Архив : №18-19. 11.05.2012
Нижегородский священник Владимир Чугунов бросает вызов бюрократам из РПЦ
КРИЗИС ДОВЕРИЯ
Вышедшая за пределы церковных стен распря моих собратьев по поводу законности обладания движимым и недвижимым имуществом нашего церковноначалия побудила меня высказаться по этому поводу. Не буду лукавить, всё это копилось во мне на протяжении 20 лет священнического служения. Да всё не хватало духу, да и повода для откровенного разговора. Дьякон Андрей Кураев своим ответом протоиерею Всеволоду Чаплину не только дал мне такой повод, но и вогнал в стыд, напомнив святоотеческое изречение о том, что «молчанием предаётся Бог».
 |
Михаил НЕСТЕРОВ. Святая Русь |
Разделяя мнение дьякона Кураева по поводу недопустимости подмены священником Чаплиным Евангелия, всё-таки вынужден напомнить ему хотя бы об отце Иоанне Кронштадтском, который не стеснялся принимать в подарок дорогие рясы, и даже однажды принял в подарок целый пароход. На даримые ему деньги, правда, как доподлинно известно, он построил множество церквей и монастырей, ежедневно кормил массу нищих, содержал Дом трудолюбия… Но не в этом суть, а в том, что ни у кого такое поведение (принятие денег и имущества от почитателей) тогда не вызывало никакого нарекания. Были упрёки только по поводу шёлковых ряс (мол, батюшка любит рядиться), на что отец Иоанн вынужден был даже письменно оправдываться: я не могу, примерно так отвечал он, обидеть старушку, которая своими собственными руками сшила мне эту рясу.
Так почему же не вызывало нарекания батюшкино «сребролюбие»?
Да потому, что в те благословенные времена все эти «дарения» относились к законным доходам священнослужителей и назывались «кружкой». Все до одного священника, по слову Священного писания, «питались от жертвенника», как преемники апостольского служения. Эти приношения Священное писание именует ещё «жертвой за грех». Сказано там же, что «от жертвенника имеют права питаться только священник и его семья».
Для чего это установлено?
А для того (даже боюсь озвучить), чтобы возгревалась ревность пастырей к «молитве за людей». То есть за тех, кто об этом просит. Священники, собственно, и выделены из народа для того, чтобы молиться не только о «властех», «воинстве», «мире всего мира», «благорастворении воздухов» (хорошей погоде), но и о «здавии и спасении» и «благом поспешении» (об удачном бизнесе, как бы теперь выразились) каждого просящего и нуждающегося в этом человека. Не за всё человечество вкупе, а за каждого человека поимённо – Василия, Татьяну и т. д.
Отец Иоанн Кронштадтский так прямо и говорил: «Господь дал мне послушание молиться за тех, кто просит». И скрыть такой «светильник» под кроватью или, как выражается Писание, под спудом, даже могущественным членам Святейшего Синода не удалось, и они даже возмущались, как это без их ведома, да ещё не в церковной газете, да ещё помимо цензуры, посмели напечатать статью, в которой были засвидетельствованы случаи чудес, совершённых по молитве Кронштадтского праведника.
А всё дело в том, что в церковной газете, как и теперь, они никогда бы такое не напечатали. Но, как известно, в России ничего утаить нельзя, как была она, так и осталась большой деревней, а посему слух о новом молитвеннике «за простых людей» разнёсся по всей Руси великой. И потекли толпы нуждающихся в Кронштадт. И прошу сразу заметить, не с пустыми руками. Всяк «тащил» доброму батюшке всё, что мог. И «натащили» столько, что одному век бы не изжить.
Но батюшка не пошёл по пути нынешних олигархов, не завёл, например, счетов в иностранных банках, не стал скупать движимость и недвижимость в других епархиях и за пределами своей канонической территории, не стал откладывать на чёрный день, даже квартиру отказался сменить на более удобную, не говорю уж о дачах на море или на озере Селигер, а стал всё до копейки раздавать нуждающимся и строить храмы.
В наши возрожденческие времена всех этих «приношан» давно бы уже аккуратно выстроили перед «стойкой», той самой, куда теперь «сорокоусты, годовые, заказные и простые записки подают», иначе мигом бы прекратили «сие беззаконное столпотворение», а батюшку если бы и не запретили в служении за «нарушение клятвы, данной перед Крестом и Евангелием», как любят выражаться в своих «Прещениях» некоторые архиереи, но «кормушку», ради прописанной в нынешнем Уставе РПЦ «целесообразности», отобрали бы точно, и побудили бы штатных писарей кропать на праведника доносы, что «он-де всё равно берёт потихоньку», а по нынешней церковной терминологии «утаивает владыкины деньги».
Это было бы теперь. Но тогда такого ещё не было… И «тащили и семо и овамо алчным попам» (не поверите!) аж до 1961 года, пока сообразительный Никита Сергеевич Хрущёв не оприходовал всё это в пользу строительства будущего коммунизма. И, как бы вы думали, кто его на это надоумил? Алчные попы, которые вместо того, чтобы подавать нищим, откладывали на чёрный день. Как только объявили денежную реформу, последние повезли и понесли мешками в сберкассы менять старые деньги на новые. У «властех предержащих» аж глаза на лоб полезли: «Откуда?» Они-то думали, в церковь уже никто и не ходит и ничего не несёт, а тут… И придумали то, что ныне называют «стойкой», а после нововведения длительное время именовали «хрущёвским ящиком».
Ну и что, скажут? Чай, они, попы, не мамоне, а Богу призваны служить.
Верно – Богу. Поэтому для ревнителей чужого благочестия объясняю простыми словами.
Отнять священническую кружку – это всё равно, что засадить Достоевского писать романы, а дивиденды (авторский гонорар) за него получал бы Ганичев как председатель Союза писателей России, да ещё при этом приговаривал бы, как один умник на затеянной Швыдким телевизионной передаче, что-де достаточно господину Достоевскому награды, которую он получил во время процесса писания (имеется в виду удовольствие, которое, по мнению высказавшего эту мысль умника, писатель якобы получает в процессе создания произведения).
Государство же, продолжает умник, тратило деньги на освоение господином Достоевским азбуки, стало быть, имеет полное право на его интеллектуальную собственность, а наследники – нет. А ежели хотят получить удовольствие, пускай пишут свои «преступления и наказания». И вот на таком основании Ганичев, например, стал бы присваивать в собственность Союза писателей произведения не только Достоевского, но и всех писателей «вверенного ему подразделения», а те бы довольствовались одним удовольствием во время их написания.
Ну, «умники и умницы», и что бы тогда было?
А ничего бы не было: ни литературы, ни литераторов, ни умников.
Или для ревнителей чужого благочестия и такое объяснение не понятно? Не понятно, что ради одного удовольствия даже господин Достоевский ничего бы не написал. Ну, а для «пользы ближнего», как известно, только прокламации и листовки пишут, и то, как выясняется позже, не бескорыстно, а «на деньги партии» или «заокеанских товарищей».
Так что с 1961 года «жертва за грех» потекла в «государственный общак», а священников «посадили» на такой оклад, чтобы к 1980 году они все, кроме одного, и то для показа по телевизору, вымерли. Во времена богоборческого периода и священство и прихожане всё это прекрасно понимали и «жертву за грех» (записки, сорокоусты и годовые) «давали в лапу алчным попам потихоньку». А если бы не давали – Церковь давно уже прекратила бы своё существование, ибо на «одну зарплату» даже самые ревностные священники не смогли бы выжить.
В Отечнике по этому поводу даже есть наглядный пример.
Два брата, приняв монашество, соорудили келью и стали спасаться. И вот младший, возгреваемый ревностью, говорит старшему: «Брат, мы приняли на себя образ ангельский, поэтому и должны подражать в жизни ангелам, у которых нет собственного жилья. Оставим келью, пойдём жить на улицу». Старший был не таким «сознательным», и спать на улицу с младшим не пошёл. В ночь ударил мороз. Не выдержав холода, ангельское подобие прибежало к келье и стало стучать в дверь. «Кто?» – «Это я, брат твой, я замёрз, пусти». «Пошёл прочь, дьявол! – был ответ. – Мой брат не может замёрзнуть, ибо он, как ангел, не нуждается ни в тёплой одежде, ни в тёплом жилье». И так некоторое время «измывался» над братом. Потом всё-таки пустил, сказав: «Ну, понял теперь, чем питаются кузнечики?» И это, кстати, даже самые безграмотные старушки понимали, порою по ночам доставляя своим «алчным попам» законные средства к существованию.
От прежней «кружки» ныне в Церкви остался только один «канон» – то, что обычно приносят из продуктов для поминовения «усопших».
Когда задаёшь вопрос о «кружке», многие не понимают, о чём речь, а некоторые говорят: а на что бы тогда восстанавливались храмы?
А на что они восстанавливались до 1961 года?
И что было бы, если б государство вместо 13% подоходного налога забирало всё, а всем платило бы одинаковую зарплату? Скажем, по 10 000 рублей. Не важно – слесарь ты, писатель или председатель правительства. Понятно, что был бы коммунизм, но состоявший из одних психов.
И, однако же, внутри церковных стен такое беззаконие давно уже признано за норму.
Ныне священник, лишённый законной «кружки», «поползнувшийся помимо кассы» отпевать или править требы (в нижегородской епархии, например, это происходило на одном из епархиальных собраний), выставляется в качестве вора, и ему правящий архиерей даже грозит во всеуслышание лишением сана. Более того, в нижегородской епархии церковный доход руководитель КРГ (епархиальной налоговой полиции) именует «владыкиными деньгами». Так и говорит на собраниях благочинных или при «наездах» с проверкой на какой-нибудь приход: «Вы утаили владыкины деньги». Речь идёт о так называемых «чёрных кассах», к которым ввиду драконовского налога на содержание епархии и духовных училищ (30% от оборота, а не от прибыли, заметьте, вместо прежних законных 10%), вынуждены прибегать сельские приходы, поскольку 30% от оборота – это, практически, вся прибыль. Понятно, что такой налог для них непосилен, вот они и «утаивают владыкины деньги» для того, чтобы купить, например, на зиму угля для храмовой котельной, краску для отопительных труб или кровли, и даже просто «поллитру», чтобы обкосили вокруг храма траву…
Христос такое усердие со стороны канцелярской бюрократической машины называет «оцеживанием комара». Для сравнения стоит заглянуть в Печёрский монастырь в Нижнем Новгороде, какую там отгрохали для правящего архиерея сауну! Одна из женщин, работавшая на очистке строительного мусора, увидев, в какой роскоши живёт и «купается высокое монашество», даже перестала ходить в храм.
Да, в канонах написано, что епископ имеет право управлять церковным имуществом, но… только под контролем священников и дьяконов. А у нас кто и когда их контролировал? И там же написано, что епископ имеет право тратить деньги только на самое необходимое. Никакой роскоши.
И надо сказать сразу и честно: такое явление, как Иоанн Кронштадтский, в нынешней РПЦ, которая руководствуется в своей деятельности юридическим Уставом, просто немыслимо. Относительно нынешнего Устава РПЦ приход – простое экономическое звено, а священники – наёмники.
Так что причина нападок на Церковь вовсе не в обладании священноначалием движимым и недвижимом имуществом (это всего лишь следствие), причина – в подмене Божьего установления (канонического церковного устроения) установлением человеческим (нынешним Уставом РПЦ).
По канонам епископ, например, не имеет права перемещать священников с прихода на приход без основательных на то причин – канонических нарушений, без согласия народа, без желания самого священника, а Устав РПЦ даёт такое беззаконное право епископам некой «целесообразности ради» перемещать священство с места на место, не обращая внимания на мнение народа. И никто не хочет понять, что это всё равно, что в семье ради некой призрачной «целесообразности» постоянно менять отцов. Но приходы не распоряжениями архиерейскими созидаются, а годами кропотливого труда. А у нас священников превратили во временщиков и говорят о каком-то духовном возрождении, да ещё не стыдятся упрекать их в том, что они превращаются в простых «кадиломахателей».
Для наглядности понимания губительной практики этой «целесообразности» приведу случай в городе Семёнове Нижегородской епархии.
Будучи членом редколлегии нижегородского литературно-художественного журнала «Вертикаль», я имел случай видеть документы, которые поступили в редакцию от нижегородской паствы. Главный редактор тогда направил письмо и копию этих документов в Московскую Патриархию на имя Святейшего Патриарха Кирилла.
Ответ пришёл не скоро, но всё-таки пришёл за подписью игумена Саввы (Тутунова).
Прежде чем озвучить ответ, давайте посмотрим на проблему.
Вот текст письма:
«Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ
от паствы нижегородской
Ваше Святейшество, благословите!
Ваше Святейшество, к Вам обращается паства нижегородская только потому, что мы не видим иного выхода из сложившейся за время правления Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия ситуации в нашей епархии.
Мы крайне обеспокоены тем, что с нашим мнением совершенно не считается правящий архиерей, постоянно переводя наших священников с места на место. Наши письма с просьбами оставить наших священников на приходах совершенно игнорируются. Создаётся такое впечатление, что мы никакого отношения к Церкви не имеем, тогда как именно на наши трудовые средства отреставрированы и содержатся многие храмы. Покойный митрополит Николай (Кутепов) такого отношения к пастве никогда себе не позволял, к нему можно было приехать делегацией с прихода, и он всегда внимательно относился к просьбам прихожан. Совершенно иначе ведёт себя нынешний архиерей. В качестве примера к нашему обращению прилагаем копии писем прихожан, общественности, руководителей предприятий города Семёнова, с просьбой оставить настоятеля единственного в городе православного храма, протоиерея Игоря Иудина, создавшего первую в Нижегородской епархии православную гимназию, почётного гражданина г. Семёнова, прослужившего 15 лет на приходе, свои просьбы присоединили Глава администрации и глава Земского собрания, но всё это архиепископ Георгий проигнорировал. Отец Игорь, в итоге, вынужден был перейти в Ивановскую епархию. И это не единичный случай. Та же история произошла в г. Павлово, г. Кстово, г. Городце, г. Выксе, да практически во всех благочиниях и храмах Нижнего Новгорода и области. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт Нижегородской епархии, нет храма, которого бы не коснулась разрушительная, на наш взгляд, практика перемещения священства с прихода на приход. А ведь многие священники прослужили на приходах по 10, 15, 20 и более лет, за эти годы прекрасно всех своих прихожан узнали. А теперь что? Настоятелями и благочинными ставятся молоденькие, совершенно неопытные в духовной жизни священники, довольно часто просто карьеристы.
Ваше Святейшество, если сейчас провести Епархиальное собрание всего духовенства, и на собрании поставить вопрос о доверии клира правящему архиерею и провести тайное голосование, подавляющее большинство духовенства выразит недоверие к деятельности правящего архиерея, которая, какими бы словами и внешними делами не прикрывалась, в итоге направлена на разрушение приходской жизни. Если суть Церкви – единство жизни в Боге, единомыслие, то ни о каком единомыслии теперь не может быть и речи.
И ещё. Налоги с приходов установлены просто драконовские: 30% от оборота и 2% на неприкосновенный запас, накопления которого архиерей в любое время имеет право забрать у любого прихода на нужды епархии. Таким образом, практически, вся прибыль поступает в Нижегородское епархиальное управление. Городские приходы ещё выживают, а многие сельские храмы находятся в крайней нищете: не на что вести текущий ремонт, содержать дома причта, не на что закупить ассортимент православной литературы, священство находится в крайне тяжёлом финансовом положении.
Из одного конца области священники ездят служить в другой, порою за триста километров. Те, которые не могут этого делать по состоянию здоровья, выводятся за штат без права служения. Иначе, если заболел, ты и твоя семья – иди по миру.
Наушничество и доносительство развиты, как во времена инквизиции на Западе.
Ваше Святейшество, извините, но такая дискриминация не может считаться не только нормой церковной, но даже гражданской жизни.
И при этом ещё ведётся речь о каком-то духовном возрождении!
Простите, Ваше Святейшество, но молчать о таком беззаконии больше нет никаких сил. Судя по Вашей широкой миссионерской деятельности, открытости диалога между Церковью и обществом, не хочется верить, что разрушение приходской жизни посредством постоянной замены священников, игнорирования мнения прихожан, непомерных налогов, попустительство хамству, путём назначения неопытных в духовной жизни молоденьких священников к руководству многоштатными приходами и благочиниями, безнаказанность благочинных и секретаря епархии из-за невозможности подать на них жалобу правящему Архиерею, утвердившись на Нижегородской земле, станет нормой церковной жизни.
Обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, с верой и надеждой, что душевный вопль паствы нижегородской будет услышан».
Под письмом множество подписей, с адресами, всё как положено.
Следующий документ от педагогического коллектива православной классической гимназии.
«Уважаемый Владыка!
Педагогический коллектив православной гимназии обращается к Вам с прошением, восстановить в полномочиях благочинного и настоятеля нашего храма, нашего духовника отца Игоря Иудина. Мы решились просить Вас об этом, так как состояние души, в которое нас повергло известие о случившемся, это более чем недоумение. Если бы Вы только знали, сколько слёз было пролито и проливается до сих пор после этого известия, и какой резонанс среди общественности оно получило, мы уверены, что Вы не отказали бы нам. Отец Игорь для всех нас не просто благочинный, настоятель и духовник, наш батюшка – это стержень, вокруг которого и благодаря трудам и усилиям которого не только работники гимназии, но сотни взрослых и детей становятся истинными христианами. Всё хорошее в нашем городе, в нашей православной общине – это его инициатива, его задумки и его труды. Начиная от восстановления храма, создания православной библиотеки, воскресной школы, прогимназии «Малышок», катехизаторских курсов, регулярных бесед с жителями города, работы среди учеников и преподавателей общеобразовательных школ, клуба православной семьи, круглогодичного православного лагеря в Дубках – всё это его заслуга. А наша православная гимназия? Ведь все наши достижения – с его подачи, с его инициативы. Он разработал концепцию по духовно-нравственному воспитанию личности, которая одобрена и взята за основу духовного воспитания в гимназиях Москвы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Абакана, Калуги и других городов России. Батюшка является составителем учебно-методического комплекса по церковно-славянскому языку и благочестию для начальных классов, которое стало первым в России. Вы сами не раз могли убедиться, насколько добросовестно он трудится во славу Божию, не считаясь ни с чем – ни со временем, ни со здоровьем, отдавая всего себя прихожанам и гимназии.
Такой же самоотдаче он учит и нас. Наши дети тому лучшее подтверждение. Наш батюшка – образованнейший человек, пользующийся уважением в самых разных слоях населения нашего города. Это он наладил добрые взаимоотношения с администрацией района. Если прежде в нашем храме было просторно на службах, теперь и в непраздничный день «яблоку негде упасть», а сколько молодых семей с ребятишками стали ходить в церковь. Подано более сорока заявлений с просьбой открыть православный детский садик. И батюшка этим загорелся, и мы готовы были дальше идти за ним. И вдруг такой ничем необъяснимый и необоснованный, на наш взгляд, «Указ» выходит с Вашей стороны. На основании чего убрать, на основании чего отстранить – это просто не укладывается в нашем сознании.
Простите, но мы не можем обойти такое решение покорным молчанием. Поэтому и осмелились просить Вас оставить нам нашего доброго пастыря, и надеемся на Вашу милость и добросердечие. Поверьте, мы сегодня осиротели. Ради Христа, смените гнев на милость».
И подписи, подписи, подписи...
А вот ещё.
«Многоуважаемый Владыка! К вам обращается группа учителей средней школы № 3. Наше письмо продиктовано болью и недоумением, которыми охвачены наши души. Мы абсолютно уверены, что подобные чувства переживают сотни горожан, потрясённых непонятным и неожиданным, как гром среди ясного неба, отстранением уважаемого в городе человека, настоятеля нашего единственного православного храма от всех его полномочий.
Имя протоиерея Игоря Иудина ассоциируется с огромной созидательной работой не только по восстановлению недавно ещё разрушенного и разграбленного храма, но и по восстановлению в наших душах и сердцах веры, духовной культуры, утраченной нравственности. Огромное желание нашего батюшки вовлечь в свою богоугодную деятельность всех окружающих его людей просто поражает! Мы, учителя школы № 3, познакомились с отцом Игорем ещё в самом начале его служения. Он сам пришёл к нам в школу и предложил цикл бесед о православной культуре для старшеклассников. Так у нас появился факультатив «Основы православной культуры». Сейчас мы понимаем, что школу нашу отец Игорь выбрал не случайно. Микрорайон, где находится наша школа, – место социально неблагополучное: пьющие, часто нигде не работающие взрослые, брошенные на произвол судьбы и попечение школы дети. Надо было видеть, с каким искренним вниманием слушали дети батюшку, как потянулись к нему и сердцем и душой, с каким нетерпением ждали каждой новой встречи. Нередким гостем был отец Игорь и на родительских собраниях. Именно его заслуга в том, что многие из родителей совсем по-другому стали смотреть на мир, на себя, на веру, многие стали прихожанами храма, стали считать батюшку своим духовным наставником. Его энергия и неустанная созидательная работа снискали уважение и любовь к нему всех, кто когда-либо с ним общался. Первым его шагом на пути к духовным знаниям детей было создание воскресной школы. Но главным его детищем стала первая в области православная классическая гимназия. Все в городе знают, с чего начиналась гимназия и какой она стала сегодня. Кто хоть однажды побывал там, не мог не заметить той особенной атмосферы, того нравственного благородства, которых нет больше ни в одной школе города. Всего за несколько лет гимназия стала центром передового педагогического опыта не только в городе, но и области. Наш батюшка сумел объединить всех: и прихожан, и гимназию, и большую часть интеллигенции, представителей власти – в единую Семью.
Конечно же, нам не дано права требовать от Вас, Ваше Высокопреосвященство, и, может быть, даже просить о чём-либо. Но право высказать своё мнение по поводу сложившейся трагической ситуации вы у нас отнять не можете. Простите нас Христа ради. Видимо, нам остаётся только молить Бога, чтобы он даровал нашему дорогому батюшке здоровья душевного и телесного, сохранил его от бед и напастей; молить Господа Бога нашего, чтобы Он дал нам всем силы в этом тяжком испытании».
И подписи, подписи, подписи…
И ко всему этому целая кипа писем от коллективов фабрик, заводов, всевозможных ЗАО, ООО, ОАО, ИП, Муниципальных учреждений, городских аптек, разных бытовых служб и даже метеорологической станции. И везде одно и то же: обращаемся к Вашему милосердию, надеемся на понимание, ходатайствуем, просим, даже умоляем оставить нам нашего доброго пастыря.
И даже:
«За активнейшее участие в общественной жизни района протоиерею Игорю Иудину решением Земского Собрания присвоено звание «Почётный гражданин города».
Мало того! Глава района, глава Земского собрания лично ездили просить архиерея внять мольбам и просьбам общественности. И что же? Лёд от таких прошений растопился бы, не то что простое человеческое сердце. И только сердце правящего архиерея осталось совершенно безучастным.
А теперь ответ игумена Саввы (Тутунова) от лица Московской Патриархии от 20. 09. 2011 г. № 01\6627.
«Главному редактору журнала «Вертикаль. XXI век»
В.В. Сдобнякову
Уважаемый Валерий Викторович!
Ваше письмо от 27 июля 2011 года на имя Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА получено.
По благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия сообщаю, что присланные Вами документы, касающиеся протоиерея Игоря Иудина, который уже два года находится в штате Ивановской епархии Русской Православной Церкви, в связи с чем возвращаться к вопросу о месте его служения в Нижегородской епархии нет целесообразности.
С уважением
Заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен САВВА (Тутунов)».
Иными словами, Московская Патриархия, в лице игумена Саввы (Тутунова), считает «целесообразным» подобные беззакония продолжать. И они, естественно, продолжаются. И о них знают все. А народ всё больше и больше утверждается в недоверии к Патриарху, в лице игумена Саввы (Тутунова) покрывающему подобные беззакония.
Дело ведь не в возвращении отца Игоря на приход, хотя справедливости ради, чтобы поднять авторитет Патриарха и Церкви, не только надо бы вернуть, но и компенсировать все издержки, связанные с приобретением жилья, переездом и так далее. Тем более что это вовсе не единичный случай, а чётко отлаженный, разрушительный для жизни Церкви новый механизм управления. Церковная дисциплина – вовсе не то, что армейская, когда любое приказание любого самодура должно исполняться во что бы то ни стало. Церковная дисциплина – это единство жизни в Боге. И если архиерей попирает каноны (отдаёт несоответствующие церковным канонам распоряжения и приказы), он сам должен быть низвергнут из сана.
Вся Россия, все епархии, весь Интернет полны разговоров о том, что творится не только в нижегородской, но и в других епархиях этой «целесообразности ради», что ещё называется «архиерейским произволом», и когда всё всплывает наружу, священник Чаплин выдаёт это «за происки врагов Церкви» или за нежелание священства «трудиться». Ему, похоже, из тесного кабинета виднее, как надо «трудиться» на приходских просторах.
Когда же мы, наконец, будем прислушиваться к гласу Божию – гласу народа? Нельзя же через «рекламный ящик» говорить одно, а делать совершенно другое. Мы призываем народ к благочестию и порядку, а сами попираем то и другое внутри Церкви.
Даже священники от такой «отеческой» заботы некоторых правящих архиереев кончают жизнь самоубийством. А будь всё канонически правильно утроено, разве бы мыслимо было такое горестное событие – самоубийство священника? А вот у священника Чаплина повернулся язык сказать, что, мол, «святые всегда бегали власти», а этот, мол, смалодушничал. Дескать, сам виноват, а не выкинувший его буквально на улицу архиерей.
Можно говорить с амвонов много правильных слов, опираясь на авторитет Священного писания, но то, что происходит хотя бы в нижегородской епархии, наглядно показывает о расхождении слова с делом.
У нас ведь как?
Стоило священнику Охлобыстину заявить о желании баллотироваться в президенты, и сразу подняла голос Патриархия. Он, дескать, наш, только временно запрещён в служении. А что касается содержания его семьи – это уже к делу Патриархии не относится. И многие запрещённые в служении священники, в отличие от Охлобыстина, действительно влачат нищенское существование. Да что там! Даже если священник по состоянию здоровья вышел за штат, Патриархию совершенно не интересует, на что он существует. Иначе, если ты заболел: «Ты и твоя семья да издохни с голоду».
Так что дело духовного возрождения не с создания гигантской канцелярской машины надо бы начинать, а с создания условий для нормальной приходской жизни на местах. Создадим нормальные условия – и всё потихоньку начнёт исправляться. Когда будут священству даны законные права, появится и инициатива, которую надо всячески поддерживать, а не душить, как, например, в г. Семёнове. И пока такие безобразия не прекратятся, никакие административные меры не помогут. Пока не перестанут издеваться над приходским священством и народом (переводить с места на место без основательных причин и желания прихожан), не вернут священству законные права (в том числе и законную «кружку»), никакого духовного возрождения не будет. Храмы строиться будут, а возрождения не будет. «Учёные мальчики» никого ничему не научат и никому ни в чём не помогут. В Церкви всегда ценился только опыт. А он-то как раз и попирается ныне посредством бездушного церковного аппарата и архиерейского произвола на отдельных местах.
Владимир ЧУГУНОВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД