Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 05.10.2012

LIFE-LIFE, ИЛИ НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

 Молодёжный дра­ма­ти­че­с­кий те­атр (МДТ) То­ль­ят­ти от­крыл свой юби­лей­ный 20-й твор­че­с­кий се­зон пре­мье­рой спек­так­ля «Life-Life» по пье­се Гле­ба На­гор­но­го в по­ста­нов­ке Вла­ди­ми­ра Хру­щё­ва.

Ре­жис­сёр Хру­щёв все­гда от­ли­чал­ся осо­бым не­конъ­юнк­тур­ным взгля­дом. Все его по­ста­нов­ки от­ве­ча­ют се­го­дняш­не­му дню, он ни­ког­да не по­ды­г­ры­ва­ет зри­те­лю, а от­кры­ва­ет но­вый свет­лый пласт, на ко­то­рый ин­те­рес­но смо­т­реть.

Не­смо­т­ря на ка­жу­щу­ю­ся зло­бо­днев­ность сю­же­та, в спек­так­ле прак­ти­че­с­ки от­сут­ст­ву­ет мод­ная ны­не по­ли­ти­че­с­кая по­до­плё­ка. По­ка­за­ны оп­ре­де­лён­ные об­сто­я­тель­ст­ва, в ко­то­рых мак­си­маль­но рас­кры­ва­ют­ся лю­ди. Как от­ме­тил сам Вла­ди­мир Хру­щёв, «У те­а­т­ра нет за­да­чи ре­а­ги­ро­вать на по­ли­ти­че­с­кую жизнь. Те­атр, преж­де все­го, ис­сле­ду­ет че­ло­ве­ка в его мно­го­об­ра­зии. И мне ин­те­ре­сен сам че­ло­век». Соб­ст­вен­но, по­это­му для сво­их по­ста­но­вок ре­жис­сёр ста­ра­ет­ся под­би­рать те­мы, не те­ря­ю­щие ак­ту­аль­но­с­ти и че­рез го­ды.

По­сколь­ку пье­са «Life-Life» со­вре­мен­ная и те­ма не­за­ез­жен­ная, она сто­ит от­дель­но­го вни­ма­ния. Дей­ст­вие пье­сы про­ис­хо­дит в ва­го­не мос­ков­ско­го ме­т­ро. На ли­нии про­изо­ш­ла ава­рия, и со­вер­шен­но раз­ные лю­ди по во­ле слу­чая ока­за­лись на па­ру ча­сов вме­с­те. Сво­е­об­раз­ный срез со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва: биз­не­с­мен и га­с­тар­бай­тер, ин­тел­ли­гент и вор, ус­пеш­ная ле­ди и бомж, гла­мур­ная де­ви­ца и пен­си­о­нер, ми­ли­ци­о­нер в штат­ском и обыч­ные лю­ди. Толь­ко что они бы­ли про­сто пас­са­жи­ры. Внеш­не чуть раз­ные, но в це­лом ма­ло от­ли­ча­ю­щи­е­ся друг от дру­га лю­ди. И вот не­стан­дарт­ная си­ту­а­ция. Она и по­мо­га­ет рас­крыть каж­до­го че­ло­ве­ка, кто он есть на са­мом де­ле. 

Ава­рия – не­же­лан­ный и не­о­жи­дан­ный сбой в при­выч­ном жиз­нен­ном ук­ла­де. Что де­лать? В на­ча­ле не­ко­то­рые пы­та­ют­ся из­вле­кать из си­ту­а­ции лич­ную вы­го­ду. На­при­мер, так по­сту­па­ет агент-рас­про­ст­ра­ни­тель, раз­да­вая ви­зит­ки и скид­ки на но­вые кур­сы-тре­нин­ги «Лайф-Лайф», яко­бы обу­ча­ю­щие лю­дей пра­виль­но жить и по­зи­тив­но смо­т­реть на мир. Но что тол­ку от этих кур­сов, ес­ли по­езд про­дол­жа­ет сто­ять и про­бле­ма не ре­ша­ет­ся? В ре­зуль­та­те лю­ди всё боль­ше нерв­ни­ча­ют, си­ту­а­ция на­ка­ля­ет­ся и де­ло до­хо­дит до дра­ки. Не­мно­го ус­по­ко­ив­шись, пас­са­жи­ры об­на­ру­жи­ва­ют в ва­го­не труп уби­то­го муж­чи­ны-пен­си­о­не­ра, ехав­ше­го с ни­ми. И вот уже, как в иг­ре в «Ма­фию», все оза­бо­че­ны дру­гим во­про­сом – кто убий­ца? И сно­ва эмо­ции, сно­ва про­во­ка­ции, сно­ва дра­ка и по­иск край­не­го. И вско­ре опять: «По­че­му сто­им?» В кон­це кон­цов на­сту­па­ет стрес­со­вое ус­по­ко­е­ние и лю­ди пе­ре­ста­ют удив­лять­ся про­ис­хо­дя­ще­му. По­езд сто­ит, в ва­го­не труп, но ведь и в та­кой си­ту­а­ции нуж­но как-то жить даль­ше и что-то де­лать. Лю­ди есть лю­ди. Од­ни на­чи­на­ют рас­та­с­ки­вать лич­ные ве­щи уби­то­го, кто-то иг­ра­ет в кросс­ворд, дру­гие про­сто ре­ши­ли пе­ре­ку­сить. А есть и та­кие, кто, гля­дя на про­ис­хо­дя­щее, за­ду­мы­ва­ет­ся о смыс­ле жиз­ни, о сво­ей не­лёг­кой судь­бе, о ро­ди­не и всём че­ло­ве­че­ст­ве.

В хо­де раз­го­во­ров зву­чит впол­не здра­вая мысль, что каж­дый че­ло­век – это, об­раз­но го­во­ря, от­дель­но взя­тый ва­гон, а всё че­ло­ве­че­ст­во – это по­езд. И что­бы дви­гать­ся и раз­ви­вать­ся, ну­жен ло­ко­мо­тив, об­щая идея. Каж­дый в от­дель­но­с­ти, без осо­зна­ния сво­ей при­над­леж­но­с­ти к це­ло­му, так и бу­дет топ­тать­ся всю жизнь на од­ном ме­с­те, сто­ять на сво­ей или, то­го ху­же, чу­жой стан­ции или ехать в чу­жом ва­го­не. И толь­ко по­няв се­бя, объ­е­ди­нив­шись, осо­знав и по­ста­вив об­щую за­да­чу, мож­но дви­гать­ся впе­рёд.

Но, по­ка лю­ди го­во­ри­ли друг с дру­гом, пы­та­лись на­ла­дить ди­а­лог, что-то при­ду­мать, про­изо­ш­ло ещё кое-что. И тут по ра­ции со­об­ща­ет­ся, что ава­рия ус­т­ра­не­на, и ва­гон тро­га­ет­ся с ме­с­та, все ра­ду­ют­ся, но на бли­жай­шей ос­та­нов­ке пас­са­жи­ров ва­го­на и зри­те­лей ждёт не­при­ят­ная прав­да о но­вой ре­аль­но­с­ти…

Са­ма пье­са «Life-Life» чи­та­ет­ся за­ме­ча­тель­но, в ней ощу­ща­ет­ся ли­те­ра­ту­ра, есть юмор и боль­шое ко­ли­че­ст­во раз­но­об­раз­ных пер­со­на­жей из ре­аль­ной жиз­ни. Сю­жет, лю­ди, ди­а­ло­ги, мыс­ли, иро­ния – всё это ещё дол­го не по­те­ря­ет ак­ту­аль­но­с­ти, по­сколь­ку от­ра­жа­ет на­шу со­вре­мен­ную жизнь. 

Глеб На­гор­ный на­пи­сал эту пье­су ещё в 2006 го­ду. По его мне­нию, са­мое страш­ное в со­вре­мен­ной дра­ма­тур­гии – конъ­юнк­ту­ра. По­это­му в его пье­се нет из­ве­ст­ных нам по­пу­ляр­ных лиц. За­то есть со­вер­шен­но обыч­ные лю­ди – силь­ные и сла­бые, ме­с­та­ми по­хо­жие на нас с ва­ми. В чём-то с каж­дым из них мож­но со­гла­сить­ся, а где-то и по­спо­рить. Ведь и в жиз­ни нет чёр­но­го и бе­ло­го, она вся со­сто­ит из по­лу­то­нов. Пье­са со­от­вет­ст­ву­ет со­вре­мен­но­му об­ще­ст­ву, и это, по мне­нию ав­то­ра, долж­но обес­пе­чить ей дол­гую жизнь. Кста­ти, пье­са уже по­став­ле­на в Рус­ском дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре Лит­вы, Ста­в­ро­поль­ском ака­де­ми­че­с­ком те­а­т­ре дра­мы им. М.Ю. Лер­мон­то­ва. Кро­ме то­го, го­то­вит­ся по­ста­нов­ка в Мур­ман­ском об­ла­ст­ном дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре.


Татьяна РУФЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования