Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 27.12.2013

ПОСЛЕДНИЙ ТРУЖЕНИК НАДЕЖДЫ

Грустное поздравление Александра Трапезникова с юбилеем

  

Вот, и Александру Трапезникову, одному из лучших представителей писательского поколения, названного Владимиром Бондаренко «поколением одиночек» исполнилось шестьдесят.

Это, действительно, поколение одиночек. «Шестидесятилетние» (те, кто сумел и не сумел дожить до этого возраста) сегодня – последнее поколение советских писателей и – одновременно – первое поколение писателей постсоветских. Именно они – Юрий Поляков, Вячеслав Дёгтев, Александр Трапезников, Вячеслав Артёмов, Михаил Попов и другие – первыми поставили беспощадный диагноз тому, что произошло со страной и обществом. И первые же ощутили «священный ужас» от необратимости всеобщего падения и собственного бессилия что-либо изменить.

Жить и творить в эпоху безразличия непросто. Особенно, если эпоха безразличия это ещё и эпоха тотального вырождения. «Материал» прозы Александра Трапезникова – «перемолотые» реалиями «конца времён» герои и характеры, больной и уродливый мир, бесконечно генерирующий новые и причудливые «цветы зла».

По произведениям нынешних «шестидесятилетних» авторов будущие историки станут изучать экономические, психологические и прочие особенности времени, в котором нам выпало жить. Если, конечно, дойдёт дело до такого изучения.

Александр Трапезников сохранил достоинство писателя в то время, когда литературный труд, сама профессия писателя превратилась в нечто маргинальное. Сегодня русский писатель – в сущности, бомж, безумец, дервиш, бредущий куда-то с посохом, бормочущий себе под нос что-то нелепое и бессвязное.

Нет надежд на государство, сживающее со свету своих граждан, лишающее их образования и здравоохранения, обкладывающее всё новыми и новыми налогами. Нет надежд на «народ-богоносец», смирившийся со своей печальной участью. Нет надежд на «просвещённое человечество». Озабоченный толерантностью, политкорректностью, правами секс-меньшинств и педофилов Запад уже давно не воспринимается русскими писателями, как «земля обетованная», как территория «священных», по Достоевскому, «камней». Нет надежд на то, что кто-то прочитает твоё произведение, кто-то его опубликует, а кто-то где-то что-то о нём напишет. Так называемый «литературный процесс» в России отсутствует. Писатель – кустарь-одиночка, выходящий со своим изначально невостребованным товаром на рынок, где у него нет постоянного места.

«Шестидесятилетние» – осколки некогда великой и устремлённой в вечность русской и советской литературы. И в то же время, каждый из них – и Александр Трапезников наглядное тому подтверждение – догорающая звезда на гаснущем экране «литературного планетария».

Новым временам литература не нужна.

Но вспышки на гаснущем экране ещё возможны.

И они ещё могут что-то изменить. Собственно, это и есть последняя – неразменная – мотивация творчества, оправдание своего присутствия в исчезающем мире. Это и есть повод дожить до бесплатного проезда в общественном транспорте и пенсии, которой будет едва хватать на оплату коммунальных услуг.

Если Александр Проханов с гордостью называет себя «последним солдатом империи», то Александра Трапезникова можно называть «последним тружеником надежды». Она, эта несбыточная вера в коллективный разум, в неубиваемо живущее в человеке добро пронизывает его произведения, как стальная арматура архитектурные – в стилистике Босха – фасады. В свои шестьдесят лет Александр Трапезников продолжает верить в Бога, в Россию и в русский народ.

Он беспощаден в своей публицистике. Умён, терпелив и искренен в своих критических статьях. Талантлив, оригинален, артистичен в своей художественной прозе.

Ему исполнилось шестьдесят.

И у него всё ещё впереди.


Юрий КОЗЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования