Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 12.07.2013

Заучив наизусть имена героев

«Нижние Котлы» – восьмая книга Сергея Арутюнова, и уже в самом названии стихотворного сборника слышится протест и призыв, создаётся впечатление, что эмоциональное закипание, исходящее от названия книги, свидетельствует о назревшем перевороте в умах и сердцах людей. Не случайно автором выбрано название, требующее решительных действий – тех, что уходят корнями в эпоху «Бунташного века», когда у деревни Нижние Котлы потерпела поражение повстанческая армия боевого княжеского холопа, возглавлявшего ранее бунт пленных казаков на турецких галерах, Ивана Болотникова. Дух восстания слышен в самой пластике арутюновского слога:

 

Гордился бы и Атилла

Потомством таким здоровым:

На хор меня мать водила

По русским стальным сугробам.

Где бледен, как аскарида,

На хрустких взойдя расчётах,

Дымился неиспаримо

Пустырь посреди хрущовок.

 

– и т.п.

Так кто же он, требующий бунта против засилья в современной русской литературе чуждого образа мышления? Кто – бунтующий сам против существующих удельных властителей литературных княжеств? Своему движению Арутюнов давно придал организационную стихотворную крепость, которая определила исход затянувшегося, как и крестьянская война Болотникова, бунта.

Так кто он? Откуда родом?

Из утерянной и неведомой, но такой желанной, могучей страны. Это ведь именно её храбрейшие сыновья покорили Византию, уничтожили Хазарский каганат, топили тевтонцев, резали ляхов, изгнали Наполеона, рубили османов, пленили Шамиля, брали Шипку, обороняли Сталинград и освобождали Будапешт, полегли в Кандагаре и Ачхой-Мартане.

 

В чужие окопы валясь, как снопы,

Мечтой о себе не болели,

С Изборска и Кеми, Уфы, Костромы

Сгребали поленья.

На улочки Вены сморкнув по сопле,

Небрежно носили медали,

На чёрные пальцы в кровавой золе

Портянки мотали.

 

Для тех, кому всё ещё непонятно, какая страна имеется в виду, процитируем Арутюнова ещё раз:

 

Чтоб рожали нас

для местечковых боен,

А не в струги,

взбегающие на стрежень,

Чтоб не вился,

пламенем покороблен,

Алый флаг наш,

проклятый и воскресший.

 

В своём стихотворном порыве Арутюнов, подобно Болотникову, готов биться до предательского пленения и ослепляющих пыток, но не сдаваться. Он не просто хранит память о великой державе, его память – это острие ножа, разящего продажную свору тщедушных осквернителей завоеваний предков. Его память – это ответ тем ослеплённым жаждой быстрых прибылей «смотрителям за литературой», которые считают, что святая блокада Ленинграда была ошибкой, тем, кто опровергает подвиг панфиловцев, тем, кто порочит имена Шолохова и Бек, Кострова и Распутина, тем, кто, проживая в христианской России, разоряет умы и сердца многострадального православного народа.

Святитель Тихон Задонский завещал нам: «И тако, как от единого заражённого человека многие люди телом заражаются и погибают: тако от единого клеветника, начальника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают».

 

Забудь, как их участь жестока, подла,

Пленяясь ужасной картиной:

Межрёберной давке, где бдят купола

И Сталина профиль грудинный.

 

Самобытный язык Арутюнова богат, он удивляет, его можно принимать или отвергать, но он существует, и этот факт невозможно оспаривать. Именно из своеобразного авторского языка и рождается стиль. Своими неустанными опытами Арутюнов, кажется, опровергает высказывание одного из «духовных вождей» сегодняшнего языкового и нравственного обнищания русской поэзии Михаила Айзенберга: «Поэт вообще склонен считать себя скорее инструментом языка, чем демиургом, но в наших условиях такое самоощущение особенно обострилось. Автор стал относиться к себе как к датчику показаний. И каких показаний!»

Но мы говорим о книге стихов «Нижние Котлы» Арутюнова, а не о датчиках с безнадёжно испорченными показателями. Восьмая книга? У кого-то это вызовет радость и уважение, а у кого-то недоумение или сарказм в связи с подобной интенсивностью поэтического процесса. Но писатель Юрий Кувалдин, например, свидетельствует: «Искусство требует каждодневной работы в течение всей жизни, безоглядного служения, и тогда когда тебя печатают, и тогда, когда тебя не печатают. Каждый день!»

Существует ещё одна особенность движения Арутюнова к читателю, и при её характеристике не лишним будет употребить церковное выражение «бдение» – тем более, что сам автор книги стихов «Нижние Котлы» использует глагол «бдят» в отношении набатных колоколов, зовущих Отечество к особой зоркости – пониманию не только своей сути, но и своих недремлющих недругов.

Именно литературное, политическое, общественное и изыскательское бдение присуще Арутюнову, и тут сама жизнь словно вводит его в авангард бытия. Это житейское бдение обогащает и автора, и сопутствующего ему читателя, и как в этой связи не вспомнить Гёте: «Любой талант должен питаться знаниями и только знания дают возможность художнику применить свои силы». 


Александр ОРЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования