Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 20.03.2015

НА ВЕСАХ ВЕЧНОСТИ

Здравствуйте, уважаемая Литературная Россия!

Российские культура и словесность потеряли славного своего сына-писателя и общественного деятеля, патриота Родины – Валентина Распутина. С его великим произведением – «Последним сроком» я познакомился, когда начинал преподавать русскую словесность в старинном – ещё ермаковском – селе Екатерининском, на севере Омской области. Признаюсь, текст повести меня обжёг! Вот так писать – от лица простой деревенской старухи Анны – мог только большой мастер художественного слова. Поистине завораживали тончайшие переливы от якобы смерти к якобы жизни. «Старуха лежала изголовьем к окну, и солнце падало ей в ноги,осторожно остывало на окне напротив,словно выступая,пронизывало её с другой стороны».

Космизм художнического мышления Распутина буквально сбивал меня с ног, и я забыл на время обо всём. Сила сострадания писателя была феноменальна. Помимо того, что мы, читатели, сострадали уходящему из жизни человеку, сама умирающая Анна не могла понять, «почему умирают маленькие... считала грехом, когда родителям приходится опускать в могилу своих детей, и грех этот готова была отдать богу». Но мы ещё сострадаем Анне, видя отношение к ней её детей – её дочь Таньчора так и не приехала на последнее свидание с матерью...

У немецкого мыслителя Мартина Хайдеггера есть выражение MAN – под ним он разумеет,что человек перед лицом смерти обретает подлинное, экзистенцинальное существование. Такое мы прозреваем в «Последнем сроке». Уверен, поэтому великому тексту Валентина Распутина суждена долгая жизнь. Писал о смерти, а по сути воспел жизнь!

Отмечу ещё широкий демократизм – даже народность – Валентина Распутина в указанной повести. Ведь в центре повествования обычная деревенская старуха – тем более из Сибири, которая свои последние дни проводит на узкой железной кровати возле русской печки. Вспомним, что Лев Толстой в известной своей повести «Смерть Ивана Ильича» писал о кончине и об обстоятельствах с нею связанных члена Судебной палаты – занимавшего не последнее место в социальной иерархии. Изысканным интеллектуализмом отличаются два «танатологических» текста – «Смерть в Венеции» Томаса Манна и «Смерть в Риме» Вольфганга Кёппена. Распутин же народен! Его Анна и свою смерть и смерть других людей – в том числе и своего мужа принимает «как судьбу – не больше и не меньше».

И речь, речь, она блистательна – «все они исть просют, плачут. А их накормить рази маненько надо было? У меня сердце на части разрывалось. Чё тебе говореть, ты, подимте, без меня знаешь, сама двоих подымала». Верно говорят – язык – народ. К «Последнему сроку» это имеет самое прямое отношение.

Мастер слова, творец, словно взвешивает на весах вечности человеческие судьбы. Возникает такое впечатление, что он как некий космический демиург имеет прямое отношение к Вселенной... «солнце всё ближе и ближе подступало к старухе, наползая на кровать справа, где оно выпрямлялось в окне. В его молчаливом пронзительном свете чудилась с трудом сдерживаемая весёлая тугая сила...»


Анатолий ХОМЯКОВ,
г. ЯРОСЛАВЛЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования