Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 27.09.2013

Дорога из Москвы в Лозанну

ЧЕРЕЗ ДЕРЕВНЮ СМОЛЁВО

 

И всё же пролог был не в Москве, где прожил семнадцать лет гобоист, лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Андрей Чолокян до своего отъезда в Швейцарию. Сейчас он учится в Лозаннской консерватории у знаменитого профессора Жана-Луи Капезалли. Мы встретились в подмосковном Смолёво. И эти два дня, проведённые с братьями гобоистами Андреем и Артемием Чолокянами в старообрядческой деревне, недалеко от Орехова-Зуева, во многом вернули мне чувство неистребимой русскости, которая всё ещё есть в двух часах от мегаполиса. И там, на Западе, Андрей всё же русский, несмотря на армянскую фамилию отца.

 

С главой семьи, флейтистом Эдуардом Чолокяном, я познакомилась два года назад в Благотворительном Фонде Владимира Спивакова, где тщетно разыскивала маэстро. На сцене играли стипендиаты, среди них – младший сын Эдуарда Артемий. Андрей тогда уже жил в Лозанне, а его пятнадцатилетний брат готовился к своему первому международному фестивалю – в Дании. С тех пор много воды не утекло, а прибывало. Стран двадцать объездил Артемий, поступил в Зальцбургский Моцартеум, а Андрей стал одним из лучших студентов Лозаннской консерватории.

До Швейцарии Андрей был уже известным исполнителем: принимал участие в концертах в Московском доме учёных, в Российской академии музыки им. Гнесиных, в «Последнем концерте Тысячелетия» с участием Юрия Башмета, в залах Московской консерватории, международного Дома музыки, Оружейной палате Московского Кремля, мэрии Москвы…

Недавно прочитала мнение публициста Марка Арена: «Тинэйджер с айпадом считает себя умнее деда. Мир стал иным, и мы бессознательно выкидываем на помойку не только старые вещи. Растут миллионы людей, для которых святые истины не стоят и гроша…». Действительно, опыт братьев Чолокян во многом вопреки виртуальному суррогату. Говорить о том, что жизнь музыканта такого уровня – с утра до ночи интеллектуальная «игра в классики», не приходится. Хоть во всём вкусе Андрея – в музыке ли, манере говорить и одеваться – видна элитарность, живёт по возможности обычной радостной жизнью. Любит футбол, поездки в горы, особенно зимой, ведь в самой Лозанне снег выпадает всего на насколько часов и сразу тает….

И всё же именно душа деревни Смолёво, основанной по легенде выходцами из Литвы в XVI–XVII веке, объясняет мне первопричины сегодняшнего успеха. Именно через уже, кажется, же архаичный уклад, когда каждое воскресение –служба в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, чтение, путешествия по Волге, каждый Новый год в Суздале – с самого раннего детства укрепилось в братьях трудолюбие и жизнестойкость.

Когда-то в лесу вокруг деревни до революции гнали смолу и дёготь. Рядом – мелиорированные, но заброшенные поля, берег реки… Строительством добротного двухэтажного дома руководил дед Андрея и Артемия, когда в девяностые годы переселялись из Кабардино-Балкарии. Бывало так, что кто-то из деревенских приглашал к себе на месяц-два Виктора Егоровича и его жену Любовь Павловну. Остальные члены семьи жили в Люберцах и приезжали на строительство «родового гнезда» наездами.

За стеклом, в старинном серванте, хранится особенная награда Андрея – деревянная фигурка Щелкунчика: когда ему было десять лет, он завоевал приз «Серебряный Щелкунчик – 2002» по специальности духовые и ударные инструменты, и также был награждён специальным призом «Щелкунчик–2000», самом первом конкурсе юных музыкантов. Победа в конкурсе была очень дорога, потому что по результатам отборочного тура он ошибочно не был допущен к участию, но ровно за неделю до события узнал, что будет играть. Напряжение – невероятное. Но самообладание имел уже в три года, когда и начал заниматься музыкой. Татьяна Чолокян рассказывает, как по–разному вели себя маленькие сыновья перед концертами: к Артемию лучше не подходить, а Андрей просто замирал – она и просила его побегать по коридорам, чтобы тот наконец-то обрёл сценическое волнение.

Мы смотрим архивное видео того времени: дед кроет крышу, Артемий только родился и пытается потрогать ежа, которого принёс ему папа, а пятилетний Андрюша под руководством мамы рисует чудесных лошадей, самостоятельно намечая композицию, или помогает красить стены дома… Другие кадры из творческой жизни: Андрей выступает на юбилейном вечере своего педагога, Заслуженного деятеля искусств Ивана Фёдоровича Пушечникова, за роялем – исполнитель на конкурсе в Музыкальной школе имени Д. Шостаковича, где совмещал учёбу с пребыванием в МССМШ им. Гнесиных. Спать иной раз ребятам приходилось в машине…

После «Щелкунчика» Андрею была открыта дорога в Фонд Владимира Спивакова. Примечательно, что Владимир Теодорович и он родились в один день – 12 сентября. И всё его становление прошло рядом с маэстро – он выступал на концертных площадках Франции, Польши, Бельгии, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, Австрии…

В Швейцарию он уехал неожиданно для самого себя: учился на последнем курсе гнесинской школы, и как-то в марте встретил знакомого, который предложил поехать вместе в Лозанну поступать к знаменитому Жану-Луи Капезалли, известному во всём мире по преподаванию в Парижской и Лионской консерватории. Он рассказал о планах родителям, которые тут же разузнали, что у этого педагога учился гобоист Алексей Огринчук, солист Королевского оркестра в Амстердаме. За пару дней до закрытия Андрей подал заявку, а в апреле поехал с отцом на вступительный экзамен, где соревновались семнадцать человек, а мест оказалось… только одно.

Сейчас, находясь на каникулах в России, он скучает по учёбе, а там – по близким, общению, ведь это только здесь можно по душам поговорить. Москва теперь давит своим ритмом и скоростями, но с другой стороны – в Лозанне не хватает просторов, старинной русской архитектуры. Говорит, что на родине было больше возможности творить, экспериментировать, в Швейцарии с этим труднее….


Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования