Архив : №16. 20.04.2012
«Русская премия» журнала «Знамя»?
Фонд Бориса Ельцина играет в одни ворота
24-го апреля в пафосном столичном «Президент-отеле» будет подведён окончательный итог очередного, седьмого по счёту, годового цикла «Русской премии» – по словам организаторов, «единственной российской премии для русскоязычных писателей, проживающих в любой стране мира за пределами России». Напомним, что награда, а это 150 тыс. рублей, присуждается ежегодно в трёх номинациях: «крупная проза» (романы), «малая проза» (повести и сборники рассказов) и поэзия. Не будем гадать, кто из девяти финалистов удостоится этой суммы и звания лауреата решением высокого жюри под председательством главного редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина. Хотя кое-какие предположения имеются.
Предприняв небольшое интернет-расследование на сетевом ресурсе «Журнальный зал», удалось быстро выяснить, что две трети претендентов объединяет помимо литературного дара ещё один, возможно, совершенно случайный, но весьма любопытный признак: авторство в одном и том же издании. Догадываетесь, в каком? Ну да. Вот, например, Алексей Цветков (США), он вообще частый гость на страницах чупрининского органа. Последние публикации у него в № 1 за 2011-й год и в № 9 за 2010-й. А вот Сухбат Афлатуни (Узбекистан). В № 9 «Знамени» за 2011 год опубликован его рассказ «Совращенцы». Дмитрий Вачедин (Германия) не только публиковался здесь дважды в 2010 году с собственными текстами (№ 9, № 10), но в прошлогоднем августовском номере напечатана пространная рецензия на его роман «Снежные немцы».
Марии Рыбаковой (США), как говорится, сам бог велел публиковаться в журнале, где первым заместителем главного редактора трудится её родная мать – критик Наталья Иванова. И действительно, в 2008-м году здесь увидел свет её роман «Острый нож для мягкого сердца», а в следующем – несколько книжных рецензий (2009, № 4). Можно предположить, что и после того Мария радовала бы читателей «Знамени» новыми продуктами своего гения, но по неизвестным для нас причинам её выступления в «толстяках» на время прекратились, и только в прошлом году она отметилась в «Дружбе народов» – стихами. Заглянув всё в том же «Журнальном зале» на страницу стихослагательницы Лены Элтанг (Литва), обессмертившей себя на сей раз прозой, обнаружим восемь публикаций – по одной в «Октябре» и в «Урале», две в «Новом береге», и четыре – сами понимаете где. Несколько особняком в этом ряду стоит Феликс Чечик (Израиль), чья муза посетила «Знамя» всего однажды, десять лет назад. В столь тёплой и дружеской компании отсутствие седьмого номинанта, Юза Алешковского (США), выглядит даже как-то противоестественно. Однако этот писатель вообще редкий гость в толстожурнальной периодике, в нулевые он публиковался лишь трижды. Что касается оставшихся, Ильи Риссенберга (Украина) и Дарьи Вильке (Австрия), то насчёт них так и хочется добавить, что их публикация в «Знамени» не за горами.
Конечно, всё вышеперечисленное может оказаться простым совпадением. Вполне вероятно, что Сергей Чупринин, любящий повторять, что редакционная политика журнала целиком и полностью подчинена вкусовщине его сотрудников, на сей раз проявил чудеса объективности. Но так ли это? Мы уже упоминали Марию Рыбакову. О её последнем романе в «Ведомостях» взахлёб писала Майя Кучерская: «Литературные премии следует создавать хотя бы ради этого – вылавливания из бурного, но однообразного книжного потока сочинений недооценённых и неочевидных. На сей раз работу по отслеживанию именно такого, не звонкого, но изящного, во всех отношениях достойного текста, исполнили отборщики сразу двух наград, «Носа» и премии Андрея Белого, дружно включив роман в стихах Марии Рыбаковой «Гнедич» в свои короткие списки».
Кроме этих шорт-листов, написанный верлибром рыбаковский роман уже успел получить поэтическую премию «Anthologia»! А на сей раз этот удивительный «недооценённый» труд находится в шаге от лауреатства по разряду «малой прозы». Видно, писательские гены передаются по наследству (автор «Гнедича» приходится внучкой автору «Детей Арбата» Анатолию Рыбакову). Но, что интересно, за всеми «короткими списками» маячат не мёртвые, а вполне живые, родные и близкие тени.
И. ВАССЕРМАН