Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 15.02.2013

Где вызревает свобода

В Москве открылась выставка «Жизнь как форма» (Кочевая версия), которую стоит посетить просто как уникальное пространство общения тех людей, что год назад наводнили Болотную площадь. Место это уже знакомо тем москвичам, которые бывают в «Фаланстере» и подобных местах и зимой 2010-го были тут же этажом выше на книжной ярмарке. Потихоньку левая субкультура (а по сути контркультура, вытесняющая буржуазность из системы ценностей) DIY («сделай сам» – помните такой детский советский лозунг) принимается в столице сырьевой империи. Собственно, это и не выставка в привычном понимании – пришедший что-то скушать глазами, натюрморты и прочее, решил бы, что не туда попал. Завод какой-то, перешедший в руки революционной интеллигенции. И в этом вся соль: ибо пространство центра творческих индустрий FАБRИKA само по себе арт и радикальный реализм постсоветской поры. Буржуи давно сломали бы и это заводское пространство, и подъезды к ним перестроили бы. Так решает рубль, доллар… Но тут пока решаем мы. Именно такое с выставки выносишь ощущение: входишь гостем, выходишь хозяином, соучастником, сотоварищем.

 

Издали кажется – на заводе забастовка, кто-то толпится у входа, совещается, курит. На рабочих они не похожи, но классово близки – тоже наёмные работники, студенты. Собственно, выставлены в основном, не сильно изменённом постиндустриальными годами зале (лишь выбеленном) – высказывания. Их волонтёры от руки нанесли на белый фон. Это высказывания леворадикалов, чаще на английском. Я бы счёт этот зал – расширенным стендом российской делегации на социальном форуме очередном. Но тут как раз борьба отражена всемирная – с капиталом. Но без плакатов как таковых. Это долгая и тонкая борьба (забавно звучит, но именно так обстоят дела). Всё мелкобуквенно, ненавязчиво. Голоса континентов, теснящих капитал. Несколько экранов транслируют в инсталлированной домашней обстановке с придвинутыми креслами – соцдокументалистику, клипы, анимацию на слова Кирилла Медведева. «С кем вы, мастера культуры?» – эта начитка рэповатого стиха под горьковским заголовком знакома многим по социальным сетям, где распространилась мгновенно. В принципе такую экспозицию мог бы зарядить любой участник левого движения – не обязательно российского социалистического. Есть ДВД, есть коллекция сиди, есть плакаты, открытки, книги, прочие сувениры привезённые с соцфорумов.

А вот и сам Кирилл Медведев – на центральном «холсте» (или как это назвать-то?). Думается, тут товарищи троцкисты постебались над культом личности – поверх как бы улыбающейся, оторванной гранатным взрывом головы поэта изложена история революционного будня... Зал полон знакомых и незнакомых людей (впрочем, тут и незнакомые как-то по родному выглядят, в арафатках и прочих дресс-кодах нового пролетариата). Но я-то спешу к Виктории Ломаско, известной не только левым и не только в России своей искромётной серией зарисовок судебного процесса над организаторами выставки «Запретное искусство» и ещё рядом шедевров репортажной графики. До неё этот жанр вспоминали разве что ближе к 9 мая в связи с Кукрыниксами. А вот народилась же в Серпухове – востроглазая, весёлая, подвижная, очень такая даже советская по одежде, жестам, по мягкости речи…

Её небольшая экспозиция встречает посетителя, размещённая как бы в простенке по пути к цеху, напротив весёлого украинского фотостенда арт-группы «СОСка» и ряда графических портретов героев левой современности. На этот раз Вика выступает как педагог – и правильно, что с работ её воспитанников начинается выставка. Эта небольшая стена с небольшим количеством тарелок (некоторые ближе к тазикам формою) полностью развеивает досужее мнение о гламурности левых и всех их попутчиков из мира искусств. Быть сегодня человеком социалистических убеждений – значит стоять на морозе в одиночных пикетах, что некогда делал тот же Кирилл – эпатировал опошливший Брехта театр лужковского любимца Калягина. Получал хук от охранника, мёрз в «обезьяннике» – так что история, нарисованная над его большой весёлой головой, не такой уж и вымысел… Но этого было бы маловато.

В том-то и дело, что Вика пошла дальше. Можно пнуть в пузо Калягина, чтобы выбить из него Брехта et cetera. Но вот поехать в Можайскую колонию к малолетним убийцам, отбывающим немалые срока – «это современная графика, детка», перефразирую я тут Арса Пегаса. И вот – невероятные, но зримые плоды хождения Вики в народ. На тарелках – почти инопланетных, вследствие неожиданности сюжетов, – и «Спартак-чемпион», и простой пейзаж с пальмами, мрачноватый, такими они из Можайска сквозь снежные пространства кажутся. И «вагина его матери», как заботливо объясняет мне, прикинувшемуся тёмным праведником, Вика – парень устал от постоянной смены любовников своей матерью. Правда, один любовник был художник, он-то и научил парня… Но не нюхать клей и убивать друзей (за что сел), а – рисовать в чём-то итог. Конечно, такое искусство бросятся исследовать психологи. Более того, на практике нам подобное показывали – мне тут упорно видится мозг, а затем уже сюжет-травма…

Конечно, если кто-нибудь попробует эту посуду использовать для еды – то со дна и поднимутся ядовитые, заточенные смыслы. Разве что церковка ещё годится в пищу… Остальное же – вот таким и должно быть искусство отверженных! Помню, посещал я в младшем школьном недолго кружок лепки – там нам предлагали делать миниатюрки в духе камей, на изячных овалах. Я вылепил самолёт «Ишачок», очень тогда увлекался халхингольской тематикой и склеиванием самолётиков сын штурмана В.А. Чёрного. Конечно, даже преступники, даже взаперти – они дети. И дорисовывают на предлагаемых эстетических «овалах» свои игры, спортивные ли, военизированные ли, травмированные ли ранним криминогенным пубертатом… Рядом с тарелками – переписка юных можайских зэков с аргентинскими братьями по положению, её тоже организовала Вика. Вот такие они, современные художницы, на которых норовят катить свои омулёвые бочки традиционалисты и мракобесы, изображённые ими иронически. Могут и зэков научить самовыражаться – это вам не обязательная теперь для тюрем Библия или молельные комнаты, тут как раз и вызревает свобода, тут и укрылась от режимности личность… Аргентинские зэки сеют революционные настроения в сердцах постсоветских поколений – у них-то перманентная революция с девяностых длится. «Мы поднимем криминальный элемент» – говорил-прорицал мой однофамилец Леон, идеолог Махно… Вот и Че нагадал Боливии социализм, только вот не при нём он вызрел.

Вернёмся в цех, тут под главной головой, на которую смотрит и её прототип в окружении девичьего почитания – уже начинается перформанс «It’s hard to be in sombody’s shoes» Хаима Сокола. Продолжатель, по идее, линии Бренера, Кулика, Винника и «Войны», сегодня акционист затронул тему жизни мигрантов. В большой «челночной сумке» принёс он обувь, которую выменял у самых низкооплачиваемых трудяг – часто строителей (это видно по пятнам краски), дворников, землекопов. И примеряет пару за парой. Посидит задумчиво, попереминается – вдумывается в кроссовки или востроносые, популярные у кавказцев и С.Шаргунова ботинки, – и снимает, кладёт рядом. Растёт гора обуви, напоминая то ли Аушвиц, то ли лихие девяностые – да, тут не только личные истории, тут и путь страны нашей, разворованной на частные клочки, на бархатные башмачки…

Это в девяностых надо было бросаться на лобовое стекло голым, цепью звенеть, чтобы заставить задуматься пассажира в мире его индивидуального комфорта о внешних событиях. Сегодня думка уже – общественная. Ботинки сменяют кроссовки, а Сокола сменяет репетиция «Аркадия Коца» (который весной посетит Кривой Рог и Днепропетровск, по приглашению А.Мухарева) и безбрежный водоём общения левых всех мастей, кареглазого сталинца Антона Вотречева и голубоглазой троцкистки Изабель Макгоевой, например, – в опустевшем цехе без рабочих именно на них упала ответственность за будущее России. Им есть чему учить, что рассказать… 


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования