Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18. 02.05.2014

Сосцы земли

О «РУССКОЙ ПРЕМИИ»

 

Состоялась девятая церемония вручения «Русской премии», в «Президент-отеле» на Якиманке.

«Отель позволяет гостям наслаждаться видом Москвы-реки и храма Христа Спасителя» (из описания на сайте).

«Русская премия» (официальный партнёр – Центр Бориса Ельцина) создана для поощрения русскоязычных писателей, которые живут в других странах и не могут постоянно подпитываться хтонической силой русской земли.

19:50. Прошёл фейсконтроль, притворяясь культурным человеком.

20:00. Гости расселись, квартет флейт у сцены играет «Марш деревянных солдатиков» Чайковского.

20:10. Куратор премии Татьяна Восковская открыла церемонию, зачитав приветственное обращение министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.

20:25. Началось вручение наград, прерываемое флейтистами; исполнили, в частности, «Танец пастухов и пастушек».

20:37. «Это автор стихов, которые невозможно забыть!», – сказал заведующий Гослитмузеем Дмитрий Бак про лауреата Шамшада Абдуллаева.

20:50. На сцене перед микрофоном писательница из Украины Елена Стяжкина, получившая премию, читает с листа благодарственную речь.

20:55. Смотрю на крепкие ноги Стяжкиной. Крашеная блондинка средних лет в зелёном платье. «Лишь бы не было войны…», – доносятся её слова из огромных динамиков.

20:56. Кому война, а кому мать родна, размышляю я, вот Лавров не приехал, расчленяет с коллегами Украину.

20:57. Речь Стяжкиной затянулась. В облике этой писательницы есть грубая эротическая мощь. Густая косметика…

20:58. Вспомнил, что поэтесса Света Литвак недавно вновь подняла в фейсбуке вопрос: неужели все писатели пишут исключительно ради этого самого. Ну, кроме скопцов и патриотов.

20:59. Кажется, Стяжкина скоро закончит, она стала читать текст быстрее…

21:00. Подумалось: вот Артюр Рембо упоминает в одном стихотворении «двадцатилетнюю оргию» – как это? В 19-м веке, без кондомов, без антибиотиков.

21:01. Кто-то из слушателей рядом тяжело вздохнул.

21:04. По сей день не могу решить, что лучше: когда тебе делает минет умная голова или когда глупая? Человек, по сути, «совокупляется мозгом», а у тела только служебная функция, поэтому интеллект способствует расширению диапазона взаимной чувственности. Однако в русской классической литературе есть целая традиция секса с дурочками, начатая ещё Карамзиным в «Бедной Лизе»…

21:05. Посмотрел на лица гостей – все терпеливо слушают. Какой-то бородатый хипстер ходит между рядами кресел и снимает происходящее на айфон.

21:06. Стяжкина закончила, аплодисменты.

21:30. Председатель жюри премии Сергей Чупринин, заслуженный литературный деятель, очень медленно, с брежневской расстановкой пожелал очередному писателю-лауреату не скатиться в публицистику, а также  всего доброго и светлого.

 

Вечерело. Изнурённая интеллигенция приступила к фуршету.

Сама собой упала со стола и разбилась рюмка водки, будто её уронил дух Ельцина.

За окном белел храм Христа Спасителя – неуместный, как торт на похоронах.

Итоги в трёх номинациях (третье место – 45 000 р., второе – 60 000 р., первое – 150 000 р.)

 

«Поэзия»

 

3. Ниджат Мамедов, Азербайджан. «Место встречи повсюду», книга.

Автор выражает невыразимое, и помыслы его чисты. Пишет про «Оно», «Ничто» и «апокатарсис»: «как же иначе – ведь оно (и Оно?) // из сухой звонкой глины»; «и ничто не заменит Ничто»; «всегда в другом смысле. Апокатарсис». Да, не одну горячую голову сгубили Жак Деррида, Йохан Хёйзинга и классическое самообразование.

2. Шамшад Абдуллаев, Узбекистан. «Приближение окраин», книга.

Как Мамедов, но лет тридцать спустя: за плечами уже работа в журнале «Звезда Востока» и одна «Русская Премия» (2006), но автор по-прежнему механически-самозабвенно толкует про «оно»: «оно роится, выходит из тени», а также про «тяжёлый, искрящийся аромат полуденного солнца». Основательные, но бескровные, вялые речевые ситуации: «Припозднившийся автобус покорно катит по следу», «мы в тупике», «лишь обморочная воскресная ночь» и прочие наслоения.

1. Андрей Поляков, Украина. «Письмо», книга.

Раннему Бродскому поздно переворачиваться в гробу. Предисловие написал поэт Херсонский из Одессы, который тоже под Бродского. Видимо, друг друга поддерживают в связи с этим. Как-то в интервью «Независимой газете» поэт Борис Рыжий заметил, что «эпигоны Иосифа Бродского после смерти своего кумира куда-то и сами запропастились со своими текстами». Борис, ты не прав. Также в сборнике Полякова есть тексты и понезамысловатее: «От русского русское слышать приятно», «Мне говорит во сне осина» и т.д., а заодно упоминаются поэты пятого, четвёртого и третьего ряда Игорь Сид, Алексей Цветков и Виктор Куллэ.

В общем, икебаны из цитат, жареные банальности и постная лирика, местами пейзажная. Жаль, в этом сезоне обойдён вниманием жюри русскоязычный поэт из Белоруссии Виктор Брусевич, вот строки из его новой книги (начало маленькой поэмы): «Лес пах собачьим языком. // Василий придушил девчонку // И трусики с неё стянул». Однако для «Русской премии» такой поэт не ко двору. Отрезанный ломоть. Лапоть не по ноге, не по Сеньке шапка.

 

«Малая проза»

 

Думал: хоть бы тут найти текст о том, что можно копить в себе зло и радоваться этому злу. Написанный не с отстранённых позиций, а искренне, вовлеченно. С библейской страстью Иезекииля. С русским ухарством. С верой в благородство праведной ненависти. Но нет, авторы веруют в незыблемость жанра.

3. Елена Стяжкина, Украина. Повести из цикла «Один талант».

Тихая женская бытовая ватная проза про невозможность семейного счастья, какая часто публиковалось в журнале «Юность» 20 лет назад. Стяжкина даже не пытается вырваться из лап кухонной сентиментальщины. Блёклый язык, дружеские интонации, слово «любовь», согласно статистике ворда, встречается в этих повестях 14 раз. Слово «жена» – 13 раз. Слова «дурак» и «дура» – 17 раз. Слова с корнем «стыд» – 50 раз. Стыдливые и запредельно занудные повести Стяжкиной номинированы журналом «Знамя».

2. Александр Стесин, США. «Вернись и возьми», две повести.

Стесин написал книгу о своей работе в Африке, будто выполняя творческую повинность. Упорно, во всех подробностях, с уникальной фактурой, с переводами ганской поэзии, но – скучно. Ситуация – ещё не повод для сочинительства. Умение создать внятный текст – тоже. Тут нужно что-то ещё. Как сказал финский шведскоязычный поэт Эльмер Диктуниус: «Настоящий джентльмен – тот, кто умеет играть на саксофоне, но никогда этого не делает».

1. Илья Одегов, Казахстан. «Тимур и его лето», сборник рассказов.

Заслуженно на первом месте. Один из рассказов начинается так: «Я знаю, где можно купить гашиш, – сказал цыганёнок, – и, если хочешь, то можешь меня трахнуть...». Но за этим последовала всего лишь неправдоподобная поэтизация гашиша: «звезды… сияющий огненный круг». Слово «гашиш» в этой подборке встречается ровно 37 раз. И не все концовки удачны, автор будто опасается чего-то, сдерживает себя. Кстати, в мир русских галлюцинаций попасть легче, чем в мир русской прозы, так что пусть приезжает в гости, отдохнёт от гашиша и отведает лесных наших поганочек.

Не зазвенели бубенцы, не понесли лошадки, не проломился лёд под ногами читателя, но Одегов местами интересен. А мне и здесь хотелось, опять же, чего-нибудь такого: «Выпростал кнут и пошёл гонять. Туда-сюда, в зверской пене. Её могучий зад издавал еле слышный звук», – это из рассказа русского писателя Дмитрия Добродеева, живущего в Чехии.

 

«Крупная проза»

 

Как говорили россияне ельцинской эпохи: «Нет худа без худа, только большего». Авторы, игнорируя концептуальный опыт мировой литературы 20-го века (и новейшей «маргинальной» русской прозы), рассказывают и рассказывают какие-то традиционно-реалистичные истории, помыкая своими ветошными персонажами, рассказывают, как пьяные. От такой прозы, если дверь не открывается, хочется вылезти в окно.

3. Валерий Бочков, США. «К югу от Вирджинии», роман.

Автор – профессиональный художник, а хуже прозы профессионального художника только проза профессионального актёра.

2. Алексей Никитин, Украина. «Victorypark», роман.

Текст о том, как цветут советские каштаны. Ни больше, ни меньше. Роман «местами пугающе пророческий», – пишут издатели в аннотации, намекая, что тени встанут из поганых болот все до единой и СССР возродится.

1. Александр Филипенко, Белоруссия. «Бывший сын», роман.

Это не жест, не вопль, не откровение, а невинный дебютный роман о заботливой бабушке. «Про неё следовало бы писать грустные, тихие, медленные и минорные песни, и петь их осенью», – выжимает Филипенко из читателя слезу, а читатель смеётся нехорошим смехом. Роман не спасает даже избыток неумелой матерщины. «Мир был создан не членом, а логосом», – с пионерским воодушевлением пишет Филипенко на своей странице в соцсети.

Надеялся, хоть в крупной прозе обнаружится, например, блистательная ярость, как в текстах известного в интернете азербайджанского прозаика Эльчина Гасанова, пишущего на русском, к произведениям которого неравнодушен Михаил Сергеевич Горбачёв.* Или грандиозная зоофилия, или хула на местное божество, которое в связи с недавней Пасхой вновь перевоплотилось.

Но нет, никто не оскоромился.

Мешая писателям морально разлагаться, следит за ними вытаращенный глаз Руси.


  

* «В 2006 г. первый и последний Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв резко высказался об Эльчине Гасанове: «Этот бакинский писатель явно махнул через край. Я пробежал глазами его книги… не вспомню названий… там многое про меня… Я так считаю, что нормальный человек такое не напишет. Это свихнувшийся тип, не поддающийся социологической фиксации и описанию. Его даже нацисты не читали бы. Лучше его не читать». (Из интервью журналиста Руслана Алибекова с Михаилом Горбачёвым для сайта «ЦентрАзия»).


 


Олег ЗОБЕРН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования