Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 11.10.2013

Победить или погибнуть

 Здравствуйте, уважаемые организаторы конкурса «Казачьему роду нет переводу». Я живу в Украине, учусь на первом курсе Запорожского Национального Университета. Не знаю, что вдохновило меня принять участие в конкурсе – возможно, несколько факторов, одним из которых является город Запорожье. Я думаю, никто со мной не будет спорить, что Запорожье – это родина казаков. Я сама не из Запорожья и с казачьей культурой была не знакома. Но после того как побывала на острове Хортица, сама себя почувствовала казачкой, нашла много параллелей между казаками и собой. А главное – Православная вера.

 

И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Православие от века к веку служило сердцем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви. Возвращаясь из походов, всё самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за своё спасение. В храмах Божьих сохранились казачьи реликвии, знамёна клейноды. Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками ходили в атаку, поднимая их на подвиг словом Божьим. Известен факт, что в 1790 году во время штурма Измаила первыми на стену поднялись войсковой священник и казак. В станицах и хуторах Церковь Божия была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура, практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа. Главным украшением казачьих столиц – Новочеркасска, Оренбурга, Омска и других, – несомненно, были величественные Войсковые Соборы. Кроме того, существовали и казачьи монастыри – например, знаменитый Екатерино-Лебяжий на Кубани. Сами казаки были глубоко верующими людьми.

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с Церковью было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. И весь хозяйственный год был связан с церковным календарём – после Троицы косить сено, после Рождества Богородицы убирать виноград и т.п. Но были и свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы. Особым почтением пользовалась у казаков Матерь Божья. Её святые иконы – Донская, Казанская, Табынская – считались покровительницами казачьих войск. А были почитались или ещё иконы Аксайской Божьей Матери, избавившей Дон от холеры, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей Матери и др.

Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру Православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу, и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Если бы сейчас наше поколение соблюдала бы эти заповеди – нашему народу не было б цены! Но я всё равно горжусь своим народом, потому что в каждом из нас живёт частичка того бытия. И пусть не всё это осознают до конца. Но я верю, что мы оправдаем надежды наших предков.

Второе, что меня заинтересовало – это традиции и обычаи казаков.

«Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон».

Я даже не осознавала, что большинство традиций и обычаев, которые мы используем в повседневной жизни, передались нам именно от казаков. Возможно, спустя многое время традиции видоизменились, но смысл остался тем же. Непримиримы к своим врагам, но в тоже время к своему народу благодушны, щедры и гостеприимны. В натуре или в характере казака есть двойственность, которую мы наблюдаем: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. «Все мы люди, все мы человеки». Теперь представьте себя на месте казака. Неужели вы открываете душу перед своими врагами? Нет, потому что врагам не понять нашу широкую душу, которая исторически передалась нам от наших предков. Казаки всегда смотрели смерти в глаза. «Победить или погибнуть» – такой девиз казаки писали на своём оружии. Человек, который предполагает, что завтра уже не вернётся, живёт каждый день как последний. Это завораживает, с одной стороны, а с другой – устрашает.

На мой взгляд, основные обычаи казаков можно описать в 3-х пунктах.

 

Уважительное отношение к старшим

 

Почитание родителей, крёстного и крёстной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того как будут справлены поминки сорокового дня. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.

 

Безмерное почитание гостя

 

Уважение к гостю обуславливались тем, что тот считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем был незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» – наиболее точно выражена эта традиция: «Нам каждый гость даётся Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом – ала-верды, ала-верды». У казака считалось за правило: куда бы ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице у него обязательно был дальний или близкий родственник – кум, сват, брат или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня; на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. Так, в сентябре 1891 года при поездке в г. Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка) и не были отпущены до тех пор пока не были накормлены наваристым кубанским борщём, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, чтобы на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике.

Казачье гостеприимство давно известно не только историкам, но и простому люду. Одно из таких воспоминаний гласит:

«Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, придёшь на завод, а тебя даже не спросят, что ты за человек, а тотчас: дайте-ка поесть казаку, и чаркой водки попотчуют – может быть, ты пришёл издалека и устал. А когда поешь, ещё и предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу?

– Ну, скажешь, ищу

– Так у нас есть работа, приставай к нам».

 

Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

 

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (Священного Писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – чётко разделено. Считалось позором, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать её, ибо женщина – будущее твоего рода. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром, по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая о начавшейся войне. К вечеру Хопёрский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряжённой в бричку, и проехала колёсом по помещичьему полю. Один из офицеров, по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул её за это плетью. Из колонны выехал казак и зарубил его.

 

* * *

Наш народ богат душой. Это исторически передалось нам от предков-казаков. Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами их веры и гонителями христианства, но простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания пленённых братьев. За вероломство, за несоблюдение мирных договоров. Некоторые историки, не понимая духа казачества – духа идейных борцов за веру и свободу личности, – упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе. Это по незнанию. Они достойны уважения, а их вклад в историю неоценим.

Давайте задумаемся: если мы не будем уважать нашу историю, то кто будет уважать нас?


Анастасия ШАПОВАЛОВА,
Г. ДОБРОПОЛЬЕ,
Донецкая обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования