Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 13.06.2014

РУССКИЙ ДИСНЕЙЛЕНД И РУИНЫ ДРЕЗДЕНА

Не столь давно вышла книга Алексея Шепелёва с двумя повестями: «Настоящая любовь/ Грязная морковь» и «Russian Disneyland». О современной сельской жизни, если выражаться штампами. Как сказал Илья «Мэддисон» Давыдов, это на Западе, может, существует такое понятие как «очарование деревни», а у нас в деревнях – только одно разочарование. На первый взгляд об этом и повести Шепелёва. Место действия – глухая русская провинция начала 90-х. Обшарпанные снаружи и внутри дома, раскисшая земля, ощущение одновременно и бесконечной суеты и гнетущего одиночества. Странные люди населяют это место. Городская молва наделяет деревенских жителей самыми экзотическими качествами, от какой-то особой душевности (которая, как и духовность считается практически неотъемлемым свойством русского народа, а крестьянин – значит вдвойне русский) до звериной жестокости.

Впрочем, поселяне из деревни А. Шепелёва – самые обычные люди, разве что чуть более необузданные и с чуть меньшим словарным запасом. От этого наблюдать за их повседневностью только интереснее. Особенно учитывая временами зашкаливающий градус их экстремального взаимодействия с окружающим миром. Автор, работающий в собственной стилистике «радикального радикализма», усердно запечатлевает деструктивную деятельность своих товарищей, что особенно ярко проявляется в каскаде зарисовок, в которых стая употребивших подростков превращает школу едва ли не в руины Дрездена образца 1945-го года.

Структура произведений и сюжет – нелинейны, можно даже сказать, гипертекстовы. Идут постоянные отсылки к произошедшему и раньше и позднее, к воображаемым событиям, а также к эпизодам, имевшим место вне поля зрения читателя. Часть действия так и останется загадкой, например, чем это главный герой так ловко шантажировал учителя по прозвищу Бадор, уверенно вертя им в своих хитрых интересах. Леонид (протагонист повестей), как очень быстро становится ясно, парень не промах. Явственно чувствуется, что он не от мира сего, что он чужд не только тупому деревенскому прозябанию, но и, так сказать, местной программе-максимум: толстосумному фермерскому райку. А с другой стороны, он то ли так мастерски мимикрирует, то ли по щиколотку завяз в местных тягучих почвах и не может до конца расстаться со змием и типично крестьянским озорством.

И вместе с тем книга лишена непременного атрибута прозы «деревенщиков» – тоскливости, безысходности и обречённой забубённости. Есть здесь какой-то свет в конце туннеля, не только декларирование возможности выхода, но и признание за микрокосмом деревни права на существование, отказ от расчеловечивания сельских жителей. Шепелёв пишет о своей родной среде как свободный, неравнодушный и думающий человек: есть здесь и критика, и гордость, и усталость и вдохновение. Нет навязчиво пропихиваемой заданности. И это подкупает.


 

Алексей. А. Шепелёв. Настоящая любовь: Повести. – М.: Фонд СЭИП, 2013.


 


Андрей СОКОЛОВ,
журналист, историк,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования