Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 20.04.2012

Спокойствие сфинкстора

В со­вре­мен­ной на­шей ли­те­ра­ту­ре Шиш­ки­ных – как с ели на­па­да­ло, пря­мо как Ми­на­е­вых… И ес­ли один, бо­лее из­ве­ст­ный, ли­бе­раль­ный Ми­ха­ил, ко­то­рый пре­ми­ро­ван и ку­ёт еже­год­ные ро­ма­ны, не от­хо­дя от кас­сы, то вто­рой, па­т­ри­от, не та­ков­ско­го ско­ро­ст­ро­ча­ще­го пле­ме­ни – уж на­пи­сал так на­пи­сал. Я-то ви­дел от­рыв­ки се­го ро­ма­на ещё в «Си­бир­ских ог­нях», но не ожи­дал, что в из­да­тель­ст­ве «АСТ» он по­явит­ся со столь па­фос­ной об­лож­кой, че­ст­но ска­жу. Ибо той са­мой эпо­халь­ной все­о­хват­но­с­ти, на ко­то­рую пре­тен­ду­ет анонс, ди­зайн и не­ко­то­рые гла­вы опу­са – нет, да и в прин­ци­пе при та­ком аля­поч­вен­ном сти­ле и идей­ном со­дер­жа­нии быть не мог­ло.

«Но прав­ды нет и вы­ше» – вот един­ст­вен­ная ци­та­та, как-то спо­соб­ная оп­рав­дать не­со­от­вет­ст­вие на­зва­ния ро­ма­на его на­се­ко­мо­му, но очень ме­с­та­ми пост­мо­дер­но­во-ис­крен­не­му для По­стэ­по­хи, симп­то­ма­тич­но­му со­дер­жа­нию. Я имею в ви­ду не пре­сло­ву­тую ис­по­ве­даль­ность, ко­то­рой у пи­щу­щих со­вре­мен­ни­ков – хоть лап­тя­ми хле­бай, а ту убо­гую ре­кон­ст­рук­цию, в ко­то­рую но­ро­вят уве­ро­вав­шие пра­во­слав­ные со­вре­мен­ни­ки пре­вра­тить своё со­вет­ское дет­ст­во. И у Ев­ге­ния это, не от­ка­жем ему в та­ком та­лан­те, – вы­хо­дит ве­ли­ко­леп­но. От­ку­да-то из дра­чек шпа­ны и еже­днев­ных стра­хов под­ро­ст­ко­вых вы­ра­с­та­ет сра­зу же, по­пи­рая рам­ки «без­бож­ной вла­с­ти» – его ве­ли­че­ст­во мо­нах. И До­сто­ев­ский по­за­ви­до­вал бы та­кой свя­той про­сто­те из сво­их «Ка­ра­ма­зо­вых», ей-бо­гу! Прав­да, при­па­доч­ный ге­рой Шиш­ки­на об­ре­та­ет гос­по­да бо­га не в це­лях нрав­ст­вен­ных ис­сле­до­ва­ний ро­ма­ни­с­та, но уж не всё сра­зу…

В жур­на­лах «Ниж­ний Нов­го­род» и «На­шем со­вре­мен­ни­ке» не­ма­ло по­ше­бур­шав­ший Шиш­кин, ко­неч­но, мог на­смо­т­реть­ся и на­учить­ся мно­го­му, че­му и явил мно­го­ст­ра­нич­ный итог. Ре­дак­тор обя­зан быть конъ­юнк­тур­щи­ком, но «что­бы так, с пер­вым встреч­ным, и толь­ко из-за слу­жеб­но­го по­ло­же­ния»... Тут ведь, как в шко­ле – сколь­ко ни под­гля­ды­вай че­рез ла­дош­ку со­се­да, сколь­ко ни спи­сы­вай, а без соб­ст­вен­ной свя­зу­ю­щей мыс­ли эпо­халь­но­го це­ло­го-то не по­лу­чит­ся. В сущ­но­с­ти, при­жи­ми­с­тый ре­дак­тор, не­ког­да упор­но не пе­ча­тав­ший зем­ля­ка сво­е­го За­ха­ра При­ле­пи­на в «НН» и ряд не­бес­та­лан­ных моск­ви­чей в «НС», и есть тот са­мый Са­ль­е­ри со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, ха­рак­тер ко­то­ро­го не спря­чешь за тол­щей па­фос­но обёр­ну­тых крем­ле-мо­на­ше­с­ким ри­сун­ком стра­ниц. Толь­ко его не­то­ва­ри­ще­с­кий, ку­лац­кий эта­кий дух в мас­шта­бах соб­ст­вен­но­го ро­ма­на вы­ра­жен не­при­яти­ем уже всей со­вет­ской эпо­хи. От­ча­с­ти эта оз­лоб­лен­ность, для его по­ко­ле­ния ха­рак­тер­ная, вы­ра­же­на в ка­бац­ком эпи­зо­де ше­с­ти­де­ся­тых го­дов, ког­да род­ное ему про­вин­ци­аль­ное мур­ло ус­т­ра­и­ва­ет бунт, но не в ста­ка­не во­ды, а в пив­ной круж­ке. Точ­нее – из-за от­сут­ст­вия кру­жек.

Вот уж во­ис­ти­ну пив­ной путч – по­вод про­кли­нать ком­му­низм. И Шиш­кин ус­та­ми сво­их ге­ро­ев де­ла­ет это с на­слаж­де­ни­ем. Са­мо со­бой, пив­нуш­ка – вот са­мое по­до­ба­ю­щее для кри­ти­ки вла­с­ти ме­с­то. И ес­ли спи­ва­ю­щим­ся люм­пе­нам, по их же ви­не, из-за то­го, что бьют круж­ки, пи­во да­ют уже не в круж­ках, а в бан­ках (я та­кое на­блю­дал и в де­вя­но­с­тых на Спар­та­ков­ской ули­це, и ни­че­го – ка­пи­та­лизм не про­кли­на­ли при­вок­заль­ные ал­ка­ши) – зна­чит, не ува­жа­ют ра­бо­чий класс Со­ве­ты. Са­мо со­бой, пив­ну­хи эти бы­ли вну­т­рен­ним вра­гом, их во­об­ще на­до бы­ло не ста­вить от­дель­но, ор­га­ни­зуя куль­тур­ный до­суг ра­бо­чих по­сле ра­бо­че­го дня в их же сто­ло­вых – все на ви­ду друг дру­га, без аль­тер-эго ал­ко­голь­но­го, бы­ли бы в ажу­ре. Но вот не­до­смо­т­ры на ме­с­тах обер­ну­лись пья­ным де­бо­шем – эпи­зод на­столь­ко же за­уря­ден, как и весь ро­ман. Од­на­ко из этой пив­ной бу­ри ав­тор де­ла­ет ед­ва ли не гло­баль­ные вы­во­ды о со­ци­а­лиз­ме и стра­не…

Пре­тен­зий у обы­ва­те­ля к Со­ве­там, то есть к сво­ей же соб­ст­вен­ной фор­ме са­мо­ор­га­ни­за­ции и прав­ле­ния, бы­ло мно­го. От­че­го и рас­сы­па­лись – спер­ва ума­ми, по­том го­су­дар­ст­вом. И Шиш­кин по­не­во­ле ста­но­вит­ся «об­ще­ст­вен­ным об­ви­ни­те­лем» со­ци­а­лиз­ма от име­ни ны­неш­них ра­зо­жрав­ших­ся харь – те­перь-то им пи­во в бан­ках не по­да­ют, до­би­лись сво­е­го! Ну, а по­боч­ные эф­фек­ты этой «клас­со­вой борь­бы» в ви­де от­па­де­ния ре­с­пуб­лик и впа­де­ния в сы­рь­е­вую за­ви­си­мость не­ког­да пер­вей­шей эко­но­ми­ки ми­ра – это обы­ва­те­лю из пив­ну­шек не за­мет­ные об­сто­я­тель­ст­ва. И вот тут бы, коль ско­ро Шиш­кин со­брал­ся по­фи­ло­соф­ст­во­вать по по­во­ду рас­па­да его Ро­ди­ны – и вклю­чить бы не­ко­то­рые по­ня­тия, по­мо­га­ю­щие ус­во­ить не пи­во ба­ноч­ное, а со­бы­тия де­вя­но­с­тых. Но у не­го, как и по­ла­га­ет­ся па­т­ри­ё­там, – од­ни бе­рё­зо­вые слёз­ки да «под­нож­ный корм» плюс бо­го­бо­яз­нен­но опи­сан­ные лю­бо­ви быв­ших друж­ба­нов, ко­то­рых би­ва­ла ки­ров­ская шпа­на. Вот лишь в чём по-дет­ски был то­чен Шиш­кин, это в опи­са­нии из­би­е­ний – яв­но ча­с­то был бит, от­сю­да и не­до­вер­чи­вость с при­жи­ми­с­то­с­тью, став­шие про­фес­си­о­наль­ны­ми. Та­лант­ли­во ле­тит лишь удар под про­ку­рен­ный вы­дох си­де­лой мра­зи: «Щщень!»

Ес­ли текст ху­до­же­ст­вен­но ни­что­жен – все­гда го­во­рят об ав­то­ре. А он за­ба­вен, и в мо­ём рас­ска­зе-фе­ль­е­то­не «Наш Со­бу­тыль­ник» о нём то­же пой­дёт речь, хоть и мель­ком… Так ра­ди ка­ких же строк Шиш­кин «при­жи­мал» При­ле­пи­на, а за­тем уже, ког­да стал то­го ви­деть по ТВ, сно­ва ши­пел своё «щщень», толь­ко ина­че: «Те­бя зо­вут на тэ­вэ? А ты не хо­ди! Пи­са­тель обя­зан быть за­твор­ни­ком».

В об­щем, по про­фес­си­о­наль­ным сво­им обя­зан­но­с­тям по­доб­ный сфинк­то­ру ли­те­ра­тор (и да­же учи­тель – не так дав­но он вёл се­ми­нар на выс­ших лит­кур­сах), увы, не смог оп­ло­до­тво­рить не­ма­лое ко­ли­че­ст­во стра­ниц чем-ли­бо, адек­ват­ным про­жи­тым де­ся­ти­ле­ти­ям. «Как жи­лось да как эб­лось», по соб­ст­вен­но­му его вы­ра­же­нию, – вот это, по­жа­луй, бли­же к те­ме. При чём тут со­вет­ское сло­во «прав­да» и ан­ти­со­вет­ское, по­пов­ское сло­во «бла­го­дать»? По­ми­мо мор­до­боя, убе­ди­тель­на ещё сце­на с под­сма­т­ри­ва­ни­ем школь­ни­ков за Во­дя­ным – за физ­ру­ком, име­ю­щим кол­ле­гу-пе­да­го­га в во­де (это очень, кста­ти, не­при­ят­но и не­удоб­но, осо­бен­но жен­щи­не), тут свой сло­вар­ный за­пас, по­черп­ну­тый из мно­гих им не­о­пуб­ли­ко­ван­ных ру­ко­пи­сей, Шиш­кин льёт ще­д­ро, по­па­дая на каж­дую фрик­цию Во­дя­но­го.

А вот Кремль-то, изо­б­ра­жён­ный на об­лож­ке, с крас­ной звез­дой Эпо­хи – и ос­та­ёт­ся на­столь­ко вы­ше все­го про­ис­хо­дя­ще­го, что звон ба­нок в пив­ной од­но­му Шиш­ки­ну слы­шен. На­смо­т­рев­шись в «НС» на клас­си­ков-поч­вен­ни­ков, уло­вив «ге­не­раль­ную ли­нию» этих лу­ка­вых пла­каль­щи­ков по от­чиз­не (под­та­чи­вав­ших её ус­тои не мень­ше ли­бе­ра­лов со сво­е­го пра­во­го бо­ку), вы­дал ре­дак­тор не ро­ман да­же, а не­кий гросс­бух – как на­до лю­бить ро­ди­ну, что­бы её не воз­не­на­ви­деть в ны­неш­нем со­сто­я­нии сы­рь­е­вой им­пе­рии. И ведь та­ких па­т­ри­о­тов нын­че пруд пру­ди – и по­кре­с­тят­ся, и про дра­ки да фа­ки вспом­нят, и дол­лар в кар­ман по­ло­жат, и ино­ст­ран­ную си­га­рет­ку за­ку­рят, и Со­ве­ты по­ру­га­ют, и по СССР взгру­ст­нут… В об­щем, ес­ли вы ис­ка­ли ро­ман ре­ак­ци­о­не­ра и обы­ва­те­ля – вы его на­шли. Вла­ди­мир Бон­да­рен­ко, не­со­мнен­но, под­ни­мет его на щит и мет­ко при­чис­лит, аки Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва, к но­во­му ре­а­лиз­му. С Па­с­хой, до­ро­гие то­ва­ри­щи! 


Ев­ге­ний Шиш­кин. Прав­да и бла­жен­ст­во. – М.: АСТ, 2012.



Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования