Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 11.05.2012

Нижегородский священник Владимир Чугунов бросает вызов бюрократам из РПЦ

 КРИ­ЗИС ДО­ВЕ­РИЯ

 

Вы­шед­шая за пре­де­лы цер­ков­ных стен рас­пря мо­их со­бра­ть­ев по по­во­ду за­кон­но­с­ти об­ла­да­ния дви­жи­мым и не­дви­жи­мым иму­ще­ст­вом на­ше­го цер­ков­но­на­ча­лия по­бу­ди­ла ме­ня вы­ска­зать­ся по это­му по­во­ду. Не бу­ду лу­ка­вить, всё это ко­пи­лось во мне на про­тя­же­нии 20 лет свя­щен­ни­че­с­ко­го слу­же­ния. Да всё не хва­та­ло ду­ху, да и по­во­да для от­кро­вен­но­го раз­го­во­ра. Дья­кон Ан­д­рей Ку­ра­ев сво­им от­ве­том про­то­и­е­рею Все­во­ло­ду Чап­ли­ну не толь­ко дал мне та­кой по­вод, но и во­гнал в стыд, на­пом­нив свя­то­оте­че­с­кое из­ре­че­ние о том, что «мол­ча­ни­ем пре­да­ёт­ся Бог».

Михаил НЕСТЕРОВ. Святая Русь
Михаил НЕСТЕРОВ. Святая Русь

Раз­де­ляя мне­ние дья­ко­на Ку­ра­е­ва по по­во­ду не­до­пу­с­ти­мо­с­ти под­ме­ны свя­щен­ни­ком Чап­ли­ным Еван­ге­лия, всё-та­ки вы­нуж­ден на­пом­нить ему хо­тя бы об от­це Ио­ан­не Крон­штадт­ском, ко­то­рый не стес­нял­ся при­ни­мать в по­да­рок до­ро­гие ря­сы, и да­же од­наж­ды при­нял в по­да­рок це­лый па­ро­ход. На да­ри­мые ему день­ги, прав­да, как до­под­лин­но из­ве­ст­но, он по­ст­ро­ил мно­же­ст­во церк­вей и мо­на­с­ты­рей, еже­днев­но кор­мил мас­су ни­щих, со­дер­жал Дом тру­до­лю­бия… Но не в этом суть, а в том, что ни у ко­го та­кое по­ве­де­ние (при­ня­тие де­нег и иму­ще­ст­ва от по­чи­та­те­лей) тог­да не вы­зы­ва­ло ни­ка­ко­го на­ре­ка­ния. Бы­ли уп­рё­ки толь­ко по по­во­ду шёл­ко­вых ряс (мол, ба­тюш­ка лю­бит ря­дить­ся), на что отец Ио­анн вы­нуж­ден был да­же пись­мен­но оп­рав­ды­вать­ся: я не мо­гу, при­мер­но так от­ве­чал он, оби­деть ста­руш­ку, ко­то­рая сво­и­ми соб­ст­вен­ны­ми ру­ка­ми сши­ла мне эту ря­су.

Так по­че­му же не вы­зы­ва­ло на­ре­ка­ния ба­тюш­ки­но «сре­б­ро­лю­бие»?

Да по­то­му, что в те бла­го­сло­вен­ные вре­ме­на все эти «да­ре­ния» от­но­си­лись к за­кон­ным до­хо­дам свя­щен­но­слу­жи­те­лей и на­зы­ва­лись «круж­кой». Все до од­но­го свя­щен­ни­ка, по сло­ву Свя­щен­но­го пи­са­ния, «пи­та­лись от жерт­вен­ни­ка», как пре­ем­ни­ки апо­с­толь­ско­го слу­же­ния. Эти при­но­ше­ния Свя­щен­ное пи­са­ние име­ну­ет ещё «жерт­вой за грех». Ска­за­но там же, что «от жерт­вен­ни­ка име­ют пра­ва пи­тать­ся толь­ко свя­щен­ник и его се­мья».

Для че­го это ус­та­нов­ле­но?

А для то­го (да­же бо­юсь оз­ву­чить), что­бы воз­гре­ва­лась рев­ность па­с­ты­рей к «мо­лит­ве за лю­дей». То есть за тех, кто об этом про­сит. Свя­щен­ни­ки, соб­ст­вен­но, и вы­де­ле­ны из на­ро­да для то­го, что­бы мо­лить­ся не толь­ко о «вла­с­тех», «во­ин­ст­ве», «ми­ре все­го ми­ра», «бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов» (хо­ро­шей по­го­де), но и о «зда­вии и спа­се­нии» и «бла­гом по­спе­ше­нии» (об удач­ном биз­не­се, как бы те­перь вы­ра­зи­лись) каж­до­го про­ся­ще­го и нуж­да­ю­ще­го­ся в этом че­ло­ве­ка. Не за всё че­ло­ве­че­ст­во вку­пе, а за каж­до­го че­ло­ве­ка по­имён­но – Ва­си­лия, Та­ть­я­ну и т. д.

Отец Ио­анн Крон­штадт­ский так пря­мо и го­во­рил: «Гос­подь дал мне по­слу­ша­ние мо­лить­ся за тех, кто про­сит». И скрыть та­кой «све­тиль­ник» под кро­ва­тью или, как вы­ра­жа­ет­ся Пи­са­ние, под спу­дом, да­же мо­гу­ще­ст­вен­ным чле­нам Свя­тей­ше­го Си­но­да не уда­лось, и они да­же воз­му­ща­лись, как это без их ве­до­ма, да ещё не в цер­ков­ной га­зе­те, да ещё по­ми­мо цен­зу­ры, по­сме­ли на­пе­ча­тать ста­тью, в ко­то­рой бы­ли за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны слу­чаи чу­дес, со­вер­шён­ных по мо­лит­ве Крон­штадт­ско­го пра­вед­ни­ка.

А всё де­ло в том, что в цер­ков­ной га­зе­те, как и те­перь, они ни­ког­да бы та­кое не на­пе­ча­та­ли. Но, как из­ве­ст­но, в Рос­сии ни­че­го ута­ить нель­зя, как бы­ла она, так и ос­та­лась боль­шой де­рев­ней, а по­се­му слух о но­вом мо­лит­вен­ни­ке «за про­стых лю­дей» раз­нёс­ся по всей Ру­си ве­ли­кой. И по­тек­ли тол­пы нуж­да­ю­щих­ся в Крон­штадт. И про­шу сра­зу за­ме­тить, не с пу­с­ты­ми ру­ка­ми. Всяк «та­щил» до­б­ро­му ба­тюш­ке всё, что мог. И «на­та­щи­ли» столь­ко, что од­но­му век бы не из­жить.

Но ба­тюш­ка не по­шёл по пу­ти ны­неш­них оли­гар­хов, не за­вёл, на­при­мер, сче­тов в ино­ст­ран­ных бан­ках, не стал ску­пать дви­жи­мость и не­дви­жи­мость в дру­гих епар­хи­ях и за пре­де­ла­ми сво­ей ка­но­ни­че­с­кой тер­ри­то­рии, не стал от­кла­ды­вать на чёр­ный день, да­же квар­ти­ру от­ка­зал­ся сме­нить на бо­лее удоб­ную, не го­во­рю уж о да­чах на мо­ре или на озе­ре Се­ли­гер, а стал всё до ко­пей­ки раз­да­вать нуж­да­ю­щим­ся и стро­ить хра­мы.

В на­ши воз­рож­ден­че­с­кие вре­ме­на всех этих «при­но­шан» дав­но бы уже ак­ку­рат­но вы­ст­ро­и­ли пе­ред «стой­кой», той са­мой, ку­да те­перь «со­ро­ко­ус­ты, го­до­вые, за­каз­ные и про­стые за­пи­с­ки по­да­ют», ина­че ми­гом бы пре­кра­ти­ли «сие без­за­кон­ное стол­по­тво­ре­ние», а ба­тюш­ку ес­ли бы и не за­пре­ти­ли в слу­же­нии за «на­ру­ше­ние клят­вы, дан­ной пе­ред Кре­с­том и Еван­ге­ли­ем», как лю­бят вы­ра­жать­ся в сво­их «Пре­ще­ни­ях» не­ко­то­рые ар­хи­ереи, но «кор­муш­ку», ра­ди про­пи­сан­ной в ны­неш­нем Ус­та­ве РПЦ «це­ле­со­об­раз­но­с­ти», ото­б­ра­ли бы точ­но, и по­бу­ди­ли бы штат­ных пи­са­рей кро­пать на пра­вед­ни­ка до­но­сы, что «он-де всё рав­но бе­рёт по­ти­хонь­ку», а по ны­неш­ней цер­ков­ной тер­ми­но­ло­гии «ута­и­ва­ет вла­ды­ки­ны день­ги».

Это бы­ло бы те­перь. Но тог­да та­ко­го ещё не бы­ло… И «та­щи­ли и се­мо и ова­мо алч­ным по­пам» (не по­ве­ри­те!) аж до 1961 го­да, по­ка со­об­ра­зи­тель­ный Ни­ки­та Сер­ге­е­вич Хру­щёв не оп­ри­хо­до­вал всё это в поль­зу стро­и­тель­ст­ва бу­ду­ще­го ком­му­низ­ма. И, как бы вы ду­ма­ли, кто его на это на­до­умил? Алч­ные по­пы, ко­то­рые вме­с­то то­го, что­бы по­да­вать ни­щим, от­кла­ды­ва­ли на чёр­ный день. Как толь­ко объ­я­ви­ли де­неж­ную ре­фор­му, по­след­ние по­вез­ли и по­нес­ли меш­ка­ми в сбер­кас­сы ме­нять ста­рые день­ги на но­вые. У «вла­с­тех пре­дер­жа­щих» аж гла­за на лоб по­лез­ли: «От­ку­да?» Они-то ду­ма­ли, в цер­ковь уже ни­кто и не хо­дит и ни­че­го не не­сёт, а тут… И при­ду­ма­ли то, что ны­не на­зы­ва­ют «стой­кой», а по­сле но­во­вве­де­ния дли­тель­ное вре­мя име­но­ва­ли «хру­щёв­ским ящи­ком».

Ну и что, ска­жут? Чай, они, по­пы, не ма­мо­не, а Бо­гу при­зва­ны слу­жить.

Вер­но – Бо­гу. По­это­му для рев­ни­те­лей чу­жо­го бла­го­че­с­тия объ­яс­няю про­сты­ми сло­ва­ми.

 

От­нять свя­щен­ни­че­с­кую круж­ку – это всё рав­но, что за­са­дить До­сто­ев­ско­го пи­сать ро­ма­ны, а ди­ви­ден­ды (ав­тор­ский го­но­рар) за не­го по­лу­чал бы Га­ни­чев как пред­се­да­тель Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, да ещё при этом при­го­ва­ри­вал бы, как один ум­ник на за­те­ян­ной Швыд­ким те­ле­ви­зи­он­ной пе­ре­да­че, что-де до­ста­точ­но гос­по­ди­ну До­сто­ев­ско­му на­гра­ды, ко­то­рую он по­лу­чил во вре­мя про­цес­са пи­са­ния (име­ет­ся в ви­ду удо­воль­ст­вие, ко­то­рое, по мне­нию вы­ска­зав­ше­го эту мысль ум­ни­ка, пи­са­тель яко­бы по­лу­ча­ет в про­цес­се со­зда­ния про­из­ве­де­ния).

 

Го­су­дар­ст­во же, про­дол­жа­ет ум­ник, тра­ти­ло день­ги на ос­во­е­ние гос­по­ди­ном До­сто­ев­ским аз­бу­ки, ста­ло быть, име­ет пол­ное пра­во на его ин­тел­лек­ту­аль­ную соб­ст­вен­ность, а на­след­ни­ки – нет. А еже­ли хо­тят по­лу­чить удо­воль­ст­вие, пу­с­кай пи­шут свои «пре­ступ­ле­ния и на­ка­за­ния». И вот на та­ком ос­но­ва­нии Га­ни­чев, на­при­мер, стал бы при­сва­и­вать в соб­ст­вен­ность Со­ю­за пи­са­те­лей про­из­ве­де­ния не толь­ко До­сто­ев­ско­го, но и всех пи­са­те­лей «вве­рен­но­го ему под­раз­де­ле­ния», а те бы до­воль­ст­во­ва­лись од­ним удо­воль­ст­ви­ем во вре­мя их на­пи­са­ния.

Ну, «ум­ни­ки и ум­ни­цы», и что бы тог­да бы­ло?

А ни­че­го бы не бы­ло: ни ли­те­ра­ту­ры, ни ли­те­ра­то­ров, ни ум­ни­ков.

Или для рев­ни­те­лей чу­жо­го бла­го­че­с­тия и та­кое объ­яс­не­ние не по­нят­но? Не по­нят­но, что ра­ди од­но­го удо­воль­ст­вия да­же гос­по­дин До­сто­ев­ский ни­че­го бы не на­пи­сал. Ну, а для «поль­зы ближ­не­го», как из­ве­ст­но, толь­ко про­кла­ма­ции и ли­с­тов­ки пи­шут, и то, как вы­яс­ня­ет­ся поз­же, не бес­ко­ры­ст­но, а «на день­ги пар­тии» или «за­оке­ан­ских то­ва­ри­щей».

Так что с 1961 го­да «жерт­ва за грех» по­тек­ла в «го­су­дар­ст­вен­ный об­щак», а свя­щен­ни­ков «по­са­ди­ли» на та­кой ок­лад, что­бы к 1980 го­ду они все, кро­ме од­но­го, и то для по­ка­за по те­ле­ви­зо­ру, вы­мер­ли. Во вре­ме­на бо­го­бор­че­с­ко­го пе­ри­о­да и свя­щен­ст­во и при­хо­жа­не всё это пре­крас­но по­ни­ма­ли и «жерт­ву за грех» (за­пи­с­ки, со­ро­ко­ус­ты и го­до­вые) «да­ва­ли в ла­пу алч­ным по­пам по­ти­хонь­ку». А ес­ли бы не да­ва­ли – Цер­ковь дав­но уже пре­кра­ти­ла бы своё су­ще­ст­во­ва­ние, ибо на «од­ну зар­пла­ту» да­же са­мые рев­но­ст­ные свя­щен­ни­ки не смог­ли бы вы­жить.

В Отеч­ни­ке по это­му по­во­ду да­же есть на­гляд­ный при­мер.

Два бра­та, при­няв мо­на­ше­ст­во, со­ору­ди­ли ке­лью и ста­ли спа­сать­ся. И вот млад­ший, воз­гре­ва­е­мый рев­но­с­тью, го­во­рит стар­ше­му: «Брат, мы при­ня­ли на се­бя об­раз ан­гель­ский, по­это­му и долж­ны под­ра­жать в жиз­ни ан­ге­лам, у ко­то­рых нет соб­ст­вен­но­го жи­лья. Ос­та­вим ке­лью, пой­дём жить на ули­цу». Стар­ший был не та­ким «со­зна­тель­ным», и спать на ули­цу с млад­шим не по­шёл. В ночь уда­рил мо­роз. Не вы­дер­жав хо­ло­да, ан­гель­ское по­до­бие при­бе­жа­ло к ке­лье и ста­ло сту­чать в дверь. «Кто?» – «Это я, брат твой, я за­мёрз, пу­с­ти». «По­шёл прочь, дья­вол! – был от­вет. – Мой брат не мо­жет за­мёрз­нуть, ибо он, как ан­гел, не нуж­да­ет­ся ни в тёп­лой одеж­де, ни в тёп­лом жи­лье». И так не­ко­то­рое вре­мя «из­мы­вал­ся» над бра­том. По­том всё-та­ки пу­с­тил, ска­зав: «Ну, по­нял те­перь, чем пи­та­ют­ся куз­не­чи­ки?» И это, кста­ти, да­же са­мые без­гра­мот­ные ста­руш­ки по­ни­ма­ли, по­рою по но­чам до­став­ляя сво­им «алч­ным по­пам» за­кон­ные сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию.

От преж­ней «круж­ки» ны­не в Церк­ви ос­тал­ся толь­ко один «ка­нон» – то, что обыч­но при­но­сят из про­дук­тов для по­ми­но­ве­ния «усоп­ших».

Ког­да за­да­ёшь во­прос о «круж­ке», мно­гие не по­ни­ма­ют, о чём речь, а не­ко­то­рые го­во­рят: а на что бы тог­да вос­ста­нав­ли­ва­лись хра­мы?

А на что они вос­ста­нав­ли­ва­лись до 1961 го­да?

И что бы­ло бы, ес­ли б го­су­дар­ст­во вме­с­то 13% по­до­ход­но­го на­ло­га за­би­ра­ло всё, а всем пла­ти­ло бы оди­на­ко­вую зар­пла­ту? Ска­жем, по 10 000 руб­лей. Не важ­но – сле­сарь ты, пи­са­тель или пред­се­да­тель пра­ви­тель­ст­ва. По­нят­но, что был бы ком­му­низм, но со­сто­яв­ший из од­них пси­хов.

И, од­на­ко же, вну­т­ри цер­ков­ных стен та­кое без­за­ко­ние дав­но уже при­зна­но за нор­му.

Ны­не свя­щен­ник, ли­шён­ный за­кон­ной «круж­ки», «по­полз­нув­ший­ся по­ми­мо кас­сы» от­пе­вать или пра­вить тре­бы (в ни­же­го­род­ской епар­хии, на­при­мер, это про­ис­хо­ди­ло на од­ном из епар­хи­аль­ных со­бра­ний), вы­став­ля­ет­ся в ка­че­ст­ве во­ра, и ему пра­вя­щий ар­хи­ерей да­же гро­зит во все­ус­лы­ша­ние ли­ше­ни­ем са­на. Бо­лее то­го, в ни­же­го­род­ской епар­хии цер­ков­ный до­ход ру­ко­во­ди­тель КРГ (епар­хи­аль­ной на­ло­го­вой по­ли­ции) име­ну­ет «вла­ды­ки­ны­ми день­га­ми». Так и го­во­рит на со­бра­ни­ях бла­го­чин­ных или при «на­ез­дах» с про­вер­кой на ка­кой-ни­будь при­ход: «Вы ута­и­ли вла­ды­ки­ны день­ги». Речь идёт о так на­зы­ва­е­мых «чёр­ных кас­сах», к ко­то­рым вви­ду дра­ко­нов­ско­го на­ло­га на со­дер­жа­ние епар­хии и ду­хов­ных учи­лищ (30% от обо­ро­та, а не от при­бы­ли, за­меть­те, вме­с­то преж­них за­кон­ных 10%), вы­нуж­де­ны при­бе­гать сель­ские при­хо­ды, по­сколь­ку 30% от обо­ро­та – это, прак­ти­че­с­ки, вся при­быль. По­нят­но, что та­кой на­лог для них не­по­си­лен, вот они и «ута­и­ва­ют вла­ды­ки­ны день­ги» для то­го, что­бы ку­пить, на­при­мер, на зи­му уг­ля для хра­мо­вой ко­тель­ной, кра­с­ку для ото­пи­тель­ных труб или кров­ли, и да­же про­сто «пол­ли­т­ру», что­бы об­ко­си­ли во­круг хра­ма тра­ву…

 

Хри­с­тос та­кое усер­дие со сто­ро­ны кан­це­ляр­ской бю­ро­кра­ти­че­с­кой ма­ши­ны на­зы­ва­ет «оце­жи­ва­ни­ем ко­ма­ра». Для срав­не­ния сто­ит за­гля­нуть в Пе­чёр­ский мо­на­с­тырь в Ниж­нем Нов­го­ро­де, ка­кую там от­гро­ха­ли для пра­вя­ще­го ар­хи­ерея са­у­ну! Од­на из жен­щин, ра­бо­тав­шая на очи­ст­ке стро­и­тель­но­го му­со­ра, уви­дев, в ка­кой рос­ко­ши жи­вёт и «ку­па­ет­ся вы­со­кое мо­на­ше­ст­во», да­же пе­ре­ста­ла хо­дить в храм.

 

Да, в ка­но­нах на­пи­са­но, что епи­с­коп име­ет пра­во уп­рав­лять цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, но… толь­ко под кон­тро­лем свя­щен­ни­ков и дья­ко­нов. А у нас кто и ког­да их кон­тро­ли­ро­вал? И там же на­пи­са­но, что епи­с­коп име­ет пра­во тра­тить день­ги толь­ко на са­мое не­об­хо­ди­мое. Ни­ка­кой рос­ко­ши.

И на­до ска­зать сра­зу и че­ст­но: та­кое яв­ле­ние, как Ио­анн Крон­штадт­ский, в ны­неш­ней РПЦ, ко­то­рая ру­ко­вод­ст­ву­ет­ся в сво­ей де­я­тель­но­с­ти юри­ди­че­с­ким Ус­та­вом, про­сто не­мыс­ли­мо. От­но­си­тель­но ны­неш­не­го Ус­та­ва РПЦ при­ход – про­стое эко­но­ми­че­с­кое зве­но, а свя­щен­ни­ки – на­ём­ни­ки.

Так что при­чи­на на­па­док на Цер­ковь во­все не в об­ла­да­нии свя­щен­но­на­ча­ли­ем дви­жи­мым и не­дви­жи­мом иму­ще­ст­вом (это все­го лишь след­ст­вие), при­чи­на – в под­ме­не Бо­жь­е­го ус­та­нов­ле­ния (ка­но­ни­че­с­ко­го цер­ков­но­го ус­т­ро­е­ния) ус­та­нов­ле­ни­ем че­ло­ве­че­с­ким (ны­неш­ним Ус­та­вом РПЦ).

По ка­но­нам епи­с­коп, на­при­мер, не име­ет пра­ва пе­ре­ме­щать свя­щен­ни­ков с при­хо­да на при­ход без ос­но­ва­тель­ных на то при­чин – ка­но­ни­че­с­ких на­ру­ше­ний, без со­гла­сия на­ро­да, без же­ла­ния са­мо­го свя­щен­ни­ка, а Ус­тав РПЦ да­ёт та­кое без­за­кон­ное пра­во епи­с­ко­пам не­кой «це­ле­со­об­раз­но­с­ти ра­ди» пе­ре­ме­щать свя­щен­ст­во с ме­с­та на ме­с­то, не об­ра­щая вни­ма­ния на мне­ние на­ро­да. И ни­кто не хо­чет по­нять, что это всё рав­но, что в се­мье ра­ди не­кой при­зрач­ной «це­ле­со­об­раз­но­с­ти» по­сто­ян­но ме­нять от­цов. Но при­хо­ды не рас­по­ря­же­ни­я­ми ар­хи­ерей­ски­ми со­зи­да­ют­ся, а го­да­ми кро­пот­ли­во­го тру­да. А у нас свя­щен­ни­ков пре­вра­ти­ли во вре­мен­щи­ков и го­во­рят о ка­ком-то ду­хов­ном воз­рож­де­нии, да ещё не сты­дят­ся уп­ре­кать их в том, что они пре­вра­ща­ют­ся в про­стых «ка­ди­ло­ма­ха­те­лей».

Для на­гляд­но­с­ти по­ни­ма­ния гу­би­тель­ной прак­ти­ки этой «це­ле­со­об­раз­но­с­ти» при­ве­ду слу­чай в го­ро­де Се­мё­но­ве Ни­же­го­род­ской епар­хии.

Бу­ду­чи чле­ном ред­кол­ле­гии ни­же­го­род­ско­го ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­но­го жур­на­ла «Вер­ти­каль», я имел слу­чай ви­деть до­ку­мен­ты, ко­то­рые по­сту­пи­ли в ре­дак­цию от ни­же­го­род­ской па­ст­вы. Глав­ный ре­дак­тор тог­да на­пра­вил пись­мо и ко­пию этих до­ку­мен­тов в Мос­ков­скую Па­т­ри­ар­хию на имя Свя­тей­ше­го Па­т­ри­ар­ха Ки­рил­ла.

От­вет при­шёл не ско­ро, но всё-та­ки при­шёл за под­пи­сью игу­ме­на Сав­вы (Ту­ту­но­ва).

Преж­де чем оз­ву­чить от­вет, да­вай­те по­смо­т­рим на про­бле­му.

Вот текст пись­ма:

«Па­т­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Ру­си КИ­РИЛ­ЛУ

от па­ст­вы ни­же­го­род­ской

Ва­ше Свя­тей­ше­ст­во, бла­го­сло­ви­те!

Ва­ше Свя­тей­ше­ст­во, к Вам об­ра­ща­ет­ся па­ст­ва ни­же­го­род­ская толь­ко по­то­му, что мы не ви­дим ино­го вы­хо­да из сло­жив­шей­ся за вре­мя прав­ле­ния Ар­хи­епи­с­ко­па Ни­же­го­род­ско­го и Ар­за­мас­ско­го Ге­ор­гия си­ту­а­ции в на­шей епар­хии.

Мы край­не обес­по­ко­е­ны тем, что с на­шим мне­ни­ем со­вер­шен­но не счи­та­ет­ся пра­вя­щий ар­хи­ерей, по­сто­ян­но пе­ре­во­дя на­ших свя­щен­ни­ков с ме­с­та на ме­с­то. На­ши пись­ма с прось­ба­ми ос­та­вить на­ших свя­щен­ни­ков на при­хо­дах со­вер­шен­но иг­но­ри­ру­ют­ся. Со­зда­ёт­ся та­кое впе­чат­ле­ние, что мы ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Церк­ви не име­ем, тог­да как имен­но на на­ши тру­до­вые сред­ст­ва от­ре­с­та­в­ри­ро­ва­ны и со­дер­жат­ся мно­гие хра­мы. По­кой­ный ми­т­ро­по­лит Ни­ко­лай (Ку­те­пов) та­ко­го от­но­ше­ния к па­ст­ве ни­ког­да се­бе не поз­во­лял, к не­му мож­но бы­ло при­ехать де­ле­га­ци­ей с при­хо­да, и он все­гда вни­ма­тель­но от­но­сил­ся к прось­бам при­хо­жан. Со­вер­шен­но ина­че ве­дёт се­бя ны­неш­ний ар­хи­ерей. В ка­че­ст­ве при­ме­ра к на­ше­му об­ра­ще­нию при­ла­га­ем ко­пии пи­сем при­хо­жан, об­ще­ст­вен­но­с­ти, ру­ко­во­ди­те­лей пред­при­я­тий го­ро­да Се­мё­но­ва, с прось­бой ос­та­вить на­сто­я­те­ля един­ст­вен­но­го в го­ро­де пра­во­слав­но­го хра­ма, про­то­и­е­рея Иго­ря Иу­ди­на, со­здав­ше­го пер­вую в Ни­же­го­род­ской епар­хии пра­во­слав­ную гим­на­зию, по­чёт­но­го граж­да­ни­на г. Се­мё­но­ва, про­слу­жив­ше­го 15 лет на при­хо­де, свои прось­бы при­со­е­ди­ни­ли Гла­ва ад­ми­ни­с­т­ра­ции и гла­ва Зем­ско­го со­бра­ния, но всё это ар­хи­епи­с­коп Ге­ор­гий про­иг­но­ри­ро­вал. Отец Игорь, в ито­ге, вы­нуж­ден был пе­рей­ти в Ива­нов­скую епар­хию. И это не еди­нич­ный слу­чай. Та же ис­то­рия про­изо­ш­ла в г. Пав­ло­во, г. Ксто­во, г. Го­род­це, г. Вы­ксе, да прак­ти­че­с­ки во всех бла­го­чи­ни­ях и хра­мах Ниж­не­го Нов­го­ро­да и об­ла­с­ти. Что­бы убе­дить­ся в этом, до­ста­точ­но зай­ти на сайт Ни­же­го­род­ской епар­хии, нет хра­ма, ко­то­ро­го бы не кос­ну­лась раз­ру­ши­тель­ная, на наш взгляд, прак­ти­ка пе­ре­ме­ще­ния свя­щен­ст­ва с при­хо­да на при­ход. А ведь мно­гие свя­щен­ни­ки про­слу­жи­ли на при­хо­дах по 10, 15, 20 и бо­лее лет, за эти го­ды пре­крас­но всех сво­их при­хо­жан уз­на­ли. А те­перь что? На­сто­я­те­ля­ми и бла­го­чин­ны­ми ста­вят­ся мо­ло­день­кие, со­вер­шен­но не­о­пыт­ные в ду­хов­ной жиз­ни свя­щен­ни­ки, до­воль­но ча­с­то про­сто ка­рь­е­ри­с­ты.

Ва­ше Свя­тей­ше­ст­во, ес­ли сей­час про­ве­с­ти Епар­хи­аль­ное со­бра­ние все­го ду­хо­вен­ст­ва, и на со­бра­нии по­ста­вить во­прос о до­ве­рии кли­ра пра­вя­ще­му ар­хи­ерею и про­ве­с­ти тай­ное го­ло­со­ва­ние, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во ду­хо­вен­ст­ва вы­ра­зит не­до­ве­рие к де­я­тель­но­с­ти пра­вя­ще­го ар­хи­ерея, ко­то­рая, ка­ки­ми бы сло­ва­ми и внеш­ни­ми де­ла­ми не при­кры­ва­лась, в ито­ге на­прав­ле­на на раз­ру­ше­ние при­ход­ской жиз­ни. Ес­ли суть Церк­ви – един­ст­во жиз­ни в Бо­ге, еди­но­мыс­лие, то ни о ка­ком еди­но­мыс­лии те­перь не мо­жет быть и ре­чи.

И ещё. На­ло­ги с при­хо­дов ус­та­нов­ле­ны про­сто дра­ко­нов­ские: 30% от обо­ро­та и 2% на не­при­кос­но­вен­ный за­пас, на­коп­ле­ния ко­то­ро­го ар­хи­ерей в лю­бое вре­мя име­ет пра­во за­брать у лю­бо­го при­хо­да на нуж­ды епар­хии. Та­ким об­ра­зом, прак­ти­че­с­ки, вся при­быль по­сту­па­ет в Ни­же­го­род­ское епар­хи­аль­ное уп­рав­ле­ние. Го­род­ские при­хо­ды ещё вы­жи­ва­ют, а мно­гие сель­ские хра­мы на­хо­дят­ся в край­ней ни­ще­те: не на что ве­с­ти те­ку­щий ре­монт, со­дер­жать до­ма при­чта, не на что за­ку­пить ас­сор­ти­мент пра­во­слав­ной ли­те­ра­ту­ры, свя­щен­ст­во на­хо­дит­ся в край­не тя­жё­лом фи­нан­со­вом по­ло­же­нии.

Из од­но­го кон­ца об­ла­с­ти свя­щен­ни­ки ез­дят слу­жить в дру­гой, по­рою за три­с­та ки­ло­ме­т­ров. Те, ко­то­рые не мо­гут это­го де­лать по со­сто­я­нию здо­ро­вья, вы­во­дят­ся за штат без пра­ва слу­же­ния. Ина­че, ес­ли за­бо­лел, ты и твоя се­мья – иди по ми­ру.

На­уш­ни­че­ст­во и до­но­си­тель­ст­во раз­ви­ты, как во вре­ме­на ин­кви­зи­ции на За­па­де.

Ва­ше Свя­тей­ше­ст­во, из­ви­ни­те, но та­кая дис­кри­ми­на­ция не мо­жет счи­тать­ся не толь­ко нор­мой цер­ков­ной, но да­же граж­дан­ской жиз­ни.

И при этом ещё ве­дёт­ся речь о ка­ком-то ду­хов­ном воз­рож­де­нии!

Про­сти­те, Ва­ше Свя­тей­ше­ст­во, но мол­чать о та­ком без­за­ко­нии боль­ше нет ни­ка­ких сил. Су­дя по Ва­шей ши­ро­кой мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­с­ти, от­кры­то­с­ти ди­а­ло­га меж­ду Цер­ко­вью и об­ще­ст­вом, не хо­чет­ся ве­рить, что раз­ру­ше­ние при­ход­ской жиз­ни по­сред­ст­вом по­сто­ян­ной за­ме­ны свя­щен­ни­ков, иг­но­ри­ро­ва­ния мне­ния при­хо­жан, не­по­мер­ных на­ло­гов, по­пу­с­ти­тель­ст­во хам­ст­ву, пу­тём на­зна­че­ния не­о­пыт­ных в ду­хов­ной жиз­ни мо­ло­день­ких свя­щен­ни­ков к ру­ко­вод­ст­ву мно­го­штат­ны­ми при­хо­да­ми и бла­го­чи­ни­я­ми, без­на­ка­зан­ность бла­го­чин­ных и се­к­ре­та­ря епар­хии из-за не­воз­мож­но­с­ти по­дать на них жа­ло­бу пра­вя­ще­му Ар­хи­ерею, ут­вер­див­шись на Ни­же­го­род­ской зем­ле, ста­нет нор­мой цер­ков­ной жиз­ни.

Об­ра­ща­ем­ся к Вам, Ва­ше Свя­тей­ше­ст­во, с ве­рой и на­деж­дой, что ду­шев­ный вопль па­ст­вы ни­же­го­род­ской бу­дет ус­лы­шан».

Под пись­мом мно­же­ст­во под­пи­сей, с ад­ре­са­ми, всё как по­ло­же­но.

Сле­ду­ю­щий до­ку­мент от пе­да­го­ги­че­с­ко­го кол­лек­ти­ва пра­во­слав­ной клас­си­че­с­кой гим­на­зии.

 

«Ува­жа­е­мый Вла­ды­ка!

Пе­да­го­ги­че­с­кий кол­лек­тив пра­во­слав­ной гим­на­зии об­ра­ща­ет­ся к Вам с про­ше­ни­ем, вос­ста­но­вить в пол­но­мо­чи­ях бла­го­чин­но­го и на­сто­я­те­ля на­ше­го хра­ма, на­ше­го ду­хов­ни­ка от­ца Иго­ря Иу­ди­на. Мы ре­ши­лись про­сить Вас об этом, так как со­сто­я­ние ду­ши, в ко­то­рое нас по­вер­г­ло из­ве­с­тие о слу­чив­шем­ся, это бо­лее чем не­до­уме­ние. Ес­ли бы Вы толь­ко зна­ли, сколь­ко слёз бы­ло про­ли­то и про­ли­ва­ет­ся до сих пор по­сле это­го из­ве­с­тия, и ка­кой ре­зо­нанс сре­ди об­ще­ст­вен­но­с­ти оно по­лу­чи­ло, мы уве­ре­ны, что Вы не от­ка­за­ли бы нам. Отец Игорь для всех нас не про­сто бла­го­чин­ный, на­сто­я­тель и ду­хов­ник, наш ба­тюш­ка – это стер­жень, во­круг ко­то­ро­го и бла­го­да­ря тру­дам и уси­ли­ям ко­то­ро­го не толь­ко ра­бот­ни­ки гим­на­зии, но сот­ни взрос­лых и де­тей ста­но­вят­ся ис­тин­ны­ми хри­с­ти­а­на­ми. Всё хо­ро­шее в на­шем го­ро­де, в на­шей пра­во­слав­ной об­щи­не – это его ини­ци­а­ти­ва, его за­дум­ки и его тру­ды. На­чи­ная от вос­ста­нов­ле­ния хра­ма, со­зда­ния пра­во­слав­ной биб­ли­о­те­ки, вос­крес­ной шко­лы, про­гим­на­зии «Ма­лы­шок», ка­те­хи­за­тор­ских кур­сов, ре­гу­ляр­ных бе­сед с жи­те­ля­ми го­ро­да, ра­бо­ты сре­ди уче­ни­ков и пре­по­да­ва­те­лей об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ, клу­ба пра­во­слав­ной се­мьи, круг­ло­го­дич­но­го пра­во­слав­но­го ла­ге­ря в Дуб­ках – всё это его за­слу­га. А на­ша пра­во­слав­ная гим­на­зия? Ведь все на­ши до­сти­же­ния – с его по­да­чи, с его ини­ци­а­ти­вы. Он раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию по ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­му вос­пи­та­нию лич­но­с­ти, ко­то­рая одо­б­ре­на и взя­та за ос­но­ву ду­хов­но­го вос­пи­та­ния в гим­на­зи­ях Моск­вы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Ар­хан­гель­ска, Аба­ка­на, Ка­лу­ги и дру­гих го­ро­дов Рос­сии. Ба­тюш­ка яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем учеб­но-ме­то­ди­че­с­ко­го ком­плек­са по цер­ков­но-сла­вян­ско­му язы­ку и бла­го­че­с­тию для на­чаль­ных клас­сов, ко­то­рое ста­ло пер­вым в Рос­сии. Вы са­ми не раз мог­ли убе­дить­ся, на­сколь­ко до­б­ро­со­ве­ст­но он тру­дит­ся во сла­ву Бо­жию, не счи­та­ясь ни с чем – ни со вре­ме­нем, ни со здо­ро­вь­ем, от­да­вая все­го се­бя при­хо­жа­нам и гим­на­зии.

Та­кой же са­мо­от­да­че он учит и нас. На­ши де­ти то­му луч­шее под­тверж­де­ние. Наш ба­тюш­ка – об­ра­зо­ван­ней­ший че­ло­век, поль­зу­ю­щий­ся ува­же­ни­ем в са­мых раз­ных сло­ях на­се­ле­ния на­ше­го го­ро­да. Это он на­ла­дил до­б­рые вза­и­мо­от­но­ше­ния с ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ей рай­о­на. Ес­ли преж­де в на­шем хра­ме бы­ло про­стор­но на служ­бах, те­перь и в не­пра­зд­нич­ный день «яб­ло­ку не­где упасть», а сколь­ко мо­ло­дых се­мей с ре­бя­тиш­ка­ми ста­ли хо­дить в цер­ковь. По­да­но бо­лее со­ро­ка за­яв­ле­ний с прось­бой от­крыть пра­во­слав­ный дет­ский са­дик. И ба­тюш­ка этим за­го­рел­ся, и мы го­то­вы бы­ли даль­ше ид­ти за ним. И вдруг та­кой ни­чем не­объ­яс­ни­мый и не­о­бос­но­ван­ный, на наш взгляд, «Указ» вы­хо­дит с Ва­шей сто­ро­ны. На ос­но­ва­нии че­го уб­рать, на ос­но­ва­нии че­го от­ст­ра­нить – это про­сто не ук­ла­ды­ва­ет­ся в на­шем со­зна­нии.

Про­сти­те, но мы не мо­жем обой­ти та­кое ре­ше­ние по­кор­ным мол­ча­ни­ем. По­это­му и ос­ме­ли­лись про­сить Вас ос­та­вить нам на­ше­го до­б­ро­го па­с­ты­ря, и на­де­ем­ся на Ва­шу ми­лость и до­б­ро­сер­де­чие. По­верь­те, мы се­го­дня оси­ро­те­ли. Ра­ди Хри­с­та, сме­ни­те гнев на ми­лость».

И под­пи­си, под­пи­си, под­пи­си...

А вот ещё.

 

«Мно­го­ува­жа­е­мый Вла­ды­ка! К вам об­ра­ща­ет­ся груп­па учи­те­лей сред­ней шко­лы № 3. На­ше пись­мо про­дик­то­ва­но бо­лью и не­до­уме­ни­ем, ко­то­ры­ми ох­ва­че­ны на­ши ду­ши. Мы аб­со­лют­но уве­ре­ны, что по­доб­ные чув­ст­ва пе­ре­жи­ва­ют сот­ни го­ро­жан, по­тря­сён­ных не­по­нят­ным и не­о­жи­дан­ным, как гром сре­ди яс­но­го не­ба, от­ст­ра­не­ни­ем ува­жа­е­мо­го в го­ро­де че­ло­ве­ка, на­сто­я­те­ля на­ше­го един­ст­вен­но­го пра­во­слав­но­го хра­ма от всех его пол­но­мо­чий.

Имя про­то­и­е­рея Иго­ря Иу­ди­на ас­со­ци­и­ру­ет­ся с ог­ром­ной со­зи­да­тель­ной ра­бо­той не толь­ко по вос­ста­нов­ле­нию не­дав­но ещё раз­ру­шен­но­го и раз­граб­лен­но­го хра­ма, но и по вос­ста­нов­ле­нию в на­ших ду­шах и серд­цах ве­ры, ду­хов­ной куль­ту­ры, ут­ра­чен­ной нрав­ст­вен­но­с­ти. Ог­ром­ное же­ла­ние на­ше­го ба­тюш­ки во­влечь в свою бо­го­угод­ную де­я­тель­ность всех ок­ру­жа­ю­щих его лю­дей про­сто по­ра­жа­ет! Мы, учи­те­ля шко­лы № 3, по­зна­ко­ми­лись с от­цом Иго­рем ещё в са­мом на­ча­ле его слу­же­ния. Он сам при­шёл к нам в шко­лу и пред­ло­жил цикл бе­сед о пра­во­слав­ной куль­ту­ре для стар­ше­класс­ни­ков. Так у нас по­явил­ся фа­куль­та­тив «Ос­но­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры». Сей­час мы по­ни­ма­ем, что шко­лу на­шу отец Игорь вы­брал не слу­чай­но. Ми­к­ро­рай­он, где на­хо­дит­ся на­ша шко­ла, – ме­с­то со­ци­аль­но не­бла­го­по­луч­ное: пью­щие, ча­с­то ни­где не ра­бо­та­ю­щие взрос­лые, бро­шен­ные на про­из­вол судь­бы и по­пе­че­ние шко­лы де­ти. На­до бы­ло ви­деть, с ка­ким ис­крен­ним вни­ма­ни­ем слу­ша­ли де­ти ба­тюш­ку, как по­тя­ну­лись к не­му и серд­цем и ду­шой, с ка­ким не­тер­пе­ни­ем жда­ли каж­дой но­вой встре­чи. Не­ред­ким гос­тем был отец Игорь и на ро­ди­тель­ских со­бра­ни­ях. Имен­но его за­слу­га в том, что мно­гие из ро­ди­те­лей сов­сем по-дру­го­му ста­ли смо­т­реть на мир, на се­бя, на ве­ру, мно­гие ста­ли при­хо­жа­на­ми хра­ма, ста­ли счи­тать ба­тюш­ку сво­им ду­хов­ным на­став­ни­ком. Его энер­гия и не­ус­тан­ная со­зи­да­тель­ная ра­бо­та сни­с­ка­ли ува­же­ние и лю­бовь к не­му всех, кто ког­да-ли­бо с ним об­щал­ся. Пер­вым его ша­гом на пу­ти к ду­хов­ным зна­ни­ям де­тей бы­ло со­зда­ние вос­крес­ной шко­лы. Но глав­ным его де­ти­щем ста­ла пер­вая в об­ла­с­ти пра­во­слав­ная клас­си­че­с­кая гим­на­зия. Все в го­ро­де зна­ют, с че­го на­чи­на­лась гим­на­зия и ка­кой она ста­ла се­го­дня. Кто хоть од­наж­ды по­бы­вал там, не мог не за­ме­тить той осо­бен­ной ат­мо­сфе­ры, то­го нрав­ст­вен­но­го бла­го­род­ст­ва, ко­то­рых нет боль­ше ни в од­ной шко­ле го­ро­да. Все­го за не­сколь­ко лет гим­на­зия ста­ла цен­т­ром пе­ре­до­во­го пе­да­го­ги­че­с­ко­го опы­та не толь­ко в го­ро­де, но и об­ла­с­ти. Наш ба­тюш­ка су­мел объ­е­ди­нить всех: и при­хо­жан, и гим­на­зию, и боль­шую часть ин­тел­ли­ген­ции, пред­ста­ви­те­лей вла­с­ти – в еди­ную Се­мью.

Ко­неч­но же, нам не да­но пра­ва тре­бо­вать от Вас, Ва­ше Вы­со­ко­пре­о­с­вя­щен­ст­во, и, мо­жет быть, да­же про­сить о чём-ли­бо. Но пра­во вы­ска­зать своё мне­ние по по­во­ду сло­жив­шей­ся тра­ги­че­с­кой си­ту­а­ции вы у нас от­нять не мо­же­те. Про­сти­те нас Хри­с­та ра­ди. Ви­ди­мо, нам ос­та­ёт­ся толь­ко мо­лить Бо­га, что­бы он да­ро­вал на­ше­му до­ро­го­му ба­тюш­ке здо­ро­вья ду­шев­но­го и те­ле­сно­го, со­хра­нил его от бед и на­па­с­тей; мо­лить Гос­по­да Бо­га на­ше­го, что­бы Он дал нам всем си­лы в этом тяж­ком ис­пы­та­нии».

И под­пи­си, под­пи­си, под­пи­си…

И ко все­му это­му це­лая ки­па пи­сем от кол­лек­ти­вов фа­б­рик, за­во­дов, все­воз­мож­ных ЗАО, ООО, ОАО, ИП, Му­ни­ци­паль­ных уч­реж­де­ний, го­род­ских ап­тек, раз­ных бы­то­вых служб и да­же ме­те­о­ро­ло­ги­че­с­кой стан­ции. И вез­де од­но и то ­же: об­ра­ща­ем­ся к Ва­ше­му ми­ло­сер­дию, на­де­ем­ся на по­ни­ма­ние, хо­да­тай­ст­ву­ем, про­сим, да­же умо­ля­ем ос­та­вить нам на­ше­го до­б­ро­го па­с­ты­ря.

И да­же:

«За ак­тив­ней­шее уча­с­тие в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни рай­о­на про­то­и­е­рею Иго­рю Иу­ди­ну ре­ше­ни­ем Зем­ско­го Со­бра­ния при­сво­е­но зва­ние «По­чёт­ный граж­да­нин го­ро­да».

Ма­ло то­го! Гла­ва рай­о­на, гла­ва Зем­ско­го со­бра­ния лич­но ез­ди­ли про­сить ар­хи­ерея внять моль­бам и прось­бам об­ще­ст­вен­но­с­ти. И что же? Лёд от та­ких про­ше­ний рас­то­пил­ся бы, не то что про­стое че­ло­ве­че­с­кое серд­це. И толь­ко серд­це пра­вя­ще­го ар­хи­ерея ос­та­лось со­вер­шен­но бе­зу­ча­ст­ным.

А те­перь от­вет игу­ме­на Сав­вы (Ту­ту­но­ва) от ли­ца Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хии от 20. 09. 2011 г. № 01\6627.

 

«Глав­но­му ре­дак­то­ру жур­на­ла «Вер­ти­каль. XXI век»

В.В. Сдоб­ня­ко­ву

Ува­жа­е­мый Ва­ле­рий Вик­то­ро­вич!

Ва­ше пись­мо от 27 ию­ля 2011 го­да на имя Его Свя­тей­ше­ст­ва Свя­тей­ше­го Па­т­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си КИ­РИЛ­ЛА по­лу­че­но.

По бла­го­сло­ве­нию уп­рав­ля­ю­ще­го де­ла­ми Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хии ми­т­ро­по­ли­та Са­ран­ско­го и Мор­дов­ско­го Вар­со­но­фия со­об­щаю, что при­слан­ные Ва­ми до­ку­мен­ты, ка­са­ю­щи­е­ся про­то­и­е­рея Иго­ря Иу­ди­на, ко­то­рый уже два го­да на­хо­дит­ся в шта­те Ива­нов­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, в свя­зи с чем воз­вра­щать­ся к во­про­су о ме­с­те его слу­же­ния в Ни­же­го­род­ской епар­хии нет це­ле­со­об­раз­но­с­ти.

С ува­же­ни­ем

За­ме­с­ти­тель уп­рав­ля­ю­ще­го де­ла­ми Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хии игу­мен САВ­ВА (Ту­ту­нов)».

 

Ины­ми сло­ва­ми, Мос­ков­ская Па­т­ри­ар­хия, в ли­це игу­ме­на Сав­вы (Ту­ту­но­ва), счи­та­ет «це­ле­со­об­раз­ным» по­доб­ные без­за­ко­ния про­дол­жать. И они, ес­те­ст­вен­но, про­дол­жа­ют­ся. И о них зна­ют все. А на­род всё боль­ше и боль­ше ут­верж­да­ет­ся в не­до­ве­рии к Па­т­ри­ар­ху, в ли­це игу­ме­на Сав­вы (Ту­ту­но­ва) по­кры­ва­ю­ще­му по­доб­ные без­за­ко­ния.

Де­ло ведь не в воз­вра­ще­нии от­ца Иго­ря на при­ход, хо­тя спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди, что­бы под­нять ав­то­ри­тет Па­т­ри­ар­ха и Церк­ви, не толь­ко на­до бы вер­нуть, но и ком­пен­си­ро­вать все из­держ­ки, свя­зан­ные с при­об­ре­те­ни­ем жи­лья, пе­ре­ез­дом и так да­лее. Тем бо­лее что это во­все не еди­нич­ный слу­чай, а чёт­ко от­ла­жен­ный, раз­ру­ши­тель­ный для жиз­ни Церк­ви но­вый ме­ха­низм уп­рав­ле­ния. Цер­ков­ная дис­цип­ли­на – во­все не то, что ар­мей­ская, ког­да лю­бое при­ка­за­ние лю­бо­го са­мо­ду­ра долж­но ис­пол­нять­ся во что бы то ни ста­ло. Цер­ков­ная дис­цип­ли­на – это един­ст­во жиз­ни в Бо­ге. И ес­ли ар­хи­ерей по­пи­ра­ет ка­но­ны (от­да­ёт не­со­от­вет­ст­ву­ю­щие цер­ков­ным ка­но­нам рас­по­ря­же­ния и при­ка­зы), он сам дол­жен быть низ­верг­нут из са­на.

Вся Рос­сия, все епар­хии, весь Ин­тер­нет пол­ны раз­го­во­ров о том, что тво­рит­ся не толь­ко в ни­же­го­род­ской, но и в дру­гих епар­хи­ях этой «це­ле­со­об­раз­но­с­ти ра­ди», что ещё на­зы­ва­ет­ся «ар­хи­ерей­ским про­из­во­лом», и ког­да всё всплы­ва­ет на­ру­жу, свя­щен­ник Чап­лин вы­да­ёт это «за про­ис­ки вра­гов Церк­ви» или за не­же­ла­ние свя­щен­ст­ва «тру­дить­ся». Ему, по­хо­же, из тес­но­го ка­би­не­та вид­нее, как на­до «тру­дить­ся» на при­ход­ских про­сто­рах.

Ког­да же мы, на­ко­нец, бу­дем при­слу­ши­вать­ся к гла­су Бо­жию – гла­су на­ро­да? Нель­зя же че­рез «рек­лам­ный ящик» го­во­рить од­но, а де­лать со­вер­шен­но дру­гое. Мы при­зы­ва­ем на­род к бла­го­че­с­тию и по­ряд­ку, а са­ми по­пи­ра­ем то и дру­гое вну­т­ри Церк­ви.

 

Да­же свя­щен­ни­ки от та­кой «оте­че­с­кой» за­бо­ты не­ко­то­рых пра­вя­щих ар­хи­ере­ев кон­ча­ют жизнь са­мо­убий­ст­вом. А будь всё ка­но­ни­че­с­ки пра­виль­но ут­ро­е­но, раз­ве бы мыс­ли­мо бы­ло та­кое го­ре­ст­ное со­бы­тие – са­мо­убий­ст­во свя­щен­ни­ка? А вот у свя­щен­ни­ка Чап­ли­на по­вер­нул­ся язык ска­зать, что, мол, «свя­тые все­гда бе­га­ли вла­с­ти», а этот, мол, сма­ло­душ­ни­чал. Де­с­кать, сам ви­но­ват, а не вы­ки­нув­ший его бук­валь­но на ули­цу ар­хи­ерей.

 

Мож­но го­во­рить с ам­во­нов мно­го пра­виль­ных слов, опи­ра­ясь на ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го пи­са­ния, но то, что про­ис­хо­дит хо­тя бы в ни­же­го­род­ской епар­хии, на­гляд­но по­ка­зы­ва­ет о рас­хож­де­нии сло­ва с де­лом.

У нас ведь как?

Сто­и­ло свя­щен­ни­ку Ох­ло­бы­с­ти­ну за­явить о же­ла­нии бал­ло­ти­ро­вать­ся в пре­зи­ден­ты, и сра­зу под­ня­ла го­лос Па­т­ри­ар­хия. Он, де­с­кать, наш, толь­ко вре­мен­но за­пре­щён в слу­же­нии. А что ка­са­ет­ся со­дер­жа­ния его се­мьи – это уже к де­лу Па­т­ри­ар­хии не от­но­сит­ся. И мно­гие за­пре­щён­ные в слу­же­нии свя­щен­ни­ки, в от­ли­чие от Ох­ло­бы­с­ти­на, дей­ст­ви­тель­но вла­чат ни­щен­ское су­ще­ст­во­ва­ние. Да что там! Да­же ес­ли свя­щен­ник по со­сто­я­нию здо­ро­вья вы­шел за штат, Па­т­ри­ар­хию со­вер­шен­но не ин­те­ре­су­ет, на что он су­ще­ст­ву­ет. Ина­че, ес­ли ты за­бо­лел: «Ты и твоя се­мья да из­дох­ни с го­ло­ду».

Так что де­ло ду­хов­но­го воз­рож­де­ния не с со­зда­ния ги­гант­ской кан­це­ляр­ской ма­ши­ны на­до бы на­чи­нать, а с со­зда­ния ус­ло­вий для нор­маль­ной при­ход­ской жиз­ни на ме­с­тах. Со­зда­дим нор­маль­ные ус­ло­вия – и всё по­ти­хонь­ку нач­нёт ис­прав­лять­ся. Ког­да бу­дут свя­щен­ст­ву да­ны за­кон­ные пра­ва, по­явит­ся и ини­ци­а­ти­ва, ко­то­рую на­до вся­че­с­ки под­дер­жи­вать, а не ду­шить, как, на­при­мер, в г. Се­мё­но­ве. И по­ка та­кие бе­зо­б­ра­зия не пре­кра­тят­ся, ни­ка­кие ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ные ме­ры не по­мо­гут. По­ка не пе­ре­ста­нут из­де­вать­ся над при­ход­ским свя­щен­ст­вом и на­ро­дом (пе­ре­во­дить с ме­с­та на ме­с­то без ос­но­ва­тель­ных при­чин и же­ла­ния при­хо­жан), не вер­нут свя­щен­ст­ву за­кон­ные пра­ва (в том чис­ле и за­кон­ную «круж­ку»), ни­ка­ко­го ду­хов­но­го воз­рож­де­ния не бу­дет. Хра­мы стро­ить­ся бу­дут, а воз­рож­де­ния не бу­дет. «Учё­ные маль­чи­ки» ни­ко­го ни­че­му не на­учат и ни­ко­му ни в чём не по­мо­гут. В Церк­ви все­гда це­нил­ся толь­ко опыт. А он-то как раз и по­пи­ра­ет­ся ны­не по­сред­ст­вом без­душ­но­го цер­ков­но­го ап­па­ра­та и ар­хи­ерей­ско­го про­из­во­ла на от­дель­ных ме­с­тах.


Владимир ЧУГУНОВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования