Архив : №17. 27.04.2012 Между мёртвым и живым В последние годы с различных информационных площадок нередко раздаются сетования некоторых отечественных деятелей культуры о том, что русская поэзия находится якобы в застое, что нет у нас новых Пушкиных, Лермонтовых, Блоков, Ахматовых. Эти люди очевидно хотят выдать желаемое за действительное, ведь на заявленном «безрыбье» легче живётся литературным «ракам». А реальное положение, при всей его сложности, выглядит по-другому. Пример тому – стихи Марины Вирты. Удивительное дело: поэтессу, не публиковавшуюся ни разу (!) с конца 1980-х, до сих пор помнят читатели, цитируют в Интернете. А между тем Вирта, некогда читавшая свои стихи самой Ахматовой, работает, пишет. И вот сегодня «Литературная Россия» предлагает вам заглянуть в творческую лабораторию, где создаётся та самая поэзия, по которой потомки будут судить и, надеюсь, оправдают наше дикое время.
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ
* * *
Из памятного дня с цветами и травой,
Когда свинец Невы сменился синевой,
Донёсся слабый звук,
в тиши подобный вскрику.
Я к шкафу подойду и дверцу отворю,
И с Вами по душам я вновь поговорю,
И руку протянув,
поглажу Вашу книгу.
И этот краткий миг
Молчанья возле книг,
И этот долгий мрак
Возни среди бумаг,
И солнечного дня тепло и пониманье
Составят долгий век.
И строгий человек
Мне ласково кивнёт
с улыбкой состраданья.
* * *
Б.Г. Друяну
Пускай стихи приходят с холодами,
С бессонницей и зрелыми годами,
А то, что раньше, – это не стихи,
А бунинское лёгкое дыханье,
Кисейной занавески колыханье,
Наивный трепет, лепет, пустяки.
Зато она и вправду хороша –
Свою судьбу принявшая душа,
Прервавшая себя на полуслове,
Как только различила между строк
Чужой потусторонний холодок
С чужими запятыми наготове.
Сегодня, ежечасно, ежегодно
Живи, душа, отныне ты свободна,
Чужое не возьмёт тебя в полон.
Выращивай своё, но помни свято
О тех, кто путь твой осенил когда-то.
Пусть вечным будет –
только так и надо –
Твой первый ученический поклон.
* * *
Оставлю в скверике скамью,
Сверну на площадь наудачу,
Под тёплым снегом постою,
От тёплой радости заплачу.
А на Неве, на грязном льду
Вороны серые скучают.
Они тоску обозначают.
Я поскорей от них уйду.
А снег разлёгся на кустах,
Кусты пушисты и красивы.
Но почему в моих ушах
Гремят тяжёлые разрывы?
Как пуст зимою Летний сад!
Как мёрзнут руки в рукавицах!
Война. Блокада. Ленинград.
Две «шпалы» в папиных петлицах…
КОКТЕБЕЛЬ
Не уйти – повсюду с нами
Тень ошибок и обид…
Над безлесыми холмами
Птица серая парит.
Лопушок, на мышь похожий,
В пыль зарылся и зачах.
Птичья тень тяжёлой ношей
Распласталась на плечах.
Путь недальний, вид унылый,
Бесконечно длится день.
Над высокою могилой
Кружит умершего тень.
Не спеши остановиться,
Приглядись – холмы ли, дым?
На лицо моё ложится
Тень поэта или птицы?
Где живые? Где граница
Между мёртвым и живым?..
МЕТЕЛЬ
Но едва Владимир выехал за околицу в поле,
как поднялся ветер и сделалась такая метель,
что он ничего не взвидел.
А.С. Пушкин. Метель.
1.
Отправят девочку в кровать,
Она пригреется в постели
И будет тихо засыпать
Под шорох пушкинской «Метели».
Ей хорошо. А надо мной
Сны и невнятны, и недолги.
Зато я чувствую спиной
Всю благодать вагонной полки.
И мельтешащие стволы
Вдруг остановятся на месте,
Где обе встречные «Стрелы»
Видны друг другу на разъезде.
В обеих сон и забытьё.
Но кто-то в той
в Москву стремится.
Он едет в прошлое моё,
Как я в его. И нам не спится.
Рассвет. Перрон. Метель и мгла.
Но я увижу сквозь преграду:
Адмиралтейская игла
Летит навстречу снегопаду.
Звенит мотивчик в голове,
Мурлыча мне о небывалом…
Уютно девочке в Москве
Дремать под тёплым одеялом.
2.
К окну подойди,
близоруко глаза напрягая,
Закутайся в кофту
и зябко дыши на стекло.
Метель заметает
дороги от края до края,
Всё выше сугробы,
всю память твою замело.
Бессмысленно думать
метельною ночью о лете,
Да ты и не помнишь,
как выглядят летом луга.
Ты лучше послушай,
как северо-западный ветер
Всё гонит и гонит
с балтийского неба снега.
А там, далеко,
у Невы, вдоль пушистой аллеи
Идёт человек,
побелевший от снежной красы.
Ты за полночь свет погаси
и укройся теплее,
И незачем взгляды косые
бросать на часы.
Не видно домов и людей,
и весь город как вымер.
Два скорых, два встречных
готовы в дорогу опять.
В такую метель
заблудился бы снова Владимир,
В такую метель,
разумеется, нечего ждать.
3.
Чёрный Пушкин в сугробы одет,
На бульваре скамьи завалило.
У художника выбора нет, –
Надо впрок заготовить белила.
Он подрамник берёт за ремень
И выносит его на свободу.
В безмятежный, безветренный день
Принимается он за работу.
Вот и мне за работу пора.
За окном тишина и доверье.
На заснеженной глади двора
Выделяются чётко деревья.
А вчера уверяло меня
Мельтешение линий и точек,
Будто слышно хрипенье коня
И под самым окном – колокольчик.
Чем кончается повесть? Ах, да –
Тем же самым,
чем кончилась прежде.
Совпаденье в конце, как всегда,
Оставляет пространство надежде.
Кто виновен, что мы в суете
Забываем про снежные бури?..
У художника снег на холсте
Получился белей, чем в натуре.
Зимний день потускнеет к пяти,
Мы опять никуда не успели.
Ну и пусть. Посидим взаперти,
Подождём продолженья метели.
* * *
Памяти Ю.Г. Оксмана
– Красавица, умница, думай,
И месяц припомни, и год.
На смену усмешке угрюмой
Улыбка прозренья придёт.
– Я помню декабрь и заносы,
Метель в переулках пустых,
И я задавала вопросы,
И Вы отвечали на них.
Вы шли в ореоле печали,
Как будто несли на плечах
Всё то, что для Вас означали
Слова о «сибирских ночах».
О, как Вам пришлось потрудиться
На склоне замученных лет,
Чтоб школьнице с бантом в косице
Понятен был каждый ответ…
И чей-то кромешный, запретный
Всплыл облик над снегом и льдом…
Нас ждал на Садово-Каретной
С большими подъездами дом.
– А дальше?
– А дальше – в тумане –
В портретах и книгах стена.
На тёмном и низком диване
Так прямо сидела – Она…
– А дальше?
– А дальше не надо:
Всё помню: чужое жильё,
Дыхание Летнего сада,
Блокадных ночей Ленинграда,
И горечь смертельного яда,
И спину прямую её.
– А дальше?
– А дальше всё то же:
Москва и декабрь непохожий,
Метель, фонари, гололёд.
А память всё тает и тает,
Но кто-то меня окликает,
И мудрый старик возникает,
И школьницу дальше ведёт…
* * *
И краткий дождь под Новый год,
В ночи ударивший по стёклам,
И три зарницы в небе блёклом,
И вспыхнувший зелёным лёд,
И ветерок над головой, –
Все эти странные детали –
Лишь растревоженные мной
Смешные детские печали.
Они, конечно бы, не стали
Прологом к драме мировой,
Когда бы не возник впотьмах
Вослед мелодии метельной
Невыносимый страх смертельный
В бессмертных огненных глазах.
* * *
В сумерках классической метели
Каждый видит что-нибудь своё…
…На меня пронзительно глядели
Очи беспощадные её.
Вместо трона – ледяная горка,
Снежный нимб вкруг гордой головы.
Вздорная принцесса, фантазёрка,
Золотая пленница Москвы.
Я шепчу губами ледяными,
Поклонившись ей издалека:
«Нам с тобой одно и то же имя
Нашептали в разные века.
И как будто небо раскололось,
И пространство – ненадёжный кров.
Мы с тобой один и тот же голос
Различаем с дальних берегов».
Нет ответа. Значит, и не надо.
Потемнеет небо, и тогда
Над дворами Старого Арбата
Загорится древняя звезда,
И душа опять сольётся с небом.
Но опасен под ногами лёд,
Но блестят,
блестят под грязным снегом
Золотые туфли Турандот.
* * *
Сто мелодий сплетутся в одну,
Отлетев от оркестра и хора,
И обрушит на мир тишину
Повелительный жест дирижёра,
Чтоб, задетый полночным огнём,
Мир очнулся, спокоен и светел,
Чтоб за тёмным и дальним окном
Кто-то ангела в небе заметил
И, смиряя дыханье, следил
Так доверчиво, нежно и чутко
За согласьем небесных светил
И согласьем души и рассудка.
Марина ВИРТА
Поделитесь статьёй с друзьями: