Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 01.06.2012

Есть ли выход из пессимизма?

Я са­ма пес­си­мист, граж­да­не (как го­во­рит­ся, пес­си­мист – это хо­ро­шо ин­фор­ми­ро­ван­ный оп­ти­мист). По­ни­маю, что с пес­си­миз­мом ча­с­то свя­за­ны ле­ность и не­уда­чи, – как опу­с­ка­ешь ру­ки, так и сто­ишь на ме­с­те... По­это­му ро­ман Вла­ди­ми­ра По­са­жен­ни­ко­ва «Пес­си­ми­с­ты, не­удач­ни­ки и без­дель­ни­ки» от­кры­ва­ла со сме­шан­ным чув­ст­вом: что он мне при­не­сёт – за­ряд бо­д­ро­с­ти или усу­губ­ле­ние пес­си­миз­ма?..

Кни­га Вла­ди­ми­ра По­са­жен­ни­ко­ва лю­бо­пыт­на как ли­те­ра­тур­ный про­ект, ав­тор ко­то­ро­го при­ме­ря­ет на се­бя чу­жую «шку­ру». Вла­ди­мир По­са­жен­ни­ков – че­ло­век не из пес­си­ми­с­тов по жиз­ни. Све­де­ния о нём из­ло­же­ны в ан­но­та­ции к кни­ге. Из неё я с поч­ти­тель­ным удив­ле­ни­ем уз­на­ла, что дан­ный «но­ви­чок» в ли­те­ра­ту­ре – боль­шой до­ка в биз­не­се и ла­у­ре­ат не­сколь­ких вид­ных на­град в об­ла­с­ти тор­гов­ли. Ины­ми сло­ва­ми, в лич­ной би­о­гра­фии это­го ав­то­ра не бы­ло ме­с­та пес­си­миз­му. От­ку­да же он мог под­слу­шать (ци­ти­рую ан­но­та­цию) «Раз­го­во­ры оби­жен­ных, об­ма­ну­тых, ос­кор­б­лён­ных жиз­нью ге­ро­ев его ро­ма­на… В жиз­ни они про­из­но­сят­ся всё ча­ще, их ав­то­ры ста­но­вят­ся всё бо­лее не­тер­пи­мы­ми, а их ад­ре­са­ты – всё бо­лее кон­крет­ны­ми»?..

Да, кон­кре­ти­ки в ро­ма­не мно­го. Преж­ний пре­зи­дент Рос­сии и Вла­ди­мир Пу­тин ни­как не за­ши­ф­ро­ва­ны. Да и пред­вы­бор­ная су­е­та (ро­ман пи­сал­ся ле­том 2011 го­да) от­ра­же­на до­воль­но ядо­ви­то (и те­ми са­мы­ми раз­го­во­ра­ми, и ав­тор­ским тек­с­том). Сло­вом, Вла­ди­мир По­са­жен­ни­ков сде­лал поч­ти всё для то­го, что­бы его пер­вый ро­ман ква­ли­фи­ци­ро­вал­ся кри­ти­ка­ми как по­ли­ти­че­с­кий. А по­ли­ти­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра… как бы по­мяг­че… это не столь­ко ли­те­ра­ту­ра, сколь­ко иде­о­ло­гия.

К сча­с­тью, ро­ман «Пес­си­ми­с­ты» по­ли­ти­че­с­кий не сов­сем. В нём есть «про­све­ты», сле­дуя по ко­то­рым, при­хо­дишь к вы­во­ду, что всё же глав­ной те­мой и су­тью за­мыс­ла этой кни­ги был ду­хов­ный и нрав­ст­вен­ный рост ге­ро­ев. Это сво­е­го ро­да по­со­бие по пре­одо­ле­нию пес­си­миз­ма. Прав­да, в то, что лю­ди спо­соб­ны вы­рвать­ся из объ­я­тий пес­си­миз­ма са­мо­сто­я­тель­но, Вла­ди­мир По­са­жен­ни­ков не ве­рит. Его ге­ро­ям – ра­зо­рив­ше­му­ся биз­не­с­ме­ну Фё­до­ру и па­то­ло­го­а­на­то­му «ши­ро­ко­го про­фи­ля» Са­не, так­же быв­ше­му юри­с­ту и без­ра­бот­но­му, – во­лей ав­то­ра (или Выс­шей си­лы?) вру­че­ны мо­раль­ные «под­пор­ки». Это и ми­с­ти­че­с­кая за­вяз­ка сю­же­та с «жи­вым» и де­я­тель­ным плю­ше­вым зай­цем, из­ряд­но на­пу­гав­шим пья­ных друж­ков, – боль­ше он не по­явит­ся до по­след­ней стра­ни­цы ро­ма­на. Это и яв­ле­ние Бо­жь­е­го стран­ни­ка Ко­ли (дру­зья, ра­зо­брав­шись, что к че­му, ок­ре­с­ти­ли его «Ве­ст­ни­ком»). Иду­щие за до­бав­кой дру­зья по­до­б­ра­ли на ули­це уди­ви­тель­но­го че­ло­ве­ка – гряз­но­го, обо­рван­но­го, но с над­пи­ся­ми на лох­мо­ть­ях: «Все­мо­гу­щий» (на кеп­ке) и «Спас…тель» (на ро­бе). Ко­неч­но же, по­том не­до­ста­ю­щая бук­ва пред­ста­ла Фё­до­ру и Са­не во всей кра­се: Ко­ля – Спа­си­тель, зна­ю­щий все их тай­ны, вла­де­ю­щий их дет­ски­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и воз­звав­ший к то­му че­ло­ве­че­с­ко­му и силь­но­му, что в их ду­шах ос­та­лось. Он оту­чил му­жи­ков ква­сить по-чёр­но­му и на­ста­вил их на тот путь ис­тин­ный, ко­то­рый, мед­лен­но, но вер­но, при­вёл их к «де­ло­вой» эва­ку­а­ции в Эс­то­нию. Это сим­во­ли­зи­ру­ет на­ча­ло но­вой жиз­ни для дру­зей. По­ка­за­те­лен ди­а­лог, ко­то­рый они ве­дут меж со­бой в пер­вые дни в Тал­ли­не:

«– Федь, мы же не из-за кол­ба­сы с сы­ром за­те­я­ли этот пе­ре­езд? – спро­сил Са­ня.

– Не мы его за­те­я­ли, Са­нёк, не мы, – ска­зал Фё­дор. – Так вы­шло, что там, где мы рос­ли, мы ста­ли не нуж­ны, и всё кон­чи­лось бы очень пло­хо, при этом на гла­зах на­ших жён и де­тей, что вдвой­не па­с­куд­но. А то, что лю­ди пы­та­ют­ся что-то ме­нять, пе­ре­ез­жая с ме­с­та на ме­с­то, это нор­маль­но. Здесь всё за­ви­сит от нас, там же – от об­сто­я­тельств».

Имен­но здесь, рас­па­ко­вав из ба­га­жа зло­по­луч­но­го зай­ца, они чи­та­ют на его фут­бол­ке над­пись по-эс­тон­ски: «моя ро­ди­на Эс­то­ния, на­шед­ше­му ме­ня сроч­но вер­нуть до­мой», – и Са­ня по­ни­ма­ет, что за­яц их в Эс­то­нию и «при­вёл». Ну, и Ко­ля по­ста­рал­ся…

Ес­ли ус­ма­т­ри­вать в этом ро­ма­не толь­ко по­ли­ти­че­с­кий смысл, то он по­лу­ча­ет­ся во­все не па­т­ри­о­тич­ным. Ес­ли же сов­ме­с­тить ус­та­нов­ку Фё­до­ра, что на­до жить там, где всё за­ви­сит от те­бя, с на­зва­ни­ем се­рии, – то вы­хо­дит во­об­ще при­зыв всё бро­сать и рвать в эми­г­ра­цию (он «под­дер­жи­ва­ет­ся» умо­за­клю­че­ни­я­ми пер­со­на­жей). От это­го на­ка­ты­ва­ет но­вая вол­на пес­си­миз­ма: а что там де­лать, а как ты там при­го­дишь­ся, ес­ли не пред­при­ни­ма­тель и не юрист?.. Да и во­об­ще: фи­нал-то у ро­ма­на – от­кры­тый! Что бу­дет с при­яте­ля­ми за­в­т­ра, не зна­ет (ли­бо не го­во­рит) и сам Вла­ди­мир По­са­жен­ни­ков…

По­это­му я бы от­ри­ну­ла «по­ли­ти­че­с­кую» со­став­ля­ю­щую ро­ма­на и со­сре­до­то­чи­лась на ли­те­ра­тур­ной ча­с­ти. На мой взгляд, у неё есть два… не то что­бы не­до­стат­ка, но – слож­но­с­ти, за­труд­ня­ю­щие чте­ние.

Ро­ман не ди­на­ми­чен. В нём прак­ти­че­с­ки нет «жи­во­го» дей­ст­вия, вер­ша­ще­го­ся на гла­зах чи­та­те­ля и во­вле­ка­ю­ще­го его ос­т­рее в про­цесс со­пе­ре­жи­ва­ния ге­ро­ям. Все со­бы­тия в нём – и тра­ги­че­с­кие, и ко­ми­че­с­кие, и тра­ги­ко­ми­че­с­кие – ре­т­ро­спек­тив­ны. Кро­ме вы­ез­да дру­зей за ру­беж, не­спеш­но­го, рас­тя­нув­ше­го­ся на все две­с­ти пять­де­сят стра­ниц ро­ма­на. Есть ещё сно­ви­де­ния ге­ро­ев. То­же не пря­мые дей­ст­вия. Ро­ман пе­ре­на­сы­щен раз­го­во­ра­ми. Фак­ти­че­с­ки – это ро­ман-ди­а­лог. Отя­го­щён­ный за­тяж­ны­ми вну­т­рен­ни­ми мо­но­ло­га­ми. Не удер­жусь и по­пе­няю пи­са­те­лю за ха­рак­тер­ные для не­го длин­ные слож­но­со­чи­нён­ные пред­ло­же­ния (не ци­ти­рую – ме­с­то эко­ном­лю).

Всё это – от­сут­ст­вие «бой­ко­с­ти» в из­ло­же­нии, ди­на­ми­ки в сю­же­те, оби­лие от­ступ­ле­ний, хро­ни­ка ра­бо­ты мыс­ли, мно­же­ст­во ло­ги­че­с­ких вы­во­дов, свя­зан­ных с ис­то­ри­че­с­ки­ми ли­бо мен­таль­ны­ми пред­по­сыл­ка­ми, – суть при­зна­ки ро­ма­на фи­ло­соф­ско­го. Это – ли­те­ра­ту­ра, пря­мо ска­жу, на лю­би­те­ля (ус­лы­шать чу­жое мне­ние, пред­ло­жить своё, по­спо­рить в уме, по­сом­не­вать­ся, по­ис­кать глу­бо­кий смысл и ве­ли­кую сер­мяж­ную прав­ду – то бишь на пес­си­ми­с­та). За­ряд бо­д­ро­с­ти? По­жа­луй, вряд ли. Вы­ход есть, но не здесь…

Да, «Пес­си­ми­с­ты…» – очень свое­вре­мен­ная кни­га. От че­го и гру­ст­но.


Вла­ди­мир По­са­жен­ни­ков. Пес­си­ми­с­ты, не­удач­ни­ки и без­дель­ни­ки. – М.: Вре­мя, 2012. – 256 с. – (Се­рия «Са­мое вре­мя!»).



Елена САФРОНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования