Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 27.07.2012

Двуличие

 Жалкая судьба несостоявшегося мессии

 

13 ию­ля 2012 го­да в га­зе­те «Вят­ский край» по­яви­лась ста­тья пи­са­те­ля Вла­ди­ми­ра Кру­пи­на, по­свя­щён­ная пе­ре­име­но­ва­ни­ям улиц в на­шем го­ро­де, под по­ш­лым на­зва­ни­ем «Се­го­дня на Кла­ре, за­в­т­ра на Ро­зе…». Ни­че­го, кро­ме не­до­уме­ния, та­кие пи­са­ния вы­звать не мо­гут. В этой ста­тье Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич, по­хо­дя, об­лил гря­зью Ро­зу Люк­сем­бург, Кар­ла Либкнех­та, Кла­ру Цет­кин, А.М. Горь­ко­го и да­же… Алек­сан­д­ра Ива­но­ви­ча Гер­це­на, чей 200-лет­ний юби­лей в этом го­ду от­ме­ча­ет весь мир. От­ку­да-то он взял, что Ро­за Люк­сем­бург бы­ла тер­ро­ри­ст­кой, чем об­на­ру­жил се­бя «зна­то­ком» ис­то­ри­че­с­ких би­о­гра­фий ре­во­лю­ци­о­не­ров. Что­бы бы­ло по­нят­но, ка­ким прин­ци­пи­аль­ным че­ло­ве­ком бы­ла за­ме­ча­тель­ная ре­во­лю­ци­о­нер­ка Ро­за Люк­сем­бург, при­ве­ду од­ну ци­та­ту.

«Вот что от­крыл в да­лё­кой се­вер­ной глу­бин­ке пи­са­тель Лев Ни­ко­ла­е­вич Смо­лен­цев. В чер­дач­ных ар­хи­вах опыт­ной сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной стан­ции близ ста­ро­го рус­ско­го се­ла Усть-Циль­ма он на­шёл ста­рый жур­нал. В жур­на­ле бы­ла вклей­ка из ка­ко­го-то не­мец­ко­го жур­на­ла с фо­то­гра­фи­ей Ро­зы Люк­сем­бург. Это бы­ла ста­тья Ро­зы Люк­сем­бург «Дик­та­ту­ра и де­мо­кра­тия». «Боль­ше­ви­ки свер­ну­ли с пу­ти, шты­ка­ми ра­зо­гнав 9 ян­ва­ря 1918 го­да Уч­ре­ди­тель­ное со­бра­ние». «Ле­нин и Троц­кий до то­го воз­ве­ща­ли: «Мы ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот пред­став­ля­ем спа­се­ни­ем для Уч­ре­ди­тель­но­го со­бра­ния, как и во­об­ще спа­се­ни­ем ре­во­лю­ции!» «И вот их пер­вый шаг – раз­гон Уч­ре­ди­тель­но­го со­бра­ния и за­яв­ле­ние Троц­ко­го, что ре­во­лю­ции вред­но и ги­бель­но лю­бое на­род­ное пред­ста­ви­тель­ст­во, ос­но­ван­ное на все­об­щих на­род­ных вы­бо­рах». «Жизнь го­су­дар­ст­ва с ог­ра­ни­чен­ной пуб­лич­ной сво­бо­дой имен­но по­то­му так скуд­на, так жал­ка, схе­ма­тич­на и бес­плод­на, что ис­клю­че­ни­ем де­мо­кра­тии на­род­ных масс за­кры­ва­ют­ся жиз­нен­ные ис­точ­ни­ки ду­хов­но­го бо­гат­ст­ва и про­грес­са». «Да­же бо­лее то­го: дик­та­ту­ра гор­ст­ки по­ли­ти­ков не­ми­ну­е­мо при­ве­дёт к оди­ча­нию об­ще­ст­вен­ной жиз­ни – к по­ку­ше­ни­ям, тер­ро­ру, мас­со­во­му за­лож­ни­че­ст­ву и рас­ст­ре­лам ина­ко­мыс­лия». Ста­тью «Дик­та­ту­ра и де­мо­кра­тия» Ро­за на­пи­са­ла, на­хо­дясь в тюрь­ме, уз­нав о раз­го­не боль­ше­ви­ка­ми Уч­ре­ди­тель­но­го со­бра­ния. Ос­во­бож­дён­ная в 1918 го­ду, она опуб­ли­ко­ва­ла её в га­зе­те «Ро­те фа­нэ». Пи­са­тель Смо­лен­цев пи­шет: «Яс­но­ви­ди­ца Ре­во­лю­ции не про­сто осу­ди­ла, она под­вер­г­ла Ле­ни­на и Троц­ко­го рез­кой кри­ти­ке. Ро­за пре­ду­преж­да­ла: «Дик­та­ту­ра дю­жи­ны пар­тий­ных вож­дей, пусть и вы­да­ю­щих­ся, вы­су­шит жизнь в Со­ве­тах до сле­по­го урод­ст­ва. Се­го­дня в Рос­сии нет да­же дик­та­ту­ры ра­бо­че­го клас­са, а есть дик­тат кли­ки – гор­ст­ки пар­тий­ных вож­дей». Та­кой уви­де­ла пер­вую Стра­ну Со­ве­тов Ро­за Люк­сем­бург. Вож­ди ре­во­лю­ции не про­сти­ли это­го. Ста­тья ста­ла ей при­го­во­ром. Ро­зу Люк­сем­бург, на­зван­ную Троц­ким Дуль­си­не­ей Ре­во­лю­ции, уби­ли в 1919 го­ду». (От­ры­вок из кни­ги Льва Смо­лен­це­ва «Гол­го­фа Рос­сии» (Сык­тыв­кар, 1993) (Ци­ти­ро­ва­но по еже­не­дель­ни­ку «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», 2010, № 44).

А вот как на­чи­на­лась твор­че­с­кая судь­ба Вла­ди­ми­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча Кру­пи­на.

Хо­ро­шо по­мню встре­чу в за­ле гу­ма­ни­тар­но­го от­де­ла Гер­цен­ки с пи­са­те­ля­ми-зем­ля­ка­ми Вла­ди­ми­ром Кру­пи­ным и Бо­ри­сом Фи­ле­вым, жив­ши­ми уже тог­да в Моск­ве. Дав­но уже это бы­ло. Ещё бы­ли жи­вы Ев­ге­ний Дми­т­ри­е­вич Пе­т­ря­ев и Вик­тор Ге­ор­ги­е­вич Шу­ми­хин. Не по­мню все­го, что го­во­ри­лось на этой встре­че, но хо­ро­шо по­мню сло­ва Вла­ди­ми­ра Кру­пи­на: «Я как пи­са­тель и как ком­му­нист ви­жу свою за­да­чу…» Кру­пин дей­ст­ви­тель­но на­пи­сал к то­му вре­ме­ни не­сколь­ко хо­ро­ших про­из­ве­де­ний, по­ка­зав се­бя та­лант­ли­вым ли­те­ра­то­ром. Хо­ро­шо по­мню и бур­ное об­суж­де­ние его «Жи­вой во­ды» на дис­кус­си­он­ном клу­бе «Зе­лё­ная лам­па». Он дей­ст­ви­тель­но стал на­би­рать по­пу­ляр­ность. По­яви­лась до­б­ро­же­ла­тель­ная кри­ти­ка про­из­ве­де­ний пи­са­те­ля. Од­на­ко он, ви­ди­мо, за­был, а мо­жет быть, и не знал, про­зор­ли­вых строк за­ме­ча­тель­но­го по­эта Ни­ко­лая До­ри­зо:

 

По­пу­ляр­ность шум­на и из­мен­чи­ва,

По на­ту­ре она та­ко­ва.

Толь­ко сла­ва на­дёж­ная жен­щи­на,

Но она не же­на, а вдо­ва».

И с ним ста­ли про­ис­хо­дить стран­ные ве­щи. При­ве­ду та­кой при­мер. Вик­тор Ге­ор­ги­е­вич Шу­ми­хин, сим­па­ти­зи­руя та­лант­ли­во­му зем­ля­ку и ста­ра­ясь по­мо­гать в ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­с­ти, по­да­рил ему пол­ный ком­плект тру­дов Вят­ской учё­ной ар­хив­ной ко­мис­сии (ВУ­АК). Ком­плект этот ле­жал в под­ва­лах Гер­цен­ки и не был раз­ре­зан. И вот во вре­ме­на пе­ре­ст­рой­ки, ког­да пи­са­те­ли ста­ли ча­с­то вы­сту­пать с раз­но­го ро­да ре­ча­ми, Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич, вы­сту­пая в те­ле­ви­зи­он­ных пе­ре­да­чах, на­чал се­то­вать о том, что, де­с­кать, пло­хо его зем­ля­ки изу­ча­ют ис­то­рию края. Вот ему да­ли эк­земп­ляр тру­дов ВУ­АК, а он да­же не был раз­ре­зан. Это не мог­ло не за­деть ра­бот­ни­ков кра­е­вед­че­с­ко­го от­де­ла Гер­цен­ки, и в оче­ред­ной при­езд Кру­пи­на в наш го­род Свет­ла­на Пе­т­ров­на Ко­ку­ри­на по­ка­за­ла ему за­чи­тан­ный ра­бо­чий эк­земп­ляр тру­дов ВУ­АК в чи­таль­ном за­ле от­де­ла. Кру­пин при­твор­но сму­тил­ся и за­ве­рил Свет­ла­ну Пе­т­ров­ну, что боль­ше та­кое не по­вто­рит­ся. Од­на­ко про­дол­жал по­вто­рять эту до­су­жую вер­сию во всех по­сле­ду­ю­щих пе­ре­да­чах. Ху­до­же­ст­вен­ный та­лант на­ше­го ли­те­ра­то­ра, по-ви­ди­мо­му, на­чал уга­сать, и он на­чал про­бо­вать се­бя в пуб­ли­ци­с­ти­ке.

Лет во­семь то­му на­зад я за­ни­мал­ся в де­по­зи­тар­ном от­де­ле Гер­цен­ки, и ме­ня Га­ли­на Ку­с­тен­ко при­гла­си­ла при­нять уча­с­тие во встре­че с Вла­ди­ми­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем в арт-цен­т­ре биб­ли­о­те­ки. Со­бра­лись там, в ос­нов­ном, его обо­жа­тель­ни­цы, и он, уже во­зом­нив се­бя «мес­си­ей», на­чал по­учать ау­ди­то­рию вы­бо­ру ма­те­ри­а­ла для чте­ния. То, что он го­во­рил, не мог­ло не по­ра­зить лю­бо­го здра­во­мыс­ля­ще­го че­ло­ве­ка. Он ска­зал, что не нуж­но чи­тать та­ких вре­до­нос­ных ав­то­ров, как Л.Н. Тол­стой и А.П. Че­хов, а на­до чи­тать толь­ко Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го и Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го.

Даль­ше – боль­ше… Чув­ст­вуя, что по­пу­ляр­ность «мес­сии» без­на­дёж­но па­да­ет (ду­ма­ю­щая мо­ло­дёжь пред­по­чи­та­ла всё-та­ки А.П. Че­хо­ва, дра­ма­ти­че­с­кие про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го ста­вят се­го­дня во всех стра­нах ми­ра, и дру­гих клас­си­ков рос­сий­ской ли­те­ра­ту­ры), обо­жа­тель­ни­цы ор­га­ни­зо­ва­ли про­ве­де­ние Кру­пин­ских чте­ний. При этом они за­бы­ли, а ско­рее все­го и не зна­ли, что во всём ми­ре, в том чис­ле и в Рос­сии, Чте­ния про­во­дят ПА­МЯ­ТИ из­ве­ст­но­го че­ло­ве­ка.

Кру­пин, бе­зус­лов­но, имел шанс вой­ти в ли­те­ра­ту­ру, но, как вид­но, не во­шёл. По­это­му, пе­ре­фра­зи­руя сло­ва из­ве­ст­ной пе­сен­ки, ко­то­рую ча­с­то ис­пол­нял и во вре­мя вой­ны, и по­сле неё Ле­о­нид Оси­по­вич Утё­сов, мож­но, горь­ко со­жа­лея, ска­зать: «Ос­тал­ся от Во­ло­ди толь­ко пшик…»


Александр РАШКОВСКИЙ,
краевед,
г. КИРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования