Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 03.08.2012

Нет запретных тем

Первую историю о серийном убийце услышала от пожилой соседки…

 

Немногие знают, что автор одних из самых популярных детективных романов Ольга Володарская родилась и по сей день живёт в Нижнем Новгороде. Писать мечтала с детства, а первый детектив написала, поймав себя «на слабо». Ольга росла в простой семье: бабушка-учительница и мама-библиотекарь. Кто бы мог подумать, что через несколько лет девочка, которая играла в школьных постановках и которой пророчили поступление во ВГИК, пойдёт работать оператором ПК в вычислительный центр НИИ химии и технологии полимеров, получит высшее техническое образование… и станет автором популярных детективов! Сегодня можно смело сказать, что спорные темы – залог популярности остросюжетных детективов Ольги Володарской. Книги выходят в серии «Нет запретных тем». Какие темы считать запретными и почему важно о них говорить, рассказала писательница в интервью нашему корреспонденту.

 

Ольга ВОЛОДАРСКАЯ
Ольга ВОЛОДАРСКАЯ

– Рас­ска­жи­те, как про­во­ди­те ле­то – обыч­но и в этом го­ду?

– Очень люб­лю мо­ре. По­это­му для ме­ня обя­за­тель­но ле­том по­ку­пать­ся в нём. Мо­гу уле­теть по са­мой де­шё­вой пу­тёв­ке и жить в трёх звёз­дах, лишь бы про­ве­с­ти вре­мя на мо­ре. В ию­не по­се­ти­ла Ис­па­нию. Но во­да бы­ла про­хлад­ной, по­это­му от­дых был ско­рее по­зна­ва­тель­ным. Зна­ко­ми­лась с до­сто­при­ме­ча­тель­но­с­тя­ми Бар­се­ло­ны, бы­ла в до­ме-му­зее Да­ли, гу­ля­ла по Жи­ро­не. Пла­ни­рую в кон­це ав­гу­с­та сле­тать в свою лю­би­мую стра­ну Хор­ва­тию.

– С че­го на­чал­ся ваш твор­че­с­кий путь?

– Со ска­зок. Со­чи­ня­ла их в ран­нем дет­ст­ве. Ког­да под­рос­ла, ре­ши­ла, что мо­гу на­пи­сать бест­сел­лер. Мне тог­да бы­ло лет пят­над­цать, я ни­че­го не зна­ла о жиз­ни в це­лом, и о люб­ви в ча­ст­но­с­ти, но по­пы­та­лась «изо­б­ра­зить» ме­ло­дра­ма­ти­че­с­кую са­гу. За ней по­сле­до­ва­ли сюр­ре­а­ли­с­ти­че­с­кие прит­чи. В об­щем, со­чи­ня­ла я по­сто­ян­но и пы­та­лась тво­ре­ния свои ку­да-ни­будь при­ст­ро­ить. Од­на­ко ни на ко­го они впе­чат­ле­ния не про­из­во­ди­ли. Толь­ко де­тек­тив «Стер­ва на де­серт» уда­лось из­дать в жур­на­ле «По­двиг». Я до сих пор бла­го­дар­на его ре­дак­то­рам.

– То, что внуч­ка учи­тель­ни­цы и доч­ка со­труд­ни­цы биб­ли­о­те­ки ста­ла по­пу­ляр­ной пи­са­тель­ни­цей – ни­че­го уди­ви­тель­но­го. Но по­че­му – имен­но кри­ми­наль­ный де­тек­тив, да ещё и со скан­даль­ны­ми те­ма­ми во гла­ве уг­ла?

– Так по­лу­чи­лось. Ког­да на­чи­на­ла, имен­но де­тек­тив­ный жанр был осо­бен­но вос­тре­бо­ван. И я ре­ши­ла по­про­бо­вать. Ду­ма­ла, ни­че­го не вый­дет. Но вы­шел впол­не снос­ный иро­ни­че­с­кий де­тек­тив.

– Как, кста­ти, ва­ши род­ные от­но­сят­ся к ва­ше­му твор­че­ст­ву? Не бы­ло ли вам, на­при­мер, бо­яз­но по­ка­зы­вать пер­вые тво­ре­ния ро­ди­те­лям?

– Пер­вый из­дан­ный ро­ман из се­рии «Нет за­прет­ных тем» под на­зва­ни­ем «Ка­ра Дон Жу­а­на» моя ма­ма обо­жа­ет. Не­ко­то­рые кни­ги ей не нра­вят­ся. Те, где мно­го на­си­лия и сек­са. Она их да­же не до­чи­ты­ва­ет, о чём мне все­гда со­об­ща­ет. Я к это­му от­но­шусь спо­кой­но. Как к лю­бой кри­ти­ке.

– Ва­ши кни­ги вы­хо­дят под ло­зун­гом «Нет за­прет­ных тем». Ка­кие те­мы вы счи­та­е­те «за­прет­ны­ми»?

– Я не счи­таю свои де­тек­ти­вы ос­т­ро­со­ци­аль­ны­ми, об­ли­ча­ю­щи­ми и так да­лее. Я про­сто от­кро­вен­но пи­шу обо всём.

– По­че­му важ­но об этом го­во­рить? Ведь ещё сов­сем не­дав­но, ког­да ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии бы­ли не так силь­но раз­ви­ты, ни­кто ни о чём тол­ком не знал, о чём не со­об­ща­лось в офи­ци­аль­ных СМИ и о чём не го­во­ри­ли ста­руш­ки на ла­воч­ках: ни о пе­до­фи­лах, ни о дет­ской про­сти­ту­ции, ни о ма­нь­я­ках и пр., хо­тя всё это бы­ло – и жи­ли, вро­де бы, не­пло­хо…

– Жи­ли, мо­жет, и не­пло­хо. Од­на­ко и пе­до­фи­лы, и ма­нь­я­ки су­ще­ст­во­ва­ли все­гда. И ба­буш­ки, кста­ти, бы­ли об этом пре­крас­но ос­ве­дом­ле­ны. Пер­вую ис­то­рию о се­рий­ном убий­це я ус­лы­ша­ла от по­жи­лой со­сед­ки. Рас­ска­зы­ва­ла она её, ко­неч­но же, шё­по­том. Но за­то каж­до­му, кто же­лал её слу­шать.

– Мож­но ли на­звать на­ше об­ще­ст­во без­нрав­ст­вен­ным или го­во­рить о па­де­нии мо­ра­ли?

– В боль­шин­ст­ве сво­ём мы без­нрав­ст­вен­ны. К со­жа­ле­нию. Да­же тот факт, что сей­час каж­дый вто­рой дер­жит пост, ни­че­го не ме­ня­ет. В цер­ковь на па­с­ху не про­толк­нёшь­ся, а пре­ступ­ность как рос­ла, так и рас­тёт. Тот, кто ис­то­во мо­лил­ся се­го­дня, мо­жет за­в­т­ра пой­ти и... да­же ес­ли не ог­ра­бить ко­го-то или убить, но об­ма­нуть, «ки­нуть», под­ста­вить, по­то­му что сей­час яко­бы вре­мя та­кое – не ты, так те­бя. Это ли не па­де­ние мо­ра­ли?

– В по­след­нее вре­мя креп­нет уве­рен­ность, что са­мая за­прет­ная – те­ма по­ли­ти­ки. Сто­ит что-то не так ска­зать или на­пи­сать – а вот и он, но­вый за­кон о кле­ве­те. Вы не ду­ма­ли уг­лу­бить­ся в по­ли­ти­ку в сво­их но­вых ро­ма­нах?

– Нет, это не моя те­ма. Преж­де все­го по­то­му, что по­ли­ти­кой я сов­сем не ин­те­ре­су­юсь. А как пи­сать о том, в чём со­вер­шен­но не раз­би­ра­ешь­ся?

– Как вы счи­та­е­те, су­ще­ст­ву­ют ли объ­ек­тив­ные фак­то­ры, ко­то­рые мог­ли бы по­ме­шать че­ло­ве­ку твор­че­с­ки ре­а­ли­зо­вать­ся?

– Ду­маю, толь­ко субъ­ек­тив­ные.

– А есть ве­щи, о ко­то­рых вы прин­ци­пи­аль­но ни­ког­да не бу­де­те пи­сать?

– За­ду­ма­лась... По­жа­луй, нет.

– Сколь­ко книг вы уже на­пи­са­ли? Ве­дё­те под­счёт?

– Под­счё­та не ве­ду. Но знаю, что на­пи­са­ла где-то око­ло трид­ца­ти де­тек­ти­вов. А ещё есть рас­ска­зы, не­о­пуб­ли­ко­ван­ные по­ве­с­ти и не­за­кон­чен­ные ро­ма­ны.

– Не­ко­то­рые пи­са­те­ли ста­вят се­бе цель – на­пи­сать, до­пу­с­тим, 100 ро­ма­нов. И ос­та­но­вить­ся. У вас нет по­хо­жих за­дач?

– Нет. Но ес­ли учесть, что я пи­шу по три кни­ги в год, а про­жить на­де­юсь хо­тя бы до де­вя­но­с­та лет, сто книг у ме­ня долж­но по­лу­чить­ся.

– Бы­ва­ет, что труд­но рас­ста­вать­ся с ин­те­рес­ны­ми ге­ро­я­ми?

– Да. И в этом слу­чае я к ним воз­вра­ща­юсь. У ме­ня есть две кни­ги с про­дол­же­ни­я­ми – «По­след­нее же­ла­ние гей­ши» и «Его ве­ли­че­ст­во слу­чай».

– Ча­ще все­го ин­три­га в ва­ших кни­гах стро­ит­ся во­круг то­го, что че­ло­ве­ка счи­та­ют сов­сем не тем, кем он яв­ля­ет­ся на са­мом де­ле. Ос­та­лись ли ещё в на­шем об­ще­ст­ве не ли­це­ме­ры?

– Ко­неч­но. Знаю та­ких лю­дей. Са­ма ста­ра­юсь не ли­це­ме­рить. Так что из ме­ня точ­но не вы­шел бы яр­кий от­ри­ца­тель­ный ге­рой. Раз­ве что без­ли­кая жерт­ва... Шу­чу.

– Те­ле­ви­зи­он­ные и ра­дио­но­во­с­ти пол­ны скан­да­лов (жур­на­ли­с­ты лю­бят раз­дуть сен­са­цию по по­во­ду и без). Ста­но­ви­лись ли ре­аль­ные слу­чаи ос­но­вой для ва­ших сю­же­тов?

– Мне ин­те­рес­нее вы­ду­мы­вать. Ме­ня ча­с­то спра­ши­ва­ют, от­ку­да я взя­ла тот или иной сю­жет. Я все­гда от­ве­чаю – из го­ло­вы. У ме­ня бур­ная фан­та­зия!

– Без че­го не вый­дет хо­ро­ше­го де­тек­ти­ва?

– Без креп­ко­го «ске­ле­та». Без не­о­жи­дан­но­го фи­на­ла. Без яр­ко­го от­ри­ца­тель­но­го ге­роя. Я мо­гу дол­го пе­ре­чис­лять.

– Ка­кой кни­гой вы за­чи­ты­ва­лись в дет­ст­ве?

– Ког­да бы­ла сов­сем ма­лень­кой – «Вол­шеб­ни­ком Изу­м­руд­но­го го­ро­да». Я и чи­тать на­учи­лась из-за этой кни­ги. Мне на­до­ело про­сить ма­му по­чи­тать её мне на ночь, и я ре­ши­ла ов­ла­деть гра­мо­той. Мне тог­да ед­ва ис­пол­ни­лось че­ты­ре. По­сле бы­ли Бе­ля­ев, Майн Рид и Сти­вен­сон. Обо­жа­ла «Чёр­ную стре­лу».

– Ва­ши лю­би­мые пи­са­те­ли – кто они?

– Мар­кес, Ре­марк, На­бо­ков. Сей­час у ме­ня за­тяж­ной пе­ри­од фэн­те­зи-ма­нии. Чи­таю «Пра­ви­ла вол­шеб­ни­ка» Гуд­кайн­да.

– Сле­ди­те за твор­че­ст­вом кол­лег по це­ху? Ко­го из со­вре­мен­ных пи­са­те­лей мо­же­те от­ме­тить?

– Нет, не сле­жу. Хо­тя на­до бы. Из со­вре­мен­ных ав­то­ров вы­де­ляю Улиц­кую. По­тря­са­ю­ще пи­шет.

– Над чем сей­час ра­бо­та­е­те?

– Над де­тек­ти­вом, на­зва­ние ко­то­ро­му ещё не при­ду­ма­ла. Мо­гу толь­ко ска­зать, что дей­ст­вие его раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в Ис­па­нии.


Вопросы задавала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования