Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 06.07.2012

Не хватает смысла

 Два от­кры­тия

Мос­ков­ский меж­ду­на­род­ный ки­но­фе­с­ти­валь, трид­цать чет­вёр­тый по счё­ту, сде­лал два от­кры­тия, при­су­див две пер­вых пре­мии двум де­бю­тан­там. В ос­нов­ном кон­кур­се по­бе­дил ан­г­лий­ский фильм «От­бро­сы» ре­жис­сё­ра Тиндж Криш­нан. В кон­кур­се до­ку­мен­таль­ных филь­мов Ге­ор­гия по­лу­чил фильм швед­ско­го ре­жис­сё­ра Ма­ли­ка Бен­д­жел­лу­ла «В по­ис­ках Шу­гар­ме­на».

Нач­нём с то­го, что по­пы­та­ем­ся вы­яс­нить, что за гра­ни­цей нын­че в мо­де.

У них в Ан­г­лии, на­при­мер, очень мно­го при­ез­жих с юж­ных стран. Ну, прям как у нас. Глав­ный ге­рой филь­ма «От­бро­сы» от­став­ной сол­дат Фрэнк, оди­но­кий ал­ко­го­лик, под­вер­жен­ный при­сту­пам то­с­ки и тре­во­ги, от пост­трав­ма­ти­че­с­ко­го стрес­со­во­го рас­ст­рой­ст­ва. Его иг­ра­ет ве­ли­ко­леп­ный ак­тёр Эд­ди Мар­сан. Он слу­жил в бес­по­кой­ном Оль­сте­ре, и его взвод, во­рвав­шись в дом бо­е­ви­ка, по не­о­сто­рож­но­с­ти за­мо­чил всю се­мью. Он ме­ст­ный. У не­го есть день­ги на кре­дит­ке, квар­ти­ра. Жизнь обес­пе­че­на. Не хва­та­ет толь­ко ма­ло­го – смыс­ла. Он ша­та­ет­ся по го­ро­ду бес­цель­но и то ли стре­мясь ис­ку­пить ком­плекс ви­ны, то ли что­бы про­сто скра­сить оди­но­че­ст­во, впу­с­ка­ет в свой дом смуг­ло­ко­жую, без­дом­ную де­вуш­ку-под­ро­ст­ка Лин­нет. Он пре­до­став­ля­ет ей от­дель­ную ком­на­ту со всей об­ста­нов­кой. Сна­ча­ла мы ду­ма­ем, что он это де­ла­ет не­бес­ко­ры­ст­но и бу­дет тре­бо­вать с неё пла­ту «на­ту­рой». Но всё ока­зы­ва­ет­ся на­мно­го слож­нее и за­кол­до­ван­ней. Он от­но­сит­ся к ней, как к на­сто­я­щей до­че­ри. Те­перь у не­го есть о ком за­бо­тить­ся. Он по­ку­па­ет Лин­нет в ма­га­зи­нах раз­ные иг­руш­ки, сла­до­сти. И по­лу­ча­ет ог­ром­ное удо­воль­ст­вие, ког­да про­дав­цы рас­спра­ши­ва­ют его, ко­му он это по­ку­па­ет. «Для до­че­ри»,– от­ве­ча­ет Фрэнк. И рас­ска­зы­ва­ет, ка­кая у не­го за­ме­ча­тель­ная дочь.

Дочь, дей­ст­ви­тель­но, за­ме­ча­тель­ная. Она сра­зу же при­во­дит к се­бе сво­е­го друж­ка, и они за­ни­ма­ют­ся на узень­кой де­ви­чь­ей по­стель­ке та­ким бур­ным сек­сом, что дро­жит весь дом. По­том друг при­гла­ша­ет сво­их друж­ков, они же и по­дель­ни­ки, по­то­му что тор­гу­ют нар­ко­ти­ка­ми и ору­жи­ем, и дом от­став­но­го сол­да­та пре­вра­ща­ет­ся в на­сто­я­щий вер­теп раз­бой­ни­ков. И в кон­це кон­цов роб­ко­го и за­стен­чи­во­го хо­зя­и­на за­пу­ги­ва­ют и вы­го­ня­ют из соб­ст­вен­но­го до­ма.

По­хо­же, что эта прит­ча – про­ро­че­ст­во.

В ки­но­зал, где по­ка­зы­ва­ли до­ку­мен­таль­ный фильм «В по­ис­ках Шу­гар­ме­на», я за­гля­нул бук­валь­но на не­сколь­ко ми­нут. Про­сто из лю­бо­пыт­ст­ва. Ме­ня жда­ли дру­гие де­ла, дру­гие филь­мы... Но за­был обо всех сво­их де­лах, за­был обо всём на све­те, на­столь­ко по­тря­са­ю­щая ис­то­рия бы­ла рас­ска­за­на ре­жис­сё­ром и ав­то­ром сце­на­рия Ма­ли­ком Бен­д­жел­лу­ла.

70-е го­ды про­шло­го ве­ка, ЮАР, апар­те­ид, то­та­ли­та­ризм, стра­на от­ре­за­на от все­го ми­ра. (Ну, сов­сем как у нас.) Кто-то слу­чай­но при­во­зит из Аме­ри­ки ви­ни­ло­вый диск ка­ко­го-то пев­ца. Пес­ни нра­вят­ся, они на­хо­дят от­клик. Это пес­ни со­ци­аль­но­го про­те­с­та. Эта пла­с­тин­ка ко­пи­ру­ет­ся мил­ли­о­ны раз. Рас­хо­дит­ся в пи­рат­ских ко­пи­ях, маг­ни­то­фон­ных лен­тах. И уже вся 40-мил­ли­он­ная стра­на по­ёт эти пес­ни. Они ста­но­вят­ся на­ци­о­наль­ным гим­ном про­те­с­та. Они во­оду­шев­ля­ют бор­цов за сво­бо­ду. На­ко­нец дик­та­ту­ра па­да­ет… А вот ав­то­ра пе­сен ни­кто не зна­ет. И тог­да жур­на­ли­с­ты на­чи­на­ют по­ис­ки не­из­ве­ст­но­го пев­ца. У них в ру­ках толь­ко пла­с­тин­ка с его фо­то­гра­фи­ей и его имя – Ро­д­ри­гес. Они счи­та­ли, что он так же зна­ме­нит во всём ми­ре, как «Рол­линг сто­унс», но ока­зы­ва­ет­ся, что его ни­кто не зна­ет.

Де­тек­тив­ная ис­то­рия. Най­ти Ро­д­ри­ге­са ока­за­лось сов­сем не про­сто. Да­же в зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щих фир­мах, вы­пу­с­тив­ших его пла­с­тин­ки, ни­кто не по­мнил о нём. На­ко­нец, о чу­до, бла­го­да­ря сча­ст­ли­вой слу­чай­но­с­ти, Ро­д­ри­гес най­ден. Ока­за­лось, что это 70-лет­ний ла­ти­нос, жи­ву­щий на ок­ра­и­не Де­т­рой­та, вы­пу­с­тив­ший в ран­ней юно­с­ти две пла­с­тин­ки, ко­то­рые с шу­мом про­ва­ли­лись. Он за­бро­сил му­зы­ку, стал ра­бо­тать на строй­ке и рас­тить де­тей. Ему и во сне не ви­де­лось, что в ЮАР он – на­ци­о­наль­ный ге­рой.

Имея та­кой сю­жет, сде­лать пло­хую кар­ти­ну труд­но. За­слу­га ре­жис­сё­ра здесь в том, что он, уже зная ко­нец ис­то­рии, так за­кру­тил ин­три­гу, слов­но сам уча­ст­во­вал в по­ис­ках Ро­д­ри­ге­са, и ре­зуль­тат по­ис­ка был ещё не­пред­ска­зу­ем и без­на­дё­жен.

 

За­кат Ев­ро­пы

«Ве­ге­та­ри­а­нец-лю­до­ед» – хор­ват­ско­го ре­жис­сё­ра Бран­ко Шмид­та – шо­ки­ру­ю­щий фильм. Пе­ред ним мерк­нут лю­бые «ужа­с­ти­ки». Все эти фан­та­с­ти­че­с­кие ужа­сы с «чу­жи­ми», «охот­ни­ка­ми», вам­пи­ра­ми и про­чей не­чи­с­тью ка­жут­ся про­сто кар­тон­ны­ми по срав­не­нию с од­ним днём ре­аль­ной хор­ват­ской ги­не­ко­ло­ги­че­с­кой кли­ни­ки. Род­дом, как из­ве­ст­но, дол­жен по­мо­гать в ро­дах, а здесь мы ви­дим бес­ко­неч­ный кон­вей­ер убийств, то есть абор­тов. Толь­ко од­ной, ум­ст­вен­но от­ста­лой де­вуш­ке ко­мис­сия по эти­ке раз­ре­ши­ла здесь ро­дить. Та­кой чу­до­вищ­ный об­раз со­зда­ёт фильм. Об­ще­ст­во, ко­то­рое са­мо се­бя ис­треб­ля­ет, бе­зо вся­ких войн, на­ше­ст­вий, по­то­пов, зем­ле­тря­се­ний и эпи­де­мий, не име­ет бу­ду­ще­го. Здесь эпи­де­мия дру­го­го ро­да, она по­ра­жа­ет ду­ши. Ба­цил­лы без­нрав­ст­вен­но­с­ти, ви­ру­сы без­бо­жия за­ра­зи­ли все слои об­ще­ст­ва. Об­раз, со­здан­ный филь­мом, вста­ёт пе­ред гла­за­ми во весь рост и по­тря­са­ет сво­ей ре­аль­но­с­тью. Это чу­до­ви­ще не с дру­гой пла­не­ты, его со­здал сам че­ло­век. И сам че­ло­век и есть это чу­до­ви­ще.

Кадр из фильма «Вегетарианец-людоед»
Кадр из фильма «Вегетарианец-людоед»

В филь­ме есть та­кие ка­д­ры, ко­то­рые шо­ки­ру­ют да­же че­ло­ве­ка со сталь­ны­ми нер­ва­ми. На­ту­ра­ли­с­ти­че­с­ки по­ка­за­но, как де­ла­ет­ся аборт, как из чре­ва жен­щи­ны щип­ца­ми вы­ре­за­ют­ся ош­мёт­ки пло­да. А по­том на круп­ном пла­не – ок­ро­вав­лен­ные сгу­ст­ки пло­ти, ко­то­рые ока­зы­ва­ют­ся кро­хот­ны­ми – раз­ме­ром со спич­ку – руч­ка­ми, нож­ка­ми не­рож­дён­но­го, но уже рас­чле­нён­но­го че­ло­веч­ка.

Глав­ный ге­рой филь­ма – врач-ги­не­ко­лог Дан­ко Ба­бич, ко­то­рый ис­сле­до­ван ав­то­ра­ми по всем че­ло­ве­че­с­ким па­ра­ме­т­рам: в ра­бо­те, от­ды­хе, люб­ви, сре­ди дру­зей.

Люб­ви как та­ко­вой у это­го пер­со­на­жа не мо­жет быть, за­то есть по­хоть. Че­ло­век – жи­вот­ное, с мощ­ным тор­сом, же­лез­ным здо­ро­вь­ем. Но кра­си­вая мо­ло­день­кая прак­ти­кант­ка от­ка­зы­ва­ет ему в люб­ви, а ког­да он про­яв­ля­ет на­стой­чи­вость – ещё и бьёт его по ще­ке. За это она мо­мен­таль­но бу­дет на­ка­за­на. Во вре­мя об­хо­да он как стар­ший врач изо­щ­рён­но уни­жа­ет её пе­ред всей кли­ни­кой.

Это мо­мен­ты пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го пла­на, в даль­ней­шем же мы по­гру­жа­ем­ся всё глуб­же в мир кри­ми­на­ла. В эту ог­ром­ную, ос­на­щён­ную всем со­вре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем кли­ни­ку су­ще­ст­ву­ет оче­редь, и Дан­ко бе­рёт взят­ки с тех, кто хочет из­бе­жать этой оче­ре­ди. И взя­точ­ни­ка сов­сем не­про­сто вы­ве­с­ти на чи­с­тую во­ду. У не­го есть кры­ша в по­ли­ции, его по­дель­ник и друг вы­со­ко­по­с­тав­лен­ный по­ли­цей­ский сра­зу со­об­ща­ет ему, ес­ли по­лу­че­но за­яв­ле­ние, за­ве­де­но «де­ло». И тог­да они лег­ко об­хо­дят за­кон.

При том, что Дан­ко врач са­мо­го вы­со­ко­го со­вре­мен­но­го уров­ня, он ма­ло за­бо­тит­ся о боль­ных. Они ему сов­сем не­ин­те­рес­ны. По­это­му ме­ди­цин­ские ошиб­ки по­сто­ян­но пре­сле­ду­ют его. При­ни­мая ро­ды, он ос­тав­ля­ет па­ци­ент­ку ис­те­кать кро­вью. Она уми­ра­ет. И толь­ко под­куп па­то­ло­го­а­на­то­ма, де­ла­ю­ще­го фаль­ши­вое за­клю­че­ние о при­чи­не смер­ти, спа­сёт его от су­да.

Де­нег ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не хва­та­ет. Дан­ко лю­бит но­вые мо­де­ли ма­шин, ос­т­рые муж­ские раз­вле­че­ния, бой­цов­ских со­бак. И он вхо­дит в со­гла­ше­ние с на­сто­я­щи­ми ганг­сте­ра­ми, со­дер­жа­те­ля­ми не­ле­галь­но­го пуб­лич­но­го до­ма, и де­ла­ет абор­ты про­сти­тут­кам. Про­сти­тут­ки – не­ле­гал­ки, в ос­нов­ном из Ук­ра­и­ны и Рос­сии. Ког­да служ­ба по не­ле­галь­ной эми­г­ра­ции на­чи­на­ет рас­кру­чи­вать это де­ло, Дан­ко дей­ст­ву­ет уже как на­сто­я­щий взлом­щик, про­ни­кая в ар­хив и унич­то­жая ме­ди­цин­ские кар­точ­ки про­шед­ших че­рез его ру­ки про­сти­ту­ток. Мы уз­на­ём длин­ный спи­сок фа­ми­лий этих про­сти­ту­ток. Сплошь рус­ские. Нерв­ный сме­шок про­бе­га­ет по за­лу, ког­да сре­ди них встре­ча­ет­ся фа­ми­лия из­ве­ст­ной рус­ской тен­ни­си­ст­ки. А та про­сти­тут­ка, ко­то­рая «рас­пу­с­ти­ла язык», най­де­на на пу­с­ты­ре за­би­той до смер­ти.

Ре­не Би­то­ра­яц – ак­тёр, иг­ра­ю­щий глав­ную роль, – ри­су­ет нам сво­е­го ге­роя как на­сто­я­ще­го су­пер­ме­на. Он умён, ат­ле­ти­че­с­ки сло­жён, сле­дит за сво­им здо­ро­вь­ем – ве­ге­та­ри­а­нец, что нын­че в мо­де. И му­ки со­ве­с­ти ему знакомы. Он от­да­ёт се­бе от­чёт в том, что де­ла­ет. И де­ло не в том, что он пло­хой без­нрав­ст­вен­ный че­ло­век. Са­мо об­ще­ст­во тол­ка­ет его на скольз­кий путь. Все его дру­зья, а как по­том вы­яс­нит­ся, и во­об­ще все муж­чи­ны, счи­та­ют сво­им дол­гом иметь не толь­ко се­мью, но и лю­бов­ни­цу. И лю­бов­ни­ца не долж­на ро­жать. Да­же ес­ли у лю­бов­ни­цы нет ни­ка­ких ви­дов на же­на­то­го муж­чи­ну, да­же ес­ли у неё это по­след­ний шанс, – ро­дить она не долж­на. И да­же ес­ли Дан­ко Ба­бич, уже ото­шед­ший от тём­ных дел, уже став­ший ди­рек­то­ром кли­ни­ки, все­ми си­ла­ми со­про­тив­ля­ет­ся и не хо­чет быть ору­ди­ем смер­ти, ему это не уда­ёт­ся. Жен­щи­на не долж­на ро­дить. Это при­го­вор. И би­е­ни­ем серд­ца уже се­ми­ме­сяч­но­го пло­да, пол­но­стью сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся че­ло­веч­ка, пред­наз­на­чен­но­го под нож, за­кан­чи­ва­ет­ся этот фильм.

«Я был од­ним из не­мно­гих, кто на­де­ял­ся, что по­сле рас­па­да Юго­сла­вии на­ша стра­на бу­дет стра­ной сво­бо­ды и бла­го­со­сто­я­ния. К со­жа­ле­нию, зло, ко­то­рое су­ще­ст­во­ва­ло, – кор­руп­ция, на­ци­о­на­лизм, не­о­фа­шизм – всё вы­ли­лось на­ру­жу с го­раз­до боль­шей си­лой, чем мы мог­ли пред­ста­вить. У ме­ня по­яви­лось чув­ст­во гне­ва и про­те­с­та, и я на­шёл еди­но­мы­ш­лен­ни­ка в ро­ма­нах Иво Ба­ле­но­ви­ча», – го­во­рил Бран­ко Шмидт на пресс-кон­фе­рен­ции. (Пре­ды­ду­щий его фильм «Ме­та­ста­зы» то­же снят по ро­ма­ну это­го пи­са­те­ля.)

Съём­ки кар­ти­ны про­хо­ди­ли не в де­ко­ра­ци­ях или в сту­дии, а в ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щей кли­ни­ке. По мне­нию Шмид­та, съём­ки в ау­тен­тич­ных ус­ло­ви­ях спо­соб­ст­во­ва­ли обо­ст­рён­ной ре­ак­ции об­ще­ст­ва на кар­ти­ну. Кста­ти, фильм сни­мал­ся все­го 22 дня. Это, ко­неч­но, не ре­корд, хо­тя бли­зок к это­му, но, не­со­мнен­но, по­двиг.

 

Сен­са­ции

Бы­ла на фе­с­ти­ва­ле и сен­са­ция. Как же без это­го! По­ка­за­ли не­мец­кий фильм 1940 го­да «Ев­рей Зюсс». Да­же бо­юсь рас­ска­зы­вать об этом. Это тот са­мый фильм, ко­то­рый вос­пла­ме­нил серд­ца нем­цев не­на­ви­с­тью к ев­ре­ям. О пре­вос­ход­ст­ве сво­ей на­ции они уже дав­но бы­ли на­слы­ша­ны. Но что­бы на эмо­ци­о­наль­ном уров­не не­на­ви­деть дру­гих, это­го ещё не бы­ло. Вот и по­на­до­бил­ся та­кой фильм. Этот фильм ни­ког­да у нас не по­ка­зывали. Его ко­пия хра­нит­ся в ка­ком-то тай­ном ме­с­те. От­ве­чать за по­каз это­го филь­ма Ни­ки­та Ми­хал­ков ка­те­го­ри­че­с­ки от­ка­зал­ся. На не­го и так всех со­бак ве­ша­ют, ещё это­го не хва­та­ло. Ко­ро­че, при­вез­ли фильм в бро­не­ви­ке под боль­шой ох­ра­ной. По­ка­за­ли один раз. И опять увез­ли. Не ска­жу, ку­да, да я и сам не знаю.

Фильм был по­ка­зан не слу­чай­но, а в рам­ках ре­т­ро­спек­ти­вы не­мец­ко­го ки­но. «Не­мец­кое ки­но. От де­ся­ти­ле­тия к де­ся­ти­ле­тию» – впол­не не­вин­ное на­зва­ние. И как про­пу­с­тить це­лое де­ся­ти­ле­тие, слов­но в 1940-х го­дах в Гер­ма­нии ни­че­го не сни­ма­лось. Очень да­же сни­ма­лось. И весь­ма по­учи­тель­но по­смо­т­реть на это.

Я рас­ска­жу о филь­ме пре­дель­но крат­ко. Но не при­зна­юсь, смо­т­рел ли я его сам или нет. Ес­ли и смо­т­рел, то с за­кры­ты­ми гла­за­ми. Это ис­то­ри­че­с­кая, ко­с­тю­ми­ро­ван­ная ме­ло­дра­ма, бью­щая по нер­вам и эмо­ци­ям. Хи­т­рый и ам­би­ци­оз­ный, с от­тал­ки­ва­ю­щей внеш­но­с­тью, ев­рей Зюсс Оп­пен­гей­мер (од­но­фа­ми­лец со­зда­те­ля атом­ной бом­бы) ус­т­ра­и­ва­ет­ся фи­нан­со­вым со­вет­ни­ком гер­цо­га Вюр­тем­берг­ско­го. Он обе­ща­ет ко­ры­с­то­лю­би­во­му гер­цо­гу не­смет­ные бо­гат­ст­ва. И дей­ст­ви­тель­но, бо­гат­ст­ва те­кут в каз­ну, по­то­му что на жи­те­лей на­ло­же­ны тя­жё­лые по­да­ти. Зюсс до­би­ва­ет­ся, что­бы гер­цог снял за­прет на про­жи­ва­ние в Вюр­тем­бер­ге ев­ре­ев. И его со­ро­ди­чи ус­т­рем­ля­ют­ся в го­род, уве­ли­чи­вая гнёт ко­рен­но­го на­се­ле­ния. Ну а в до­вер­ше­ние это­го он на­си­лу­ет юную и не­по­роч­ную нем­ку, а по­том ис­тя­за­ет её же­ни­ха и от­ца. В об­щем, жуть и кош­мар. Пред­став­ляю, как это по­дей­ст­во­ва­ло на обы­ва­те­лей в 19 40-м го­ду. Слё­зы тек­ли ре­кой, серд­ца го­ре­ли пра­вед­ным гне­вом. Ну, ко­нец филь­ма ясен. Гер­цог вне­зап­но уми­ра­ет. Зюс­са за все его пре­ступ­ле­ния при­го­ва­ри­ва­ют к смерт­ной каз­ни. А ев­ре­ев вновь вы­дво­ря­ют из го­ро­да.

Слов­но в от­ме­ст­ку это­му филь­му в ре­т­ро­спек­ти­ве «Ма­гия Лю­би­ча» бы­ла по­ка­за­на умо­по­мра­чи­тель­но смеш­ная ко­ме­дия 1942 го­да клас­си­ка ми­ро­во­го ки­но Эрн­ста Лю­би­ча «Быть или не быть». В ок­ку­пи­ро­ван­ной Поль­ше труп­па те­а­т­ра ос­та­ёт­ся без ра­бо­ты. Ре­пер­ту­ар не­под­хо­дя­щий. Ос­та­ёт­ся иг­рать толь­ко Гам­ле­та. Но кто же знал, что на­ча­ло мо­но­ло­га «быть или не быть» ока­за­лось па­ро­лем. Ак­тё­ры на­хо­дят при­ме­не­ние сво­им спо­соб­но­с­тям, они вклю­ча­ют­ся в со­про­тив­ле­ние. Глав­ным их ору­жи­ем ста­но­вят­ся на­клад­ные бо­ро­ды и усы. И бе­зум­но смеш­но, как за­гри­ми­ро­ван­но­му под Гит­ле­ра ак­тё­ру на­ци­с­ты воз­да­ют по­че­с­ти. Зал ис­те­ри­че­с­ки хо­хо­тал. И я вме­с­те со все­ми. Эту ко­ме­дию я точ­но смо­т­рел. Се­го­дня та­кие ко­ме­дии де­лать, увы, ра­зу­чи­лись.


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования