Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 21.09.2012

Самая честная позиция для писателя – «быть прохожим»

На Московской международной книжной выставке-ярмарке Захар Прилепин продолжил радовать литературоведческими новинками. В этот раз он презентовал составленный им сборник рассказов «14. Женская проза нулевых». Под обложкой – произведения молодых писательниц, дебютировавших в литературе в нулевых годах. Одновременно с этим Полина Клюкина, чей рассказ вошёл в сборник Прилепина, презентовала свою первую книгу, сборник рассказов «Дерись или беги». Многие знают Клюкину по журналу «Новый мир», постоянным автором которого она является, а также как лауреата премии «Дебют». После презентации Полина согласилась ответить на наши вопросы.

 

Полина КЛЮКИНА
Полина КЛЮКИНА

– Вы окон­чи­ли Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут им. А.М. Горь­ко­го. С дет­ст­ва меч­та­ли стать пи­са­те­лем?

– Нет, не с дет­ст­ва. В Ли­тин­сти­ту­те я ока­за­лась за ком­па­нию. Ре­бён­ком хо­те­ла стать ми­ли­ци­о­не­ром. А по­том уз­на­ла, что в Рос­сии нет «Пра­ви­ла Ми­ран­ды», и ин­те­рес к про­фес­сии тут же угас. Соб­ст­вен­но, по­сле­ду­ю­щие лет де­сять по это­му же прин­ци­пу я ме­ня­ла и ву­зы: ху­до­же­ст­вен­но-гра­фи­че­с­кое от­де­ле­ние, жур­фак, ре­жис­су­ра. Кри­ти­че­с­кий ру­беж был два го­да, на боль­шее ме­ня не хва­та­ло. Лит, кста­ти, то­же ду­ма­ла бро­сить по­сле вто­ро­го кур­са. Эта­кий день сур­ка.

– Ког­да по­яви­лась пи­са­тель­ни­ца По­ли­на Клю­ки­на? С че­го всё на­ча­лось?

– Ду­маю, об этом мож­но бу­дет го­во­рить толь­ко по­сле вто­рой, а то и пя­той мо­ей кни­ги.

– Нель­зя не за­ме­тить, что рас­сказ «Кар­низ», с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся кни­га «Де­рись или бе­ги», ав­то­био­гра­фи­чен. Так ли это?

– Воз­мож­но. Во­об­ще это ис­то­рия про ко­го угод­но, возь­ми лю­бо­го «бе­жен­ца», ко­то­рый, го­во­ря на язы­ке линг­ви­с­тов, пре­одо­ле­ва­ет «труд­но­с­ти пе­ре­во­да». В то же вре­мя это рас­сказ о «воз­му­жа­нии двух жен­щин», бла­го­да­ря то ли ны­неш­ней дей­ст­ви­тель­но­с­ти в са­мом жи­тей­ском её смыс­ле, то ли… За­хар При­ле­пин не­дав­но из­дал сбор­ник «14» жен­ской про­зы, где за­глав­ной он вы­де­лил имен­но эту те­му – пол­ное и аб­со­лют­ное вы­рож­де­ние муж­чи­ны. В ли­те­ра­ту­ре, ко­неч­но, ис­клю­чи­тель­но – в ли­те­ра­ту­ре.

– Се­го­дня мно­гие го­во­рят о том, что выс­шее об­ра­зо­ва­ние не да­ёт прак­ти­че­с­ких на­вы­ков для бу­ду­щей ра­бо­ты. Что вам да­ла учё­ба в Ли­тин­сти­ту­те?

– Для ме­ня Лит – это та­кая по­лез­ная сре­да оби­та­ния, где с пер­вых кур­сов у сту­ден­та есть ори­ен­ти­ры: та­лант­ли­вые пре­по­да­ва­те­ли и ин­те­рес­ные дис­цип­ли­ны. К вы­пу­с­ку каж­дый по­лу­ча­ет что-то своё: кто вкус, кто вку­сов­щи­ну, есть и то и дру­гое.

– Вы так­же учи­лись на жур­фа­ке МГУП…

– Да. В тот мо­мент я ду­ма­ла, что учё­ба в не­сколь­ких ву­зах хоть как-то ук­ре­пит мои по­зи­ции в Моск­ве. Глу­по­с­ти.

– Ва­ши рас­ска­зы, как от­ме­ча­ют мно­гие, жё­ст­кие, бес­ком­про­мисс­ные, ча­с­то до­воль­но мрач­ные – имен­но та­кой вы ви­ди­те со­вре­мен­ную рос­сий­скую дей­ст­ви­тель­ность?

– Как знать. Но я все­го лишь её опи­сы­ваю, и ес­ли она по­лу­ча­ет­ся мрач­ной, зна­чит, так оно и есть – боль­шин­ст­во пер­со­на­жей име­ют ре­аль­ных про­то­ти­пов. Мне ка­жет­ся, са­мая че­ст­ная по­зи­ция для пи­са­те­ля – «быть про­хо­жим». Я не го­во­рю о ре­а­лиз­ме в чи­с­том ви­де, но, так или ина­че, ре­аль­ность на­хо­дит про­дол­же­ние в ли­те­ра­ту­ре.

– Пре­дис­ло­вие к ва­шей кни­ге «Де­рись или бе­ги» на­пи­сал За­хар При­ле­пин. Как вы по­зна­ко­ми­лись?

– При­ле­пин был в со­ста­ве жю­ри пре­мии «Де­бют» в 2009 го­ду, ког­да я ста­ла ла­у­ре­а­том. Он как раз су­дил «Ма­лую про­зу».

– Ока­зал ли он вли­я­ние на ва­ше твор­че­ст­во?

– Да, ко­неч­но. За­хар При­ле­пин об­ла­да­ет, что на­зы­ва­ет­ся, бо­же­ст­вен­ной точ­но­с­тью при­це­ла. И все его тек­с­ты вы­ст­ро­е­ны по та­ко­му же прин­ци­пу. Это не праг­ма­тизм: всё, что он име­ет, он име­ет бла­го­да­ря сво­ей си­ле и та­лан­ту – слу­чай­ные от­кры­тия де­ла­ют толь­ко под­го­тов­лен­ные умы. А в его слу­чае – ум, ко­то­рый да­же не все­гда под­да­ёт­ся ди­ри­жи­ро­ва­нию. По-мо­е­му, это пре­крас­но объ­яс­ня­ет при­ро­ду его ус­пе­ха.

– Ва­ши лю­би­мые пи­са­те­ли?

– Ба­бель, Газ­да­нов, Ро­за­нов.

– Сле­ди­те за твор­че­ст­вом кол­лег по це­ху? Мо­же­те ко­го-то от­ме­тить?

– Алек­сей Ива­нов, Па­вел Ба­син­ский, Ми­ха­ил Шиш­кин, За­хар При­ле­пин, Алек­сандр Те­ре­хов, Оль­га Слав­ни­ко­ва, Сер­гей Шар­гу­нов, Гер­ман Са­ду­ла­ев, Ро­ман Сен­чин. И это да­ле­ко не пол­ный спи­сок.

– Вы – ла­у­ре­ат пре­мии «Де­бют». Как вы от­но­си­тесь к этой и дру­гим ли­те­ра­тур­ным пре­ми­ям?

– Ду­маю, для ав­то­ра лю­бое по­ощ­ре­ние, пуб­ли­ка­ции то, или де­неж­ный приз – это, в пер­вую оче­редь, вос­пи­та­ние пра­виль­ных ам­би­ций. Рань­ше ли­те­ра­тур­ные пре­мии в Рос­сии име­ли по­ли­ти­че­с­кое зна­че­ние, сей­час – эко­но­ми­че­с­кое. Ес­ли ты не штам­пу­ешь де­тек­ти­вы, то, ско­рее все­го, ты и не очень бо­гат. Ну, или во­об­ще бе­ден. Это не толь­ко рос­сий­ская тен­ден­ция – в спи­с­ке са­мых со­сто­я­тель­ных пи­са­те­лей ми­ра пер­вые по­зи­ции то­же за­ни­ма­ют де­тек­тив­щи­ки, пусть и неж­но мною лю­би­мый Сти­вен Кинг. Так что «Де­бют» в этом смыс­ле ока­зы­ва­ет под­держ­ку пи­са­те­лю ещё и мо­раль­ную, по­ощ­ряя его не ком­мер­че­с­кие тек­с­ты. К то­му же ор­га­ни­за­то­ры, во гла­ве с Оль­гой Слав­ни­ко­вой, и це­ли ста­вят пе­ред со­бой ку­да мас­штаб­нее: не про­сто «на­гра­дить и за­быть», а ве­с­ти ав­то­ра даль­ше. Раз­ви­вать его бук­валь­но с пер­вых дней жиз­ни: пуб­ли­ко­вать, пе­ре­во­дить и во­зить на меж­ду­на­род­ные книж­ные яр­мар­ки.

– Чи­тая «Вац­лав­ский по­ста­мент», мне по­ка­за­лось, что вы лю­би­те пу­те­ше­ст­во­вать, с тре­пе­том от­но­си­тесь к раз­ным го­ро­дам и стра­нам, к их куль­ту­ре и ис­то­рии…

– В дет­ст­ве мы с ма­мой до­воль­но мно­го ез­ди­ли по Рос­сии. Мне ещё не ис­пол­ни­лось де­ся­ти лет, а я уже ус­пе­ла по­бы­вать на Кав­ка­зе, в Си­би­ри, объ­е­хать и обой­ти весь наш Урал. Те­перь ге­о­гра­фия ста­ла ши­ре, не­дав­но, на­при­мер, про­ве­ла два ме­ся­ца в Ин­до­не­зии. Го­су­дар­ст­во, ко­то­рое и го­су­дар­ст­вом-то на­звать слож­но. На раз­ных ос­т­ро­вах жи­вут лю­ди раз­ных ре­ли­гий, раз­го­ва­ри­ва­ют на раз­ных язы­ках, но все они ве­рят в од­но – глав­ная цен­ность для че­ло­ве­ка са­ма жизнь. И в то же вре­мя там до сих пор есть ме­с­та, где со­хра­нил­ся кан­ни­ба­лизм, где не хо­ро­нят тру­пы, а скла­ды­ва­ют их под «вол­шеб­ное» де­ре­во. И есть вул­кан Агунг вы­со­той в 3000 ме­т­ров, где жи­вут Бо­ги, от­ку­да вид­но два слоя об­ла­ков под но­га­ми.

– Ка­кие те­мы вас ин­те­ре­су­ют как пи­са­те­ля?

– Лю­ди, со­бы­тия, вре­мя.

– У вас есть хоб­би?

– По­ми­мо ли­те­ра­ту­ры про­дол­жаю за­ни­мать­ся скульп­ту­рой и гра­фи­кой. Для ме­ня это боль­ше, чем хоб­би, но в то же вре­мя и бес­ко­неч­ная ис­то­рия «Драм­кру­жок, кру­жок по фо­то»…

– По­де­ли­тесь с на­ми твор­че­с­ки­ми пла­на­ми, над чем сей­час ра­бо­та­е­те?

– В сбор­ник «Де­рись или бе­ги» во­шли мои пер­вые рас­ска­зы. Ду­маю, се­го­дня на эти же те­мы я бы пи­са­ла уже ина­че, или не пи­са­ла бы во­об­ще. По­это­му сей­час про­сто хо­чу ус­петь до­пи­сать ро­ман, по­ка его те­ма мне ин­те­рес­на. 


Вопросы задавала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования