Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 06.03.2015

«Я стою перед всем – и земным, и небесным…»

Литературная репутация писателя определяется многими факторами – от социокультурной ситуации в стране определённого времени до обстоятельств его личной судьбы и особенностей творческой биографии. Последние сыграли немаловажную роль в том, что поэт и прозаик Валентина Ивановна Сляднева, ушедшая из жизни чуть больше года тому назад, известна была более всего на своей малой родине – Ставрополье, где в разные годы возглавляла региональные отделения Союза писателей России, Литературного фонда, осуществляла большую общественную и культуротворческую деятельность. Но поскольку репутация писателя – прежде всего и в конечном итоге – зависит от глубины его философского миропонимания, от мастерства, значимости и оригинальности его творческой индивидуальности, то важно отметить, что по масштабам своего дарования Валентина Сляднева занимает достойное место среди таких собратьев по перу, как Юрий Кузнецов, Валентин Сорокин,, – то есть среди тех, кому она нередко посвящала свои стихи и кто понимал и ценил её талант.

В стихах Валентины Слядневой ярко проявляется «лирическая дерзость», то особое качество, которое Лев Толстой рассматривал как сущностный признак поэтической одарённости. «Служение лире дерзновенной» проявлялось в постижении как тайн мироздания, красоты, одухотворённости человеческих отношений, так и собственного внутреннего мира:

 

…Даже если вокруг ничего –

Ни тропы, ни звезды, ни огня –

Создаю я свой мир. И его

Бесконечность пугает меня.

 

При всём том, что есть немало оснований для причисления Валентины Слядневой к числу так называемых «тихих поэтов», внутренняя атмосфера её художественных созданий является остро конфликтной, эмоционально напряжённой, «бунтарской», характеризуется резким противопоставлением нравственной позиции лирической героини всему, что не соответствует высоким смысложизненным целям и духовным абсолютам. Не случайно в художественном мире поэта столь важным ценностно-эстетическим критерием является образ-символ «высоты», назначение которого – высвечивать пути приобщения к красоте, к природе как живому гармоническому целому, открывать перспективы духовно-нравственного совершенствования человека.

 

Сама забыла, кто я есть,

Дни провожу я где – бог весть!

Мне здесь – Майорка, Крит…

Послушна вечной красоте

На недоступной высоте

Душа моя парит.

 

            ***

Видим облаков паренье

В лебединой высоте,

К нам приходит озаренье –

Мы уже чуть-чуть не те…

 

В этом чувствуется органическая связь с классической традицией. Вспомним Афанасия Фета:

 

Оторвись же от тусклой свечи

ты душою свободной!

Или тянет к земле роковое, тяжёлое бремя?..

 

Или Виктора Бокова:

 

Побудь со мной на высоте,

Оставь земной удел!..

 

Но с другой стороны, художественный мир Валентины Слядневой соприроден этому гармоническому целому бытия, а потому формы самоощущения и лирического самовыражения в её поэзии приобретают универсальный характер. Вот строки из стихотворения, входящего в книгу «Я огненного времени птенец», в книгу, посвящённую Памяти о Великой Отечественной войне, о подвиге великого народа, о тех, кто навсегда остался на полях сражений:

 

…Я лежу под каждою звездой

И под каждым холмиком

Безвестным.

 

Так выражается сопричастность к судьбам миллионов, отдавших жизнь за свободу Родины. Это тот же масштаб изображения, что и в известном стихотворении Сергея Орлова:

 

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат…

 

Искусство образного, метафорического мышления многозначно проявляется в поэзии Валентины Слядневой, определяя философичность её лирики, силу художественного обобщения, форму слова, проникнутого мыслью, всё то, что свойственно её творческой индивидуальности, её идиостилю. Даже в тех произведениях, где воссоздан уклад сельской, крестьянской жизни, знакомой Валентине Слядневой с детских лет и воспетой ею в поэтической книге «Нашептали мне колосья…», «онтология повседневности» становится формой эквивалентного выражения чувства Родины, России, бытийной концепции автора. По-особому это чувство выражено в стихах, написанных в годы, проведённые в Германии, где проходил службу муж Валентины Слядневой – офицер, военный лётчик: для этих стихов органичным является гражданский пафос.

Когда читаешь произведения, созданные, сотворённые Валентиной Слядневой, начинаешь особо чувствовать и осознавать, что Слово и Поэзия изначально сосредоточивают в себе духовную жизнь и культурную память народа. Не этим ли объясняется ещё одна стилевая особенность её поэзии – песенность, напевность, музыкальность. Не случайно на стихи Валентины Слядневой композиторами разных поколений написано немало песен, которые можно нередко услышать в исполнении хора Сретенского монастыря, замечательной исполнительницы русской песни Елены Калашниковой и других прославленных коллективов и артистов.

Эстетическое созерцание талантливого поэта Валентины Слядневой, которая не просто изображает окружающее, а живёт изображаемым, становится выражением её действенного, преобразующего нравственного отношения к миру, к людям, к каждому конкретному человеку.


Вячеслав ГОЛОВКО,
доктор филологических наук, профессор,
г. СТАВРОПОЛЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования