Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 11.05.2012

Критика качества и качественная критика

В по­след­нем (и пер­вом в этом го­ду) но­ме­ре по­эти­че­с­ко­го жур­на­ла «Ари­он» вы­шла ста­тья Ле­о­ни­да Ко­с­тю­ко­ва о том, что та­кое по­эзия и как её кри­ти­ко­вать. Хо­тя ни­че­го осо­бен­но но­во­го и не­о­жи­дан­но­го Ко­с­тю­ков не сде­лал: как сто­ял на по­зи­ци­ях пла­мен­но­го по­стак­ме­из­ма, так на них и ос­та­ёт­ся, ста­тья по­лу­чи­ла мас­су рез­ких от­кли­ков.

Идеи Ко­с­тю­ко­ва в каж­дом от­дель­ном те­зи­се уяз­ви­мы. Он го­во­рит: кри­тик не ве­рит в по­эзию, «ес­ли в ка­че­ст­ве удач­ных ци­тат при­во­дит афо­риз­мы» – да по­че­му не ве­рит, по­че­му афо­риз­мы обя­за­тель­но долж­ны по­ме­шать «ве­ре», и в чём она – ве­ра, соб­ст­вен­но, за­клю­ча­ет­ся? С пе­реч­нем при­ёмов, яко­бы сви­де­тель­ст­ву­ю­щих о не­ве­рии кри­ти­ка в по­эзию, вы­ра­зи­ла не­со­гла­сие по­эт и кри­тик Еле­на Гор­ш­ко­ва (о ста­тье Ко­с­тю­ко­ва она пи­шет в сво­ём ЖЖ).

Как при­мер от­сут­ст­вия вер­си­фи­ка­тор­ско­го ма­с­тер­ст­ва Ко­с­тю­ков при­во­дит сти­хо­тво­ре­ние Оку­д­жа­вы, что вы­зы­ва­ет воз­му­ще­ние (впол­не спра­вед­ли­вое) Ра­фа­э­ля Шу­с­те­ро­ви­ча: Оку­д­жа­ва ра­бо­тал с фор­мой сти­ха, и ра­бо­тал ма­с­тер­ски (Шу­с­те­ро­вич так­же от­клик­нул­ся на ста­тью в ЖЖ).

По­ми­мо при­ёмов и при­ме­ров, не­го­до­ва­ние вы­зы­ва­ли и ме­та­фо­ры Ко­с­тю­ко­ва, в пер­вую оче­редь та же «ве­ра в по­эзию»: что это во­об­ще та­кое, что, те­перь мо­лить­ся на книж­ки? «Ве­ра в по­эзию» – слиш­ком па­фос­но зву­чит, но ви­деть в ме­та­фо­рах Ко­с­тю­ко­ва про­яв­ле­ние «ан­ти­ра­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­ко­го трен­да», да ещё ста­вить ав­то­ра «Ари­о­на» в один ряд с «Чап­лин­ско-Ку­ра­ев­ской по­пов­щи­ной» (хо­ро­шо хоть не с за­хват­чи­ка­ми-бе­ло­эми­г­ран­та­ми. – Ю.У.) – это слиш­ком. Меж тем, и «ан­ти­ра­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кий тренд», и «по­пов­щи­на» – ци­та­ты: так пи­шет о зло­сча­ст­ной ста­тье, ме­шая шер­ша­вый язык ком­му­ни­с­ти­че­с­кой про­па­ган­ды с язы­ком пост­со­вет­ско­го гла­му­ра, Дми­т­рий Кузь­мин (ра­зу­ме­ет­ся, в сво­ём ЖЖ).

Кузь­мин не прав: взгля­ды Ко­с­тю­ко­ва мож­но из­ло­жить и впол­не ра­ци­о­наль­но, не апел­ли­руя к выс­шим си­лам. Ве­щи, пред­ме­ты и идеи име­ют ка­че­ст­вен­ные и ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки, сти­хи и ли­те­ра­ту­ра – не ис­клю­че­ние. У сти­хов то­же есть ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки – метр, ритм, риф­ма, об­ра­зы, да­же лич­ность ав­то­ра, его пси­хи­че­с­кие бо­лез­ни, ре­ли­ги­оз­ные или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния, тя­жё­лое дет­ст­во и т.д. Ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки срав­ни­тель­но лег­ко оп­ре­де­ля­ют­ся: мож­но по­счи­тать, сколь­ко сло­гов в стро­ке, на ка­кие уда­ре­ние па­да­ет, на ка­кие нет, мож­но уз­нать о том, где и как че­ло­век жи­вёт, с ка­ки­ми пи­са­те­ля­ми об­ща­ет­ся, ус­та­но­вить, что мо­ти­вы его твор­че­ст­ва свя­за­ны с те­ми-то и те­ми-то об­сто­я­тель­ст­ва­ми. Но по­ми­мо ко­ли­че­ст­вен­ных по­ка­за­те­лей есть и соб­ст­вен­но ка­че­ст­вен­ный – при­над­леж­ность или не­при­над­леж­ность про­из­ве­де­ния ли­те­ра­ту­ре. И с ко­ли­че­ст­вен­ны­ми ха­рак­те­ри­с­ти­ка­ми – этот край­не важ­ный по­ка­за­тель свя­зан весь­ма опо­сре­до­ван­но.

Каж­дый год ты­ся­чи че­ло­век кон­ча­ют жизнь са­мо­убий­ст­вом, и мно­гие из них пи­шут сти­хи, но Ма­я­ков­ский всё же один. Мил­ли­о­ны лю­дей боль­ны эпи­леп­си­ей, но сре­ди них нет но­во­го До­сто­ев­ско­го. Вла­де­ние ме­т­ром или ка­ки­ми-то вер­си­фи­ка­тор­ски­ми на­вы­ка­ми не де­ла­ет че­ло­ве­ка по­этом: ху­до-бед­но рас­ста­вить сло­ва в стол­бик мо­жет и школь­ник, его про­из­ве­де­ние от это­го не ста­но­вит­ся ли­те­ра­ту­рой, рав­но как и на­обо­рот: от­сут­ст­вие ме­т­ра или риф­мы не де­ла­ет про­из­ве­де­ние не ли­те­ра­ту­рой (впро­чем, это сей­час ни­ко­му объ­яс­нять не нуж­но). Аб­со­лю­ти­за­ция вер­си­фи­ка­тор­ст­ва мо­жет быть да­же ко­мич­на: ког­да Сер­гей Есе­нин го­во­рит Ман­дель­ш­та­му: «Вы – не по­эт, у вас риф­мы от­гла­голь­ные» – это за­бав­но – ра­зу­ме­ет­ся, Ман­дель­ш­там не про­сто по­эт, а ве­ли­кий по­эт, не­смо­т­ря на от­гла­голь­ные риф­мы.

Ка­че­ст­во ин­ту­и­тив­но оче­вид­но: вот это хо­ро­шо – это мне нра­вит­ся, а это не нра­вит­ся – пло­хо, но вот по­че­му это хо­ро­шо – слож­но вы­ра­зить. Нель­зя же ска­зать: хо­ро­шо, по­то­му что риф­мы не от­гла­голь­ные. С точ­ки зре­ния при­выч­но­го чи­с­то фор­маль­но­го «ко­ли­че­ст­вен­но­го под­хо­да» – прак­ти­че­с­ки лю­бое дей­ст­ви­тель­но ин­те­рес­ное, но­вое про­из­ве­де­ние бу­дет на­пи­са­но пло­хо: раз оно но­во, у не­го нет или поч­ти нет пред­ше­ст­вен­ни­ков, в нём не ис­поль­зу­ют­ся при­выч­ные при­ёмы, и во­об­ще, что это за га­дость. Кри­тик все­гда ра­бо­та­ет с ус­та­рев­шим ин­ст­ру­мен­та­ри­ем, здесь ни­че­го не по­де­ла­ешь. Как с точ­ки зре­ния че­ло­ве­ка, свык­ше­го­ся со стро­гой ме­т­ри­че­с­кой по­эзи­ей, вы­гля­де­ли сти­хи Уит­ме­на? – как рёв ка­ко­го-то ди­ка­ря, кни­гу ко­то­ро­го да­же в ру­ки брать бо­яз­но. Сти­хи Хлеб­ни­ко­ва ка­за­лись со­чи­не­ни­я­ми иди­о­та, не толь­ко про­фа­нам, но да­же ве­ли­ко­му Хо­да­се­ви­чу (кста­ти, Хо­да­се­вич не по­ни­мал и тек­с­тов За­бо­лоц­ко­го). Что­бы объ­яс­нить по­эзию рус­ско­го ку­бо­фу­ту­риз­ма, по­на­до­би­лись ко­лос­саль­ные уси­лия фор­ма­ли­с­тов, по су­ти, пе­ре­соз­дав­ших ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние за­но­во. Фор­ма­ли­с­ты про­воз­гла­ша­ли гла­вен­ст­во фор­мы, это так, но ес­ли бы Шклов­ский не счи­тал фу­ту­ри­с­тов пи­са­те­ля­ми, не ощу­щал, что они де­ла­ют имен­но ли­те­ра­ту­ру, что это хо­ро­шо, он бы о них не на­пи­сал и стро­ки.

Ка­че­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние – про­из­ве­де­ние ли­те­ра­ту­ры долж­но быть имен­но та­ким, ка­кое оно есть, со все­ми от­ступ­ле­ни­я­ми от при­выч­ных об­ра­зов и тем, но как объ­яс­нить, что это имен­но при­знак ка­че­ст­ва (ну ес­ли толь­ко не про­воз­гла­шать лю­бое но­ва­тор­ст­во бо­го­вдох­но­вен­ным)? Слож­ность за­да­чи про­во­ци­ру­ет от­ка­зать­ся от раз­го­во­ра о ка­че­ст­ве во­об­ще. Это удоб­но: кри­тик, не го­во­ря­щий о ка­че­ст­ве, не за­де­ва­ет ни­чьих ин­те­ре­сов, ни с кем не ссо­рит­ся. Мож­но ведь, и изу­чая ку­сок на­во­за, про­сле­дить его ис­то­ри­че­с­кий путь и на­пи­сать: «сия ле­пёш­ка воз­ник­ла из бла­го­уха­ю­щих трав, по­сле дли­тель­ной фер­мен­та­ции и про­цес­сов ана­бо­лиз­ма и ка­та­бо­лиз­ма». За­яв­ле­ние бу­дет чи­с­той прав­дой, хо­тя в нём не бу­дет и на­мё­ка на то, что мы го­во­рим о на­во­зе. От­каз от об­суж­де­ния ка­че­ст­ва ли­те­ра­ту­ры так же лег­ко пре­вра­ща­ет кри­ти­ку в рек­ла­му со­чи­не­ний все­воз­мож­ных гра­фо­ма­нов, как и от­каз от об­суж­де­ния фор­маль­но­го ма­с­тер­ст­ва. Кузь­мин вро­де бы опа­са­ет­ся имен­но это­го – по­яв­ле­ния та­кой апо­ло­ге­ти­че­с­ки на­ст­ро­ен­ной к гра­фо­ма­нии и без­гра­мот­ной кри­ти­ки.

Од­на­ко к дей­ст­ви­тель­но­му смыс­лу ста­тьи воз­ра­же­ния Кузь­ми­на от­но­сят­ся весь­ма ма­ло, по­ла­гаю, глав­ный те­зис её – не­об­хо­ди­мость оцен­ки и об­суж­де­ния ка­че­ст­ва ли­те­ра­ту­ры, да­же ес­ли у кри­ти­ка нет уже го­то­вых фор­маль­ных – «ко­ли­че­ст­вен­ных» кри­те­ри­ев, поз­во­ля­ю­щих это ка­че­ст­во оце­нить объ­ек­тив­но. И здесь, мне ка­жет­ся, Ко­с­тю­ков прав, во вся­ком слу­чае, счи­тать, что, по­счи­тав за­пя­тые и уда­ре­ния, мы мо­жем объ­ек­тив­но оце­нить зна­че­ние и ка­че­ст­во лю­бо­го про­из­ве­де­ния, бы­ло бы слиш­ком боль­шой са­мо­на­де­ян­но­с­тью.


Юрий УГОЛЬНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования