Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 10.08.2012

ПРОПУЩЕННЫЕ ДОЖДИ

 ПО­СЛЕД­НИЙ ПТЕ­НЕЦ

Нач­нёшь с ут­ра пе­ре­став­лять кни­ги на пол­ках сво­их книж­ных шка­пов, и день уже не бу­дет по­те­рян для те­бя. Он бу­дет ос­ве­щён све­том зна­ния, гу­ма­низ­ма и до­б­ра. И сам ты по­чув­ст­ву­ешь се­бя птен­цом ве­ка Про­све­ще­ния. Мо­жет быть, по­след­ним птен­цом из это­го гнез­да.

 

РАЙ­СКИЕ ЯБ­ЛО­КИ

В стра­ст­ной чет­верг по­смо­т­рел на не­бо – а оно уже по-на­сто­я­ще­му ве­сен­нее, яр­ко-го­лу­бое с бе­лы­ми ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми, на­по­ми­на­ю­щи­ми яб­ло­ки из рай­ско­го са­да. Буд­то кто-то там, на не­бе­сах, об­тряс дре­во по­зна­ния, что­бы его пло­ды не сму­ща­ли че­ло­ве­ка в па­с­халь­ную не­де­лю.

 

ПОЛ­НО­ТА ЖИЗ­НИ

Ког­да со­вре­мен­ный че­ло­век ут­ром вклю­ча­ет свой ком­пью­тер и со­би­ра­ет­ся вой­ти в ин­тер­нет, он ис­пы­ты­ва­ет та­кое же чув­ст­во пол­но­ты жиз­ни, ка­кое ис­пы­ты­вал сред­не­ве­ко­вый ры­царь, ког­да слу­ги под­во­ди­ли к не­му осёд­лан­но­го ко­ня.

 

ПРЕ­ЛЕ­СТ­НЫЕ ТРО­ФЕИ

Жен­щи­ны – это все­гда тро­феи, до­ста­ю­щи­е­ся муж­чи­нам в бит­вах. Воз­буж­да­ю­щие, опь­я­ня­ю­щие, сво­дя­щие с ума жен­щи­ны слу­жат на­гра­да­ми за про­яв­лен­ное му­же­ст­во и до­блесть в сра­же­ни­ях на по­лях жиз­ни, а дур­ные и сква­лыж­ные ба­бы – это по­жи­ва ма­ро­дё­ров, най­ден­ная ими на би­ву­а­ках от­сту­пив­шей ар­мии.

 

ЗА­ДА­ЧА ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РЫ

Пра­вед­ник по­ки­да­ет наш мир при чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, греш­ник – мар­ки­за де Са­да, а боль­шин­ст­во лю­дей от­хо­дит в мир иной за про­ли­с­ты­ва­ни­ем со­вре­мен­ных им про­из­ве­де­ний.

И по­то­му ос­нов­ной за­да­чей на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ры в лю­бое вре­мя и в лю­бом об­ще­ст­ве яв­ля­ет­ся не от­ра­же­ние со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­с­ких про­цес­сов сво­ей эпо­хи, не по­ста­нов­ка «веч­ных во­про­сов» и не изо­б­ра­же­ние пси­хи­че­с­ких ано­ма­лий, а пре­до­став­ле­ние че­ло­ве­ку воз­мож­но­с­ти спо­кой­но по­ки­нуть этот мир и не осо­бо пе­ре­жи­вать за всё ос­тав­лен­ное здесь.

 

МОЛ­ЧА­НИЕ

Сад за ок­ном, и тот се­го­дня с ут­ра мол­чит. Ни еди­ный пти­чий го­ло­сок не до­ле­та­ет до на­ше­го слу­ха. Что же вы от ме­ня тре­бу­е­те сол­неч­ных пе­сен?

 

ПРО­ЩА­НИЕ С УЛИЧ­НОЙ КАР­МЕН

Жизнь – это не толь­ко ча­с­тая ут­ра­та дру­зей, род­ст­вен­ни­ков и лю­би­мых, но и по­сто­ян­ное ис­чез­но­ве­ние цве­тов, де­ре­вь­ев, при­выч­ных ланд­шаф­тов и лю­би­мых за­окон­ных ви­дов.

Вот уже нет и ку­с­та ки­тай­ской ро­зы воз­ле пя­ти­этаж­ки на ули­це Меч­ни­ко­ва, ко­то­рый, ког­да рас­цве­тал в ию­не, все­гда по­ра­жал ко­ли­че­ст­вом со­цве­тий, вол­шеб­ной гар­мо­ни­ей крас­но­го и зе­лё­но­го и ка­кой-то те­а­т­раль­ной пыш­но­с­тью.

У те­бя он все­гда по­че­му-то ас­со­ци­и­ро­вал­ся с Кар­мен, хо­тя она в но­вел­ле Ме­ри­ме по­яв­ля­лась то с вет­кой жа­с­ми­на, то с бу­ке­том бе­лой ака­ции. На­вер­но, в па­мя­ти за­кре­пил­ся об­раз Кар­мен с алой ро­зой в во­ло­сах из ка­ко­го-ни­будь филь­ма или сце­ни­че­с­кой по­ста­нов­ки.

На па­мять от это­го ку­с­та ос­та­лось все­го не­сколь­ко стро­чек од­но­го из тво­их про­шло­год­них сти­хо­тво­ре­ний. Пусть это сти­хо­тво­ре­ние не со­вер­шен­но и не по­па­дёт в ан­то­ло­гию «Стро­ки ве­ка», но про­чи­тав его, все­гда мож­но бу­дет мыс­лен­ным взо­ром уви­деть пыш­ный куст ки­тай­ской ро­зы, все­гда рас­цве­тав­ший в ию­не на ули­це Меч­ни­ко­ва.

Сло­во, как, впро­чем, и кра­с­ки, и но­ты, – те не­мно­гие ин­ст­ру­мен­ты, ко­то­рые дал нам Гос­подь для со­хра­не­ния па­мя­ти, кра­со­ты и прав­ды жиз­ни.

 

СБОР УЧЕ­НИ­КОВ

Муж­чи­на шёл по за­ли­той солн­цем ули­це, ста­ра­ясь дер­жать­ся в те­ни де­ре­вь­ев, и раз­го­ва­ри­вал сам с со­бой. Раз­го­вор был столь на­пря­жён­ный, что, ви­ди­мо, чем-то по­ра­зил про­ез­жав­ше­го ми­мо не­го по тро­ту­а­ру маль­чи­ка на ве­ло­си­пе­де.

Маль­чик ос­та­но­вил ве­ло­си­пед и, не сле­зая с сед­ла, очень поч­ти­тель­но поз­до­ро­вал­ся с муж­чи­ной. Муж­чи­на вни­ма­тель­но по­смо­т­рел на не­го и так­же се­рь­ёз­но рас­кла­нял­ся с маль­чи­ком.

– Я хо­тел бы быть ва­шим уче­ни­ком, – ска­зал маль­чик.

– Но у ме­ня сей­час нет уче­ни­ков, – ска­зал муж­чи­на.

– Тог­да я бу­ду пер­вым уче­ни­ком.

– А че­му бы ты хо­тел у ме­ня на­учить­ся?

– Как стать че­ло­ве­ком!

– А ты раз­ве не че­ло­век?

– Я – школь­ник. Но я очень хо­чу стать че­ло­ве­ком. Как вы!

– Тог­да при­хо­ди за­в­т­ра в биб­ли­о­те­ку. Я под­бе­ру те­бе не­сколь­ко книг. Толь­ко чи­тая кни­ги мож­но стать че­ло­ве­ком.

ПРО­ПУ­ЩЕН­НЫЙ ДОЖДЬ

За ок­ном шёл рос­кош­ный дождь. Его раз­но­об­раз­ные зву­ки до­но­си­лись в ком­на­ту, не­смо­т­ря на ра­бо­та­ю­щий те­ле­ви­зор. Ти­хая му­зы­ка дож­дя вы­зы­ва­ла в па­мя­ти име­на Кей­д­жа, Гу­бай­ду­ли­ной, Алек­сея Ай­ги, Пе­кар­ско­го и дру­гих име­ни­тых пер­кус­си­о­ни­с­тов.

Пра­виль­нее бы­ло бы вы­клю­чить те­ле­ви­зор и свет в ком­на­те и по­слу­шать, как зве­нят дож­де­вые кап­ли, уда­ря­ясь об ок­на, по­до­кон­ник, ши­фер­ную кры­шу и ас­фаль­то­вую до­рож­ку под ок­на­ми, как шур­шат во­дя­ные струи по ли­с­ть­ям де­ре­вь­ев, как они сбе­га­ют на зем­лю и ру­чей­ка­ми со­би­ра­ют­ся в лу­жи, как чав­ка­ет сы­тая от вла­ги зем­ля и хлю­па­ют лу­жи, ког­да в них уго­дит но­га слу­чай­но­го про­хо­же­го.

По ка­на­лу «Куль­ту­ра» шёл фильм с ин­три­гу­ю­щим на­зва­ни­ем «По­сле Пуш­ки­на», и ты не ре­шал­ся вы­клю­чить те­ле­ви­зор и рас­пах­нуть ок­но на­вст­ре­чу дож­дю. Ре­шил по­до­ждать окон­ча­ния филь­ма, бла­го он был ко­рот­ко­ме­т­раж­ный.

Но ког­да за­вер­шил­ся фильм, стих­ли и зву­ки дож­дя, бы­ло слыш­но толь­ко, как па­да­ют на ас­фальт под ок­ном ред­кие кап­ли да сте­ка­ют на кры­шу со­сед­не­го дет­ско­го са­да во­дя­ные скоп­ле­ния с де­ре­вь­ев.

А сам фильм ока­зал­ся ни­ка­кой. Его ге­ро­я­ми бы­ли име­ни­тые фо­то­гра­фы, они ез­ди­ли по ук­ра­ин­ской глу­бин­ке и с ум­ным ви­дом сни­ма­ли сце­ны на­род­но­го бы­та и ок­ре­ст­ные ланд­шаф­ты. Сре­ди фо­то­гра­фов был по­эт Иван Жда­нов, что, на­вер­но, и вы­зва­ло твой ин­те­рес к филь­му. Од­на­ко он не чи­тал сти­хов, а толь­ко ку­рил, ел яб­ло­ко да щёл­кал фо­то­ап­па­ра­том. А по­че­му фильм его со­зда­те­ли на­зва­ли «По­сле Пуш­ки­на», для те­бя так и ос­та­лось не­по­нят­ным.

Впро­чем, мож­но пред­по­ло­жить, что на­зва­ние бы­ло вы­бра­но спе­ци­аль­но для по­доб­ных те­бе про­сто­филь, что­бы смо­т­ре­ли за пол­ночь те­ле­ви­зор. Нет, луч­ше бы ты всё-та­ки во­вре­мя вы­клю­чил те­ле­ви­зор и на­сла­дил­ся му­зы­кой дож­дя. Но те­бя уте­ша­ло то, что лет­ние дож­ди толь­ко на­ча­лись, впе­ре­ди ещё це­лый се­зон дож­дей и у те­бя бу­дет воз­мож­ность по­слу­шать за­ме­ча­тель­ный ко­сох­лёст или про­ли­вень и, мо­жет быть, ес­ли поз­во­лит Гос­по­дин Б., на­пи­сать о нём сти­хо­тво­ре­ние.

А в сти­хо­тво­ре­нии на­до бу­дет про­ве­с­ти мысль о том, что ис­то­ри­че­с­кой па­мя­тью лю­бо­го дож­дя яв­ля­ет­ся все­мир­ный по­топ, и по­то­му он так при­тя­га­те­лен для всех нас, оча­ро­ван­ных стран­ни­ков. Глав­ное, по­даль­ше дер­жать­ся от те­ле­ви­зо­ра.

 

Игорь ТЕ­РЕ­ХОВ,

г. НАЛЬ­ЧИК


Игорь Те­ре­хов – жур­на­лист, пи­са­тель. Член пре­зи­ди­у­ма Клу­ба пи­са­те­лей Кав­ка­за. Пуб­ли­ко­вал­ся в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те», жур­на­лах «Дон», «Кро­ко­дил», «Ков­чег», «Де­ти Ра», «Фу­ту­рум Арт», «Ли­те­ра­тур­ная Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рия», раз­лич­ных ре­ги­о­наль­ных из­да­ни­ях. Ав­тор ше­с­ти книг про­зы, не­сколь­ких ки­но­сце­на­ри­ев ху­до­же­ст­вен­ных и до­ку­мен­таль­ных филь­мов. Жи­вёт в Наль­чи­ке.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования