Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 21.09.2012

Квартирный вопрос

Зой­ки­на квар­ти­ра. МХТ име­ни А.Че­хо­ва. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик и ху­дож­ник Ки­рилл Се­ре­б­рен­ни­ков.

 

Ми­ха­ил Бул­га­ков, пе­ре­ехав­ший в Моск­ву из Ки­е­ва, пе­ре­жил ес­те­ст­вен­ные труд­но­с­ти с об­ре­те­ни­ем жи­лья, и «квар­тир­ный во­прос су­ще­ст­вен­но от­ра­зил­ся в его ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях. Та­кие про­из­ве­де­ния, как по­весть «Со­ба­чье серд­це» и фарс «Зой­ки­на квар­ти­ра», трак­ту­ют этот во­прос в ос­т­ро­са­ти­ри­че­с­ком клю­че, пред­во­с­хи­тив­шем ат­мо­сфе­ру ро­ма­на «Ма­с­тер и Мар­га­ри­та». Так­же и ху­до­же­ст­вен­ные об­ра­зы, речь ге­ро­ев ран­них про­из­ве­де­ний уз­на­ва­е­мы, по­лу­чи­ли раз­ви­тие в бо­лее по­зд­них ше­де­в­рах, вклю­чая «Те­а­т­раль­ный ро­ман». По­это­му, на­при­мер, «Зой­ки­на квар­ти­ра» до­став­ля­ет удо­воль­ст­вие да­же в чте­нии, а уж те­а­т­раль­ным по­ста­нов­щи­кам пре­до­став­ля­ет бо­га­тей­шие воз­мож­но­с­ти для ху­до­же­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния.

«Зой­ки­на квар­ти­ра» – од­на из са­мых ре­пер­ту­ар­ных пьес дра­ма­тур­га. Глав­ное её до­сто­ин­ст­во – яр­кие, не­о­рди­нар­ные пер­со­на­жи, до тех пор не встре­чав­ши­е­ся в те­а­т­ре: оба­я­тель­ный жу­лик Аме­ти­с­тов (в спек­так­ле МХТ его иг­ра­ет Ми­ха­ил Тру­хин), ком­мер­че­с­кий ди­рек­тор тре­с­та Гусь-Ре­монт­ный (Алек­сей Крав­чен­ко), ки­тай­цы-ма­фи­о­зи Ган Дза Лин (Ан­тон Ва­си­ль­ев) и Хе­ру­вим (Ев­ге­ний Сан­га­д­жи­ев), уп­рав­дом-взя­точ­ник Ал­ли­луйя (Сер­гей Со­снов­ский).

Тра­ги­че­с­кий фарс – до­воль­но труд­ный жанр для оте­че­ст­вен­но­го те­а­т­ра. Вот и «Зой­ки­ну квар­ти­ру», не­смо­т­ря на её яр­кую сце­нич­ность, за­ча­с­тую сда­б­ри­ва­ют в по­ста­нов­ках внеш­ни­ми эф­фек­та­ми: му­зы­каль­ны­ми но­ме­ра­ми, пе­сен­ка­ми, раз­лич­ной экс­цен­т­ри­кой в ду­хе не­заб­вен­но­го те­а­т­ра «Ко­лумб».

Не стал ис­клю­че­ни­ем и спек­такль в по­ста­нов­ке К.Се­ре­б­рен­ни­ко­ва. Тут и ино­пла­не­тя­не в ог­ром­ных чёр­ных шле­мах, и не­кий не­при­вле­ка­тель­ный при­зрак, по­име­но­ван­ный Квар­ти­рой (Та­ть­я­на Куз­не­цо­ва) – дух, что ли, это­го зло­сча­ст­но­го жи­ли­ща. Ки­та­ец Ган Дза Лин по­че­му-то сде­лан ми­ли­ци­о­не­ром. И, ко­неч­но же, в спек­такль встав­ле­но мно­же­ст­во му­зы­каль­ных но­ме­ров: они под­ра­жа­ют шля­ге­рам бер­лин­ских ка­ба­ре во­пло­ща­е­мо­го пе­ри­о­да – се­ре­ди­ны 20-х го­дов 20-го ве­ка (сти­хо­твор­ные тек­с­ты Иго­ря Ир­те­нь­е­ва и Вла­ди­сла­ва Ма­лен­ко, му­зы­каль­ное оформ­ле­ние Дми­т­рия Вла­си­ка). Вос­при­ни­ма­ет­ся му­зы­ка не­мец­ко­го сти­ля в нэп­ман­ской квар­ти­ре не очень ор­га­нич­но.

В то же вре­мя ми­зан­сце­ны вы­гля­дят чёт­ки­ми и вы­ра­зи­тель­ны­ми в ми­ни­ма­лист­ских, в чёр­но-бе­лых то­нах, свет­лых де­ко­ра­ци­ях (ху­дож­ник по све­ту Да­мир Ис­ма­ги­лов).

Са­мое силь­ное в спек­так­ле – иг­ра ак­тё­ров. Адек­ват­ным вы­гля­дит и под­бор ис­пол­ни­те­лей, и во­пло­ще­ние ими ро­лей. Са­мо­уве­рен­ная афе­ри­ст­ка Зоя Де­ни­сов­на Пельц (Ли­ка Рул­ла) и её по­дель­ник Алек­сандр Та­ра­со­вич  Аме­ти­с­тов, отя­го­щён­ный то ли гре­ха­ми, то ли от­вет­ст­вен­но­с­тью чи­нов­ник-оли­гарх Бо­рис Се­мё­но­вич Гусь-Ре­монт­ный, оз­лоб­лен­ный нар­ко­ман, быв­ший ари­с­то­крат, а ны­не ак­ком­па­ни­а­тор-пи­а­нист в при­то­не Па­вел Фё­до­ро­вич Обо­лья­ни­нов, ма­ло­гра­мот­ный и ту­пой, на­глый и трус­ли­вый уп­рав­дом Ал­ли­луйя – ис­пол­ни­те­ли всех этих ро­лей не толь­ко убе­ди­тель­ны в сво­ей иг­ре, но и об­ра­зу­ют сла­жен­ный ан­самбль.

Бо­га­тые воз­мож­но­с­ти для раз­ви­тия в ин­те­рес­ных ро­лях пре­до­став­ле­ны мо­ло­дым ак­тё­рам, иг­ра­ю­щим Хе­ру­ви­ма, воз­люб­лен­ную Гу­ся Ал­лу Ва­ди­мов­ну (Свет­ла­на Ма­м­ре­ше­ва), гор­нич­ную Ма­нюш­ку (Оль­га До­б­ри­на).

В то же вре­мя пред­став­ля­ет­ся, что спек­такль бы вы­иг­рал, ес­ли бы в ри­су­нок ро­ли, на­при­мер, Аме­ти­с­то­ва не бы­ли встав­ле­ны из­лиш­ние де­та­ли, от­сут­ст­ву­ю­щие у М.Бул­га­ко­ва – на­при­мер, упо­ми­на­ние о ла­ге­ре в Сур­гу­те (в ори­ги­на­ле ге­рой при­ехал пря­ми­ком из Ба­ку, где его яко­бы рас­ст­ре­ля­ли). Ду­ма­ет­ся, что текст Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва и ко­ме­дий­ный по­тен­ци­ал ак­тё­ров Ху­до­же­ст­вен­но­го те­а­т­ра до­ста­точ­ны, что­бы при до­б­рот­ной ре­жис­су­ре вы­пук­ло и рез­ко вы­ра­зить и тра­гизм, и ко­мизм как изо­б­ра­жа­е­мой эпо­хи, так и судь­бы всей стра­ны.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования