Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 10.08.2012

Марш Ваганьковского кладбища

Под таким названием в конце 90-х вышла одна из мистических книг Владимира Михайловича Галкина, отрытого мной в своё время в вечных залежах и дебрях московской графомании. Номера «Московского вестника» с его прозой вырывали из рук, незаметно уносили из редакции, звонили, ждали новых публикаций… называли живой классикой, некроромантизмом и ещё как-то. Это был пик читательского внимания к журналу и одновременно звёздный час Галкина.

 

На днях Вла­ди­мир Гал­кин умер, пре­зрев заб­ве­нье и сла­ву, как мог бы он ска­зать, и эта смерть яви­лась жи­вым и про­ро­че­с­ки-гроз­ным про­дол­же­ни­ем его твор­че­ст­ва. От­пе­ва­ние в Ва­гань­ках, как и ожи­да­лось, про­иг­но­ри­ро­ва­ли лит­чмош­ни­ки, хо­тя мно­гие ви­де­ли не­кро­лог в ЦДЛ… оно и по­нят­но: Гал­кин та­лант­ли­вее всех их вме­с­те взя­тых. Они пра­вы, их при­сут­ст­вие толь­ко оск­вер­ни­ло бы па­мять о нём.

Без Гал­ки­на, без та­лан­тов Рос­сия по­те­ря­ет го­лос, уже поч­ти обез­го­ло­се­ла…

Же­на Ва­лен­ти­на Ива­нов­на и сын его, из­ве­ст­ный мос­ков­ский ар­хи­тек­тор, Пётр Вла­ди­ми­ро­вич ис­крен­не ра­до­ва­лись при­шед­шим на от­пе­ва­ние ря­до­вым чле­нам СП Юрию Ря­би­ни­ну, Льву Ала­би­ну и мне, греш­но­му, хо­тя я чле­ном это­го СП дав­но се­бя не счи­таю.

К Гал­ки­ну при­шли, а к чмош­ни­кам не при­дут; мо­жет, при­ме­ни­тель­но к смер­ти раз­ни­цы тут поч­ти ни­ка­кой, но – она есть.

Скуч­но жить с чмош­ни­ка­ми, ци­нич­ны­ми в свою поль­зу. Яр­кий Гал­кин жил как-то яро­ст­но не­скуч­но. В твор­че­ст­ве для не­го не су­ще­ст­во­ва­ло за­кры­тых тем, и сме­ло­с­ти его пас­са­жей мож­но по­за­ви­до­вать. За ним на­до бы­ло за­пи­сы­вать. Не знаю, за­пи­сы­вал ли он за со­бой, но он мог бро­сить рас­се­ян­но при­мер­но сле­ду­ю­щее: «хо­чет­ся по­грызть мо­ло­дую грудь…»

Из его ав­то­био­гра­фии: «В на­сто­я­щее вре­мя без­ра­бот­ный, под­ра­ба­ты­ваю «по слу­чаю» фо­то­гра­фи­ей. Ка­ш­ляю». Так мог ска­зать толь­ко он.

«За­гля­нет Гал­кин, ино­гда скан­даль­ный, что не об­хо­дит те­мы ге­ни­таль­ной. В «Мос­ков­ском ве­ст­ни­ке» пе­ча­та­ет­ся ча­с­то, та­лант­лив, чёрт, а го­во­рит – не­сча­с­тен», – пи­сал я о его шум­ных на­ско­ках в ре­дак­цию.

Им­про­ви­зи­ро­ван­но, не сго­ва­ри­ва­ясь, в  чёр­ном кру­же­ве ва­гань­ков­ских ог­рад все мы чи­та­ли на­пе­ре­бой его сти­хи, ци­ти­руя впе­ре­меш­ку про­зу с фир­мен­ны­ми сло­веч­ка­ми Во­ло­ди ти­па «ма­ной­ез», «поз­до­ров­кать­ся», «пи­а­ный» (вме­с­то пья­ный), «дей­мон», «есесссно»…

 

Я ле­жу на Ва­гань­ков­ском

клад­би­ще,

На гру­дЕ мо­ей тон­на пе­с­ка…

 

Знал, о чём пи­шет.

По­сле от­пе­ва­ния Ря­би­нин за­ме­тил: «Вот это и есть судь­ба рус­ско­го пи­са­те­ля…»

Ли­те­ра­ту­ра не нуж­на се­го­дня… да и во­об­ще не нуж­на. Она нуж­на Гал­ки­ну, а та­ких еди­ни­цы… да­же мень­ше, хо­тя на­пи­сан­ное, ес­ли оно по-на­сто­я­ще­му та­лант­ли­во, од­ним фак­том сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния воз­дей­ст­ву­ет на пси­хи­ку, ду­шу, на ход со­бы­тий, на про­ст­ран­ст­во и вре­мя, да­же ес­ли ху­дож­ни­ка за­мал­чи­ва­ют. Это нер­ви­че­с­ки ощу­ща­лось в день по­хо­рон Вла­ди­ми­ра.

Мы с ним осо­бен­но со­шлись на люб­ви к Лер­мон­то­ву, хо­тя у Гал­ки­на иная сти­хия, и «де­мон» он про­из­но­сил и пи­сал по-сво­е­му про­сто­на­род­но – «дей­мон». Для нас ли­те­ра­ту­ра де­лит­ся – до Лер­мон­то­ва и по­сле. Пред­ше­ст­ву­ю­щая под­го­то­ви­ла по­яв­ле­ние Лер­мон­то­ва, по­сле­ду­ю­щая жи­вёт под его воз­дей­ст­ви­ем. Кто про­шёл ми­мо это­го, тот не зна­ет, где со­ба­ка за­ры­та. Гал­кин знал. Дру­ги­ми сло­ва­ми, ес­ли пред­ста­вить всю ли­те­ра­ту­ру в ви­де Джо­мо­лунг­мы, а луч­ше Эль­бру­са, то его вер­ши­на – это Лер­мон­тов, ос­таль­ное – под­но­жие. Ка­кое ме­с­то Вла­ди­мир от­во­дил се­бе в этой ие­рар­хии?..

Он знал и лю­бил Моск­ву, осо­бен­но лю­бил Ва­гань­ко­во, где их се­мей­ная ог­рад­ка; ря­дом дочь ле­жит. Да­же тут, в ок­ру­же­нии бес­ко­неч­ных ва­гань­ков­ских над­гро­бий, он не да­вал нам впасть в тра­ур бе­зы­с­ход­но­с­ти сво­ей не­ис­тре­би­мой са­ти­ри­че­с­ки-ед­кой ве­сё­ло­с­тью, про­ры­ва­ю­щей­ся сквозь его ми­с­ти­ку и ужа­сы ре­аль­но­с­ти (не слу­чай­но на по­гре­бе­нии я не за­ме­тил слёз, кро­ме вдо­вь­их); не­о­жи­дан­но от­пе­ча­та­лось в па­мя­ти и без­за­бот­но-улыб­чи­вое ли­цо его ма­ло­лет­ней внуч­ки, не осо­зна­вав­шей про­ис­хо­дя­ще­го, и мне при­шло в го­ло­ву на­пи­сать по ана­ло­гии с клас­си­че­с­ки-хре­с­то­ма­тий­ным: «ве­сё­лое имя Гал­кин».

Веч­ная па­мять Во­ло­де…


Николай СЕРБОВЕЛИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования