Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 11.05.2012

За белых или за красных?

Сюжетные правды у авторов этих книг, смахивающих на социальные памфлеты, вполне узнаваемы. Налицо извечная борьба государства с индивидом в особо изощрённых формах. И хотя советская тема уже отыграна во всех жанрово-стилистических регистрах и на порядочном расстоянии от мест боевой и политической славы, но предание сие свежо. Словно дежурный винегрет в стиле «Старых песен о главном».

 

 



В ан­ти­уто­пии Оль­ги Слав­ни­ко­вой «Лёг­кая го­ло­ва» к бе­зо­бид­но­му сто­лич­но­му рек­ла­ми­с­ту, слов­но в ста­рые не­до­б­рые вре­ме­на, яв­ля­ют­ся два аген­та и тре­бу­ют за­ст­ре­лить­ся. Ибо го­ло­ва у на­ше­го ге­роя осо­бая, и ес­ли не по­жерт­во­вать ею, то при­чин­но-след­ст­вен­ные свя­зи – цу­на­ми, кли­ма­ти­че­с­кие сдви­ги – бу­дут раз­ви­вать­ся в край­не не­же­ла­тель­ную сто­ро­ну. И в од­но­ча­сье пух­лый пар­ниш­ка ро­дом из ма­ло­рос­сий­ской глу­бин­ки ста­но­вит­ся ви­нов­ным во всех ка­та­ст­ро­фах и те­рак­тах. Да­лее уже пе­ре­ста­ёшь сле­дить за фан­та­с­ма­го­ри­ей сю­же­та, све­ряя де­та­ли опаль­но­го бы­та ге­роя с бук­ва­рём ре­прес­сий – слеж­ка, прес­синг род­ных, кля­у­зы на ра­бо­ту. Ес­ли не знать ис­то­рии со­вет­ско­го тер­ро­ра, то всё про­ис­хо­дя­щее мо­жет по­ка­зать­ся ми­с­те­ри­ей, и по­это­му «Лёг­кую го­ло­ву» нель­зя раз­би­рать ис­клю­чи­тель­но по ме­то­дам ли­те­ра­ту­ры. Ведь чем даль­ше по сю­же­ту, тем ак­ту­аль­нее ста­но­вит­ся ста­лин­ская ар­ха­и­ка, ове­ва­е­мая све­жим ве­тер­ком пу­тин­ско­го ре­жи­ма. И хо­тел бы­ло ге­рой наш по­сра­мить на­след­ни­ков ту­пых боль­ше­ви­ков, «ко­то­рые, вме­с­то то­го что­бы грох­нуть не­до­мер­ка Ста­ли­на, гур­том та­щи­лись в ла­ге­ря», да вы­шла квар­тир­ная скло­ка с уча­с­ти­ем пуб­ли­ки. Ста­ри­ки из пи­ке­тов бро­са­ют в ге­роя гни­лые по­ми­до­ры, ак­ку­рат­но по­став­ля­е­мые до­бле­ст­ны­ми че­ки­с­та­ми, а мо­ло­дые, ус­пев­шие глот­нуть сво­бо­ды при Ель­ци­не, ув­ле­чён­но пи­шут: «Наш на­род мож­но оби­рать, и топ­тать, и глот­ки за­ты­кать. Но на­ро­ду на­до, что­бы кто-то вре­мя от вре­ме­ни жерт­во­вал для не­го жиз­нью». Уга­дай­те с пер­во­го ра­за, ко­му при­дёт­ся жерт­во­вать.

Ро­ман «Жизнь Су­ха­но­ва в сно­ви­де­ни­ях» эми­г­рант­ки Оль­ги Гру­ши­ной, пе­ре­ве­дён­ный на три­над­цать язы­ков, так­же сто­ит рас­сма­т­ри­вать в кон­тек­с­те мод­ных ре­флек­сий на те­му безъ­я­зыч­ной эпо­хи бреж­нев­ско­го за­стоя. Кни­га рас­счи­та­на не толь­ко на ску­по ос­ве­дом­лён­но­го, но в пер­вую оче­редь – на ин­те­ре­су­ю­ще­го­ся со­вет­ским про­шлым чи­та­те­ля. Лю­бя­ще­го Дми­т­рия Бы­ко­ва или вы­ше­упо­мя­ну­тую Оль­гу Слав­ни­ко­ву. Са­ма ав­тор «ше­де­в­ра иро­ни­че­с­ко­го сюр­ре­а­лиз­ма, пол­но­го во­ис­ти­ну го­го­лев­ско­го юмо­ра», как уточ­ня­ет «The New York Times», при­зна­ёт­ся, что это не ис­то­ри­че­с­кий ро­ман о Рос­сии, а прит­ча о жиз­нен­ном вы­бо­ре твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка. Чте­ние, бе­зус­лов­но, при­ят­ное – слов­но чай с ко­нь­яч­ком на тёп­лой кух­не в квар­ти­ре по ули­це Бе­лин­ско­го, в серд­це ста­рой Моск­вы. Кро­ме неё, у глав­но­го ге­роя – ре­дак­тор­ст­во в глав­ном жур­на­ле со­вет­ских ху­дож­ни­ков и жизнь, втис­ну­тая в три с по­ло­ви­ной столб­ца хоть и мел­ко­го шриф­та, но в «Боль­шой Со­вет­ской эн­цик­ло­пе­дии». И не­уди­ви­тель­но, что во сне и на­яву, как в од­но­имён­ном филь­ме Ро­ма­на Ба­ла­я­на, он ле­та­ет то в своё дет­ст­во, то в бо­лее даль­нюю ис­то­рию Ро­ди­ны. И вро­де бы пе­ре­ст­рой­ка не за го­ра­ми, а так­же ус­ко­ре­ние и про­чие рас­кры­тия ар­хи­вов, и же­на-кра­са­ви­ца, и де­ти в бу­ду­щем дип­ло­мат и жур­на­ли­ст­ка, а с ми­ни­с­т­ра­ми он во­об­ще за­па­ни­бра­та, да толь­ко бьёт­ся жил­ка на се­де­ю­щем ви­с­ке, пред­ве­щая то ли пу­лю в лоб, то ли ин­фаркт че­рез па­ру де­сят­ков стра­ниц.

Но­вый ро­ман пе­тер­бург­ско­го ав­то­ра по име­ни Фигль-Мигль – это бо­лее изы­с­кан­ная смесь пра­зд­ной бол­тов­ни и вос­крес­ной ана­ли­ти­ки на те­му «стра­ну раз­ва­ли­ли, га­ды». И глав­ное в по­доб­ной, сти­ли­с­ти­че­с­ки вы­чур­ной про­зе – не де­тек­тив­ный стер­жень (в подъ­ез­де сво­е­го до­ма убит ре­дак­тор мод­но­го жур­на­ла, а в шко­ле, где пре­по­да­ёт из­ве­ст­ный ки­но­кри­тик, по­гиб­ла, упав на ле­ст­ни­це, за­вуч), а то, что, пар­дон, на не­го на­ни­за­но. То есть, мно­го-мно­го при­ят­ных вос­по­ми­на­ний о филь­мах, ко­то­рые мы лю­бим, но не всё в них по­ни­ма­ем.

Да раз­ве толь­ко в ки­но? На­при­мер, о жиз­ни луч­ше всех в этой кни­ге рас­ска­жет так­са по име­ни Кор­ней, раз­мы­ш­ля­ю­щая, от­че­го «как-то, уж не знаю как, раз­го­во­ры пре­вра­ти­лись в во­пли, шут­ки – в из­дёв­ки, про­ст­ран­ст­ва – в ту­пи­ки, а се­мей­ная жизнь всем вста­ла по­пе­рёк жо­пы». Впро­чем, один из пер­со­на­жей ро­ма­на всё-та­ки от­кры­ва­ет за­ве­су «по­ли­фо­ни­че­с­кой» ав­тор­ской при­дум­ки, рас­ска­зы­вая, как в дет­ст­ве он зво­нил на за­вет­ный но­мер и по­па­дал в от­кры­тый ко­с­мос те­ле­фон­ных раз­го­во­ров. Жад­но вслу­ши­ва­ясь в ноч­ной эфир, раз­ли­чая лю­би­мые го­ло­са и из­ред­ка по­да­вая реп­ли­ки из убе­жи­ща сво­ей тай­ной бо­лез­ни.

То же са­мое в струк­ту­ре са­мо­го ро­ма­на. Вна­ча­ле пе­ред на­ми бес­связ­ный по­ток мо­но­ло­гов раз­лич­ных ком­му­наль­ных эк­зо­тов, рас­суж­да­ю­щих по те­ле­фо­ну о лю­би­мом ки­не­ма­то­гра­фе. Хо­тя, ка­кие там филь­мы у школь­ни­ков на­ча­ла 80-х, на­де­юсь, по­мни­те? Пра­виль­но, оса­та­нев­шая в ча­де не­ре­а­ли­зо­ван­но­го ли­би­до «ду­ша со­вет­ско­го школь­ни­ка се­ре­ди­ны вось­ми­де­ся­тых все­це­ло и, бе­зус­лов­но, бы­ла на сто­ро­не бе­лых», и не­уди­ви­тель­но, что ге­рой-ки­но­кри­тик «в се­ре­ди­не де­вя­но­с­тых ока­зал­ся на сто­ро­не от­ри­ну­то­го и оп­лё­ван­но­го Со­вет­ско­го Со­ю­за». И по­се­му вся ро­ман­ная ком­па­ра­ти­ви­с­ти­ка сво­дит­ся к то­му, что «гол­ли­вуд­ско­му ки­но свой­ст­ве­нен бо­д­ря­щий иди­о­тизм, а ев­ро­пей­ско­му – уны­лый». А дру­го­го ки­но у них для нас дав­но уже нет. 


Оль­га Слав­ни­ко­ва. Лёг­кая го­ло­ва. – СПб.: Аст, Ас­т­рель, 2011.

Оль­га Гру­ши­на. Жизнь Су­ха­но­ва в сно­ви­де­ни­ях. – М.: Экс­мо, 2011.

Фигль-Мигль. Ты так лю­бишь эти филь­мы. – СПб.: Лим­бус Пресс, 2011.



Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования