Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 20.04.2012

На финишной прямой

 Алек­сандр Те­ре­хов. Нем­цы. – М.: Ас­т­рель, 2012

 

 

«Те­ре­хов – ред­кий у нас слу­чай син­те­ти­че­с­ко­го, или, ес­ли угод­но, по­ли­фо­ни­че­с­ко­го ав­то­ра (в смыс­ле не до­сто­ев­ском, а, ско­рее, му­зы­каль­ном). Ма­с­тер­ст­во его та­ко­во, что все слои, пла­с­ты, ли­нии, уз­лы и пер­со­на­жи гар­мо­нич­но су­ще­ст­ву­ют в еди­ном про­ст­ран­ст­ве, не ис­пор­чен­ном кри­виз­ной фа­бу­лы, сю­жет­ны­ми раз­ры­ва­ми, (пост)мо­дер­нист­ским скре­же­том и сло­вес­ным не­дер­жа­ни­ем (Те­ре­хов мно­го­сло­вен, но не из­бы­то­чен).

…«Нем­цы» – ро­ман де­ся­ти­ле­тия, и я го­во­рю не толь­ко о ли­те­ра­тур­ной эпо­хе. Пу­тин и Мед­ве­дев – под соб­ст­вен­ны­ми име­на­ми (са­ми не уча­ст­ву­ют, про­сто их ча­с­то упо­ми­на­ют), Луж­ков с Ба­ту­ри­ной, как уже го­во­ри­лось, об­за­ве­лись псев­до­ни­ма­ми. Чи­та­тель пусть не бли­жай­ше­го, но обо­зри­мо­го бу­ду­ще­го вряд ли вос­при­мет «Нем­цев» как ис­то­ри­че­с­кий до­ку­мент или ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник. Ско­рее, как учеб­ник нра­вов. По­сколь­ку ни­че­го здесь, ко­неч­но, не из­ме­нит­ся» (Из ре­цен­зии Алек­сея Ко­ло­б­ро­до­ва).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вла­ди­мир Лид­ский. Рус­ский са­дизм – М.: Лимбус Пресс, 2012

«Хо­ро­шо, «са­дизм», «изу­вер­ст­во», «жи­во­дёр­ст­во», что там ещё? Кни­га сде­ла­на не ра­ди то­го, что­бы по­ще­ко­тать на­ши нер­вы, не ра­ди опи­са­ния зверств и пы­ток – как не ра­ди по­доб­ных ужа­сов снят фильм «Обык­но­вен­ный фа­шизм» или на­пи­сан ро­ман Вя­че­сла­ва Ку­ри­цы­на о бло­ка­де. Про­лог, ко­неч­но, шо­ки­ру­ет. Сде­лан­ный язы­ком ла­кей­ским (кста­ти, ещё один не­до­чёт: в эпи­ло­ге, но он в кон­це, объ­яс­ня­ет­ся прин­цип сло­вес­ной кон­ст­рук­ции кни­ги. Но чи­та­тель-то не за­гля­нул в эпи­лог, он не зна­ет, что это та­кой при­ём, и ду­ма­ет, на­чи­ная чте­ние, что этот ав­тор­ский язык бу­дет ве­чен), он вво­дит нас в мир кош­ма­ра. Ла­кей­ским вос­тор­жен­ным язы­ком мы чи­та­ем от­чёт че­ло­ве­ка, упи­ва­ю­ще­го­ся опи­са­ни­ем пы­ток» (Из ре­цен­зии Ми­ха­и­ла Ви­зе­ля).


 

Вла­ди­мир Лор­чен­ков. Ко­пи ца­ря Со­ло­мо­на // Вол­га. – 2011. – № 7–8

 

 

«При­клю­чен­че­с­кая экшн-са­га про ев­ре­ев, гу­с­то, как ху­мус, за­ме­шен­ная на ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­ком спре­де, что не слу­чай­но: этот весь­ма экс­цен­т­рич­ный текст по­ст­ро­ен как по­ша­го­вый сце­на­рий, с очень точ­ной по­ста­нов­кой све­та и опе­ра­тор­ских ра­кур­сов. На са­мом ли де­ле ав­тор ле­ле­ет за­вет­ную меч­ту о его эк­ран­ном во­пло­ще­нии (же­ла­тель­но бра­ть­я­ми Ко­э­на­ми, по­то­му как у вся­ких Спил­бер­гов с Аль­мо­до­ва­ра­ми вы­дер­жать та­кой бе­ше­ный ритм киш­ка тон­ка), или же всё это – при­хот­ли­вая жа­н­ро­вая иг­ра пе­ра – ос­та­ёт­ся толь­ко га­дать» (Из ре­цен­зии На­та­льи Ро­ма­но­вой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ма­ри­на Степ­но­ва. Жен­щи­ны Ла­за­ря. – М.: АСТ, Ас­т­рель, 2011

 

 

 

«Эту кни­гу на­до чи­тать по­дроб­но, не очень бы­с­т­ро, не толь­ко ра­ди то­го, «что даль­ше», а ра­ди люб­ви, с ко­то­рой ав­тор сцеп­ля­ет сло­ва друг с дру­гом, ра­ди кра­сок, об­ра­зов, яр­ких и удач­ных ме­та­фор, ра­ди той здо­ро­вой сен­ти­мен­таль­но­с­ти на­ко­нец, что яв­ля­ет­ся ле­кар­ст­вом от по­ш­ло­с­ти, ну и ра­ди по­эзии, это са­мо со­бой, без по­эзии про­за не про­за, а толь­ко ли­те­ра­ту­ра» (Из ре­цен­зии Алек­сан­д­ра Ето­е­ва).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сер­гей Но­сов. Фран­су­а­за, или Путь к лед­ни­ку. – М.: АСТ, Ас­т­рель, 2012

 

 

Глав­ное, в чём убеж­да­ешь­ся во вре­мя про­чте­ния «Фран­су­а­зы…», так это в том, что ли­те­ра­ту­ра аб­сур­да (к ко­то­рой, как ни кру­ти, от­но­сит­ся но­сов­ская про­за) – един­ст­вен­ный род ху­до­же­ст­вен­но­го тек­с­та, от­ра­жа­ю­щий жиз­нен­ные ре­а­лии. Мы не пер­со­на­жи (и уж точ­но не ге­рои) – нет в на­ших ис­то­ри­ях за­вер­шён­но­с­ти; во встре­чах и рас­ста­ва­ни­ях есть за­ко­но­мер­ность, но она ку­да ме­нее фа­таль­на, чем за­ко­но­мер­ность встреч книж­ных. Ис­то­рии тя­нут­ся – не столь важ­но, в не­кой объ­ек­тив­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти, в раз­го­во­рах или вос­по­ми­на­ни­ях. Дра­мы на­ши не­вы­но­си­мо ба­наль­ны – они, за­ме­тим спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди, не ста­но­вят­ся от осо­зна­ния этой ба­наль­но­с­ти ме­нее бо­лез­нен­ны­ми; для на­тур же осо­бен­но чув­ст­ви­тель­ных (чи­тай лю­би­мых со­бою) стра­да­ния лишь уси­ли­ва­ют­ся во сто крат. Для то­го вся­ко­му из нас и нуж­на своя Фран­су­а­за, с ко­то­рой мож­но раз­де­лить лю­бые му­ки (в том чис­ле, а мо­жет стать­ся, что и преж­де все­го, ес­ли ве­рить Сер­гею Но­со­ву, – му­ки твор­че­ст­ва) и со­мне­ния, про­тив ко­то­рой мож­но бун­то­вать, но от ко­то­рой ре­ши­тель­но ни­ку­да нель­зя по­де­вать­ся» (Из ре­цен­зии Ксе­нии Дру­го­вей­ко).

 

 

 

 


 

Ан­на Ста­ро­би­нец. Жи­ву­щий. – М.: Ас­т­рель, АСТ, 2011

 

 

«Кни­га очень тя­жё­лая. Мир (дей­ст­ви­тель­но за­ме­ча­тель­но при­ду­ман­ный) вы­зы­ва­ет от­вра­ще­ние и ужас. Ка­за­лось бы, при ре­ин­кар­на­ции смерть дей­ст­ви­тель­но по­беж­де­на, но об этом в ро­ма­не так ча­с­то на­по­ми­на­ют (глав­ное при­вет­ст­вие в этом ми­ре – «Смер­ти нет!»), что во­круг смер­ти кру­тит­ся всё дей­ст­вие ро­ма­на, все по­мыс­лы его пер­со­на­жей. Лю­бовь – вклю­чая плот­скую лю­бовь – в «пер­вом слое» ис­чез­ла, по­то­му что ка­са­ние ко­жи дру­го­го че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет от­вра­ще­ние. Секс стал ис­клю­чи­тель­но вир­ту­аль­ным раз­вле­че­ни­ем. Рож­де­ние де­тей – долг пе­ред Жи­ву­щим, но не бо­лее то­го. Ни­ка­кая про­из­во­ди­тель­ная де­я­тель­ность, на­прав­лен­ная на со­зда­ние че­го-то но­во­го, не по­ка­за­на. Да, сре­ди глав­ных ге­ро­ев есть учё­ные, но они опять-та­ки за­ни­ма­ют­ся про­бле­ма­ми ре­ин­кар­на­ции. Про­гресс в на­шем по­ни­ма­нии за­глох, ка­кой, к при­ме­ру, ко­с­мос, о чём вы? Вся по­всед­нев­ная жизнь сво­дит­ся к си­де­нию в вир­ту­а­ле: со­ци­аль­ных се­тях, иг­рах, про­смо­т­ре се­ри­а­лов» (Из ре­цен­зии Вик­то­ра Пап­ко­ва).

 




Все ци­та­ты – natsbest.ru



Подготовил Максим ЛАВРЕНТЬЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования