Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 20.03.2015

Чтоб сказку сделать былью

Это похоже на сказку. Вот слушайте.

Жили-были старик со старухой, были у них, как водится, внуки, правнуки. Были и недруги. Против этих недругов и взяли однажды да возвели оборону. Прямо сказать – построили крепость, и отличную. Залюбуешься. Царь приехал – так и сделал: залюбовался, впал в поэтическое настроение и назвал крепость ожерельем. И крепость сослужила свою службу, почти два года оборонялись в ней против врагов. Так что защитники крепости получили у окрестных жителей звание крепкостоятельных.

Шли годы. И пришли к нашему удивительному времени. Крепость обветшала под градом ядер, снарядов и пуль. Пора было потомкам старика с бабкой как-то поправить ожерелье-то. И тут как раз дата большая надвинулась: тысячу и сто пятьдесят лет назад дед с бабой на холмах здесь и поселились. А точнее – в грамоте про это написали. Городу – 1150 лет, а ожерелью – 400 с лишним.

В первопрестольной одобрили и дали кучу денег. Мол, город-то на самом рубеже с западом, едут оттуда странники, глазеют на дивное ожерелье, а оно вовсе и не дивное. Ну и дороги подремонтируйте. Дома покрасить тоже надо. И пошла строчить губерния. Всё расписали, куда сколько потратить, как всё будет выглядеть, какие сюрпризы всех ждут и салюты. И первым делом, что сотворили чудо-мастера и чудо-чиновники? А часы замысловатые на одну башню прибабахали, электронные, называемые часами обратного хода.

Газета «Рабочий путь» об этом сообщала:

«Соответствующее распоряжение подписал глава Администрации Константин Лазарев. На эти цели потребуется около 500 тыс. рублей – башенные часы с электронным табло обратного отсчёта до юбилея Смоленска обойдутся казне в 395 тыс. рублей, остальные деньги пойдут на их доставку и установку».

Как только сообразительные горожане эту новость узнали, сразу смекнули: начинается цирк!

И – начался задний ход времени. Ну, как обычно, в стиле юмора одного боярина, мол, хотели как лучше, а… Время шло, куда и положено. И пришло. И прошло. Уже годовщина позади, а ожерелье – вот оно, полуразрушенное и полуоблагороженное.

До юбилейных реставрационных работ стояла себе башня Орёл, реяла над оврагом без шатровой крыши, перекрытий, подзагаженная, да куда уж без этого. А что получилось? А получилась большая помойка из башни Орёл.

Над башней строители возвели шатровую крышу, купол, сделали внутри добротные перекрытия. Но позабыли перекрыть входы-выходы крепкопьющим потомкам крепкостоятельных смолян. И потомки просто развели костёр внутри на перекрытиях, и занялся пожар, обгорелые брёвна, доски рухнули – да так и лежат внутри башни. А крепкопьющие потомки швыряют сверху всякую гадость, бьют бутылки, расписывают стены. Там уже гора мусора. Была башня – и – хоп – стала урна. На соседней башне – Позднякова – ещё целы шатёр и перекрытия. Целы, да не совсем. Кто-то повадился выдирать из крыши хорошие доски. Наверное, на коттедж не хватает материала, времена-то наступают суровые, тощие. В этой башне крепкопьющие постоянно тусуются, рано или поздно Позднякова погорит. Дураку ясно, что надо вход перекрыть. И перекрывали какой-то хлипкой решёткой. Так её тут же покорёжили добры молодцы ломами или чем там. Против добра-молодца-лома у администрации нет приёма.

До башни под Успенским собором – Волкова – вообще руки не дотянулись у реставраторов. Так и стоит в трещинах, будто полопавшаяся тыква. Там тоже свалка. Ожерелье дивное крепостное или череда урн?

В юбилейные торжества тогдашний руководитель департамента культуры и туризма Кононов учинил флешмоб: тысячи смолян взялись за руки и образовали живую стену в честь кирпичной годуновской. И в честь этого превращения ожерелья, его звеньев в помойку. Ну, не диво ли? А на сердитую реплику по этому поводу в газете отвечал цинично: а я, мол, не связываю инициативу, берите грабли в руки, то бишь обгорелые брёвна и очищайте, трудитесь на благо. Да трудиться на благо и здорово, только на ваше благо, г-н чиновник, взлетевший в московские уже сферы, что-то совсем не хочется. И, например, чтобы очистить башню Орёл, необходима специальная техника. А это деньги. Где, кстати, они? Миллионы на все эти реконструкции и праздники давали.

Ну, давали. Так сколько всяких трат было. И на стену, и набережную, и дороги и всякие – на первый взгляд – мелочи. Вот, например…

Напротив башни Позднякова и с видом на башню Орёл гастарбайтеры выстроили туалет типа сортир из железа. Раньше башмаки были из железа – без сносу. Похоже, не будет сноса и этому сооружению.

А тут грядут новые праздники и осваиваются новые миллионы. На площади Победы появится какой-то витиеватый монумент, возвеличивающий ратные подвиги, – раз. А на набережной – памятник Владимиру. Какому-какому Владимиру… Тому самому. Нет, не угадали. Не этому. И не другому партийному вождю. А Владимиру из теперь уже навсегда вражеского Киева.

А достаточно-то было просто перенаправить потоки. Пустить деньги не на памятники,– на той площади, где собираются монумент победы строить, уже есть зело хороший памятник Твардовскому и Тёркину, а Владимир Красное Солнышко пусть в Киеве да в Москве красуется, если москвичам так приспичило, – а вот вложить эти рубли в то, что уже есть и вопиет о помощи: в ожерелье России, в башни с именами.

Но это уж вряд ли. Начиналось-то всё вроде как сказка, а на самом деле все эти дела – наша быль. И будут тожественные салюты и речи о патриотизме губернаторские и патриаршьи. Кто ж упустит такую возможность покрасоваться на фоне крепкостоятельного Смоленска. Тут главное – картинка, а что внутри картинки зритель не будет разбираться.


Олег ЕРМАКОВ,
г. СМОЛЕНСК
Фото автора




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования