Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 27.07.2012

Пьер Безухов не хуже покемона

Антон ЧИЖ

– Бы­ла не­дав­но в Пи­те­ре – очень хо­лод­но. Вы как обыч­но про­во­ди­те ле­то и как – в этом го­ду?

– У пе­тер­бурж­цев не бы­ва­ет хо­лод­но­го или тёп­ло­го ле­та, дожд­ли­во­го или сол­неч­но­го. На­сто­я­щий пе­тер­бур­жец все­гда не­до­во­лен по­го­дой. Прин­ци­пи­аль­но и хро­ни­че­с­ки не­до­во­лен. По­это­му гость про­ва­ли­ва­ет­ся, как за­слан­ный ка­за­чок, имен­но на по­го­де. Ему че­ст­но нра­вят­ся теп­ло, или хо­лод, или бе­лые но­чи. Или не нра­вят­ся. А пе­тер­бур­жец – не­до­во­лен. О чём не­пре­мен­но брюз­жит и пе­ча­лит­ся. Хо­лод­ным ле­том 2012-го я ис­клю­чи­тель­но не­до­во­лен. Впро­чем, как жар­ким ле­том 2011-го был не­до­во­лен то­же. По­го­да в се­вер­ной сто­ли­це не мо­жет ра­до­вать в прин­ци­пе. Ос­та­ёт­ся толь­ко од­но: ра­бо­тать, ра­бо­тать и ра­бо­тать. Так что по­след­ние семь лет я про­во­жу оди­на­ко­во: слу­шая рас­ска­зы, кто и ку­да съез­дил в от­пуск.

Антон ЧИЖ
Антон ЧИЖ

– Сколь­ко книг о при­клю­че­ни­ях Ро­ди­о­на Ван­за­ро­ва уже вы­шло?

– Сло­во «при­клю­че­ние» – очень точ­ное, спа­си­бо. В ста­рых га­зе­тах был да­же раз­дел «При­клю­че­ния», где пе­ча­та­лись про­ис­ше­ст­вия в го­ро­де: чи­нов­ник по­пал под ло­шадь, най­де­на от­ре­зан­ная го­ло­ва, бе­ше­ная кош­ка на­па­ла на го­ро­до­во­го. Так что «при­клю­че­ния Ван­за­ро­ва», дей­ст­ви­тель­но, мет­кое на­зва­ние. Та­ко­вых на­бра­лось уже 4 из­дан­ных книж­ки в из­да­тель­ст­ве ЭКС­МО и пя­тая на под­хо­де. До них бы­ло ещё два ро­ма­на, но они за­те­ря­лись в веч­но­с­ти. По­ка что…

– Мо­же­те рас­ска­зать, как про­ис­хо­дят и рас­кры­ва­ют­ся пре­ступ­ле­ния у вас в го­ло­ве: вы са­ми ищи­те убий­цу вме­с­те с мо­ло­дым ге­ни­аль­ным сы­щи­ком или за­ра­нее зна­е­те, кто он, под­тал­ки­вая сво­е­го ге­роя к нуж­но­му ре­ше­нию?

– При­хо­дит­ся все­гда и во всём быть на сто­ро­не зло­дея. Быть его со­уча­ст­ни­ком, по­дель­ни­ком, ма­рать ру­ки в кро­ви не­вин­ных жертв, пач­кать­ся по са­мые лок­ти и ус­т­ра­и­вать ко­вар­ные ло­вуш­ки чи­нов­ни­ку по­ли­ции Ван­за­ро­ву. Ма­лый он ли­хой и со­об­ра­зи­тель­ный, сто­ит дать сла­би­ну, как тут же рас­пу­та­ет пре­ступ­ле­ние. По­то­му ни­точ­ки при­хо­дит­ся пря­тать тща­тель­но, с тре­во­гой на­блю­дая, как он их ра­зы­с­ки­ва­ет. Ме­шаю ему как мо­гу вме­с­те с оче­ред­ным дру­гом-убий­цей, но Ван­за­ров всё рав­но ис­хи­т­ря­ет­ся на­пасть на след. Уж сколь­ко раз да­вал сло­во, что у не­го ни­че­го не вый­дет и мы с убий­цей спля­шем на его ко­с­тях, но Ро­ди­он опять при­хо­дит к фи­ни­шу пер­вым. Вред­ный ха­рак­тер у не­го, од­ним сло­вом.

– Мож­но ли на­учить­ся ло­ги­ке (в той сте­пе­ни, в ко­то­рой ею вла­де­ет Ван­за­ров), или это при­род­ный дар?

– Ло­ги­ка – не­отъ­ем­ле­мая часть на­ше­го бы­тия, как звё­зд­ное не­бо над го­ло­вой и мо­раль­ный за­кон в ду­ше. Оби­лие ин­фор­ма­ции и по­ток но­во­стей оту­чи­ли поль­зо­вать­ся ло­ги­кой. Сто­ит за­тк­нуть уши и от­крыть гла­за, за­дав ей во­прос, как она бла­го­дар­но от­клик­нет­ся. Спро­си­те ло­ги­ку – и она не­мед­лен­но от­ве­тит.

– В од­ной из по­след­них книг Ван­за­ров рас­кры­ва­ет де­ло, в ко­то­ром убий­цей ока­зы­ва­ет­ся ма­лень­кая де­воч­ка. Рас­крыв де­ло, Ван­за­ров скры­ва­ет прав­ду от за­каз­чи­ка – де­ло не­о­фи­ци­аль­ное, про­то­ко­ла нет. Вы счи­та­е­те, де­тей-пре­ступ­ни­ков нель­зя на­ка­зы­вать?

– Од­но из глав­ных ка­честв Ван­за­ро­ва, ко­то­рое так дей­ст­ву­ет на ба­ры­шень, – ми­ло­сер­дие и жа­лость. Без ми­ло­сер­дия и жа­ло­с­ти жизнь ста­нет дур­но ус­т­ро­ен­ным адом. Ван­за­ров, где толь­ко мо­жет, про­яв­ля­ет их бес­ко­ры­ст­но, и ча­с­то се­бе в убы­ток. По­че­му? В нас на­ко­пи­лось столь­ко зла и не­на­ви­с­ти, столь­ко от­ри­ца­тель­ной энер­гии воз­мез­дия и «по­ка­ра­ния» всех и вся, что мы слег­ка в них уто­ну­ли. Ван­за­ров – спа­са­тель­ный круг, ко­то­рый спа­са­ет (пар­дон за тав­то­ло­гию) от окон­ча­тель­но утоп­ле­ния в зло­бе. Ес­ли не по­лу­ча­ет­ся лю­бить ближ­не­го и даль­не­го сво­е­го, то на­до хоть про­яв­лять к ним жа­лость и ми­ло­сер­дие. Быть мо­жет, это глав­ное ле­кар­ст­во, что сей­час нуж­но нам, ны­не из­му­чен­ным жи­те­лям рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва. Си­ла ми­ло­сер­дия ока­зы­ва­ет­ся мощ­ней­шей си­лой. По­след­ние со­бы­тия в Крым­ске это на­гляд­но по­ка­за­ли. Ми­ло­сер­дие и жа­лость – глав­ные ка­че­ст­ва чи­нов­ни­ка сы­ск­ной по­ли­ции Ван­за­ро­ва. Та­ким уж уро­дил­ся.

– Ещё в од­ном де­ле – трое ху­дож­ни­ков, дру­зей по ака­де­мии с го­во­ря­щи­ми име­на­ми: Илья Глаз­ков, Оль­герд Шил­ко­вич и Ни­ко­лай Са­ф­ро­ни­ди. Как от­но­си­тесь к со­вре­мен­ной жи­во­пи­си?

– Для ме­ня жи­во­пись окон­чи­лась на пре­ра­фа­э­ли­тах и пост­им­прес­си­о­ни­с­тах. Со­вре­мен­ную жи­во­пись на­зы­вать жи­во­пи­сью мо­жет толь­ко глу­бо­ко до­б­ро­душ­ный че­ло­век или близ­кий род­ст­вен­ник ху­дож­ни­ка. Ны­неш­няя жи­во­пись ста­ла од­ним из ви­дов стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла для ре­мон­та до­ро­гих квар­тир и особ­ня­ков. Как обои или пар­кет. Под­хо­дит кар­ти­на под но­вые обои – зна­чит, хо­ро­шая. При сле­ду­ю­щем ре­мон­те не жал­ко бу­дет вы­бро­сить и по­ве­сить дру­гую. Пост­мо­дер­низм на­чал, а ди­зайн с фо­то­шо­пом за­кон­чи­ли пре­вра­ще­ние жи­во­пи­си в часть стро­и­тель­ной ин­ду­с­т­рии. Толь­ко вла­дель­цы га­ле­рей и ку­ра­то­ры вы­ста­вок пы­та­ют­ся де­лать вид, что за­ни­ма­ют­ся со­вре­мен­ной жи­во­пи­сью. На са­мом де­ле они про­тал­ки­ва­ют до­ро­гие ук­ра­ше­ния ин­те­рь­е­ра. Че­ст­нее бы­ло бы по­ве­сить на га­ле­рее таб­лич­ку: «экс­клю­зив­ные обои. Ква­д­рат­ный метр от $10 000».

– В этой же кни­ге в не­сколь­ких де­лах фи­гу­ри­ру­ют жи­те­ли Пе­тер­бур­га XIX ве­ка с не­тра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей. Не бо­и­тесь на­ру­шить за­кон о за­пре­те про­па­ган­ды?..

– Пе­ре­фра­зи­рую бес­смерт­ную ци­та­ту из ве­ли­ко­го филь­ма: «та­кую бо­язнь ис­пы­ты­ваю, что да­же кю­шать не мо­гу».

– Как вы от­но­си­тесь к это­му за­ко­ну?

– Мне ка­жет­ся, де­пу­та­ты ос­та­но­ви­лись на пол­пу­ти. На­до бы­ло за­од­но при­хлоп­нуть га­да­лок, экс­тра­сен­сов, го­ро­ско­пы, культ ву­ду, филь­мы про вам­пи­ров и кук­лы Бар­би. По­лез­ность за­пре­та бы­ла бы при­мер­но оди­на­ко­ва. Сму­ща­ет дру­гое. Эти лю­ди, ко­то­рые жи­вут на мои на­ло­ги, тра­тят своё ра­бо­чее вре­мя, ко­то­рое я им оп­ла­чи­ваю, на та­кую ерун­ду, что жал­ко по­тра­чен­ных де­нег. Как буд­то в го­ро­де ре­ше­ны все про­бле­мы, на­чи­ная от оди­но­ких ста­ри­ков и за­кан­чи­вая снеж­ны­ми за­но­са­ми, и де­пу­та­там де­лать на­столь­ко не­че­го, что ос­та­ёт­ся толь­ко «при­ст­ру­ни­вать» секс-мень­ше­ви­ков с боль­ше­вист­ским за­до­ром. В ча­ст­ном биз­не­се за та­кое не­эф­фек­тив­ное уп­рав­ле­ние ме­не­д­же­ром сво­им ра­бо­чим вре­ме­нем уволь­ня­ют с тре­с­ком. На­род­ные из­бран­ни­ки за­тем и из­би­ра­лись, что­бы их ни­кто уво­лить не мог.

– Хо­те­ла во­прос за­дать, но, не най­дя кор­рект­ной фор­му­ли­ров­ки, по­бо­я­лась по­пасть под ста­тью о кле­ве­те и не бу­ду. Как вы ду­ма­е­те, все по­след­ние гром­кие за­ко­но­про­ек­ты – за­вин­чи­ва­ние га­ек или зря об­ще­ст­во бун­ту­ет­ся?

– На­ше об­ще­ст­во стре­ми­тель­но взрос­ле­ет. Оно на­хо­дит­ся в са­мом пре­крас­ном и тре­вож­ном – пе­ре­ход­ном – воз­ра­с­те. Оно тре­бу­ет и за­яв­ля­ет свои пра­ва. Оно не хо­чет жить по-ста­ро­му и хо­чет всё не­мед­лен­но из­ме­нить. Это на­ша все­об­щая юность. К со­жа­ле­нию, к рас­цве­ту юно­с­ти ока­за­лись не го­то­вы ро­ди­те­ли. Ро­ди­те­ли при­вык­ли, что их мне­ние – един­ст­вен­но вер­ное для ре­бён­ка-не­смы­ш­лё­ны­ша. Что вос­пи­та­ние – это кнут и на­гай­ка. Что их на­до слу­шать и де­лать так, как они счи­та­ют пра­виль­но. И не за­да­вать глу­пых во­про­сов, и не сметь вы­ра­жать соб­ст­вен­ное мне­ние. У юно­го об­ще­ст­ва не хва­та­ет сил объ­яс­нить пре­ста­ре­лым ро­ди­те­лям, что их вре­мя под­хо­дит к пен­сии. А ро­ди­те­лям не хва­та­ет му­д­ро­с­ти по­нять, что ре­бё­нок уже вы­рос и по­ум­нел. И на­до его не на­ка­зы­вать, а му­д­ро на­прав­лять. Вот с му­д­ро­с­тью у ро­ди­те­лей боль­шие про­бле­мы. Хо­чет­ся ве­рить, что кон­фликт по­ко­ле­ний за­кон­чит­ся, как и все се­мей­ные ссо­ры: вза­им­ны­ми сле­за­ми и про­ще­ни­ем. А не сжи­га­ни­ем об­ще­го до­ма. Очень хо­чет­ся в это ве­рить. Но по­ка все нерв­но чир­ка­ют спич­ка­ми.

– Не­дав­но я при­шла к та­ко­му вы­во­ду, что ли­ше­ние сво­бо­ды – не са­мое луч­шее на­ка­за­ние для че­ло­ве­ка. Не­ко­то­рые во­об­ще толь­ко и меч­та­ют о том, что­бы жить бе­зо вся­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти – ни за что не от­ве­ча­ешь, те­бя кор­мят бес­плат­но, все дей­ст­вия – по ко­ман­де и пр. Тем бо­лее – ис­пра­вить­ся в со­от­вет­ст­ву­ю­щих уч­реж­де­ни­ях фак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но (до­ста­точ­но по­смо­т­реть ста­ти­с­ти­ку ре­ци­ди­вов). А не­ко­то­рые ос­ту­пи­лись лишь раз – и их от­лу­ча­ют от се­мьи, изы­ма­ют из жиз­ни. Ни­че­го кро­ме не­на­ви­с­ти и зло­с­ти это по­ро­дить не мо­жет. Ку­да эф­фек­тив­нее бы­ла бы, на­при­мер, тру­до­вая по­вин­ность. Ук­рал у го­су­дар­ст­ва/на­ро­да/ба­буш­ки – иди по­ра­бо­тай по спе­ци­аль­но­с­ти бес­плат­но. На­при­мер, ес­ли ты юрист – в со­бес, да­вать кон­суль­та­ции пен­си­о­не­рам, вез­де кон­троль, ка­ме­ры на­блю­де­ния. Убил дру­га по пья­но­му де­лу – ез­жай стро­ить трас­су Моск­ва–Вла­ди­во­с­ток под над­зо­ром. Как-то так. Как вам ка­жет­ся, это сов­сем глу­пые мыс­ли или до­ля здра­во­го смыс­ла в них со­дер­жит­ся?

– Каж­дый юрист зна­ет, что спра­вед­ли­вость и за­кон – раз­ные ка­те­го­рии. К со­жа­ле­нию, в ми­ре ещё не при­ду­ма­на си­с­те­ма, ког­да мож­но бы­ло бы осу­ще­ст­вить та­кую пря­мую спра­вед­ли­вость. Про­бле­ма в дру­гом. Зве­ри­ная жё­ст­кость рос­сий­ских су­дов и всей си­с­те­мы ис­пол­не­ния на­ка­за­ний яв­ля­ет­ся, быть мо­жет, са­мым не­из­беж­ным фак­то­ром рос­та пре­ступ­ле­ний. Оз­лоб­лен­ный че­ло­век – не луч­ший ре­зуль­тат пра­во­су­дия. Ку­да важ­нее, что­бы пре­ступ­ник за­слу­жи­вал про­ще­ния и по­ни­мал, что за­слу­жи­ва­ет имен­но про­ще­ния. Труд­нее и тя­же­лее, чем ему от­пу­с­тит гре­хи свя­щен­ник. Но – про­ще­ние. У че­ло­ве­ка дол­жен быть впе­ре­ди свет. А не мгла оте­че­ст­вен­но­го пра­во­су­дия.

– Се­го­дня у мо­ло­дё­жи, ка­жет­ся, сов­сем про­пал ин­те­рес к клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре. По  край­ней ме­ре, «Вой­ну и мир» в шко­ле прак­ти­че­с­ки ни­кто до кон­ца не чи­та­ет (и во­об­ще ма­ло кто боль­ше 10 стра­ниц оси­ли­ва­ет). Как за­ста­вить мо­ло­дёжь чи­тать клас­си­ку?

– За­став­лять бес­по­лез­но. На­до де­лать так, что­бы юный че­ло­век сам за­ин­те­ре­со­вал­ся. Из­да­вать ко­мик­сы по клас­си­ке, пе­ча­тать по­кет­бу­ки с бро­с­ки­ми сло­га­на­ми. На­при­мер: «Кро­ва­вый то­пор в ру­ке сту­ден­та! Ты сле­ду­ю­щий?» Или: «Сво­бод­ный секс, ко­ка­ин, из­ме­на му­жу и са­мо­убий­ст­во. Что вы­бра­ла  Ан­на?» От­кры­вать со­об­ще­ст­ва в со­ци­аль­ных се­тях. Сни­мать муль­ти­ки в сти­ле ани­ме. Пьер Бе­зу­хов смо­т­рел­ся бы не ху­же по­ке­мо­на. Но са­мое глав­ное – не ду­шить клас­си­кой в шко­ле. Нель­зя му­чить ре­бен­ка, за­став­ляя чи­тать «Пи­ко­вую да­му» или «От­цы и де­ти». Это слож­ней­шие, не­од­но­знач­ные и ос­т­ро со­вре­мен­ные кни­ги. Ре­бе­нок ни­че­го не пой­мет, но не­на­висть в ду­ше за­та­ит. Пусть луч­ше не­на­ви­дит «Ро­бин­зо­на Кру­зо» или «Та­ин­ст­вен­ный ос­т­ров». А ког­да по­вз­рос­ле­ет, от­кро­ет для се­бя  Тур­ге­не­ва и Тол­сто­го.

– Прав­да, что вы счи­та­е­те Пуш­ки­на ав­то­ром де­тек­тив­ных ро­ма­нов?

– До­ста­точ­но за­быть, че­му учи­ли в шко­ле, и взгля­нуть на «Ма­лень­кие тра­ге­дии», «Пи­ко­вую да­му», «Ме­тель» и пр. све­жим взгля­дом, как на но­вые, толь­ко что из­дан­ные, ни­ког­да не чи­тан­ные тек­с­ты. И тог­да слу­чит­ся чу­до. Не хо­чет­ся его опи­сы­вать и убеж­дать. Это долж­но про­изой­ти са­мо. Или не про­изой­ти. Ес­ли про­изой­дёт – от­кро­ет­ся уди­ви­тель­ная де­тек­тив­ная струк­ту­ра, на ко­то­рой всё дер­жит­ся. Как ни стран­но, но и Пуш­кин, и Го­голь, и До­сто­ев­ский со­зда­ли под­лин­ный рус­ский де­тек­тив, ко­то­ро­му нет при­ме­ров в ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре. Рус­ский де­тек­тив – как осо­бую, ни на что не по­хо­жую ли­те­ра­тур­ную мо­дель, чёт­кую, кон­крет­ную кон­ст­рук­цию тек­с­та. Жаль, что кри­ти­ка и сред­няя шко­ла/гим­на­зия сде­ла­ли всё, что­бы за­хва­ты­ва­ю­щие де­тек­ти­вы, со­вер­шен­но ори­ги­наль­ные, ста­ли для по­ко­ле­ний чи­та­те­лей рвот­ным по­рош­ком с за­па­хом наф­та­ли­на.

– Над чем сей­час ра­бо­та­е­те?

– В ос­нов­ном над со­бой. Не­мно­го над Ван­за­ро­вым. И вза­им­но – друг над дру­гом.


Вопросы задавала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования