Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 11.05.2012

ВАШЕ ВРЕМЯ ПРИДЁТ

УТВЕРЖДАЕТ АН­Д­РЕЙ ЗВЯ­ГИН­ЦЕВ

 

 

О жиз­нен­ном пу­ти

 

У ме­ня не­сколь­ко ба­зо­вых об­ра­зо­ва­ний. Пер­вое те­а­т­раль­ное я по­лу­чил в Но­во­си­бир­ске, за­тем бы­ла ар­мия. По­том я учил­ся на ак­тё­ра в Моск­ве, в ГИ­ТИ­Се. И вот на вто­ром кур­се ак­тёр­ско­го фа­куль­те­та – в 1988 го­ду – про­изо­ш­ло со­бы­тие, ко­то­рое оп­ре­де­ли­ло мою судь­бу...

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ Фото: Олег ТАТКОВ
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ
Фо­то: Олег ТАТ­КОВ

В про­смо­т­ро­вом за­ле ВГИ­Ка я по­смо­т­рел фильм Ан­то­ни­о­ни «При­клю­че­ние». А во­об­ще ре­аль­но на ки­но я «под­сел» бла­го­да­ря Тар­ков­ско­му, Берг­ма­ну. Но имен­но фильм Ан­то­ни­о­ни стал в мо­ей жиз­ни «по­во­рот­ным пунк­том»...

Ки­но­ре­жис­су­ре я обу­чал­ся у На­ума Клей­ма­на. В ли­хие 90-е го­ды за­кон­чил ак­тёр­ский фа­куль­тет. 10 лет я был ни­где – ра­бо­тал двор­ни­ком три го­да, сни­мал рек­ла­му. Но был в мо­ей жиз­ни му­зей ки­но, где я смо­т­рел хо­ро­шие филь­мы.

Во­об­ще 90-е бы­ли ди­ко­ва­тым вре­ме­нем – стёр­лись мно­гие гра­ни­цы, в т.ч. и в про­фес­сии. Я при­шёл и ска­зал «Я ре­жис­сёр!». Это бы­ла чи­с­той во­ды аван­тю­ра. Но это сра­бо­та­ло, хо­тя фильм «Воз­вра­ще­ние» я ждал 12 лет...

Вто­рое рож­де­ние для ме­ня со­сто­я­лось в Ве­не­ции в 2003 го­ду. Я по­лу­чил от­вет «да» на свой во­прос – нуж­но ли лю­дям та­кое ки­но. Бы­ло то­таль­ное сча­с­тье и чув­ст­во за­но­во ро­див­ше­го­ся че­ло­ве­ка. Я сде­лал то, что до­ста­ви­ло ог­ром­ное удов­ле­тво­ре­ние.

 

О твор­че­ст­ве

 

Удив­ля­ет, ког­да лю­ди меч­та­ют о пре­крас­ном. Твор­цы и твор­че­ст­во – это те, кто де­ла­ет это пре­крас­ное на­сто­я­щим... Это долж­но быть нор­мой в ки­но, но его ма­ло – и это удив­ля­ет.

Мож­но, ко­неч­но, пять лет си­деть и слу­шать мэ­т­ров – как бы­ло ве­се­ло на пло­щад­ке во вре­мя съё­мок филь­мов, но... Ес­ли не де­лать уси­лия вверх, до­ро­га од­на – вниз.

На­до мно­го смо­т­реть хо­ро­ше­го ки­но и кон­крет­но – брать и де­лать своё.

 

О мон­та­же

 

Пред­ставь­те Бу­ра­ти­но, ра­зо­бран­но­го на ча­с­ти. Толь­ко ког­да вы его скла­ды­ва­е­те – рож­да­ет­ся че­ло­ве­чек.

Тут есть од­на осо­бен­ность. Ино­гда на съём­ках рож­да­ет­ся чу­до, но бы­ва­ет, что оно не по­па­да­ет по тем или иным при­чи­нам в смысл филь­ма. Это труд­но, но нуж­но без­жа­ло­ст­но рас­ста­вать­ся с лиш­ним, пусть да­же очень лю­би­мым.

(И Ан­д­рей Пе­т­ро­вич ото­слал ау­ди­то­рию к сво­е­му сай­ту, где мож­но по­смо­т­реть ма­те­ри­ал, не во­шед­ший в «Еле­ну».)

 

О под­бо­ре ак­тё­ров

 

Я очень дол­го, де­таль­но и по­дроб­но ищу ак­тё­ров. Окон­ча­тель­но­му ре­ше­нию пред­ше­ст­ву­ет встре­ча, дол­гий раз­го­вор.

Для ме­ня глав­ное по­нять – го­тов ли ак­тёр быть эле­мен­том жи­вой жиз­ни в про­ст­ран­ст­ве ка­д­ра. Ес­ли что-то не жи­вёт в са­мом ак­тё­ре, то до­бить­ся от не­го это­го очень труд­но, но нуж­но.

 

О кол­ле­гах

 

В «Сов­ке» бы­ла иде­о­ло­гия, ко­то­рая «рас­кла­ды­ва­ла» филь­мы по по­лоч­кам.

Я вос­хи­ща­юсь му­же­ст­вом Алек­сея Гер­ма­на, вы­дер­жав­ше­го иде­о­ло­ги­че­с­кий пресс...

Сей­час пресс – день­ги, и в дан­ной си­ту­а­ции мо­гут по­мочь толь­ко ме­це­на­ты в ис­тин­ном зна­че­нии это­го сло­ва.

 

О бу­ду­щем рос­сий­ско­го ки­но

 

Бу­ду­щее у рос­сий­ско­го ки­но есть – не­воз­мож­но убить мысль. Но лич­ные ощу­ще­ния пе­чаль­ны...

По­пы­та­юсь объ­яс­нить. Ос­нов­ной кон­тин­гент воз­ра­ст­ной в на­ших ки­но­те­а­т­рах – это лю­ди от 14 до 25 лет. В Рос­сии 2500 ки­но­те­а­т­ров бы­ло в 2010 го­ду и сей­час 2700 на 140 мил­ли­о­нов зри­те­лей. (В США для срав­не­ния 40 ты­сяч ки­но­те­а­т­ров, и от 360 до 500 из них по­ка­зы­ва­ют толь­ко ав­тор­ское ки­но.) По­это­му ав­тор­ское ки­но без фе­с­ти­ва­лей у нас про­сто за­гнёт­ся...

Ос­нов­ной оте­че­ст­вен­ный зри­тель ки­но­филь­мов смо­т­рит их по те­ле­ви­де­нию, при­чём у это­го зри­те­ля ог­ром­ный ин­те­рес и к ав­тор­ско­му, и к со­вет­ско­му ки­но.

Но 80% ки­но­про­дук­ции на­ше­го те­ле­ви­де­ния – «те­ле­му­ви­ки». А они, на мой взгляд, – де­валь­ва­ция про­фес­сии, от­кро­вен­ный «чёс», хал­ту­ра... По­вто­ряю ещё раз – «те­ле­му­ви­ки» – по­ни­жа­ю­щая се­лек­ция и де­валь­ва­ция про­фес­сии.

По­это­му и пер­спек­ти­вы и лич­ные ощу­ще­ния от­но­си­тель­но рос­сий­ско­го ки­но у ме­ня пе­чаль­ные.

  

О зри­те­лях (на­ших и «за­бу­гор­ных»)

 

У зри­те­лей, ко­то­рые смо­т­рят мои филь­мы здесь и там и по­том при­хо­дят на встре­чи со мной, от­ли­чий осо­бых нет. Раз­ве что в Ев­ро­пе ре­ак­ция бо­лее де­ли­кат­ная. Ну, мо­жет, не­мно­го ещё в пла­не пред­ска­зу­е­мо­с­ти...

(Ан­д­рей Пе­т­ро­вич рас­ска­зал, что «Еле­на» вы­пу­с­ка­лась во Фран­ции на 60 ко­пи­ях и в пер­вый же уик-энд со­бра­ла 60 ты­сяч зри­те­лей, при всём том, что дис­три­бь­ю­то­ры рас­счи­ты­ва­ли мак­си­мум на 65 ты­сяч зри­те­лей во­об­ще. В Рос­сии «Еле­ну» в ки­но­те­а­т­рах по­смо­т­ре­ли все­го в об­щем ито­ге 100 ты­сяч зри­те­лей. Прав­да, её по­ка­за­ли по рос­сий­ско­му на­ци­о­наль­но­му те­ле­ви­де­нию в пра­зд­ник и в прайм-тайм, но тем не ме­нее...)

 

О бю­д­же­тах сво­их филь­мов

 

«Воз­вра­ще­ние» – 420 ты­сяч дол­ла­ров.

«Из­гна­ние» – от 4 до 5 млн. дол­ла­ров.

«Еле­на» – 2,5 млн. дол­ла­ров + 500 тыс. дол­ла­ров от «Фон­да ки­но» на дис­три­бь­ю­цию.

 

О блок­ба­с­те­рах

 

Я мо­гу это по­смо­т­реть, но де­лать это скуч­но...

 

О меч­те

 

Есть че­ты­ре сце­на­рия, по ко­то­рым я меч­таю сде­лать ки­но. Они ле­жат и ждут сво­е­го ча­са. Один из сце­на­ри­ев о Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не. В этой ис­то­рии нет ни бо­ёв, ни взры­вов – го­лая, чи­с­тая прав­да.

Без ки­но я жить не мо­гу и бу­ду его де­лать, не­взи­рая ни на что.

 

О край­ней ра­бо­те

 

Это ки­но­но­вел­ла из сбор­ни­ка «Нью-Йорк – я те­бя люб­лю». Она «ви­сит» на мо­ём сай­те (http://www.az-film.com/ – Авт.) на ан­г­лий­ском язы­ке.

Бу­дет рус­ско­языч­ный ва­ри­ант.

 

На­пут­ст­вие

 

За­ни­май­тесь твор­че­ст­вом! Чем ещё за­ни­мать­ся? Ис­тин­ное сча­с­тье. По­боль­ше смо­т­ри­те ки­но. Ва­ше вре­мя при­дёт...


 

Из «Ви­ки­пе­дии»:

 

«Воз­вра­ще­ние» (2003) – два «Зо­ло­тых льва» в Ве­не­ции (луч­ший фильм и луч­ший ре­жис­сёр­ский де­бют), два «Зо­ло­тых ор­ла», две ки­но­пре­мии «Ни­ка».

«Из­гна­ние» (2007) – Приз Фе­де­ра­ции рос­сий­ских ки­но­клу­бов на Мос­ков­ском ки­но­фе­с­ти­ва­ле.

«Еле­на» (2011) – Приз жю­ри кон­курс­ной про­грам­мы «Осо­бый взгляд» на Канн­ском ки­но­фе­с­ти­ва­ле, Гран-при Гент­ско­го ки­но­фе­с­ти­ва­ля, Пре­мия «Ни­ка» в ка­те­го­рии «Луч­шая ре­жис­сёр­ская ра­бо­та», че­ты­ре «Зо­ло­тых ор­ла» – луч­ший фильм, луч­ший ре­жис­сёр (Ан­д­рей Звя­гин­цев), луч­ший опе­ра­тор (Ми­ха­ил Кри­ч­ман), луч­шая жен­ская роль вто­ро­го пла­на (Еле­на Ля­до­ва).



Записал Олег ТАТКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования