Архив : №51. 21.12.2012
Смазать карту будня
«Не сметь закрывать! Мы – революцию собирать! Вас – уничтожать!» – кричит последняя запись в книге «Отзывов и предложений» музея В.В Маяковского. Что ж, кажется, настаёт время оппозиции. Конструктивной, массовой, активной – литературной.
«На реконструкцию, какой там! – взмахивает руками консьержка, – и от музея ничего не останется!» О том, что знаменитый музей на Лубянке летом 2013 года ждёт закрытие, сообщил 6 декабря департамент культуры Москвы. Получился очень уж оригинальный ответ на письмо автора концепции музея Тараса Полякова, опубликованное днём раньше. «Я обращаюсь к вам за помощью. Музей Маяковского, точнее – его оригинальную экспозицию решили разрушить». Убить единую специфичную инсталляцию – оплевать, измарать обывательщиной самый необычный московский музей? Проще развесить на выскобленных стенах картинки из серии «русский футуризм» и бросить под стекло прижизненные издания стихотворений поэта. И мороки меньше, и места свободного, что самое главное, больше. Настоящий русский авангард: 120-й юбилей Маяковского в стенах его же комнаты может отметить оранжевая бригада таджиков, играющая ноктюрн на водосточных трубах разрушенной комнаты. А внизу, на единственном первом этаже, среди бедного количества книг и фотографий будет Маяковского поминать вся литобщественность – прямо как Дмитрия Пригова арт-группа «Война» в метро.
Огню массового недовольства разгореться не дали – тут же подоспела пожарная охрана в лице Сергея Капкова, который заявил, что реконструкция никакого отношения к репозиции не имеет. Граждане, оставайтесь на своих местах и сохраняйте спокойствие! И все бы рады, да вот только места куда-то деваются и должность директора от Светланы Стрижнёвой вмиг переходит к Надежде Морозовой.
«Я ещё директор или уже нет?» – обратилась к Сергею Капкову Светлана Ефимовна в эфире «Эхо Москвы». «А я у вас хотел спросить, я ещё руководитель департамента культуры?» И если всё-таки «экспозицию не тронут», то чем же можно объяснить молниеносное решение о смене руководства? «Меня удивляет, что департамент навязывает новую кандидатуру. Почему так спешно нужно было решать этот вопрос?» – недоумевает бывший-нынешний директор музея. Вместе с тем Тарас Поляков в своём письме упоминает Екатерину Проничеву, первого заместителя департамента культуры: «Вспомните, как её команда решала вопрос с театром Гоголя». В сентябре этого года в театре сменилось руководство. Новая театрально-тираническя «власть» церемониться не стала и попросила актёров уволиться. Сейчас театр закрыт на реконструкцию. И вроде подобная аллюзия с ситуацией музея прозрачна, и не нужно иметь искусствоведческого образования, чтобы её обнаружить.
Пока на конфорке русской культуры разгорался пыл общественного недовольства, в музее 13 декабря прошёл поэтический фестиваль с крайне актуальным в свете последних событий названием – «Право голоса». И если уж приходилось сетовать на то, что на литературных мероприятиях мало молодёжи, то здесь её было хоть отбавляй. А точнее, только она и была. Причём от поэтического искусства далёкая, да и от скандала с музеем – тоже. Не шибко начитанные и малоинтересующиеся литпроцессом молодые люди ваяют стихи о своём университете, женщинах, платонической любви и загадочных незнакомцах. Правила фестиваля таковы: на сцену выходил поэт (поэт ли?) и в течение пяти минут знакомил зрителей со своим творчеством. Жюри выбирало лучшего. После десяти таких отборочных туров «лучшие» соберутся, и победитель получает издание книги. Но боже сохрани, если труды с содержанием того, что было прочитано, начнут выпускать. В чём же леса виноваты? Greenpeace следовало бы тогда объявить войну таким книгоиздателям. Вот она, современная культурная символика: ровно на два этажа ниже комнаты, в которой когда-то классик русской литературы жил и работал, рукоплескают сегодня подражательнице Веры Полозковой, провозглашая графоманство новым искусством.
Поразительно и то, что билет на вечер стоил дороже посещения музея с экскурсоводом.
Проводится ли «Право голоса» от имени музея? Существует ли связь между коммерческим мероприятием низкого уровня и общественным резонансом вокруг закрытия? Наверное, организаторы фестиваля просто нашли подходящую площадку. Остаётся надеяться, что знак равенства между настоящим искусством и грубыми рыночными отношениями не будет поставлен и музей не станет такой вот «подходящей площадкой» для каких-нибудь дней рождений любовниц, свадеб или корпоративов крупных компаний.
Екатерина НЕНАШЕВА