Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 10.10.2014

Кто придумал миф о Чапаеве: Дмитрий Фурманов

Советская история и литература богата на мифы. Один из мифов – о Василии Чапаеве создал в 1923 году Дмитрий Фурманов. А потом пришло время мифов уже о самом писателе.

 

Дмитрий Андреевич Фурманов родился 26 октября (по новому стилю 7 ноября) 1891 года в Костромской губернии в селе Середа Нерехтского уезда в крестьянской семье, которая потом перешла в мещанское сословие. В 1912 году он после окончания Кинешемского реального училища, сдав экстерном экзамен по латинскому языку, поступил на юрфак Московского университета, откуда вскоре перевёлся на историко-филологический факультет.

В Москве Фурманов одно время подрабатывал репетиторством, в частности, занимался с детьми врача Леви. За это доктор поселил студента университета у себя на квартире, которая находилась в доме, располагавшемся на углу Страстного бульвара и Тверской улицы.

Когда началась война с германцами, Фурманов избрал для себя новую роль – брата милосердия. Его включили в один из санитарных поездов Земского Союза. Позже в поезде он встретил медсестру Анну Стешенко, которая стала его женой.

В 1916 году недоучившийся студент решил вернуться в Иваново-Вознесенский край. Похоже, поначалу у него никаких твёрдых идейных убеждений не было. Так, весной 1917 года Фурманов примкнул к эсерам-максималистам. Потом его переманили к себе анархисты. Но когда власть захватили большевики, он тут же, заручившись рекомендацией своего давнего соратника Михаила Фрунзе, подал заявление в РКП(б).

Позже Фурманов в своей автобиографии писал: «Пламенные настроения при малой политической школе толкнули быть сначала максималистом, дальше анархистом, и казалось, новый желанный мир можно было построить при помощи бомб, безвластья, добровольчества всех и во всём… А жизнь толкнула работать в Совете рабочих депутатов».

Действовал Фурманов то словом, то маузером. Ещё в декабре 1917 года он со страниц газеты «Рабочий город» призывал земляков:

 

Смыкайте ряды, поднимайте знамёна,

Решительный час настаёт,

Под грозную песню мучений и стона,

Смыкайся, страдалец народ.

 

Инспектируя в конце 1918 года военные комиссариаты Ярославской губернии, Фурманов докладывал Фрунзе: «На всех живоглотов-кулаков, которые сеют в массу солдат разные провокационные слухи, партийная ячейка должна обратить своё внимание… Всех кулаков взять на учёт, а также вменяется в обязанность членам ячеек следить за командным составом, который зачастую ведёт антисоветскую агитацию». Несогласных с этой позицией Фурманов предлагал «частью сажать в тюрьму, а самых опасных и крикливых – расстреливать».

За словами вскоре последовали и дела. Фурманов лично выступил обвинителем в ревтрибунале на нескольких процессах, и пощады от него никто не получил.

В марте 1919 года Фурманов вместе с женой был направлен на Восточный фронт в 25-ю дивизию, которой командовал Чапаев. Он стал комиссаром, а Стешенко возглавила в политотделе этой дивизии культпросвет.

Отношения комдива и комиссара складывались непросто. Во-первых, Чапаев и Фурманов по-разному смотрели на мир. Во-вторых, всё сильно осложнил завязавшийся у Чапаева роман с женой комиссара.

Незадолго до разгрома чапаевского штаба Фурманов с мандатом Куйбышева был отправлен в качестве уполномоченного Реввоенсовета Туркестанского фронта в Семиречье. При нём гарнизон города Верный из пяти тысяч красноармейцев поднял против власти бунт. Восставшие взывали: «Товарищи красноармейцы! За кого вы бились два года? Неужели за тех каторжников, которые работают теперь в особом отделе и расстреливают ваших отцов и братьев? Посмотрите, кто в Семиречье у власти: Фурманы…» (цитирую по изданию: «Чёрная книга имён, которым не место на карте России», М., 2005, с. 175).

Надо ли говорить, что этот мятеж был подавлен в крови, в чём немалую роль сыграл в том числе и Фурманов.

В Москву Фурманов окончательно перебрался уже весной 1921 года. Бывший комиссар вернулся к занятиям литературой. Он быстро написал три книги: «Красный десант», «Чапаев» и «Мятеж». Как считал немецкий славист Вольфганг Казак, «своим местом в советской литературе Фурманов обязан только собственной политической позиции и деятельности. Его повесть «Красный десант» (1921) содержит описание наступательной операции Кубанской армии. В романе «Чапаев» (1923) нашли полудокументальное отражение военные действия в юго-восточных степях за Волгой, участником которых был Фурманов, причём себя он выводит под вымышленным именем комиссара Клычкова, который призывает к дисциплине стихийного народного героя Чапаева. Тем же методом соединения цитат с отчётами или донесениями в партийном духе в третьем своём произведении – романе «Мятеж» (1925) – Фурманов изображает борьбу советской власти с восстаниями в Средней Азии».

Насколько Фурманов был искренен в своих книгах? Сам он утверждал: «Книжкам своим я ставил практическую, боевую, революционную цель: показать, как мы боролись в дни Гражданской войны, показать без вычурности, без выдумки… в художественной форме». Но писатель явно лукавил. В своих романах он всё ради коммунистической пропаганды исказил. Ну не был Чапаев героем. Он был истребителем уральского казачества. А Фурманов создал миф о якобы народном кумире.

Надо отметить, что Фурманов всегда хотел власти. Отчасти эта мечта осуществилась в 1924 году, когда его избрали секретарём Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) – организации, которую Булгаков потом в романе «Мастер и Маргарита» обозвал Массолитом. «Я выбран ответственным секретарём МАПП, – отметил писатель в своём дневнике 23 марта 1924 года. – Везёт мне на этом пути: в 18-м году только только вступил из анархистов в РКП – забухали секретарём Губкома. Теперь – без году неделю в «Октябре» – назначен генеральным секретарём МАПП – так прежде назывался у них этот <нрзб> типа. С охотой, с большим интересом берусь за работу. Главное препятствие, конечно, время. Тут я в смущении:

1. Госиздат ухватывает часов до 7–8.

2. Надо следить за периодич. и непериодич. печатью, надо всё прочитать, знать.

3. Немало надо прочесть ex offecio – на отзыв.

4. Статьи и заметки по развитии журнала

5. Пишу «Мятеж», пьесу,< нрзб>, сценарий «Чапаева», много вечеров посвятил редактированию речей Троцкого на конгрессах КИН и т.д.

6. Посещение ячейки.

7. Руководство кружком <нрзб>.

8. Редактирование части материалов для стенной газеты ФОН.

Уже не говорю о том, что иной раз в театр, на лекцию надо заглянуть и т.д. Словом, время занято чрезвычайно, а эта работа требует к себе внимания скрупулёзной заботливости, сосредоточенной памятливости обо всех деталях – и, как отв. секретарь, должен буду предвидеть, толкать, будить, приводить в ход всю машину. Но, в конце концов, как не будь занят – раз имеется большая охота – как-то со всем успеваешь справляться. Отбираю ото всех и всяческие материалы, группирую, анализирую их тщательно, от «стариков-октябристов» узнаю всю подноготную, намечаю перспективы большого пути и всяких временных троп и тропинок, распределяю заботу между всеми членами и – ходу!

Сегодня из Гусь-Хрустального приехал Безыменский. Его не было в Москве целый месяц. Как дружески все его встретили! А с Леллевичем они, видимо, сердечно близки – так и кинулись целоваться, да как! Не прошло минуты, как он вытащил свою прелюдию к Гуте – видимо, большой поэме, написанной    за эту поездку. Чудесные стихи. Чудесные, очаровательные своими неожиданными <нрзб> конструкции, своим ароматом свежести, силой, напряжённости и задушевной искренности.

Завтра засед. (видимо, первое!) Редакция коллегии журнала «Октябрь». Коллегия из 7-ми, но в качестве 8-го и 9-го пригласили меня и Березовского. Предполагаю с первого же № начать печатать свой «Мятеж». Что-то упрямится Либединский (правда, он прочёл всего 20 стр.) – говорит, что надо бы сюжет взять конкретнее и оживить действующих лиц, дать им больше действия. Тут и Тарасов-Родионов. Этот начинает мне не нравиться со своею критикой».

(РГАНИ, ф. 3, оп. 34, д. 281, лл. 9 об, 10, 10 об.).

Впоследствии партийная верхушка привлекла Фурманова к работе над постановлением ЦК ВКП(б) о политике партии в области художественной литературы. Впрочем, некоторые близкие к партаппарату литераторы не раз выражали сомнения в том, готов ли Фурманов  до конца бороться за линию партии. Припомнив ему прежние грехи, они в декабре 1925 года доложили в ЦК РКП(б): «Ошибка тов. Фурманова, перенёсшего разногласия, бывшие в руководящей группе, в широкую беспартийную организацию и поставивший под вопрос единство ВАППа, объективно усиливавшего правое настроение у отдельных товарищей».

Фурманов всё это сильно переживал. Он-то, начиная с восемнадцатого года, служил партии всем сердцем и готов был удавить за неё любого оппонента. «Надо раздавить врага, – подчёркивал писатель в своём дневнике в 1925 году, – враз раздавить, иначе оживёт».

Очередной бой состоялся в конце февраля 1926 года на 5-й конференции МАПП. Главный доклад на ней сделал Фурманов. Он яростно обрушился на С.Родова. Но делегаты поначалу с Фурмановым не согласились. Родов был изгнан из МАПП только после долгих бесед с другими литераторами.

Уязвлённый коллегами, Фурманов в те дни обратился к новому роману «Писатели», в котором ему хотелось отразить все перипетии борьбы на литературном фронте в двадцатые годы. Он надеялся доказать, что всегда отвергал как троцкистов, не признававших пролетарскую литературу, так и проводников «чистого искусства». Но не успел.

Умер Фурманов 15 марта 1926 года от менингита. Спустя год в Госиздате вышли его «Записки обывателя» со вступительной статьёй В.Ермилова. в основу этих записок лёг дневник вымышленного члена Реввоенсовета Вениамина Барского. Выдуманный военачальник не раз восторгался Троцким и Бухариным. Однако когда Троцкий и Бухарин оказались вне закона, цензура распорядилась «Записки обывателя» Фурманова отовсюду изъять.

Одно время были запрещены и другие книги писателя. Не повезло, к примеру, повести «Красный десант». В ней упоминался комкор Е.Ковтюх, которого в середине 30-х годов власть объявила врагом народа. Роман же «Чапаев» тоже после 1938 года не раз подвергался редактуре. Издатели, в частности, изъяли из книги все упоминания о расстрелянном комполка И.Кутякове.

Стоит отметить, самого Фурманова к началу 30-х годов почти забыли. Но против этого выступила вдова писателя. Она решила написать по мотивам романа «Чапаев» киносценарий. Ею были использованы дневники мужа и воспоминания однополчан. Кое-что вдова и вовсе присочинила. Она, в частности, придумала Анку-пулемётчицу и «психическую атаку» белых офицеров, которые в полный рост под пули атаковали позиции чапаевской дивизии. По её сценарию ленинградские режиссёры Сергей и Георгий Васильевы в 1934 году сняли фильм «Чапаев», в котором главную роль блестяще сыграл Борис Бабочкин. Фильм имел ошеломительный успех. Во многом благодаря ему Чапаев сал сверхпопулярным персонажем.

В начале 1940 года вдова Фурманова обратилась к Сталину с просьбой издать к 50-летию мужа сборник его сочинений, выделив при этом неизвестные широкому читателю страницы из наследия писателя. Она писала:

«Дорогой Иосиф Виссарионович

Я обращаюсь к Вам потому, что знаю Ваше чуткое и внимательное отношение к Советским писателям и их работе.

В 1941 году в марте месяце исполняется 50 лет с о дня рождения Дмитрия Фурманова и 15 лет со дня его смерти.

Четырнадцать лет я работаю над его литературным наследством, которое заключает в себе много интереснейших и ценнейших исторических материалов – периода мировой войны, в которой он непосредственно участвовал, периода гражданской войны и борьбы его с враждебным руководством ВАППА.

В 1929 году я беседовала с А.М. Горьким, который обращал моё особенное внимание на необычайную ценность всех его записок, зарисовок и дневников. Он говорил:

«Берегите каждый листочек, – он имеет огромнейшую историческую и художественную ценность».

После смерти Дмитрия Фурманова было много пышных слов, была даже создана комиссия по увековечиванию его памяти, но за четырнадцать лет никто не интересовался архивом, почти никто не писал о его творчестве, а из его произведений только «Чапаев» выходил в большом количестве, остальные его произведения или издавались один-два раза, а многое совсем не видало света.

В 1938 года я обратилась в Гослитиздат с просьбой начать подготовку к юбилейному изданию собрания сочинений.

В начале это было включено на 1939 год, потом перенесено на 1940 год, а сейчас из плана издания 1940 года, кроме «Чапаева» для Белоруссии, всё исчезло.

В 1939 году я обращалась письменно к тов. Жданову и передала это письмо тов. Александрову – ответа у меня пока нет.

Я обращалась в Союз писателей, но к моему сожалению, я до сих пор не могу поговорить с тов. Фадеевым.

Дорогой Иосиф Виссарионович, я не могу понять такого равнодушного отношения к человеку, который всю свою короткую жизнь отдал делу партии, писателю, на произведениях которого училось и учится молодое поколение борьбе за дело коммунизма.

С моей точки зрения, произведения, которые оставил после себя Фурманов, не менее ценны, чем «Чапаев».

Фурманов ещё далеко не раскрыт, как художник – писатель Великой эпохи.

Фурманов – это не только «Чапаев» – он гораздо шире и глубже в остальных его произведениях.

Я прошу Вас вмешаться в это дело – дать задание Гослитиздату о включении в план изданий 1940–1941 г. юбилейного собрания сочинений, подготовленного уже мною к печати, создание специальной комиссии по подготовке к проведению юбилея, если Вы считаете это необходимым.

А. ФУРМАНОВА

Член ВКП(б) с января 1918 г.,

партбилет № 0034339.

Москва, ул. Фурманова, д. № 3/5, кв. 25

телеф. домаш. Г6-47-43

служеб. К-2-I7-I9»

(РГАНИ, ф. 3, оп. 34, д. 281, лл. 1–3).

По всей вероятности, Сталин отнёсся к письму вдовы Фурманова очень серьёзно и, видимо дал ряд поручений. Не случайно после этого в Литературном музее подняли все материалы, связанные с именем автора «Чапаева». Но когда чиновники прочитали обнаруженные рукописи, то пришли в ужас. Им почудилось, будто Фурманов вёл двойную жизнь и в реальности ненавидел власть.

Уже 5 ноября 1940 года заведующая спецхраном Литмузея Х.Либман доложила:

«На днях в порядке постепенного ознакомления с материалами спецхрана я прочитала дневник писателя. Д.А. Фурманова, хранящийся у нас под № 769 инвентарной книги (дневник был в опечатанном сургучом конверте).

Ввиду того, что в дневнике содержится ряд высказываний, отрицательно характеризующих, на мой взгляд, политическое лицо Фурманова, я прошу Вас ознакомиться с его содержанием или хотя бы с отдельными страницами (оборот 3 л., 5 лист, обор. 12 л., обор. 16 л., 20 л., обор. 26 л, л. 27. и его обор. 28 л., 41 л., обор. 47, л. 48 л. – и его обор., обор. 49 л. и 50 л., обор. 55 л.; л. 56, обор. 56 л.).

Мне кажется, что следовало бы пересмотреть отношение к Фурманову. Этот вопрос нужно представить на срочное рассмотрение ЦК ВКП(б) ввиду того, что в 1941 г. советская и литературная общественность СССР будут отмечать 50-летие со дня рождения (7 октября 1891 г.) и 15-тилетие со дня смерти (15 марта 1926 г.) популярного советского писателя Д.А. Фурманова.

Дневник состоит из 45-ти отдельных собственноручных (автограф установлен путём сопоставления с другими собственноручными записями: письмами и записками, хранящимися в спецхране) записей, имеющих номер, заголовок и дату. Номера следуют с 1 по 298 не подряд (см. прилагаемое оглавление). Записи чернилами и карандашом.

Записи охватывают период с 9 марта 1924 года по 14 декабря 1925 г. Можно предположить, что это выписки из другого более полного и общего дневника. Выписки эти посвящены тому вопросу, который автор озаглавил «Октябрь» и МАПП».

Дневник этот – тетрадь в чёрном дерматиновом переплёте. Пронумеровано 152 л.; из них заполнено 63 л.) (за исключением оборота 1 и 2 л.л. и лицевой стороны 36 л). (Листы 1–71, склеенные и прошитые, вырвались (или вырваны) из переплёта; отклеился лист 13.

Дневник этот приобретён музеем у гр-ки Лелевич, Софьи Вениаминовны и её сына Лелевича, Варлена Лаборьевича (предложение № 12742 от. 21/VI 1939 г.) 26 июня 1939 г. (прот. директора № 575 п. 1). Опись документа № 13228. Как дневник этот попал к Лелевичу, неизвестно. Заплачено за него Лелевичам пятьсот (500) руб.

Кому в музее известно содержание дневника, – я не знаю».

(РГАНИ, ф. 3, оп. 34, д. 281, лл. 5, 5 об.).

Получив сообщение Либман, директор Гослитмузея Н.В. Боев обратился лично к Сталину. Он писал:

«Дорогой Иосиф Виссарионович,

Посылаю Вам дневник писателя Д.А. Фурманова, хранившийся в секретном фонде Гос. Литературного Музея (запись в дневнике относится к 1924–1925 гг.).

Одиозность содержания дневника свидетельствует о политических настроениях писателя, направленных против ЦК ВКП(б), и дневник безусловно подлежит изъятию из фондов Гослитмузея».

(РГАНИ, ф. 3, оп 34, д. 281, л. 4).

И как отреагировал Сталин? Он оказался не заинтересован в установлении истины. Его вполне устраивали укоренившиеся в обществе мифы о Чапаеве и его комиссаре Фурманове. Поэтому вождь поддержал другое предложение – о переименовании малой родины писателя, города Середа, в город Фурманов.

Выдуманный Фурмановым миф о Чапаеве просуществовал вплоть до конца двадцатого века, самого кровавого века в истории человечества.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования