Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 21.06.2013

Вопрос в лоб

В один и тот же праздничный День России 12 июня 2013 года прошёл марш оппозиции в центре Москвы и состоялся съезд Общероссийского Народного Фронта во главе с президентом. Каждая из сторон – и оппозиция, и власть – стараются привлечь на свою сторону известных и уважаемых в обществе людей, в том числе кинорежиссёров, спортсменов, учёных, писателей, музыкантов…

А существуют ли для вас в современной России такие нравственные авторитеты, люди, которым вы настолько доверяете, что готовы пойти за ними туда, куда они позовут? С кем бы вы готовы были сесть в одну лодку, несмотря на все свои сомнения по поводу её курса?


  

Сергей ШАРГУНОВ,

писатель, главред интернет-издания «Свободная пресса»

 

  Воздух отравлен подлостью – вот, что можно сказать о сегодняшней России. Всё подлинное подменяют симулякры. То, что могло быть актуально двадцать лет назад, сегодня превращается в мёртвый фальшак. Прежде всего усилиями тех, кто наверху, уничтожается всё то, что могло бы быть полноценным, самостоятельным и интересным народу. Есть и поколенческий конфликт – старый писатель или старый режиссёр лижут ж... власти, оправдываясь перед собой, что они «мстят либералам за 93-й».

Но кто эти «либералы»? Те, кто им во внуки годятся? Избитые только что в Нижнем Новгороде до сотрясения мозга и перелома рёбер лимоновцы Зайцевы? Русский патриот Данила Константинов, которого больше года держат в СИЗО по сфабрикованному обвинению? Ау, старцы! Не дают ответа... Уже в маразме...

Но и в значительной части патентованная оппозиция тоже неприятна. Поэтому нет абсолютных авторитетов, а есть тяжёлый выбор – быть самим собой, быть честным, ни от кого не зависеть. И есть разные интересные авторы колонок, которые читаешь, кликнув по ссылке в Фэйсбуке и Твиттере.

 

 

 

 

 

 


 

Василий АВЧЕНКО, писатель, журналист

 

Для меня нравственный авторитет – это мой отец. Или, например, капитан дальнего плавания, ветеран войны, знаменитый яхтсмен, преподаватель ДВВИМУ Евгений Иванович Жуков, который лет 20 назад учил меня грести и ходить под парусами, а на самом деле – куда более важным вещам.

Из известных всем – мудрый Фазиль Искандер. Другое дело, что он, по-моему, никого никогда не звал ни на баррикады, ни в «лодку».

В этом смысле более активны другие, из которых я назову Лимонова и Прилепина. С ними в одной лодке – всё равно, канонерской или подводной – будет хорошо, правильно и не скучно. Если они меня возьмут, конечно.

 

г.ВЛАДИВОСТОК


Михаэль Анхер. Спасательная шлюпка в дюнах
Михаэль Анхер. Спасательная шлюпка в дюнах

 

Станислав ПОПОВ,

инженер-проектировщик

 

Стоит остановиться на людях, не примкнувших к каким-либо политическим группам, и которые, несмотря на приглашения в разные компании, продолжали и продолжают заниматься своим делом. Это учителя, врачи, деятели искусства, учёные, строители, объективные журналисты, спортсмены. К этим рядовым труженикам я бы примкнул и постарался бы заслужить место, с ними в одной лодке.

Алексей Баталов, артист, Юрий Пронько, журналист «Серебряного Дождя», Юрий Сёмин, спортивный тренер, Ицхак Пинтасевич, писатель, список достойных людей очень велик…

Если у Вас есть малейшие сомнения в курсе такой лодки, то есть другие лодки и способы передвижения без дружеской симпатии к кому-то. Титаник – красивый корабль, но каждая случайность – часть закономерности. И как пел Аквариаум: чтобы стоять, я должен держаться корней!

 


 

Андрей ГАЛУХИН, кандидат философских наук, доцент РГТЭУ

 

Нравственные авторитеты для меня существуют в истории, а настоящее я не отделяю от истории, чтобы не впадать в абстракцию наличного бытия.

В исторически зрелом народе бессознательная нравственность, успокоившаяся на признании нравов, законов, традиций и авторитетов, должна переходить в мораль – в самосознательную морально-критическую позицию личности, так что у всякого авторитета, закона, нрава, политического направления такое сознание требует отчёта.

Привлечение на свою сторону известных и уважаемых людей – это способ манипулирования общественным сознанием. Зрелая личность противостоит всяким попыткам манипулирования, и отношение к тем, кто привлекает и манипулирует, соответствующее – радикально-критическое. Поэтому сама постановка вопроса не корректна, ибо она предполагает согласие на то, чтобы быть объектом манипуляции, а я такого согласия не давал.


 

Арслан ХАСАВОВ, прозаик, публицист

 

Конечно! Это, прежде всего, мои старшие товарищи по перу – Лимонов, Прилепин, Садулаев, Шаргунов, Бабченко, музыкант Андрей Бледный из 25/17. Есть ещё ряд близких мне по духу людей – уверен, они знают, что всегда могут на меня рассчитывать.


 

Татьяна ВЕДЕНСКАЯ, прозаик

 

К сожалению, сегодня в России я бы ни с кем не поплыла бы, ни в одну из лодок не села. Наблюдая гибель лесов, разорение предприятий, формализм, фальшь и бездушие людей «у руля», я никуда не пойду за ними. Все они – сплошные говоруны и притворщики. Те же, кто против них, ничем не лучше, и вторые мечтают заменить первых. А я сижу на берегу, смотрю на эти корабли без руля и ветрил, и пишу свои книжки – так, для смеха.


 

АВГУСТИН (Максим ГРИШИН),

музыкант, путешественник, лидер этно-рок группы «Длина Дыхания»

 

Вопрос не совсем корректно поставлен... С одной стороны, приплетаются оппозиция и президент, а с другой – авторитетные для меня люди. Одно с другим не вяжется. Там, где оппозиция, и там, где президент, для меня не существует авторитетных людей. Весь этот шоу-бизнес во главе с президентом и его клоунами революционерами и оппозиционерами меня не интересует.

Есть, конечно, ряд личностей, в моём случае большей частью из среды музыкантов, за кем я слежу и чьи высказывания стараюсь анализировать. Но никто из них не является для меня человеком, за которым я готов следовать и не сомневаться по поводу курса.

А вот как только человек искусства начинает лезть в этот грязный бизнес (и не важно, какую сторону он представляет!), он теряет в моих глазах всякий интерес.


 

Евгения ИВАНОВА, доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

 

По профессии я историк русской литературы, а по специализации занимаюсь Серебряным веком, и потому нашу историю примерно с конца 80-х гг. XIX в. и до октябрьского переворота знаю не понаслышке. Именно это знание убедило меня, что все митинги, шествия, марши и т.п. демократические формы политического давления на власть на самом деле – могучие средства манипуляции. Взять хотя бы так называемое мирное шествие рабочих 9 января к царю батюшке, проще говоря, гапоновщину: ведь бедные рабочие и не подозревали, что их организаторы заранее знали, что царя в этот день в Петербурге не будет, и что несут они на самом деле петицию, где выдвигаются политические требования. А их лидер Гапон не подозревал, что его очень скоро повесят на даче в Озерках, именно потому, что он всё это и многое другое слишком хорошо знал…

Политика – дело профессионалов, любое участие в ней требует личной ответственности, а как можно отвечать за толпу совершенно неизвестных тебе людей и за то, какие цели ставят неизвестные организаторы, даже если они раздают белые ленточки…

У меня есть авторитеты в политике, например, Евгений Максимович Примаков, но, может быть, потому он и сохраняет авторитет в моих глазах, что никогда и никого не звал и не зовёт на митинги. Кстати, в лихие девяностые мне часто приходилось слышать от моих политически активных коллег сожаления о том, что они так бурно участвовали в митингах в поддержку Гайдара и Ельцина.

Другое дело – шествия и пикеты как форма выражения общественного мнения по тому или иному поводу. Я поддерживаю движение Архнадзор, и не в последнюю очередь потому, что оно не вмешивается в политику, с интересом слушаю передачи Рустама Рахматтулина, читала его книгу, поэтому общественные акции этого движения поддерживать готова, я понимаю и разделяю их цели. Готова выйти на любой пикет в поддержку Николая Цискаридзе, поддержать замечательного артиста в борьбе с чиновниками, разваливающими Большой театр, – это мне кажется общественным долгом.

Но вот как политический инструмент эти шествия, будь они на Болотной или на Тверской, очень опасны, потому что тебя используют втёмную. Ну и тем более, когда на сцене появляются очевидные антигерои – Касьянов, Рыжков, Каспаров, Немцов, каждый из которых успел показать себя в деле управления страной по самое некуда… У проправительственных движений и их организаторов свои цели, также не всегда совпадающие с теми, которые они объявляют…Участвовать в общественной манифестации я готова только в том случае, если у неё есть конкретная и открыто объявленная цель. Причём, всегда готова, как говорили в моём пионерском детстве!


 

Лев ПИРОГОВ, литературный критик

 

Патриарх Русской Православной Церкви. 

Но пока я это писал, подошёл сын, спросил, что я делаю, и попросил прочитать вопрос. Говорит: «Ты напиши, что это твой сын, твоя жена – мать твоего сына и бабушка твоего сына». Хм...


 

Андрей БУРЛАКА, музыкальный журналист и продюсер,

главный редактор сайтов «Rock-n-roll.ru», «Петербургский рок-клуб»

 

Начнём с того, что я не считаю 12 июня особой датой: уж если вести отсчёт истории новой России (кто бы и как к этому ни относился), то вести его надо со дня подавления путча ГКЧП. Независимость России от СССР – полная чушь, а суверенной она была и раньше, если верить Конституции.

Нынешняя властная прослойка вызывает у меня лишь омерзение: у неё, говоря словами поэта, нет ни слов, ни музыки, ни сил. Есть только желание хапать как можно дольше, разворовывая, распродавая и развращая страну. Те, кого мне время от времени представляют как оппозицию – вернее, часть из них – выпавшие с лодки власти или соскочившие сами люди: первые стремятся назад, вторые понимают, что впереди по течению водопад. Куда же бедному крестьянину податься?

С другой стороны, вот вам наблюдение: в парилке, на полке, мужчины всегда говорили о женщинах, запчастях, алкоголе... Сейчас говорят о политике, и общий вектор этих разговоров можно выразить словом: достали. А глас народа (не тщательно отобранного и специально обученного, а живущего реальной жизнью), как известно, глас Божий.

Нравственный авторитет для меня Иисус Христос. Как для любого верующего человека. Порядочных людей в России – миллионы, их больше, чем мерзости, беснующейся на телеэкране, последние просто заметнее, поскольку известно, что первым всплывает на поверхность воды.

Порядочным людям труднее объединиться, чем негодяям по определению, поскольку они обладают большей индивидуальностью. Мы разные. Зато депутаты, министры, чиновники – на одно лицо. «Рылы, рылы вокруг», – как говорил городничий Сквозник-Дмухановский у Гоголя.

Я готов объединиться со всеми людьми, которыми руководят совесть, вера и любовь к Родине. Нас, представителей рок-культуры, вечно обвиняли в преклонении, подражании и т.п., но почему-то мы все тут, и тут наши дети, в то время как записные думские путриоты давно отправили детей за бугор, давно отстроили себе запасные аэродромы на Мальдивах и Багамах, а наворованные деньги держат в кипрских оффшорах.

Наша лодка идёт вверх по течению. Это изматывающе трудно, зато интересно и, главное, ведёт нас к вершинам, к небу и свету. А те, кто выбрал противоположное направление – ну, что я могу сказать, скатертью дорожка.

 

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования