тов Уто­пия, граж­да­нин № 5723, чув­ст­во­вал се­бя всё ху­же и ху­же. Рань­ше, ког­да ещё не всё ус­пе­ли уп­ра­зд­нить, и ги­д­ра уто­пий­ской бур­жу­а­зии за­ни­ма­лась тем, что ото вре­ме­ни до вре­ме­ни под­ни­ма­ла го­ло­ву, бы­ло мо­ло­до и шум­но: уни­вер­си­тет­ско­го двор­ни­ка про­из­во­ди­ли в ор­ди­нар­ные про­фес­со­ра и, по вы­да­че ему учё­ной сте­пе­ни, пред­ла­га­ли ка­фе­д­ру бо­го­сло­вия или при­клад­ных на­ук; <…> из­да­ва­ли де­к­ре­ты о сво­бо­де пе­ча­ти, вы­ра­жав­шей­ся в том, что га­зе­ты за­кры­ва­лись, ре­дак­то­ров са­жа­ли в тюрь­му, а ти­по­гра­фии и бу­ма­га кон­фи­с­ко­вы­ва­лись. Те­перь, ког­да стёр­лись все гра­ни меж­ду гра­мот­ным и не­гра­мот­ным на­се­ле­ни­ем и, зна­чит, всё бы­ло со­ци­а­ли­зи­ро­ва­но, пре­зи­ден­ту ста­ло скуч­но».

Фе­ль­е­тон при­ме­ча­те­лен – в нём дей­ст­во­ва­ли ну­ме­ро­ван­ные лю­ди, ко­то­рые есть и у За­мя­ти­на, а так­же упо­ми­на­ет­ся та са­мая боль­ше­вист­ская «сво­бо­да пе­ча­ти», из-за ко­то­рой За­мя­тин не смог опуб­ли­ко­вать ро­ман «Мы» в Со­вет­ской Рос­сии, не­смо­т­ря на мно­го­крат­ные по­пыт­ки.

Как из­ве­ст­но, За­мя­тин по­за­им­ст­во­вал не­ко­то­рые идеи из рас­ска­за «Но­вая уто­пия» Дже­ром Дже­ро­ма (1891, рус. пер. 1895), на что ука­зал ещё в 1920-е гг. Вик­тор Шклов­ский. В этом про­из­ве­де­нии то­же дей­ст­во­ва­ли ну­ме­ро­ван­ные лю­ди. По су­ти, это тот же га­зет­ный фе­ль­е­тон. Оче­вид­но, чи­тал этот текст и А.Каль­ниц­кий, «ну­ме­ра» уже ста­ли в ан­ти­со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ких фе­ль­е­то­нах об­щим ме­с­том.

Имен­но из жа­н­ра ан­ти­боль­ше­вист­ско­го фе­ль­е­то­на 1918–1919 гг. ро­ман За­мя­ти­на и вы­рос, ге­не­ти­че­с­кую связь ощу­тить не­труд­но, да и сам За­мя­тин в «Ав­то­био­гра­фии» 1922 г. за­ме­тил: «са­мая моя шу­точ­ная и са­мая се­рь­ёз­ная вещь». За­мя­тин раз­вер­нул фе­ль­е­тон в боль­шую фор­му – в ро­ман, ко­то­рый сим­во­лич­но на­зы­ва­ет­ся «Мы», по­то­му что «мы наш, мы но­вый мир по­ст­ро­им». Этот но­вый мир ро­ман и изо­б­ра­зил.

Пре­дель­но ра­ци­о­наль­ным и упо­ря­до­чен­ным Еди­ным Го­су­дар­ст­вом, от­ре­зан­ным от внеш­не­го ди­ко­го ми­ра Зе­лё­ной Сте­ной, уп­рав­ля­ет Бла­го­де­тель. Сча­ст­ли­вые лю­ди, то есть ну­ме­ра (вме­с­то имён – у них не­что вро­де ИНН, на­при­мер, Д – 503, это ге­рой-рас­сказ­чик) от­но­сят­ся к Бла­го­де­те­лю с вос­тор­гом и по­чи­та­ют как Бо­га. Жизнь ну­ме­ров (в Еди­ном Го­су­дар­ст­ве их 10 млн) про­хо­дит в стек­лян­ных про­зрач­ных до­мах и пол­но­стью упо­ря­до­че­на Ча­со­вой Скри­жа­лью. Все ну­ме­ра оде­ты в оди­на­ко­вые уни­сек­су­аль­ные юни­фы, сек­су­аль­ные от­но­ше­ния нор­ми­ро­ва­ны Сек­су­аль­ной Та­бе­лью и осу­ще­ств­ля­ют­ся по та­ло­нам («ро­зо­вым би­ле­ти­кам»), лю­бой мо­жет вы­брать лю­бую, од­на­ко за­чать ре­бён­ка мо­гут толь­ко те, кто со­от­вет­ст­ву­ет по сво­им па­ра­ме­т­рам Ма­те­рин­ской и От­цов­ской Нор­мам. Лю­би­мое за­ня­тие ну­ме­ров – мар­ши­ро­вать стро­ем по про­спек­там, де­мон­ст­ри­руя по­ря­док и един­ст­во. Есть точ­ные ча­сы для про­гу­лок, при­ёма пи­щи, ра­бо­ты, сна. По­ря­док под­дер­жи­ва­ют Хра­ни­те­ли – вез­де­су­щая тай­ная по­ли­ция. По­ря­док – клю­че­вое сло­во. От­сю­да и од­на Го­су­дар­ст­вен­ная Га­зе­та, и пра­зд­ник – День Еди­но­гла­сия.

Осо­бый ри­ту­ал в го­су­дар­ст­ве не­из­мен­но­го сча­с­тья – пуб­лич­ная казнь дис­си­ден­тов, ко­то­рую осу­ще­ств­ля­ет Бла­го­де­тель. Казнь об­став­ле­на как пра­зд­ник, и пе­ред тем, как дис­си­дент, с ко­то­ро­го уже сня­та зо­ло­тая бля­ха с ну­ме­ром, пре­вра­тит­ся в эле­к­т­ри­фи­ци­ро­ван­ной Ма­ши­не Бла­го­де­те­ля в об­лач­ко па­ра (дис­си­дент на­пи­сал ко­щун­ст­вен­ные сти­хи о вож­де), Го­су­дар­ст­вен­ные По­эты чи­та­ют сти­хи во сла­ву Бла­го­де­те­ля.

За­мя­тин бы­с­т­ро ощу­тил не толь­ко ан­ти­че­ло­веч­ность рус­ско­го ком­му­низ­ма, но и его те­о­ло­ги­че­с­кую при­ро­ду, и спа­ро­ди­ро­вал её. Ма­ши­на Бла­го­де­те­ля – тех­ни­че­с­ки со­вер­шен­ное ору­дие каз­ни – это па­ро­дия на Крест, ору­дие каз­ни у древ­них рим­лян. Бла­го­де­тель каз­нит лич­но, па­ро­ди­руя сти­хи 30–31 из гл. 10 «По­сла­ния к ев­ре­ям Св. Апо­с­то­ла Пав­ла»: «Мы зна­ем То­го, Кто ска­зал: у Ме­ня от­мще­ние, Я воз­дам, го­во­рит Гос­подь. И ещё: Гос­подь бу­дет су­дить на­род Свой. Страш­но впасть в ру­ки Бо­га жи­ва­го!» Вос­торг вы­зы­ва­ет имен­но лич­ное уча­с­тие Бла­го­де­те­ля в каз­ни, в этом скрыт се­к­рет его ав­то­ри­те­та.

 

ИСТОРИЯ ПУБЛИКАЦИИ

 

В Рос­сии ро­ман не про­шёл цен­зу­ру, по­пыт­ки опуб­ли­ко­вать его в «Ал­ко­но­с­те» и из­да­тель­ст­ве З.И. Грже­би­на ни к че­му не при­ве­ли. При жиз­ни ав­то­ра (За­мя­тин умер в 1937 г. в Па­ри­же) ро­ман на рус­ском язы­ке в пол­ном объ­ё­ме во­об­ще опуб­ли­ко­ван не был, бы­ло со­кра­щён­ное из­да­ние, бы­ли пе­ре­во­ды на ан­г­лий­ский, не­мец­кий, фран­цуз­ский, чеш­ский язы­ки (в ре­цен­зи­ру­е­мой кни­ге пе­ре­во­дам по­свя­ще­на от­дель­ная ста­тья Дж. Кур­тис). Пол­но­стью на рус­ском язы­ке ро­ман был из­дан 60 лет на­зад в Нью-Йор­ке в из­да­тель­ст­ве им. Че­хо­ва. На ос­но­ве этой пуб­ли­ка­ции ро­ман был на­пе­ча­тан в 1988 г., на вто­ром го­ду пе­ре­ст­рой­ки, в жур­на­ле «Зна­мя» (№ 4–5), а так­же в кни­гах, из ко­то­рых осо­бо вы­де­лю од­ну – «Со­чи­не­ния» За­мя­ти­на, из­да­тель­ст­во «Кни­га», 1988, се­рия «Из ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия», со ста­ть­ёй Ма­ри­эт­ты Чу­да­ко­вой «Ере­тик, или Ма­т­рос на мач­те».

И вот ро­ман впер­вые из­дан по ав­тор­ской ру­ко­пи­си. В ре­цен­зи­ру­е­мой кни­ге дан свод раз­но­чте­ний – он за­ни­ма­ет 20 страниц.

 

ДОПОЛНЕНИЯ К КОММЕНТАРИЮ

 

Те, кто прак­ти­че­с­ки за­ни­ма­лись по­дроб­ным ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем ху­до­же­ст­вен­ных тек­с­тов, все­гда за­ме­ча­ют, что ком­мен­ти­ро­вать, вне­д­ря­ясь в текст, мож­но бес­ко­неч­но, по­сколь­ку ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние на 50% де­ла­ет­ся из ли­те­ра­ту­ры же, и важ­но это по­ка­зать. По­это­му мои ука­за­ния на про­пу­с­ки от­нюдь не оз­на­ча­ют, что ком­мен­та­рий плох. Про­сто мы име­ем де­ло с пер­вой фа­зой про­цес­са, а та­кое про­из­ве­де­ние, как ро­ман «Мы», на­сы­щен­ное ин­тер­тек­с­ту­аль­ны­ми свя­зя­ми, ком­мен­та­то­ру очень труд­но ох­ва­тить с пер­во­го ра­за. Не­об­хо­ди­мо вто­рое из­да­ние – к иде­аль­но­му ком­мен­та­рию мож­но при­бли­жать­ся толь­ко по­сле­до­ва­тель­но. Пер­вый же опыт ме­с­та­ми ока­зал­ся роб­ким.

Хо­тя не­со­мнен­ная за­слу­га Ма­ри­ны Лю­би­мо­вой, ком­мен­ти­ро­вав­шей ро­ман, – ука­за­ние на мно­го­чис­лен­ные свя­зи с тек­с­та­ми Ниц­ше и рус­ско­го ми­с­ти­ка Пе­т­ра Ус­пен­ско­го, ока­зав­ше­го вли­я­ние, меж­ду про­чим, на ми­ро­вую мысль, а так­же с иде­я­ми А.Бог­да­но­ва, Ф.До­сто­ев­ско­го, А.Эйн­штей­на. Впро­чем, есть и оче­вид­ные про­пу­с­ки – ска­жем, сце­на каз­ни Бла­го­де­те­лем по­эта-дис­си­ден­та на­по­ми­на­ет об од­ной идее Ниц­ше из кни­ги «К ге­не­а­ло­гии мо­ра­ли» («Рас­смо­т­ре­ние вто­рое», гл. 13). Там да­на клас­си­фи­ка­ция на­ка­за­ний, и сре­ди мно­гих пунк­тов есть два та­ких: «на­ка­за­ние как ус­т­ра­ше­ние» (это три­ви­аль­но) и «на­ка­за­ние как пра­зд­ник, имен­но, как акт на­си­лия и над­ру­га­тель­ст­ва над по­вер­жен­ным на­ко­нец вра­гом» (Ниц­ше Ф. Избр. про­изв. М., 1993. С. 435).

К со­жа­ле­нию, не по­вез­ло ма­те­ма­ти­че­с­ким об­ра­зам, ко­то­рые За­мя­тин, вы­пу­ск­ник По­ли­тех­ни­че­с­ко­го ин­сти­ту­та, где курс выс­шей ма­те­ма­ти­ки был обя­за­те­лен на всех фа­куль­те­тах, ис­поль­зо­вал не­пре­рыв­но и обиль­но, ши­ф­руя ими иной раз свои мыс­ли, пре­вра­щая ма­те­ма­ти­че­с­кие по­ня­тия в ме­та­фо­ры.

Ска­жем, в ком­мен­та­рии к фра­зе: «Зна­ме­на­тель дро­би сча­с­тья при­ве­дён к ну­лю – дробь пре­вра­ща­ет­ся в ве­ли­ко­леп­ную бес­ко­неч­ность» – дан ком­мен­та­рий: это ал­лю­зия на идею Бог­да­но­ва, до­воль­но ту­ман­но из­ло­жен­ную. В то вре­мя как это про­сто ча­ст­ное от де­ле­ния на ноль, рав­ное бес­ко­неч­но­с­ти. Т.е. речь идёт о том, что ес­ли в зна­ме­на­те­ле фор­му­лы ме­ра бес­по­ряд­ка стре­мит­ся к ну­лю, то ча­ст­ное от де­ле­ния, ко­то­рым из­ме­ря­ет­ся сча­с­тье, стре­мит­ся к бес­ко­неч­но­с­ти. Бес­ко­неч­ное сча­с­тье – это след­ст­вие са­мо­го жё­ст­ко­го по­ряд­ка.

Ос­та­лось не про­ком­мен­ти­ро­ван­ным мни­мое чис­ло ко­рень из ми­нус еди­ни­цы, хо­тя этот об­раз встре­ча­ет­ся у За­мя­ти­на мно­го­крат­но и свя­зан со смут­ным ощу­ще­ни­ем ха­о­са, не­упо­ря­до­чен­но­с­ти, вол­ну­ю­щим рас­сказ­чи­ка. Тут на­до бы­ло ссы­лать­ся на Лейб­ни­ца, ко­то­рый на­звал ком­плекс­ные чис­ла ам­фи­би­ей бы­тия с не­бы­ти­ем. В ро­ма­не мни­мое чис­ло свя­за­но с ужа­сом на­ру­ше­ния ра­ци­о­на­лиз­ма и по­ряд­ка.

И сов­сем пло­хо, что не­адек­ват­но про­ком­мен­ти­ро­ван один из са­мых глав­ных об­ра­зов ро­ма­на – об­раз «Ин­те­г­ра­ла», не­кой ра­ке­ты, ко­то­рую за­пу­с­ка­ют то ли во Все­лен­ную, то ли в бу­ду­щее для то­го, что­бы «про­ин­те­г­ри­ро­вать гран­ди­оз­ное все­лен­ское урав­не­ние». Это урав­не­ние пред­став­ля­ет со­бой кри­вую, и её на­до про­ин­те­г­ри­ро­вать, что­бы вы­пря­мить, по­лу­чить пря­мую, т.е. ли­ней­ную функ­цию ви­да y = kx + c. Но ес­ли ин­те­г­рал пред­став­ля­ет со­бой ли­ней­ную функ­цию, то са­мо все­лен­ское вы­ра­же­ние, так на­зы­ва­е­мая по­дин­те­г­раль­ная функ­ция ока­жет­ся кон­стан­той «k», по­то­му что имен­но ин­те­г­рал кон­стан­ты есть ли­ней­ная функ­ция.

Т.е. речь идёт о том, что­бы до­бить­ся по­сто­ян­ст­ва Все­лен­ной, её, го­во­ря со­вре­мен­ным по­ли­ти­че­с­ким язы­ком, ста­биль­но­с­ти. Еди­ное Го­су­дар­ст­во со­вер­шен­но и веч­но, оно – ста­биль­но, оно – кон­стан­та, и хо­чет всю Все­лен­ную сде­лать ста­биль­ной.

Ро­ман эту фи­ло­со­фию от­ри­цал. За­мя­тин спо­рил с ос­но­во­по­ла­га­ю­щей дог­мой марк­си­с­тов, ко­то­рые «ве­рят, что гря­ду­щая по­бе­да со­ци­а­лиз­ма есть по­след­ний этап че­ло­ве­че­с­ко­го раз­ви­тия, что мо­раль про­ле­та­ри­а­та есть по­след­нее до­сти­же­ние че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха» (Шрей­дер А. Очер­ки фи­ло­со­фии на­род­ни­че­ст­ва. Бер­лин, 1923. С. 51), по­сле че­го раз­ви­тию при­хо­дит ко­нец.

 

О ЧЁМ РО­МАН «МЫ» СЕ­ГО­ДНЯ?

 

Ког­да в са­мом на­ча­ле ста­тьи я упо­мя­нул о по­ли­ти­че­с­кой зло­бо­днев­но­с­ти 90-лет­не­го ро­ма­на, я сов­сем не пре­уве­ли­чил его до­сто­инств. Ро­ман чи­та­ет­ся как уди­ви­тель­ное про­зре­ние в суть вла­с­ти в Рос­сии, при­чём вла­с­ти, при­хо­дя­щей не толь­ко свер­ху, но и сни­зу (пло­до­твор­ная идея Ми­ше­ля Фу­ко из его «Ис­то­рии сек­су­аль­но­с­ти»). Ко­неч­но, всё это за­кру­че­но во­круг фи­гу­ры Бла­го­де­те­ля. Как ни стран­но, но сей­час, в на­ча­ле XXI ве­ка, мы да­же зна­ем его фа­ми­лию, зна­ем, что глав­ные его ло­зун­ги, как и в ро­ма­не, это по­ря­док (в об­мен на уре­за­ние сво­бо­ды) и ста­биль­ность, по­ни­ма­е­мая на прак­ти­ке как от­сут­ст­вие из­ме­не­ний. Тай­на на­ше­го Бла­го­де­те­ля со­сто­ит в том, что тот по­ря­док, ко­то­рый он вы­ст­ро­ил («вер­ти­каль», су­ве­рен­ная де­мо­кра­тия, мо­но­по­лизм, то­таль­ный кон­троль го­су­дар­ст­ва, мощ­ная кор­руп­ция, во­ров­ст­во) – это и есть с тру­дом и на бла­го Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва до­стиг­ну­тый иде­ал.

Иллюстрация к роману Е. Замятина «Мы».  О. К. Вуколов, 1989 г.
Иллюстрация к роману Е. Замятина «Мы».
О. К. Вуколов, 1989 г.

Од­на­ко са­мым зло­бо­днев­ным в мар­те 2012 го­да ока­зы­ва­ет­ся так на­зы­ва­е­мый День Еди­но­гла­сия, ве­ли­кий пра­зд­ник, ко­то­рый рас­сказ­чик Д – 503 срав­нил с древ­ней Па­с­хой.

«За­в­т­ра, – с па­фо­сом и эн­ту­зи­аз­мом пи­шет Д – 503, – я уви­жу всё то же, из го­да в год по­вто­ря­ю­ще­е­ся и каж­дый раз по-но­во­му вол­ну­ю­щее зре­ли­ще: мо­гу­чую ча­шу со­гла­сия бла­го­го­вей­но под­ня­тых рук. За­в­т­ра – день еже­год­ных вы­бо­ров Бла­го­де­те­ля. За­в­т­ра мы сно­ва вру­чим Бла­го­де­те­лю клю­чи от не­зыб­ле­мой твер­ды­ни на­ше­го сча­с­тья. Ра­зу­ме­ет­ся, это не­по­хо­же на бес­по­ря­доч­ные, не­ор­га­ни­зо­ван­ные вы­бо­ры у древ­них, ког­да – смеш­но ска­зать – да­же не­из­ве­с­тен был за­ра­нее са­мый ре­зуль­тат вы­бо­ров. Стро­ить го­су­дар­ст­во на со­вер­шен­но не­учи­ты­ва­е­мых слу­чай­но­с­тях, всле­пую – что мо­жет быть бес­смыс­лен­ней? И вот всё же нуж­ны бы­ли ве­ка, что­бы по­нять это. Нуж­но ли го­во­рить, что у нас и здесь, как во всём, – ни для ни­ка­ких слу­чай­но­с­тей нет ме­с­та <…> И са­мые вы­бо­ры име­ют зна­че­ние ско­рее сим­во­ли­че­с­кое: на­пом­нить, что мы еди­ный, мо­гу­чий мил­ли­о­нок­ле­точ­ный ор­га­низм <…> По­то­му что ис­то­рия Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва не зна­ет слу­чая, что­бы в этот тор­же­ст­вен­ный день хо­тя бы один го­лос ос­ме­лил­ся на­ру­шить ве­ли­че­ст­вен­ный уни­сон».

В ро­ма­не, со­сто­я­щем из 40 глав, это са­мая важ­ная гла­ва, 24-я, и не слу­чай­но она рас­по­ла­га­ет­ся в точ­ке зо­ло­то­го се­че­ния. И тут же в гл. 25 ока­зы­ва­ет­ся, что еди­но­глас­ное го­ло­со­ва­ние не­о­жи­дан­но рух­ну­ло, и ты­ся­чи рук ока­за­лись под­ня­ты­ми про­тив Бла­го­де­те­ля. «Не­уже­ли об­ва­ли­лись спа­си­тель­ные, ве­ко­вые сте­ны Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва?»

А на­за­в­т­ра Еди­ная Го­су­дар­ст­вен­ная Га­зе­та по­ме­с­ти­ла от­чёт: «В 48-й раз еди­но­глас­но из­бран всё тот же, мно­го­крат­но до­ка­зав­ший свою не­по­ко­ле­би­мую му­д­рость Бла­го­де­тель. Тор­же­ст­во ом­ра­че­но бы­ло не­ко­то­рым за­ме­ша­тель­ст­вом, вы­зван­ным вра­га­ми сча­с­тья, ко­то­рые тем са­мым ес­те­ст­вен­но ли­ши­ли се­бя пра­ва стать кир­пи­ча­ми об­нов­лён­но­го вче­ра фун­да­мен­та Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва. Вся­ко­му яс­но, что при­нять в рас­чёт их го­ло­са бы­ло бы так же не­ле­по, как при­нять за часть ве­ли­ко­леп­ной ге­ро­и­че­с­кой сим­фо­нии – ка­шель слу­чай­но при­сут­ст­ву­ю­щих в кон­церт­ном за­ле боль­ных…» Сле­ду­ет под­черк­нуть: За­мя­ти­ну не­где бы­ло это уви­деть, это чи­с­той во­ды экс­тра­по­ля­ция.

Даль­ше – ка­та­ст­ро­фа. В гл. 27 ока­зы­ва­ет­ся, что есть оп­по­зи­ция под на­зва­ни­ем «МЕ­ФИ», на­хо­дя­ща­я­ся вне Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва, по дру­гую сто­ро­ну от Зе­лё­ной Сте­ны. Д – 503 ока­зы­ва­ет­ся сре­ди оп­по­зи­ци­о­не­ров и с удив­ле­ни­ем по­ни­ма­ет, что они то­же лю­ди, а хо­тят толь­ко од­но­го: раз­ру­шить то­та­ли­тар­ный по­ря­док Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва. Од­на­ко вско­ре – де­та­ли я опу­с­каю – по­ря­док вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся, сму­ть­я­нов аре­с­то­вы­ва­ют и де­ла­ют то, что сей­час на­зва­ли бы ло­бо­то­ми­ей: вы­ре­за­ют фан­та­зию. Этой опе­ра­ции под­вер­га­ют и Д – 503.

В ре­зуль­та­те мощ­ных по­ли­цей­ских мер Хра­ни­те­лей, об­ла­да­ю­щих над ну­ме­ра­ми не­о­гра­ни­чен­ной вла­с­тью, сча­с­тье в Еди­ном Го­су­дар­ст­ве, на­ру­шен­ное бы­ло в День Еди­но­гла­сия, вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. И ока­зы­ва­ет­ся вер­ной мысль, вы­ска­зан­ная уже на­шим Бла­го­де­те­лем на встре­че с мо­ло­ды­ми юри­с­та­ми: вто­рой тур вы­бо­ров – это де­с­та­би­ли­за­ция. Ста­ло быть, и пер­вый тур – де­с­та­би­ли­за­ция, и во­об­ще вы­бо­ры – де­с­та­би­ли­за­ция, и ес­ли рас­суж­дать ло­ги­че­с­ки, то иде­а­лу ста­биль­но­с­ти от­ве­ча­ет толь­ко День Еди­но­гла­сия, ко­то­рый мы – не­смо­т­ря на ка­шель от­дель­ных боль­ных лю­дей – на­блю­да­ли 4 мар­та. При­ме­ча­тель­но по­ве­де­ние Еди­но­го Го­су­дар­ст­вен­но­го Те­ле­ви­де­ния: спу­с­тя не­де­лю по­сле вы­бо­ров, 10–11 мар­та, оно про­дол­жа­ло вос­хи­щать­ся по­бе­дой Бла­го­де­те­ля и как мог­ло глу­ми­лось над «вра­га­ми сча­с­тья», ух­мы­ля­ясь под по­во­ду их не­ле­по­го по­ве­де­ния. В тер­ми­нах ро­ма­на «Мы» по­ли­ти­че­с­кая ре­аль­ность РФ об­раз­ца 2012 г. опи­сы­ва­ет­ся иде­аль­но.

Ес­те­ст­вен­но, что в Еди­ном Го­су­дар­ст­ве для пол­но­ты ощу­ще­ния ну­ме­ра­ми сча­с­тья ис­то­рия пе­ре­пи­са­на – по от­дель­ным за­ме­ча­ни­ям Д – 503 об этом до­га­дать­ся не­труд­но. Го­раз­до бо­лее пол­но эту идею раз­вер­нёт в 1948 г. Дж. Ору­элл, по­дроб­но опи­сав­ший де­я­тель­ность ми­ни­с­тер­ст­ва прав­ды. Но и в ро­ма­не «Мы» цен­зу­ри­ро­ва­ние ис­то­рии и под­ме­на её об­ры­воч­ны­ми, нуж­ны­ми Еди­но­му Го­су­дар­ст­ву лож­ны­ми об­ра­за­ми уже опи­са­ны. Со­зда­на но­вая кол­лек­тив­ная па­мять и на­чи­с­то вы­бро­ше­ны вос­по­ми­на­ния о том, что про­ис­хо­ди­ло в дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Для фор­ми­ро­ва­ния ми­фо­ло­гии, ок­ру­жа­ю­щей лю­бо­го Бла­го­де­те­ля, очи­ст­ка, а за­тем пе­ре­за­груз­ка кол­лек­тив­ной па­мя­ти не­об­хо­ди­мы и не­из­беж­ны. Чи­та­те­лю ро­ма­на «Мы» 2012 го­да по­вез­ло: для луч­ше­го по­ни­ма­ния ро­ма­на он мо­жет на­блю­дать во­очию, что го­су­дар­ст­во счи­та­ет по­ли­ти­че­с­кую це­ле­со­об­раз­ность бо­лее важ­ной, чем ис­то­ри­че­с­кая прав­да. Это свой­ст­во Еди­но­го Го­су­дар­ст­ва опи­сал За­мя­тин в 1920 г., ког­да не бы­ло ни КПСС, ни «Еди­ной Рос­сии», так бы­ло во вре­ме­на КПСС (см. до­ка­за­тель­ст­ва в кни­ге: Не­крич А. 1941, 22 ию­ня. 2-е изд. М., 1995. С. 263–264), так и ны­не.

Че­ст­но го­во­ря, не ду­мал я, про­чи­тав «Мы» в 1988 г. в жур­на­ле «Зна­мя», что ме­нее чем че­рез 25 лет мы опять при­дём к че­му-то по­доб­но­му. Не ду­мал, что про­ро­че­ст­ва За­мя­ти­на ока­жут­ся столь фа­таль­ны­ми. А всё по од­ной при­чи­не: не все про­чи­та­ли За­мя­ти­на и Ору­эл­ла, и по­то­му не у всех лю­дей воз­ник им­му­ни­тет, на­обо­рот, ук­ре­пи­лась ве­ра в воз­мож­ность сча­с­тья и по­ряд­ка, но толь­ко как ан­ти­тез сво­бо­ды. Лю­ди по-преж­не­му хо­тят быть «ну­ме­ра­ми», вос­тор­жен­ным элек­то­ра­том в День Еди­но­гла­сия, и уве­ре­ны, что сво­бо­да – это ха­ос и бес­по­ря­док, а ис­точ­ни­ком сча­с­тья мо­жет быть толь­ко Бла­го­де­тель. Это и есть Его власть, при­хо­дя­щая сни­зу, от ну­ме­ров.

Впро­чем, силь­нее все­го уг­не­та­ет да­же не это, уг­не­та­ет, что 90 лет на­зад За­мя­тин пред­ви­дел па­то­ло­ги­че­с­кий и фа­таль­ный воз­врат к это­му со­сто­я­нию, по­сле то­го, как мы на ко­рот­кое вре­мя из не­го вы­шли. Слов­но это на ро­ду на­пи­са­но.


Михаил ЗОЛОТОНОСОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования