Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 21.12.2012

КУЛЬТУРУ НУЖНО ВЫРАЩИВАТЬ

 В минувшее воскресенье были награждены лауреаты и дипломанты проводившегося под эгидой красноярского Дома искусств, местных отделений СПР, СРП и министерства культуры краевого поэтического конкурса имени Игнатия Рождественского. Помимо эстетической значимости конкурсных работ оценивался «краеведческий компонент и установка на высокие нравственные ценности». В итоге, из порядка двухсот присланных подборок, распределённых по трём возрастным категориям, жюри отметило и денежно поощрило стихи девятилетней Софьи Заграчёвой из посёлка Орджоникидзе Мотыгинского района, а среди тех, кому за тридцать пять – красноярца Виталия Овчаренко, Сергея Ставера (Назарово) и Николая Конусова (Бирилюссы). Двое последних разделили вторую премию. В группе же от семнадцати до тридцати пяти, казалось бы, творчески наиболее активной, победитель не был выявлен за отсутствием в предоставленных текстах художественной составляющей приемлемого качества. Это обстоятельство не могло, конечно, омрачить торжественную церемонию в музыкальной школе № 1, что на улице Сурикова (кстати, старейшее учебное заведение начального муз. образования во всей Сибири), и награждённые искренне радовались, удивлялись, гордились, а награждающие выражали столь же искреннюю надежду на то, что уже следующий цикл конкурса ещё шире охватит пишущую публику и общий уровень оттого уж как-нибудь да повысится.

Семинаристы на вручении премии
Семинаристы на вручении премии

А теперь о серьёзном. Разговор об удручающе невысоком поэтическом и общекультурном уровне конкурсантов периодически возобновлялся в кулуарах. Обсуждался и вопрос о принципиальной правильности вынесенного решения, что, в свою очередь, подняло целый пласт проблем, касающихся всей нашей страны, а не отдельно взятого, пусть и большого её региона. Надо отдать должное организаторам конкурса – в рамках его не только были созданы необходимые условия для объективной работы членов жюри, имевших дело не с подписанными, а только с пронумерованными текстами (если бы такое имело место, например, в «Русском Букере» или в «Большой книге», результаты этих премий, думаю, оказались бы несколько иными), устроители не просто (понимаю, что это было далеко не так просто) изыскали средства для материальной поддержки лауреатов, но и озаботились более важным, а именно обеспечением всех желающих возможностью получить хотя бы минимальное литературное обучение, пройти краткий курс поэтического ликбеза. Для этого-то из Москвы и были приглашены Сергей Арутюнов, руководитель семинара поэзии в Литературном институте, и автор этих строк. Какое впечатление мы вынесли из двухдневных семинаров в краевой научной библиотеке? Конечно, был заметен крайний дилетантизм наших семинаристов. Люди, отгороженные от высокого искусства стеной профанации и дурновкусия, охраняемой на месте всевозможными литфункционерами, а в столице – выстроенной и поддерживаемой разного рода «приватизаторами» отечественной культуры, – эти люди, которых слишком легко (и, замечу, совершенно несправедливо) было бы назвать графоманами, на самом деле просто не в состоянии без квалифицированной помощи самостоятельно разобраться в сложном механизме стихотворчества. Хотели бы, да не могут. Обманываемые кажущейся легкодоступностью ритмизованного писания, они совершают однотипные ошибки. Фактически, кроме желания выплеснуть эмоцию в текст и таланта (да, художественный талант есть почти у каждого человека), у них нет ничего, ни малейшего представления о форме и даваемых ею возможностях, о многообразии технических приёмов, выработанных в процессе становления и более чем двухвекового развития русской поэзии. И всё же наши семинаристы  показали, что сделаны они из лучшего материала. Давно я не наблюдал такой заинтересованности, такой готовности учиться. А ведь многие из тех, кто только сейчас начал усваивать себе азы искусства, находятся уже в солидном, иные даже в преклонном возрасте. Некоторые, как омичка Олеся Варкентин, приехали на семинар издалека; тут были жители со всех концов гигантсткого Красноярья. Что же вынесли для себя они из наших занятий? Это стало очевидным уже в конце второго дня, когда одна из семинаристок, женщина немолодая, чьи кое-как зарифмованные тексты не внушали нам особого оптимизма, вдруг, на творческом вечере в Доме искусств, озвучила небольшой экспромт, написанный после занятий. Экспромт совершенно блистательный, по-доброму ироничный, а главное – с точными рифмами, в чётко выдержанном размере. Это был, смею сказать, наш общий успех, наша общая радость. Другие семинаристы отмечены нами как наиболее перспективные – работа с их текстами продолжится, и окончание этой работы читатели «Литературной России» смогут, надеюсь, по достоинству оценить в скором времени на страницах газеты.

После окончания семинаров слушатели благодарили и просили приезжать хотя бы раз в полгода. Хотя бы! Но разве этого достаточно для планомерно результативных занятий? Разве будущие музыканты, живописцы не посещают с детства специализированные школы, курсы, разве не изучают они теорию и практику своего искусства? Почему же всего этого лишены литераторы? Или кто-то всерьёз полагает, что литература – это разновидность бездельничанья, что она рай для дилетанта, что поэту, прозаику, драматургу не нужно профессионально учиться, что ещё долго будет произрастать российская изящная словесность как-нибудь так, сама собою? Отвечаю им: сами собою растут только сорняки, любую культуру нужно выращивать. Иначе не видать нам хлеба, в том числе и духовного, одни лишь постыдные телевизионные зрелища.

И вот моя мысль. Нужно не мешкая организовать в Красноярске постоянные литературные курсы. Ресурсы, в том числе и литературно квалифицированные, ради чего не нужно будет каждый раз завозить московских гостей (на Москву вообще пора бы перестать всё время оглядываться), у края есть. Есть и очевидное желание. Причём я говорю не только о тех, кто хочет учиться литературе как искусству, но и о тех, кто сейчас занимается культурой в этом регионе на уровне принятия организационных решений. Не первый раз в этом году я убеждаюсь, что такие личности в Красноярье присутствуют в достатке. Вот уже и в Москве, от совершенно, казалось бы, посторонних краю людей, я слышу упоминания Красноярска в контексте культуры, литературы. Значит, дело тут пошло всерьёз. И не надо бояться того, что такими темпами скоро от поэтов прохода не будет, что всё население бросит работу и засядет за письменный стол. Это нелепость. Писание стихов, прозы такое же обыкновенное занятие, как рисование, пение, музицирование, оно может быть вполне домашним. Одной из составляющих гармонично развитой личности. Я подчёркиваю: гармонично развитой, внутренне свободной, а не озлобленной на весь свет и деградирующей, спивающейся от кажущейся безысходности, серости существования. Только не нужно быть ни в чём примитивным. Как любил повторять один из моих учителей в поэзии, Лев Ошанин, «Всё, что угодно, кроме самодеятельности!» 


Максим ЛАВРЕНТЬЕВ,
КРАСНОЯРСК-МОСКВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования