Архив : №51. 21.12.2012
Культуру нужно выращивать
В минувшее воскресенье были награждены лауреаты и дипломанты проводившегося под эгидой красноярского Дома искусств, местных отделений СПР, СРП и министерства культуры краевого поэтического конкурса имени Игнатия Рождественского. Помимо эстетической значимости конкурсных работ оценивался «краеведческий компонент и установка на высокие нравственные ценности». В итоге, из порядка двухсот присланных подборок, распределённых по трём возрастным категориям, жюри отметило и денежно поощрило стихи девятилетней Софьи Заграчёвой из посёлка Орджоникидзе Мотыгинского района, а среди тех, кому за тридцать пять – красноярца Виталия Овчаренко, Сергея Ставера (Назарово) и Николая Конусова (Бирилюссы). Двое последних разделили вторую премию. В группе же от семнадцати до тридцати пяти, казалось бы, творчески наиболее активной, победитель не был выявлен за отсутствием в предоставленных текстах художественной составляющей приемлемого качества. Это обстоятельство не могло, конечно, омрачить торжественную церемонию в музыкальной школе № 1, что на улице Сурикова (кстати, старейшее учебное заведение начального муз. образования во всей Сибири), и награждённые искренне радовались, удивлялись, гордились, а награждающие выражали столь же искреннюю надежду на то, что уже следующий цикл конкурса ещё шире охватит пишущую публику и общий уровень оттого уж как-нибудь да повысится.
|
Семинаристы на вручении премии |
А теперь о серьёзном. Разговор об удручающе невысоком поэтическом и общекультурном уровне конкурсантов периодически возобновлялся в кулуарах. Обсуждался и вопрос о принципиальной правильности вынесенного решения, что, в свою очередь, подняло целый пласт проблем, касающихся всей нашей страны, а не отдельно взятого, пусть и большого её региона. Надо отдать должное организаторам конкурса – в рамках его не только были созданы необходимые условия для объективной работы членов жюри, имевших дело не с подписанными, а только с пронумерованными текстами (если бы такое имело место, например, в «Русском Букере» или в «Большой книге», результаты этих премий, думаю, оказались бы несколько иными), устроители не просто (понимаю, что это было далеко не так просто) изыскали средства для материальной поддержки лауреатов, но и озаботились более важным, а именно обеспечением всех желающих возможностью получить хотя бы минимальное литературное обучение, пройти краткий курс поэтического ликбеза. Для этого-то из Москвы и были приглашены Сергей Арутюнов, руководитель семинара поэзии в Литературном институте, и автор этих строк. Какое впечатление мы вынесли из двухдневных семинаров в краевой научной библиотеке? Конечно, был заметен крайний дилетантизм наших семинаристов. Люди, отгороженные от высокого искусства стеной профанации и дурновкусия, охраняемой на месте всевозможными литфункционерами, а в столице – выстроенной и поддерживаемой разного рода «приватизаторами» отечественной культуры, – эти люди, которых слишком легко (и, замечу, совершенно несправедливо) было бы назвать графоманами, на самом деле просто не в состоянии без квалифицированной помощи самостоятельно разобраться в сложном механизме стихотворчества. Хотели бы, да не могут. Обманываемые кажущейся легкодоступностью ритмизованного писания, они совершают однотипные ошибки. Фактически, кроме желания выплеснуть эмоцию в текст и таланта (да, художественный талант есть почти у каждого человека), у них нет ничего, ни малейшего представления о форме и даваемых ею возможностях, о многообразии технических приёмов, выработанных в процессе становления и более чем двухвекового развития русской поэзии. И всё же наши семинаристы показали, что сделаны они из лучшего материала. Давно я не наблюдал такой заинтересованности, такой готовности учиться. А ведь многие из тех, кто только сейчас начал усваивать себе азы искусства, находятся уже в солидном, иные даже в преклонном возрасте. Некоторые, как омичка Олеся Варкентин, приехали на семинар издалека; тут были жители со всех концов гигантсткого Красноярья. Что же вынесли для себя они из наших занятий? Это стало очевидным уже в конце второго дня, когда одна из семинаристок, женщина немолодая, чьи кое-как зарифмованные тексты не внушали нам особого оптимизма, вдруг, на творческом вечере в Доме искусств, озвучила небольшой экспромт, написанный после занятий. Экспромт совершенно блистательный, по-доброму ироничный, а главное – с точными рифмами, в чётко выдержанном размере. Это был, смею сказать, наш общий успех, наша общая радость. Другие семинаристы отмечены нами как наиболее перспективные – работа с их текстами продолжится, и окончание этой работы читатели «Литературной России» смогут, надеюсь, по достоинству оценить в скором времени на страницах газеты.
После окончания семинаров слушатели благодарили и просили приезжать хотя бы раз в полгода. Хотя бы! Но разве этого достаточно для планомерно результативных занятий? Разве будущие музыканты, живописцы не посещают с детства специализированные школы, курсы, разве не изучают они теорию и практику своего искусства? Почему же всего этого лишены литераторы? Или кто-то всерьёз полагает, что литература – это разновидность бездельничанья, что она рай для дилетанта, что поэту, прозаику, драматургу не нужно профессионально учиться, что ещё долго будет произрастать российская изящная словесность как-нибудь так, сама собою? Отвечаю им: сами собою растут только сорняки, любую культуру нужно выращивать. Иначе не видать нам хлеба, в том числе и духовного, одни лишь постыдные телевизионные зрелища.
И вот моя мысль. Нужно не мешкая организовать в Красноярске постоянные литературные курсы. Ресурсы, в том числе и литературно квалифицированные, ради чего не нужно будет каждый раз завозить московских гостей (на Москву вообще пора бы перестать всё время оглядываться), у края есть. Есть и очевидное желание. Причём я говорю не только о тех, кто хочет учиться литературе как искусству, но и о тех, кто сейчас занимается культурой в этом регионе на уровне принятия организационных решений. Не первый раз в этом году я убеждаюсь, что такие личности в Красноярье присутствуют в достатке. Вот уже и в Москве, от совершенно, казалось бы, посторонних краю людей, я слышу упоминания Красноярска в контексте культуры, литературы. Значит, дело тут пошло всерьёз. И не надо бояться того, что такими темпами скоро от поэтов прохода не будет, что всё население бросит работу и засядет за письменный стол. Это нелепость. Писание стихов, прозы такое же обыкновенное занятие, как рисование, пение, музицирование, оно может быть вполне домашним. Одной из составляющих гармонично развитой личности. Я подчёркиваю: гармонично развитой, внутренне свободной, а не озлобленной на весь свет и деградирующей, спивающейся от кажущейся безысходности, серости существования. Только не нужно быть ни в чём примитивным. Как любил повторять один из моих учителей в поэзии, Лев Ошанин, «Всё, что угодно, кроме самодеятельности!»
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ,
КРАСНОЯРСК-МОСКВА