Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 05.10.2012

Приключения митрополита в Орде

Ре­жис­сёр: Ан­д­рей Про­шкин

В ро­лях: Мак­сим Су­ха­нов, Ви­та­лий Ха­ев, Алек­сандр Яцен­ко Ин­но­кен­тий Да­ка­я­ров, Ро­за Хай­рул­ли­на, Ан­д­рей Па­нин, Да­у­лет Аб­ды­га­па­ров, Юрий Про­нин, Фе­дот Львов, Мо­ге Оор­жак, То­леп­бер­ген Бай­са­ка­лов, Алек­сей Шев­чен­ков

Рос­сия, 2012, 125 мин.

 

Ес­ли взял­ся пи­сать ре­цен­зию, то нуж­но обя­за­тель­но по­ни­мать, за­чем ты это де­ла­ешь. Са­мое луч­шее оп­рав­да­ние – ра­зо­брать­ся са­мо­му, по­че­му фильм по­нра­вил­ся или не по­нра­вил­ся. Это не так про­сто: что­бы дей­ст­ви­тель­но на­пи­сать об этом, а не о чём-ни­будь дру­гом, на­ду­ман­ном, нуж­но стре­мить­ся в каж­дом сло­ве ос­та­вать­ся ис­крен­ним. Но бы­ва­ет так, что по­сле про­смо­т­ра сам не зна­ешь, по­нра­вил­ся фильм или нет, а про­сит­ся толь­ко не­о­пре­де­лён­ное «эх, б….», ко­то­рое мож­но трак­то­вать по-раз­но­му. То есть нель­зя ска­зать, что фильм по­ка­зал­ся пло­хим, но и нель­зя ска­зать, что по­ка­зал­ся хо­ро­шим. А что тог­да мож­но ска­зать? Вот это и есть в на­пи­са­нии ре­цен­зии са­мое слож­ное.

Во­об­ще су­ще­ст­ву­ет ста­рин­ное ожи­да­ние от про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, как от та­ин­ст­ва, ко­то­рое ка­ким-то ма­ги­че­с­ким об­ра­зом пре­об­ра­жа­ет обы­ден­ную ре­аль­ность, пре­вра­щая её в не­что эс­те­ти­че­с­ки зна­чи­мое. Это ожи­да­ние вы­ска­за­но ещё Ари­с­то­те­лем с его по­ня­ти­ем «ка­тар­си­са». Та­кая тра­ди­ция тре­бу­ет, что­бы ис­кус­ст­во тво­ри­ло вол­шеб­ст­во, рож­да­ло кра­со­ту из ни­че­го. И ес­ли к филь­му под­хо­дить с этим, жё­ст­ким эс­те­ти­че­с­ким кри­те­ри­ем, то «Ор­да» Ан­д­рея Про­шки­на вряд ли мо­жет пре­тен­до­вать на зва­ние пол­но­стью удав­ше­го­ся про­из­ве­де­ния.

Де­ло в том, что ре­жис­сёр до­пу­с­ка­ет в дей­ст­вии очень мно­го лиш­них те­ло­дви­же­ний, не сов­сем яс­но, чем мо­ти­ви­ро­ван­ных. И про­бле­ма да­же не в мо­ти­ви­ро­ван­но­с­ти, а в том, что эти «те­ло­дви­же­ния» имен­но лиш­ние и не не­сут ни­ка­кой ин­фор­ма­ции с точ­ки зре­ния ху­до­же­ст­вен­но­го вы­ска­зы­ва­ния. Дол­гие ва­ля­ния в гря­зи, кор­чи, кри­ки и яр­кие эмо­ции не пре­вра­ща­ют­ся в эс­те­ти­че­с­кий сим­вол толь­ко от­то­го, что они про­ис­хо­дят дол­го, кри­ки очень гром­кие и кор­чи мак­си­мум экс­прес­сив­ные. Мо­ну­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва не ста­но­вит­ся бо­лее цен­ным от­то­го, что оно очень боль­шое. Что­бы всё это ста­ло ис­кус­ст­вом, нуж­но со­вер­шить как раз то са­мое та­ин­ст­во, пре­вра­ще­ние ку­с­ка мра­мо­ра в скульп­ту­ру. Не вы­та­чи­вать её в кам­не, а от­се­кая лиш­нее – как го­во­рил Ми­ке­лан­д­же­ло. Или, ес­ли ис­кать дру­гие, бо­лее при­бли­жён­ные к се­го­дняш­не­му дню при­ме­ры, сло­во на за­бо­ре не ста­нет про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ст­ва, про­сто ес­ли на­пи­сать его круп­нее и яр­кой кра­с­кой. Это объ­яс­не­ние субъ­ек­тив­но, но, соб­ст­вен­но го­во­ря, ка­кие мо­гут быть пре­тен­зии на объ­ек­тив­ность в раз­го­во­ре про субъ­ек­тив­ное.

Сю­жет «Ор­ды» до­ста­точ­но лю­бо­пы­тен. К вла­с­ти в Ор­де при­хо­дит но­вый хан, убив­ший сво­е­го бра­та, пре­ды­ду­ще­го пред­во­ди­те­ля мон­го­лов. Всё бы хо­ро­шо, но его мать вне­зап­но те­ря­ет зре­ние во вре­мя каз­ни рус­ских плен­ни­ков. Хан рас­ст­ро­ен, ни­что ему боль­ше не в ра­дость, ни пи­ры, ни на­лож­ни­цы, ни чу­де­са бро­дя­чих фо­кус­ни­ков. Он вы­пи­сы­ва­ет кол­ду­нов изо всех до­ступ­ных ему то­чек ми­ра, но всё на­прас­но, они не в со­сто­я­нии сде­лать так, что­бы его мать про­зре­ла. И тог­да он по­сы­ла­ет за ми­т­ро­по­ли­том Алек­си­ем в Моск­ву, воз­ла­гая на не­го по­след­нюю на­деж­ду. При этом ста­вит ус­ло­вие – ес­ли ми­т­ро­по­лит не из­ле­чит мать от сле­по­ты, то Моск­ва бу­дет со­жже­на. Де­лать не­че­го, ми­т­ро­по­лит едет. При­клю­че­ния ми­т­ро­по­ли­та в Ор­де со­став­ля­ют дра­ма­ти­че­с­кое яд­ро филь­ма.

Сто­ит от­ме­тить хо­ро­ший под­бор ак­тё­ров и ув­ле­ка­тель­ный (точ­нее – раз­вле­ка­тель­ный) сю­жет, за ко­то­рым ин­те­рес­но сле­дить. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния и по­пыт­ка ис­то­ри­че­с­кой ре­кон­ст­рук­ции – двор ха­на с его ма­не­ра­ми и обы­ча­я­ми, хо­тя ис­то­ри­че­с­кая до­сто­вер­ность вряд ли в дан­ном слу­чае име­ет боль­шее зна­че­ние. Но дей­ст­вие вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние прав­до­по­до­бия, и в це­лом фильм за­слу­жи­ва­ет про­смо­т­ра, как ка­че­ст­вен­ная оте­че­ст­вен­ная ис­то­ри­че­с­кая дра­ма.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования